В статье рассмотрен процесс влияния цифровизации на защиту коммерческой тайны. Дано понятие коммерческой тайны. Проанализированы пути утечки информации, а также имеющиеся способы защиты коммерческой тайны в период цифровых технологий. В статье отмечает необходимость использования комплексного подхода к улучшению защиты коммерчески ценной информации в цифровую эпоху.
Ключевые слова: коммерческая тайна, цифровизация, утечка данных, информация, бизнес-среда.
В современном мире важнейшей и неотъемлемой сферой деятельности экономической системы выступает предпринимательская деятельность. В связи с постоянным развитием человеческого общества происходит развитие различных сфер деятельности, куда входит и предпринимательство, в которой возникают новые направления данной сферы деятельности. Однако стоит отметить, что признаки, характеризующие указанный вид деятельности, остаются неизменными. Так, важной и неотъемлемой частью любого предпринимательства выступает постоянный риск, который имеет неотъемлемую связь с ответственностью и самостоятельностью самого предпринимателя [1, с. 13]. Также стоит заметить, что успех развития предпринимательской деятельности имеет место, только при условии минимизации данного риска.
Изменчивость и развитие современного мира оказывает влияние на сферу предпринимательской деятельности, о чём свидетельствует появление новых направлений бизнеса, в том числе новых технологий в производстве и ведении дел, что не может не создавать новых угроз и рисков. По мере того, как мы вступаем в цифровую эпоху, все больше предприятий обращаются к Интернету, а также к иным достижениям технологического процесса, чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество на рынке товаров, работ и услуг [2, с. 264].
Цифровизация со стремительной скоростью приобретает популярность и становится фундаментальным трендом современности, что является причиной предъявления новых требований к бизнес-среде, а также оказанием определённого давления на данную сферу деятельности. Хозяйствующие субъекты оказываются в таких условиях, когда они вынуждены подстраиваться под новые тенденции, кардинально меняя свои подходы к управлению информацией [4, с. 126]. При этом изменению подвержены как область коммуникации с клиентом (дистанционный формат общения, использование онлайн-банков для осуществления оплаты товара), так и перевод в цифровой формат всей информации, которая имеет коммерческую ценность для предприятия и подлежит особой охране. Стоит заметить, что за счёт указанных изменений уходит в прошлое традиционный промышленный шпионаж и набирают всё больший оборот хакерские атаки.
Понятие «цифровизации» всё больше внедряется как в жизнь человеческого общества, так и в экономику нашей страны в целом, где компании имеют доступ к огромным объемам данных, которые могут представлять для них ценность. Такие данные имеют законодательно закреплённое название, такое, как «коммерческая тайна».
Для более точного понимания смысла указанных терминов, стоит обратить к Федеральному закону от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», где коммерческая тайна представляет собой «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду» [3].
Названный закон также даёт определение информации, которая является главной составляющей коммерческой тайны — это «сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны» [3].
Как видно из представленных определений, информация, относящаяся к коммерческой тайне, должна иметь защиту, чтобы предприятия имели возможность сохранить свои конкурентные преимущества. Однако в период цифровизации всё чаще коммерчески ценная информация подвергается раскрытию, что представляет довольно значимую проблему для хозяйствующих субъектов.
Так, исследования компании Positive Technologies об анализе утечек данных в России и мире показали, что доля утечек учетных данных из организаций в первой половине 2024 достигла значительного уровня в 21 %, что на 9 % превышает показатели первой половины 2023 года. При этом отмечен рост хищений непосредственно коммерческой тайны, а также иной коммерчески ценной информации, где доля хищений в первой половине 2024 года составила 24 %, что на 10 % выше, чем за аналогичный период 2023 года. Также исследователями компании Positive Technologies были выбраны три области, где доля утечек коммерческой тайны находится на высоком уровне, так за первое полугодие 2024 года 39 % утечек коммерчески ценной информации составило в промышленном секторе, 36 % в государственных учреждениях и 29 % в транспортных компаниях [6].
Приведённые данные свидетельствуют об актуальности проблемы защиты коммерческой тайны и иной ценной информации в период цифровизации, что говорит о необходимости компаний защищать свою информацию. Однако имеющиеся средства защиты коммерчески ценной информации (специальный режим, дополнительные соглашения и иные средства защиты) становятся не достаточными в условиях развития цифровых технологий.
Разглашение конфиденциальной информации приводит к значительным проблемам компании, таким, как снижение репутации на рынке, что неизбежно связано с потерей клиентов, доли на рынке или же стоимости акций, всё это ведёт к потере прибыли, в том числе к прямым финансовым потерям.
На данный момент защита коммерческой тайны основывается на трёх основных методах, а именно: меры организационного характера, технические и юридические меры.
К мерам организационного характера стоит отнести, прежде всего, установление на предприятии внутреннего порядка доступа к информации конфиденциального характера, как со стороны сотрудников, так и со стороны руководства. Кроме того, важно чётко определить сведения, подлежащие защите и относящиеся к коммерческой тайне, а также необходима разработка системы локальных нормативных актов, которые обеспечат соблюдение режима конфиденциальности и защиты сведений, составляющих коммерческую тайну.
Среди технических мер стоит выделить все способы кодирования и шифрования данных, установление запрета на копирование, контроль компьютеров сотрудников и мониторинг использования учетных записей.
К юридическим мерам главным образом относится заключение договоров о конфиденциальности, решение споров в судебном порядке путем подачи исков о защите прав на коммерческую тайну и привлечение нарушителей к ответственности.
Государство стремится обеспечить защиту коммерчески ценной информации, путём установления различного рода ответственности за разглашение конфиденциальных сведений.
Так законодательство предусматривает следующие виды ответственности:
Во-первых, дисциплинарная ответственность, которая предполагает применение к лицу, разгласившему конфиденциальные данные компании, меры дисциплинарного взыскания, такие как: замечание, штраф, выговор, увольнение.
Во-вторых, административная ответственность, которая предусмотрена, в частности, статьёй 13.14 КоАП РФ, где виновному лицу выносится штраф.
В-третьих, гражданско-правовая ответственность предусматривает взыскание морального или материального вреда за разглашение сведений ограниченного доступа. При этом если будет доказано, что лицо, разгласившее сведения конфиденциального характера, получило доход от разглашения, то обладатель конфиденциальной информации вправе требовать полного возмещения убытков.
В-четвертых, уголовная ответственность, которая является наиболее суровой и предполагает наложение штрафа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, принудительные работы, а также лишение свободы.
Процесс цифровизации заставляет общество пересмотреть имеющиеся средства защиты конфиденциальной информации, в связи с чем, меры, применяемые обществом для защиты информации, подвергаются определённой трансформации.
Так, всё большую ценность приобретают технические средства, криптографические методы преобразования информации, в том числе в целях сохранения конфиденциальности информации в определённой степени ограничению подвергается доступ сотрудников организации к некоторым средствам связи непосредственно на рабочем месте.
Такого рода меры обусловлены тем, что нарушения в сфере права коммерческой тайны заключаются в увеличении фактов копирования работником предприятия на различные внешние носители сведений конфиденциального характера, в том числе сохранении подобного рода информации на своих личных страницах в сети Интернет, передаче такой информации по электронной почте или случайном разглашении в ходе личной переписки в различных мессенджерах [4, с. 121].
Кроме того, утечка данных в компании также обусловлена такими факторами, как промышленный шпионаж, взяточничество, получение конфиденциальной информации непосредственно от самих сотрудников, проникновение в компьютерные системы. Существование данных обстоятельств требует акцентировать внимание не только на защите информации на материальных носителях и компьютерах сотрудников, но и на эффективном управлении персоналом. Ввиду наличия практически в каждой организации текучести кадров, следует особое внимание уделять соблюдению определённых мер при уходе сотрудника, который имел доступ к конфиденциальной информации.
В частности, следует убедиться, что собраны все документы сотрудника, базы данных, носители информации и другие предметы, с которыми работал сотрудник (ключи, печати, удостоверение личности). Также особенно важным являет проведение с увольняющимся сотрудником соответствующей беседы, в которой должна быть обозначена важность защиты конфиденциальной информации и его роль в сохранении такой информации. При этом немаловажное значение имеет своевременная выплата заработной платы сотруднику [5].
Соблюдение данных требований позволяет сформировать у сотрудника положительную эмоциональную связь с бывшим местом работы, которая выступает в роли сдерживающего фактора против разглашения коммерчески ценной информации.
Таким образом, чтобы обеспечить защиту коммерческой тайны следует использовать комплексный подход, который будет включать как правовые меры защиты, которые предусматривают заключение соответствующих договоров и определённого порядка работы с документами и информацией, также организационные меры, предусматривающие необходимость решения вопросов, связанных с текучестью кадров, улучшением динамики коллектива и стремление к гармоничной рабочей среде, а также технические меры защиты, которые в настоящее время играют значимую роль в работе организации и требуют активного внедрения в бизнес-процессы IT-технологий с целью разработки и применения комплексной защиты хранилища документов, содержащих коммерчески ценную информацию.
Литература:
- Головкина Д. В. Обеспечение информационной безопасности установлением режима коммерческой тайны / Д. В. Головкина // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 12–16.
- Напалкова, Д. В. Коммерческая тайна в цифровую эпоху. Правовой механизм обеспечения защиты коммерческой информации / Д. В. Напалкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 263–266.
- О коммерческой тайне: Федер. закон от 29.07.2004 г. № 98 — ФЗ: в ред. Федер. закона от 8 авг. 2024 г. № 251 ФЗ // Рос. газ. — 2004. — 05 авг.; 2024. — 16 авг.
- Саттаров, В. Д. Право коммерческой тайны в условиях цифровизации общества / В. Д. Саттаров // Пермский юридический альманах. — 2019. — № 2. — С. 119–127.
- Сорокин, П. А. Разработка мер по совершенствованию системы защиты коммерческой тайны в целях повышения уровня экономической безопасности коммерческих организациях / П. А. Сорокин // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15, № S6.
- Утечки конфиденциальных данных из организаций — 1-е полугодие 2024. сайт/ Positive Technologies. URL: https://www.ptsecurity.com/ (дата обращения: 09.03.2025).