Преимущества и недостатки модели «перевёрнутый класс» как средства активации самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 20.03.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Пасиков, С. А. Преимущества и недостатки модели «перевёрнутый класс» как средства активации самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения / С. А. Пасиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — С. 275-279. — URL: https://moluch.ru/archive/564/123543/ (дата обращения: 24.04.2025).



В данной статье рассматривается модель «перевернутый класс», которая раскрывает систему смешанного обучения: даются основные параметры обучения, структура, специфика данной технологии; выявляются отличия классического урока от учебного занятия в формате «перевернутый класс», анализируются преимущества и недостатки применения этой технологии в практической деятельности.

Ключевые слова: образовательные технологии, развитие информационных технологий, модель обучения «перевернутый класс»

В период COVID-19 сложилась обстановка, которая выявила основные направления применения новых технологий дистанционного обучения не только для учителей школ, но и для преподавателей вузов.

«Перевернутый класс» (англ. Flipped Classroom ) — это «модель процесса обучения, при которой учитель предоставляет учащимся материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала» [12].

«Если в распространенном обучении на занятиях в классе ученикам (студентам) объясняется новый материал, а дома, в процессе выполнения домашних заданий они его дорабатывают и глубже изучают, то в модели обучения «перевернутый класс» все происходит наоборот: первичное знакомство с материалом у обучающихся происходит в домашних условиях» [13].

На рис. 1 представлена модель обучения «перевернутый класс».

Модель обучения «перевернутый класс»

Рис. 1. Модель обучения «перевернутый класс»

«Перевернутый класс» — это инновационно-педагогический метод обучения. Основное отличие от традиционного метода заключается в том, что учащиеся обучаются самостоятельно с применением новых технологий и информационно-технических средств (видеолекций, интерактивных материалов, презентаций), а время на уроке направлено на решение практических заданий.

При работе в режиме «перевернутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется формирование его личностных характеристик и метапредметных навыков (активность, ответственность, инициативность, самоорганизация, управление временными ресурсами) [6].

Было проведено исследование, оценивающее применение модели «перевернутый класс» (рис. 2).

Оценка эффективности прослушивания лекционных занятий с применением модели «перевернутый класс» [3]

Рис. 2. Оценка эффективности прослушивания лекционных занятий с применением модели «перевернутый класс» [3]

Как показывает рис. 2, применение модели «перевернутый класс» дает возможность учащемуся быстро и эффективно осваивать учебный материал.

Основной принцип этой технологии обучения заключается в том, что лектор записывает на веб-камеру материал для обучающегося, и в дальнейшем студент или школьник должен самостоятельно разобрать данную тему. Период и количество просмотров учебного материала не ограничены.

К урокам и лекциям лектор прилагает несколько вопросов для самостоятельной работы, чтобы закрепить пройденный материал. Получив результаты самостоятельной работы учащихся, преподаватель видит уровень знаний по пройденной теме и кто и как справился с изученным материалом.

На рис. 3 представлены преимущества модели «перевернутый класс» для обучающегося.

Преимущества модели «перевернутый класс» для обучающегося

Рис. 3. Преимущества модели «перевернутый класс» для обучающегося

На рис. 4 представлены преимущества модели «перевернутый класс» для педагогов.

Преимущества модели «перевернутый класс» для педагогов

Рис. 4. Преимущества модели «перевернутый класс» для педагогов

Преимущества данной модели заключаются в удобном формате обучения и общения между обучающимся и педагогом.

В 2024 году в научно-исследовательском центре при МГУ им. М. В. Ломоносова было проведено исследование, которое выявило основные недостатки и трудности при использовании модели обучения «перевернутый класс». Опрос проводился на базе РАНХиГС в г. Санкт-Петербурге. В опросе участвовали 260 студентов экономического и юридического факультетов.

На рис. 5 представлены варианты ответов студентов на вопросы о недостатках и сложностях использования модели «перевернутый класс».

Основные недостатки и трудности при использовании модели «перевернутый класс» для обучающихся

Рис. 5. Основные недостатки и трудности при использовании модели «перевернутый класс» для обучающихся

Исследование показало следующие результаты:

– не все готовы выполнять домашнее задание (15 %), так как считают, что им достаточно материала, который они изучают самостоятельно и обсуждают на уроке с педагогом;

– многие не готовы проводить много времени за ПК (75 %), это вредит здоровью;

– не все готовы изучать материал самостоятельно (67 %).

На рис. 6 представлены варианты ответов на вопросы по выявлению основных недочетов при использовании модели «перевернутый класс» для педагогов.

Основные недостатки и трудности при использовании модели «перевернутый класс» для педагогов

Рис. 6. Основные недостатки и трудности при использовании модели «перевернутый класс» для педагогов

Следует отметить, что при оценке преимуществ и недостатков, было выявлено, что отрицательных черт больше, чем положительных. Особенно это касается работы педагогического состава и его учебной нагрузки. Основное преимущество модели «перевернутый класс» заключается в том, что она выстраивает учебный процесс таким образом, что обучающийся может проявлять личную инициативу и самостоятельно изучать учебный материал.

Литература:

  1. Андреева, Н. В. Особенности организации эффективного смешанного обучения в школе / Н. В. Андреева // Электронное обучение в непрерывном образовании. — 2015. — № 1-1. — С. 425–429.
  2. Басалгина, Т. Ю. Технология «Перевернутый класс» при изучении специальных дисциплин / Т. Ю. Басалгина // Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: материалы V Краевой заочной научно-практической конференции, Пермь, 17 окт. 2014 г. / сост. Е. М. Калашникова, Н. В. Бочкарева, М. И. Макаренко. — Пермь : Пермский гос. проф.-пед. колледж, 2014. — С. 173–175.
  3. Велединская, С. Б. Смешанное обучение: секреты эффективности / С. Б. Велединская, М. Ю. Дорофеева // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 8. — С. 8–13.
  4. Гизатулина, О. И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения / О. И. Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 116–118.
  5. Жуплей, И. В. Инновационные педагогические технологии в вузе / И. В. Жуплей // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2015. — № 20. — С. 25–30.
  6. Ищенко, А. М. «Перевернутый класс» — инновационная модель обучения // А. М. Ищенко // Учительская газета. Независимое педагогическое издание. — 2014. — 21 декабря. — URL: www.ug.ru/method_article/876 (дата обращения: 25.03.2020).
  7. Капранов, Г. А. К вопросу о межсубъектных отношениях в учебном процессе / Г. А. Капранов, С. В. Пишун // Вестник Дальневосточного регионального учебно-методического центра: информационно-аналитический сборник. — Владивосток : ДВФУ, 2013. — С. 145–149.
  8. Капранов, Г. А. Метод проектов как способ повышения профессиональной самостоятельности студентов / Г. А. Капранов // Формирование инновационных комплексов в малых городах Дальнего Востока России: Материалы региональной научно-практической конференции, ред. В. А. Осипова. — Владивосток : Издательский дом ДВФУ, 2012. — С. 221–226.
  9. Капранов, Г. А. Подготовка будущего специалиста методами проблемного обучения / Г. А. Капранов // Формирование инновационных комплексов в малых городах Дальнего Востока России: Материалы региональной научно-практической конференции, ред. В. А. Осипова. — Владивосток : Издательский дом ДВФУ, 2012. — С. 227–231.
  10. Логинова, А. В. Особенности и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс» / А. В. Логинова // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1114–1119.
  11. Ремизова, Е. Г. Реализация методики смешанного обучения по модели «перевернутый класс» на уроках информатики / Е. Г. Ремизова. [Электронный ресурс]. — URL: http://msk.ito.edu.ru/2014/section/229/94840/ (дата обращения: 21.03.2020).
  12. Паймакова, Е. А. Применение модели «Перевернутый класс» в преподавании английской грамматики в период дистанционного обучения / Е. А. Паймакова, О. В. Вострикова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-modeli-perevernutyy-klass-v-prepodavanii-angliyskoy-grammatiki-v-period-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 25.03.2025).
  13. Капранов, Г. А. Особенности использования в учебном процессе модели обучения «перевернутый класс» / Г. А. Капранов // Теория и практика современной науки. — 2015. — № 3 (3). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-v-uchebnom-protsesse-modeli-obucheniya-perevernutyy-klass (дата обращения: 25.03.2025).
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

образовательные технологии, развитие информационных технологий, модель обучения перевёрнутый класс

Похожие статьи

Задать вопрос