В данной статье рассматривается модель «перевернутый класс», которая раскрывает систему смешанного обучения: даются основные параметры обучения, структура, специфика данной технологии; выявляются отличия классического урока от учебного занятия в формате «перевернутый класс», анализируются преимущества и недостатки применения этой технологии в практической деятельности.
Ключевые слова: образовательные технологии, развитие информационных технологий, модель обучения «перевернутый класс»
В период COVID-19 сложилась обстановка, которая выявила основные направления применения новых технологий дистанционного обучения не только для учителей школ, но и для преподавателей вузов.
«Перевернутый класс» (англ. Flipped Classroom ) — это «модель процесса обучения, при которой учитель предоставляет учащимся материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала» [12].
«Если в распространенном обучении на занятиях в классе ученикам (студентам) объясняется новый материал, а дома, в процессе выполнения домашних заданий они его дорабатывают и глубже изучают, то в модели обучения «перевернутый класс» все происходит наоборот: первичное знакомство с материалом у обучающихся происходит в домашних условиях» [13].
На рис. 1 представлена модель обучения «перевернутый класс».
Рис. 1. Модель обучения «перевернутый класс»
«Перевернутый класс» — это инновационно-педагогический метод обучения. Основное отличие от традиционного метода заключается в том, что учащиеся обучаются самостоятельно с применением новых технологий и информационно-технических средств (видеолекций, интерактивных материалов, презентаций), а время на уроке направлено на решение практических заданий.
При работе в режиме «перевернутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется формирование его личностных характеристик и метапредметных навыков (активность, ответственность, инициативность, самоорганизация, управление временными ресурсами) [6].
Было проведено исследование, оценивающее применение модели «перевернутый класс» (рис. 2).
Рис. 2. Оценка эффективности прослушивания лекционных занятий с применением модели «перевернутый класс» [3]
Как показывает рис. 2, применение модели «перевернутый класс» дает возможность учащемуся быстро и эффективно осваивать учебный материал.
Основной принцип этой технологии обучения заключается в том, что лектор записывает на веб-камеру материал для обучающегося, и в дальнейшем студент или школьник должен самостоятельно разобрать данную тему. Период и количество просмотров учебного материала не ограничены.
К урокам и лекциям лектор прилагает несколько вопросов для самостоятельной работы, чтобы закрепить пройденный материал. Получив результаты самостоятельной работы учащихся, преподаватель видит уровень знаний по пройденной теме и кто и как справился с изученным материалом.
На рис. 3 представлены преимущества модели «перевернутый класс» для обучающегося.
Рис. 3. Преимущества модели «перевернутый класс» для обучающегося
На рис. 4 представлены преимущества модели «перевернутый класс» для педагогов.
Рис. 4. Преимущества модели «перевернутый класс» для педагогов
Преимущества данной модели заключаются в удобном формате обучения и общения между обучающимся и педагогом.
В 2024 году в научно-исследовательском центре при МГУ им. М. В. Ломоносова было проведено исследование, которое выявило основные недостатки и трудности при использовании модели обучения «перевернутый класс». Опрос проводился на базе РАНХиГС в г. Санкт-Петербурге. В опросе участвовали 260 студентов экономического и юридического факультетов.
На рис. 5 представлены варианты ответов студентов на вопросы о недостатках и сложностях использования модели «перевернутый класс».
Рис. 5. Основные недостатки и трудности при использовании модели «перевернутый класс» для обучающихся
Исследование показало следующие результаты:
– не все готовы выполнять домашнее задание (15 %), так как считают, что им достаточно материала, который они изучают самостоятельно и обсуждают на уроке с педагогом;
– многие не готовы проводить много времени за ПК (75 %), это вредит здоровью;
– не все готовы изучать материал самостоятельно (67 %).
На рис. 6 представлены варианты ответов на вопросы по выявлению основных недочетов при использовании модели «перевернутый класс» для педагогов.
Рис. 6. Основные недостатки и трудности при использовании модели «перевернутый класс» для педагогов
Следует отметить, что при оценке преимуществ и недостатков, было выявлено, что отрицательных черт больше, чем положительных. Особенно это касается работы педагогического состава и его учебной нагрузки. Основное преимущество модели «перевернутый класс» заключается в том, что она выстраивает учебный процесс таким образом, что обучающийся может проявлять личную инициативу и самостоятельно изучать учебный материал.
Литература:
- Андреева, Н. В. Особенности организации эффективного смешанного обучения в школе / Н. В. Андреева // Электронное обучение в непрерывном образовании. — 2015. — № 1-1. — С. 425–429.
- Басалгина, Т. Ю. Технология «Перевернутый класс» при изучении специальных дисциплин / Т. Ю. Басалгина // Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: материалы V Краевой заочной научно-практической конференции, Пермь, 17 окт. 2014 г. / сост. Е. М. Калашникова, Н. В. Бочкарева, М. И. Макаренко. — Пермь : Пермский гос. проф.-пед. колледж, 2014. — С. 173–175.
- Велединская, С. Б. Смешанное обучение: секреты эффективности / С. Б. Велединская, М. Ю. Дорофеева // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 8. — С. 8–13.
- Гизатулина, О. И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения / О. И. Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 116–118.
- Жуплей, И. В. Инновационные педагогические технологии в вузе / И. В. Жуплей // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2015. — № 20. — С. 25–30.
- Ищенко, А. М. «Перевернутый класс» — инновационная модель обучения // А. М. Ищенко // Учительская газета. Независимое педагогическое издание. — 2014. — 21 декабря. — URL: www.ug.ru/method_article/876 (дата обращения: 25.03.2020).
- Капранов, Г. А. К вопросу о межсубъектных отношениях в учебном процессе / Г. А. Капранов, С. В. Пишун // Вестник Дальневосточного регионального учебно-методического центра: информационно-аналитический сборник. — Владивосток : ДВФУ, 2013. — С. 145–149.
- Капранов, Г. А. Метод проектов как способ повышения профессиональной самостоятельности студентов / Г. А. Капранов // Формирование инновационных комплексов в малых городах Дальнего Востока России: Материалы региональной научно-практической конференции, ред. В. А. Осипова. — Владивосток : Издательский дом ДВФУ, 2012. — С. 221–226.
- Капранов, Г. А. Подготовка будущего специалиста методами проблемного обучения / Г. А. Капранов // Формирование инновационных комплексов в малых городах Дальнего Востока России: Материалы региональной научно-практической конференции, ред. В. А. Осипова. — Владивосток : Издательский дом ДВФУ, 2012. — С. 227–231.
- Логинова, А. В. Особенности и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс» / А. В. Логинова // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1114–1119.
- Ремизова, Е. Г. Реализация методики смешанного обучения по модели «перевернутый класс» на уроках информатики / Е. Г. Ремизова. [Электронный ресурс]. — URL: http://msk.ito.edu.ru/2014/section/229/94840/ (дата обращения: 21.03.2020).
- Паймакова, Е. А. Применение модели «Перевернутый класс» в преподавании английской грамматики в период дистанционного обучения / Е. А. Паймакова, О. В. Вострикова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-modeli-perevernutyy-klass-v-prepodavanii-angliyskoy-grammatiki-v-period-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 25.03.2025).
- Капранов, Г. А. Особенности использования в учебном процессе модели обучения «перевернутый класс» / Г. А. Капранов // Теория и практика современной науки. — 2015. — № 3 (3). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-v-uchebnom-protsesse-modeli-obucheniya-perevernutyy-klass (дата обращения: 25.03.2025).