Адвокатская монополия на оказание юридической помощи. Консолидация юридической профессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 23.03.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Петрова, Е. К. Адвокатская монополия на оказание юридической помощи. Консолидация юридической профессии / Е. К. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — URL: https://moluch.ru/archive/564/123597/ (дата обращения: 02.04.2025).

Препринт статьи



В статье автор отражает проблемы введения адвокатской монополии на оказание юридической помощи.

Ключевые слова: адвокат, доверитель, адвокатская монополия.

Для решения многих вопросов, возникших из юридических фактов, человеку, не обладающему юридическим образованием или недостаточно осведомленному о той или иной отрасли права, требуется юридическая помощь. В настоящее время в Российской Федерации реализуется право граждан на оказание как бесплатной квалифицированной юридической помощи, так и помощи на возмездной основе.

Впервые о так называемой адвокатской монополии стало известно после опубликования проекта изменений в государственную программу «Юстиция», подготовленного Министерством юстиции Российской Федерации. В данном проекте во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1] и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [2], определены стратегические приоритеты в сфере юстиции, в том числе и адвокатуры. Сам термин «адвокатская монополия» не использовался Минюстом для отражения целей реформы, в акте лишь указывалось на необходимость консолидации юридической профессии, условия для которой будет создавать непосредственно адвокатура.

Важно, что изменения коснутся лишь тех частнопрактикующих юристов, которые представляют интересы своих доверителей в суде. В связи с размещением текста проекта и вынесения его на общественное обсуждение, появились как сторонники реформы, так и лица, не поддерживающие позицию Минюста.

Прежде всего стоит отметить, что консолидация юридической профессии на базе адвокатуры для судебных представителей повысит качество оказания юридической помощи населению, поскольку для получения статуса адвоката необходимо соответствовать требованиям, закрепленным в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее № 63-ФЗ) [3]. Также согласно ч. 3 ст. 9 № 63-ФЗ решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена. Таким образом, для лица, представляющего интересы доверителя в суде, будут предъявляться более строгие требования для обеспечения права граждан на доступ к правосудию, а также на квалифицированную юридическую помощь. В связи с чем возникают опасения, связанные с повышением стоимости оказания юридических услуг, ввиду объективного снижения количества лиц, оказывающих представительство в судах и имеющих статус адвоката. Представляется, что для решения данной проблемы необходимо ввести тарифы, соответствующие каждому виду и объему оказываемых услуг.

Стоит отметить, что кандидаты, соответствующие требованиям, закрепленным в законе, и успешно сдавшие квалификационный экзамен, должны внести вступительный взнос в адвокатскую палату, который не всегда соответствует финансовому положению будущего адвоката. По некоторым данным [4], суммы таких взносов варьируются от 50 тыс. до 200 тыс. рублей, в некоторых же регионах размер обязательных отчислений доходит до 500 тыс. рублей. Помимо вступительного взноса, адвокаты ежемесячно производят отчисления на нужды адвокатской палаты, например, для членов адвокатской палаты г. Москвы [5] размер таких отчислений варьируется от 77 тыс. до 220 тыс. рублей. Таким образом, введение «адвокатской монополии» для многих частнопрактикующих юристов приведет к большим финансовым затратам, что представляется негативным аспектом реформирования.

Одним из немногих положительных последствий консолидации юридической профессии является распространение на всех судебных представителей принципа адвокатской тайны. Так, согласно ст. 9 № 63-ФЗ адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. Таким образом, в связи с существующими уголовно-процессуальными нормами обеспечивается неприкосновенность адвоката, а также конфиденциальность частной жизни доверителя, что наиболее соответствует интересам последнего при оказании юридической помощи.

Помимо изложенных выше преимуществ и недостатков введения «адвокатской монополии» существуют и иные аспекты, обсуждаемые юристами. Представляется, что подобное реформирование сферы юстиции негативно скажется как на спросе, так и на предложении оказания юридических услуг, ввиду больших финансовых затрат со стороны доверителей и кандидатов, претендующих на получение статуса адвоката. Повышение качества предоставляемых юридических услуг должно осуществляться в рамках образовательных, подготовительных программ и не зависеть от приобретенного юристом статуса, а все процессуальные действия в отношении лиц, оказывающих юридическую помощь, должны соответствовать принципу законности и обоснованности, во избежание нарушения прав граждан.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. — Версия проф. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 01.03.2025).

2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. — Версия проф. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 01.03.2025).

3. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. — Версия проф. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/ (дата обращения: 07.03.2025).

4. Больше расходов и своя тайна: что дает статус адвоката // Право.ру. — URL: https://pravo.ru/story/231137/ (дата обращения: 07.03.2025).

5. Обязательные отчисления (профессиональные расходы) на общие нужды Адвокатской палаты города Москвы (с учетом отчислений в ФПА РФ) в 2024 г. // Адвокатская палата г. Москвы. — URL: https://www.advokatymoscow.ru/advocate/activity/fin/obyazatelnye-otchisleniya-na-nuzhdy-apm-razmer-rekvizity/10486/ (дата обращения: 07.03.2025).



Задать вопрос