Организация игровой деятельности дошкольника: теоретико-практический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 23.03.2025

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, Т. Ю. Организация игровой деятельности дошкольника: теоретико-практический аспект / Т. Ю. Шевченко, Л. А. Маслюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — URL: https://moluch.ru/archive/564/123614/ (дата обращения: 02.04.2025).

Препринт статьи



В статье авторы рассматривают понятие игры и игровой деятельности, а также особенности организации игровой деятельности дошкольников на примере группы раннего развития.

Ключевые слова: дети, игра, игровая деятельность, организация, методы, приёмы.

Игра — это не только жизненная потребность, но и ключ к всестороннему развитию ребенка. Общаясь со сверстниками, ребенок учится играть вместе, проявлять выдержку, уступать, помогать, делится игрушками. Макаренко А. С. полагал, что «игра — осмысленная деятельность, а радость игры — «радость творческая», «радость победы»».

Игровая деятельность — это средство познания окружающего мира. Играя, ребенок учиться жить в гармонии с другими, познает различные жизненные явления и профессии. Игровая деятельность, всегда свободно организована и мотивированна интересом ребенка и его стремлением познать новое. Первыми формами игровой деятельности в раннем возрасте, являются толкание, узнавание захват, отслеживание игрушки.

Позднее ближе к двум годам, дети осваивают свободные игры с различными игрушками, предметами быта или природы, при помощи которых ребенок знакомятся с окружающим миром.

Игровая деятельность, с сюжетными игрушками, в этом возрасте, создаёт благоприятные условия для формирования у ребёнка заинтересованности и создания самостоятельных игровых образов и служит способом решения различных игровых задач с учётом предложенных игрушек или условий игры, создаваемых воспитателем в подготовленной ситуации [2, с. 44].

Несмотря на то, что, игры маленьких детей возникают в основном под влиянием зрительных образов, ребенку обязательно нужен пример для подражания, или объяснение как играть с уже знакомой или новой игрушкой. Малыши любят открывать и закрывать двери, ящики, коробки, вынимать оттуда вещи и складывать их. Дети, играя с различными движущимися игрушками не только повторяют игровые действия взрослых, но и начинают играть, самостоятельно создавая что-то новое в соответствии со своими желаниями. Нередко дети, играя подражают труду взрослых.

Для ребенка важно одобрение его игр взрослыми ‒ близкими или воспитателем, их помощь, участие, руководство игровой деятельностью [1, с. 31].

Игра с детьми в раннем возрасте представляет собой предметно-игровую деятельность и носит ознакомительный характер. При организации игр важно заинтересовать детей игрой ее содержанием, интересными и разными игровыми задачами, определяющимися с учетом личного опыта каждого ребенка. В самом начале игры, воспитатель, и ребенок изучают игрушки, стремясь вызвать у малыша приятные чувства. После этого, обращаясь к игрушкам, взрослый формулирует игровую задачу. При этом важно, чтобы взрослый демонстрировал и комментировал свои действия, а затем предлагал ребенку самостоятельно включиться в игру, оказывая помощь при необходимости и участвуя в игровом процессе вместе с ним.

Так, постепенно расширяя возможности детей для достижения игровых целей в наглядно — действенном плане, воспитатель учит их планировать свою игровую деятельность [3].

В МБДОУ «Ручеек» РХ, г. Черногорска, в группах раннего дошкольного возраста «Лучики» и «Одуванчики». используется при организации игровой деятельности комплексный метод руководства игрой. Новоселовой С. Л и Е. В. Зворыгиной.

Комплексный метод руководства игрой С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной

Рис. 1. Комплексный метод руководства игрой С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной

Демонстрация новых способов решения игровых задач, усвоения новых навыков с использованием компонентов комплексного метода руководства игрой Новоселовой С. Л и Е. В. Зворыгиной, в том числе и в, МБДОУ «Ручеек» РХ, г. Черногорска, происходит с помощью игрушек-заместителей, различных действий с использованием нарисованных или воображаемых предметов.

Обучающие игры направлены на ознакомление с окружающим миром, создания интереса для дальнейшей самостоятельной игры. Как правило, развитие интереса к обучающей игре формируется при помощи новых игрушек, конструкторов, разнообразным наполнением РППС группы и участка в детском саду.

Самостоятельная сюжетная игра и развитие интереса к ней у ребёнка в раннем возрасте, формируется успешно при условии, постепенного введения усложняющихся игрушек.

Роль воспитателя в таком случае, сводится к созданию для детей условий, при которых использование сложных игрушек не только развивало бы воображение, мелкую моторику и словарный запас ребёнка, но и в том, чтобы полностью задействовать функциональные возможности самой игрушки.

В проблемной ситуации игровая задача продумывается взрослым заблаговременно.

При этом учитывается предыдущий опыт и знания ребёнка с помощью направляющих вопросов и рекомендаций, воспитатель стремится пробудить в ребёнке интерес к достижению цели игры и стимулировать нахождение способов её реализации в незнакомых обстоятельствах.

После того как ребёнок освоит метод решения игровой задачи в ситуации, организованной взрослым, нужно мотивировать его к самостоятельной подготовке условий для игры. В этом случае формулировка игровой задачи должна усложняться постепенно.

Необходимо давать ребёнку возможность регулярно играть независимо в знакомой или изменённой среде, а также вне её.

Подталкивать его к самостоятельному определению цели и её достижению, к словесному обозначению игрового материала и своих действий, а затем к предварительному планированию цели игровой деятельности. Со временем у детей раннего возраста формируется инициативность в формулировании игровых задач, возникают замыслы, которые они уже могут объяснить.

Предлагая задание, воспитатель помогает определить роль, назвать ее и выполнить. Поощряет малышей за хорошую игру, и доброжелательное отношение к товарищам [1, с. 31,3].

В группах раннего дошкольного возраста в МБДОУ «Ручеек» «Лучики» и «одуванчики», нет специально-организованных занятий, весь процесс организации игровой деятельности, построен на совместном взаимодействии ребенка и воспитателя.

Совместное взаимодействие ребенка и воспитателя происходит при проведении различных дидактических игр ‒ «застежки, листопад, гав-гав», игр-ситуаций ‒ «уложим куклу спать, прокатим лисичку в автобусе, самолет», музыкально-ритмических игр, ‒ «наши детки веселились, пляска с погремушками, чок да чок», игр-забав ‒ например, «карусели, шла коза по мостику, волшебные ладошки», сюжетно-ролевых игр ‒ «поездка, покатаем кукол на машине, семья», строительных игр ‒ «знакомство с кубиком, постройка башни, постройка кроватки», и различных подвижных игр ‒ «вороны, куры и кошка, медведь и дети».

Это связано с тем, что, ребенок, приобретая практический опыт оперирования предметами в процессе игровой деятельности в дальнейшем переносит этот опыт из игры в повседневную жизнь.

Литература:

1. Игровая деятельность дошкольника: детство ради детства: методическое пособие / сост. Сальникова Т. Г., Чебровская С. В. — Хабаровск: КГАОУ ДПО, 2021. — 39 с.

2. Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е. Е. Психология игры. ООО «Левъ», 2017. — 390с.

3. «Организация игровой деятельности детей раннего возраста» [Электронный ресурс]. — URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/05/14/organizatsiya_igrovoy_deyatelnosti_detey_rannego_vozrasta.docx (дата обращения: 18.03.2025).



Задать вопрос