Формирование экспрессивной речи у детей 3–4 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 26.03.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Таранущенко, Ю. В. Формирование экспрессивной речи у детей 3–4 лет / Ю. В. Таранущенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — URL: https://moluch.ru/archive/564/123622/ (дата обращения: 02.04.2025).

Препринт статьи



Статья посвящена проблеме формирования экспрессивной речи у детей 3–4 лет. В настоящее время отмечается рост детей с нарушением формирования экспрессивной речи у детей 3–4 лет. В настоящее время отмечается рост детей с нарушением развития экспрессивной речи у детей 3–4 лет. Для полноценной подготовки к обучению в школе необходимо развивать речь ребенка с раннего возраста, так как современная школьная программа имеет достаточно разнообразный и многочисленный словесный материал. В настоящее время в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012), и принятия национального проекта «Цифровая образовательная среда «программы» требуется обновление содержания образовательного процесса речевого развития детей 3–4 лет в виде включения ИКТ-технологий. В ходе исследования нами использовалась диагностика звукопроизношения по методике Мазановой Е. В. «Обследование речи детей 3–4 лет с ЗРР» [9] и Филичевой Т. Б., Тумановой Т. В., Нищевой Н. В. «Комплексное обследование речевого и психомоторного развития дошкольника» [12]

Нами были получены достоверные данные, указывающие на частоту наличия нарушения развития экспрессивной речи у детей 3–4 лет. Полученные данные могут быть учтены педагогами дошкольных образовательных учреждений при планировании работы с детьми, имеющими нарушения экспрессивной речи.

Ключевые слова: экспрессивная речь, речевое развитие, образовательный процесс.

The article is devoted to the problem of the formation of expressive speech in children aged 3–4 years. Currently, there is an increase in children with impaired formation of expressive speech in children 3–4 years old. Currently, there is an increase in children with impaired development of expressive speech in children 3–4 years old. To fully prepare for school, it is necessary to develop a child's speech from an early age, since the modern school curriculum has a fairly diverse and numerous verbal material. Currently, in accordance with the law «On Education in the Russian Federation» (2012), and the adoption of the national project «Digital Educational Environment» of the program, it is necessary to update the content of the educational process of speech development of children aged 3–4 years in the form of the inclusion of ICT technologies. In the course of the study, we used the diagnosis of sound reproduction according to the method of Mazanova E. V. «Speech examination of children 3–4 years old with visual impairment» [9] and Filicheva T. B., Tumanova T. V., Nishcheva N. V. «Comprehensive examination of speech and psychomotor development of a preschooler» [12]

We have obtained reliable data indicating the frequency of impaired development of expressive speech in children aged 3–4 years. The data obtained can be taken into account by teachers of preschool educational institutions when planning work with children with expressive speech disorders.

Keywords: expressive speech, speech development, the educational process.

Введение.

Актуальность темы исследования посвящена формированию экспрессивной речи детей 3–4 лет. Как пишет Федоренко Л. П., своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Ранний и младший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития речи [11].

Речь выполняет для ребенка три функции для взаимодействия с окружающим миром: коммуникативная, познавательная, регулирующая. В возрасте трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него начинает быть средством общения, она начинает выполнять функцию познания: расширяется словарный запас, усваиваются новые грамматические формы, расширяет понимание об окружающей действительности. «Наибольшая интенсивность развития речи ребенка наблюдается возрастет от 2 до 5 лет. На четвертом году жизни словарный запас возрастает до 1000 слов. В этом возрасте у детей наблюдается интенсивное развитие многих частей речи — в основном предлогов, союзов и вопросительных слов. Формируется фразовая речь из 3–4 слов, дети могут строить сложносочинённые предложения, и простые сложноподчинённые предложения. Речь переходит к вне ситуативной, ребенок может описать пережитое событие из своей жизни. К 3,5–4 годам начинает формироваться монологическая речь. К 4 годам — способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое. В настоящее время отмечается рост детей с нарушением развития экспрессивной речи у детей 3–4 лет. Для полноценной подготовки к обучению в школе необходимо развивать речь ребенка с раннего возраста, так как современная школьная программа имеет достаточно разнообразный и многочисленный словесный материал.

Проблемой нашего исследования состоит в том, что во многих детских учреждениях в образовательном процессе речевого развития детей 3–4 лет используются печатные и предметные средства обучения. В настоящее время в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012), и принятия национального проекта «Цифровая образовательная среда «программы» требуется обновление содержания образовательного процесса речевого развития детей 3–4 лет в виде включения ИКТ-технологий.

Поэтому информатизация в детском саду стала необходимой реальностью. Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все активнее входят в жизнь дошкольников. Поэтому дошкольное образовательное учреждение как носитель культуры и знаний также не может оставаться в стороне: невозможно представить работу педагога ДОУ без использования современных информационных ресурсов [10]. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Для планирования воспитательно-образовательного процесса при формировании экспрессивной речи у детей 3–4 лет учитываются классификации речевых расстройств у детей в логопедии. Психолого-педагогическая классификация, предложенная Р. Е. Левиной, основывается на выборе пути коррекционно-развивающих направлений при речевых расстройствах. Речевые расстройства у детей 3–4 лет связывают с нарушением 1) средств общения и 2) с применением средств общения. При таком подходе в группу 1 попадает большое число разных видов нарушений речи (алалии, дислалии, дизартрии, ринолалии, афонии), а в группу 2 — только заикание и речевые мутизмы.

В клинико-педагогической классификации (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина и др.) речевые расстройства разделены: 1) на нарушения устной и 2) письменной речи. В рамках устной речи, кроме того, они делятся на: а) имеющие фонационное и б) структурно-семантическое оформление. Обобщенно под расстройством речи, обусловленными неспособностью фонационного оформления речи, понимаются афонии, ринолалии, дизартрии, дислалии, заикание, брадилалии, тахилалии, а под нарушениями, обусловленными неполноценностью структурно-семантического оформления, такие расстройства, как алалии и афазии.

Специалисты коррекционной педагогики и медицины исследуют причины расстройств речи у детей 3–4 лет коррекционной педагогики для комплексной работы с детьми необходимы классификации нарушений речи с унифицированной терминологией. Для более тонкого дифференцирования разных по своим особенностям речевых средств и овладения ими, в своей практике можно опираться на классификацию, основанную на лингвистических подходах, так как удобно выделять критерии нарушений речевых расстройств у детей 3–4 лет в процессе диагностики и коррекционно-развивающих занятиях

С. В. Клевцова в своих научно-исследовательских работах, осветила виды классификаций по нарушения речевого развития детей с различными формами алалии, опираясь на отечественный и зарубежный опыт исследований. В частности, англоязычных зарубежных немедицинских исследованиях в области систематизации нарушений развития речи у детей. делятся на две большие группы: 1) нарушения речи, определяемые видом (формой) нарушения, т. е. их типологией; 2) нарушения речи, определяемые их этиологией, т. е. причинным фактором.

В число нарушений и состояний, определяемым типологией (1), включены:

— нормальное владение речью (от 3 до 9 лет);

— задержки развития речи (понимаемые также как алалии), которые могут быть преодолены от 3 до 9 лет;

— расстройства моторной речи, к которым отнесены дизартрия и артикуляционная апраксия;

— речевые ошибки по типу детского словотворчества и просторечий (неграмотной речи).

В число нарушений, определяемых этиологией их возникновения (2), включены:

— когнитивно-лингвистические расстройства, под которыми понимаются искажения семантической структуры слов и построения связной речи;

— слухоречевые расстройства, возникающие вследствие недостаточности смысловой обработки речевой информации, воспринимаемой на слух;

— психологические нарушения, связанные с ослаблением мотивации к речи и готовности к вербальному контактированию с окружающими;

— дефекты моторного планирования речи и контроля, проявляющиеся в неспособности к прогнозированию слого-ритмической структуры слов и к сериям артикуляционных переключений;

— фонологические (языковые) расстройства, обусловленные недостаточной сформированностью фонологической системы языка [8].

Комбинированные и компенсирующие логопедических группы посещают дети с общим недоразвитием речи разного уровня. Изучением характеристикой уровней речевого развития при общем недоразвитие речи детей дошкольного возраста занимались Глухов В. П., Губатова С. Г., Жукова Н. С., Карелина И. Б., Филичева Т. Б. Типичным для всей группы детей с ОНР является: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с проявлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений [1].

Глобализация в науке объединяет различные области современного научного знания, для изучения вопросов формирования экспрессивной речи у детей 3–4 лет проводят исследования педагоги, психологи и медики. Сложность коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей побуждает к исследованию расстройств речи при стертых формах дизартрии. Е. Н. Винарская, А. П. Пулатова, Л. В. Лопатина, Е. Ф. Соботович, А.Ф., Чернопольская, Е.Ф., Архипова со стороны логопедии и К. В. Ягуновой, Д. Д. Гайнетдиновой со стороны медицины, они подробно осветили проявления артикуляционной апраксии у детей. Изучение механизмов расстройства экспрессивной речи у детей логопедами, психологами, медиками позволяют развивать мультидисциплинарный подход в коррекции речи у детей дошкольного возраста, что позволяет более эффективно решать вопросы формирования экспрессивной речи у детей 3–4 лет.

Появления электронной среды общения и деятельности в современном обществе послужило поводом для принятия в России на уровне государственных проектов Стратегии информационного общества, программы «Электронная Россия» и др. и в дальнейшем утверждения закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012). Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями

У детей 3–4 лет преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического, позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет сделать образовательный процесс при формирование экспрессивной речи у детей 3–4 лет информационно емким, зрелищным и комфортным, существенно повысить мотивацию детей к обучению, воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, что способствует наиболее широкому раскрытию способностей дошкольников, активизации умственной деятельности [4].

К. П. Зайцева в своих работах пишет, что в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), применяемые на занятиях по речевому развитию детей, ИКТ можно использовать как технологии, при которой используются мультимедийные презентации, программные продукты.

Таким образом, несмотря на многочисленные научные исследования, именно, формирование экспрессивной речи у детей 3–4 лет, остаётся за рамками исследований, чем и определяется теоретическая значимость проведенного исследования.

На основании изложенного, нам представляется целесообразно решать задачу формирование экспрессивной речи у детей 3–4 лет, с использованием включения ИКТ-технологий в образовательный процесс.

Научная новизна исследования заключается в выявлении условий Включения ИКТ-технологий в образовательный процесс формирования речи у детей 3–4 лет и получении новых эмпирических данных о количественных и качественных характеристиках формирования экспрессивной речи у детей 3–4 лет. Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании разработке программы по развитию и коррекции нарушения формирования экспрессивной речи у детей 3–4 лет при включении ИКТ-технологий в образовательный процесс речевого развития; разработка методической поддержки воспитательного сопровождения родителей детей 3–4 лет.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по формированию экспрессивной речи у детей 3–4 лет в условиях образовательного учреждения может применяться педагогами других дошкольных образовательных учреждений и родителями при домашних занятиях по развитию речи.

Методология исследования

Для выявления количества и качества уровня развития экспрессивной речи у детей 3–4 лет, нами был проведен констатирующий эксперимент.

Экспериментальное исследование уровня экспрессивной речи у детей 3–4 лет проводилось на базе муниципального дошкольного учреждения «Детского сада № 179» г. Ярославля. В диагностике уровня экспрессивной речи принимали участие 17 детей (3–4 лет), из которых среди них 7 детей имеют заключение ПМПК ограничение возможности по здоровью, в связи с тяжелыми нарушениями речи и 9 детей без заключения ПМПК.

Для исследования уровня экспрессивной речи у детей 3–4 лет нами были выбраны методика обследования речи детей с ЗРР Е. В. Мазановой и комплексное обследование речевого и психомоторного развития дошкольника 3–4 года Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Н. В. Нищевой.

  1. Методика обследование речи детей 3–4 лет с ЗРР по Е. В. Мазановой [9]. Методика обследования речи 3–4 лет с задержкой речевого развития по Е. В. Мазановой была использована с целью обследования уровней психических функций, лексико-грамматического строя речи (словарный запас, способность изменять концевую часть слова по предложно-падежным окончаниям, умение согласовывать предмет с прилагательным по цвету и размеру и форме) и звукопроизношения. Диагностическая методика проводилась в индивидуальном формате. Данная форма проведения позволила детям выполнять задания логопеда, не отвлекаясь на внешние раздражители, в сравнение заданиями в условиях группового исследования детей.
  2. Комплексное обследование речевого и психомоторного развития дошкольника 3–4 года Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Н. В. Нищева [12]. Методика «Комплексное обследование речевого и психомоторного развития дошкольника 3–4 года» была использована с целью обследования состояния и моторики артикуляционного аппарата и уровня связной речи с помощью пересказа повествовательного текста по картинкам. Целью обследования связной речи по пересказу повествовательного текста по картинкам у детей 3–4 лет стало определение распространенности фразы при пересказе, последовательность пересказа, и использование ребенком «помогающих» вопросов педагога.

Основная часть

По результатам проведенного нами обследования экспрессивной речи у детей 3–4 лет выяснилось, что

— состояние звукопроизношения, фонетического слуха и восприятия находится на среднем уровне развития;

— состояние общих речевых умений и навыков на среднем уровне развития;

— состояние лексики в импрессивной речи выше среднего уровня развития;

— состояние грамматического строя речи в импрессивной речи находится на среднем уровне развития;

— состояние лексики в экспрессивной речи на среднем уровне развития;

— состояние грамматического строя речи в экспрессивной речи на среднем уровне развития;

— состояние слоговой структуры слова на среднем уровне развития;

— состояние связной речи на среднем уровне развития.

По уровню состояния развития исследуемых компонентов экспрессивной речи дети разделились так: выше среднего уровня двое детей, со средним уровнем развития семь детей, ниже среднего уровня пять детей, с низким уровнем речевого развития двое детей.

На основании изложенного можно сделать вывод о сопоставимости данных о количестве нарушений компонентов экспрессивной речи у детей 3–4 лет.

Какие же есть нарушения в каждом исследуемом компоненте экспрессивной речи?

Дети 3–4 лет имели нарушения звукопроизношения в виде замены звука [с] на [т], [ф], искажение звука [ш], [ж], [з], [ч], ц], [щ]. Причиной нарушения звукопроизношения является недостаточный артикулярный праксис и недоразвитие фонематического слуха. Среди них были двое детей, которые говорили лепетными словами, абрисами слов, при этом понимали речь взрослого, и двое детей также использовали в речи одно слово или лепетные слова и частичное понимание речи взрослого. Остальные дети имели нарушение звукопроизношение при наличии фразовой речи. Словарный состав соответствовал у детей с фразовой речью возрастной норме, грамматический строй сформирован недостаточно, многие дети имеют нарушение слоговой структуры в словах с тремя открытыми слогами. При исследовании понимания значения текста некоторые дети вследствие неустойчивого внимания и недостаточной памяти не смогли расставить картинки по порядку. Повествовательный рассказ по картинкам сделали только дети с уровнем речевого развития выше среднего.

Выводы

На основании изложенного мы можем говорить о том, что дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение, имеют недостаточный уровень экспрессивной речи и нуждаются в нашей коррекционно-развивающей помощи.

Как показали результаты констатирующего эксперимента, у детей 3–4 лет нарушены все компоненты экспрессивной речи. В наибольшей степени страдает звукопроизношение, формирование лексико-грамматического строя речи, связная речь и общие речевые умения и навыки.

Теоретический анализ проблемы включения ИКТ-технологий в образовательный процесс формирования экспрессивной речи у детей 3–4 лет будет успешен при соблюдении следующих условий:

— выявление детей 3–4 лет с нарушенным развитием экспрессивной речи:

— формирование компонентов экспрессивной речи у детей 3–4 лет с помощью коррекционно-развивающих занятий;

— включение ИКТ-технологий в образовательный процесс развития экспрессивной речи у детей 3–4 лет.

Таким образом, тема настоящего исследования многогранна, малоизучена, и на сегодняшний день занимает важное место в современной научной-исследовательской деятельности.

Литература:

  1. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для студентов пед, и гуманит. вузов, практикующих логопедов / Глухов В. П. «МПГУ», 2017, 232 с.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
  3. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: ЛЕНАНД, 2023. 168 с.
  4. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции // Дошкольная педагогика. 2007. № 6.
  5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003. 4. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» // Начальное образование. 2006. № 3. С. 9–11.
  6. Зайцева К. П. Организация речевого развития в образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. (https://cyberleninka.ru/ дата обращения 09.2024).
  7. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе / авт.-сост. Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М.В. Афонина. Барнаул, 2006.
  8. Клевцова С. В. Варианты алалии и их место в общей системе видов патологии у детей дошкольного возраста. Специальное образование. 2023. № 2. С. 35–49 с.
  9. Мазанова Е. В. Обследование речи детей 3–4 лет с ЗРР. Методические указания и картинный материал. М.: Издательский ДОМ ГНОМ, 2023, 29 с.
  10. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 2010.
  11. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях»/ Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарева А. П. М.: Просвещение, 1984. 240 с.
  12. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Нищева Н. В. Комплексное исследование речевого и психомоторного развития дошкольника. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2024, 64 с.


Задать вопрос