Внеурочная деятельность как фактор развития стрессоустойчивости подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 24.03.2025

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Герейханова, К. М. Внеурочная деятельность как фактор развития стрессоустойчивости подростков / К. М. Герейханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — URL: https://moluch.ru/archive/564/123625/ (дата обращения: 02.04.2025).

Препринт статьи



Статья посвящена актуальной проблеме развития стрессоустойчивости у подростков в условиях современных образовательных реалий.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, подростки, внеурочная деятельность, эмоциональный интеллект, адаптация, профилактика стресса.

Современный мир характеризуется высокой динамикой, информационной перегрузкой и возрастающей конкуренцией, что создает повышенную стрессовую нагрузку на подростков. Подростковый возраст сам по себе является периодом интенсивных физиологических и психологических изменений, что делает подростков особенно уязвимыми к стрессу. Недостаточная стрессоустойчивость может привести к различным негативным последствиям: эмоциональным расстройствам, снижению учебной мотивации, проблемам в общении, развитию девиантного поведения. В связи с этим, развитие стрессоустойчивости у подростков является актуальной задачей современной педагогики и психологии.

I. Теоретические аспекты проблемы стрессоустойчивости подростков

Стрессоустойчивость определяется как способность личности эффективно адаптироваться к стрессовым ситуациям, сохраняя психическое и физическое здоровье. В подростковом возрасте формирование стрессоустойчивости связано с развитием эмоционального интеллекта, навыков саморегуляции, коммуникативной компетентности. На уровень стрессоустойчивости подростков влияют различные факторы: индивидуально-типологические особенности, семейная атмосфера, социальное окружение, образовательная среда.

Проявления низкой стрессоустойчивости у подростков: эмоциональные (тревожность, раздражительность, плаксивость и т. д.), поведенческие (агрессивность, замкнутость, избегание социальных контактов, ухудшение успеваемости), физиологические (головные боли, проблемы с пищеварением, снижение иммунитета, усталость).

II. Внеурочная деятельность как средство развития стрессоустойчивости

В отличие от учебной деятельности, она характеризуется большей свободой выбора, ориентацией на интересы и потребности подростков, созданием благоприятного эмоционального климата. Участие во внеурочной деятельности способствует: Развитию эмоционального интеллекта (позволяют подросткам лучше понимать и выражать свои эмоции, развивать эмпатию), формированию навыков саморегуляции (спортивные секции, занятия йогой, тренинги личностного роста), повышению коммуникативной компетентности (участие в коллективных проектах, дискуссиях, ролевых играх), расширению кругозора и развитию творческого потенциала (участие в интеллектуальных играх, научных обществах, творческих мастерских).

III. Практические рекомендации по организации внеурочной деятельности, направленной на развитие стрессоустойчивости. Для повышения эффективности внеурочной деятельности в развитии стрессоустойчивости подростков необходимо: учитывать индивидуальные особенности и интересы подростков, создавать благоприятный психологический климат, использовать активные методы обучения, организовывать совместные мероприятия, сотрудничать с родителями.

Внеурочная деятельность действительно является мощным инструментом развития стрессоустойчивости у подростков. Её эффективность обусловлена тем, что она создает благоприятные условия для развития личностных качеств и навыков, необходимых для успешной адаптации к стрессовым ситуациям.

Она помогает в развитии: эмоционального интеллекта (распознавание и понимание эмоций, управление эмоциями), навыков саморегуляции (планирование и организация, техники релаксации и концентрации), коммуникативной компетентности (эффективное общение, работа в команде), самооценки и уверенности в себе.

Для того чтобы внеурочная деятельность действительно способствовала развитию стрессоустойчивости, она должна быть добровольной и интересной для подростка. Принуждение к занятиям, которые не вызывают у него энтузиазма, может дать обратный эффект и стать дополнительным источником стресса. Также важно создать в коллективе атмосферу поддержки и взаимопонимания, где каждый подросток чувствует себя принятым и ценным.

Литература:

  1. Benvenuti M. et al. How technology use is changing adolescents’ behaviors and their social, physical, and cognitive development //Current Psychology. — 2023. — Т. 42. — №. 19. — С. 16466–16469.
  2. Brown G., Ernest-Ehibudu I. R., Ugwu C. J. Socio-Psychological Variables And Secondary School Adolescents Adjustments In Bayelsa State //International Journal of Innovative Psychology & Social Development. — 2024. — №. 12. — С. 3.
  3. Rahayu A. P., Dong Y. The relationship of extracurricular activities with students' character education and influencing factors: a systematic literature review //Al-Ishlah: Jurnal Pendidikan. — 2023. — Т. 15. — №. 1. — С. 459–474.
  4. Гермонова О. В. Изучение взаимосвязи эмпатии и стрессоустойчивости подростков //Научный редактор. — 2023. — С. 9.
  5. Головей Л. А., Галашева О. С. К вопросу о ресурсах стрессоустойчивости подростков //Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований. — 2023. — С. 1142.
  6. Кузьмишина Т. Л., Крайнова Ю. Н., Долинская Л. А. Гендерные особенности стрессоустойчивости и жизнестойкости подростков из неблагополучных семей //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2023. — №. 3 (67). — С. 330–335.
  7. Мордухова С. А. Формирование гражданско-патриотических качеств кадет во внеурочной деятельности //Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — №. 79–2. — С. 277–279.
  8. Парфенова Г. Л. Стрессоустойчивость одаренных подростков //Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. — 2023. — С. 78–80.
  9. Соловьёва А. Л., Шарыпова Н. В. Опыт внедрения цифрового микроскопа во внеурочную деятельность по предмету «Биология» //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2024. — №. 2 (62). — С. 65–72.
  10. Федулов М. А., Мосолова Ю. В. Проектная деятельность в рамках внеурочной деятельности //Вестник науки. — 2024. — Т. 4. — №. 6 (75). — С. 711–720.
  11. Шарафитдинов А. Половые и региональные различия в проявлении эмоционального интеллекта подростков //Психология и психотехника. — 2024. — №. 3. — С. 17–34.
  12. Шатохина Я. А. Анализ способов и методов развития эмоционального интеллекта подростков //Вестник науки. — 2023. — Т. 1. — №. 5 (62). — С. 209–214.


Задать вопрос