Актуальность исследовательской работы, посвященной анализу рисков малого бизнеса в контексте усиливающейся экономической нестабильности, определяется критической ролью, которую малые предприятия играют в экономической системе. Они способствуют экономическому развитию, становясь двигателями инноваций и научно-технического прогресса, обогащают товарный рынок качественными продуктами и создают новые вакансии. Мировой опыт наглядно показывает, что для достижения экономического процветания и устойчивости страны необходимо развитие динамичного сектора малого и среднего предпринимательства.
В современной экономической обстановке, осложненной санкциями и конфликтными ситуациями, важность придается глубокому анализу негативных аспектов, влияющих на снижение производительности предприятий на территории страны. Рост рисков становится очевидным в периоды экономической нестабильности или кризиса, сопровождаемых изменениями в макроэкономической динамике. В данной статье освещены актуальные экономические угрозы для бизнес-субъектов в рамках их структурной организации в нынешних реалиях, выявлена их роль в бизнес-процессах как важного элемента предпринимательства, изучены методы противодействия экономической неопределенности, определены факторы усиления конкурентных позиций компаний, обозначена роль поддержки государства в развитии МСБ, проведен анализ программы «Мой бизнес», идентифицированы подходы к минимизации рисков в ежедневной работе организаций малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, малый бизнес, риски, риск-менеджмент, национальный проект, цифровизация, стратегия развития, субъекты малого и среднего бизнеса.
Введение
Цель данного исследования заключается в анализе рисков для малого бизнеса при усилении экономической нестабильности. Малое и среднее предпринимательство (МСП) в России является ключевым элементом экономической системы, внося вклад в поддержание высоких показателей занятости населения и способствуя экономико-социальной устойчивости страны.
Введённые в 2022 году санкции вызвали значительные структурные изменения в экономике России, включая разрыв связей с западными компаниями, дестабилизацию логистических сетей, ограничение импорта критически важных материалов и технологий, для многих из которых отсутствуют аналоги в странах-союзниках, а также затруднения в выполнении финансовых транзакций. Однако к 2023 году экономика России демонстрирует признаки восстановления, включая рост доходов населения и увеличение объёма инвестиций, что положительно сказалось на развитии малого и среднего предпринимательства (МСП). Укрепление позиций МСП наблюдается, в частности, в сферах, связанных с туризмом и розничной торговлей, благодаря возросшему внутреннему спросу на продукцию и услуги данных отраслей.
Стратегическая проекция социально-экономического прогресса Российской Федерации до 2030 года выделяет приоритетом фортификацию малого и среднего предпринимательства. Эти субъекты экономической активности служат опорой для формирования среднего класса в стране, стимулируют вливание инновационных технологий в производственный процесс и активизируют конкурентную среду. Предприниматели определяются как ключевая социально-экономическая сила, инициирующая значимые изменения на микро- и макроуровнях. Деятельность МСП влияет на увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, стимулирует появление инновационных бизнес-моделей, поддерживает конкурентный рынок и способствует всестороннему развитию региональной экономики.
Объект работы — предприниматели в секторе малого бизнеса. Предмет работы — неопределенности и потенциальные угрозы в операциях предпринимательских малых компаний.
Риск является неотъемлемой частью деятельности любых коммерческих организаций. Рост рисков наблюдается в периоды экономической нестабильности или кризиса, а также при изменениях в макроэкономическом контексте. Под риском понимают вероятность возникновения ситуаций, которые могут привести к убыткам различного характера: экономическим, финансовым, социальным, производственным, повлечь за собой утрату репутации и другим. В современной экономической теории укрепляется подход, согласно которому кризисы и связанные с ними риски способствуют выявлению и развитию новых направлений в бизнесе, подтверждая, таким образом, что риск — это неотъемлемый атрибут предпринимательской деятельности.
Методический аппарат исследования опирается на фундаментальные разработки и экспертные оценки ведущих российских и международных специалистов в области корпоративного управления, включая стратегическое планирование, аналитику и минимизацию потенциальных рисков.
В процессе исследования и анализа использовались различные методические подходы, включая аналитический, монографический, эконометрический, визуализационный, абстрактно-логический и сравнительный методы. Основой для исследования послужил обзорный анализ литературы, посвящённой концепции «риска» и его влиянию.
Обсуждение предпринимательских рисков занимает важное место в экономической науке, привлекая значительное внимание исследователей из-за его постоянной актуальности. Термин «риск» поддается разнообразным интерпретациям, отражая глубину и сложность данного явления. Знание и понимание механизмов и принципов управления предпринимательским риском являются ключевыми для эффективного предвидения и минимизации возможных убытков или неудач, связанных с рисками. Это требует глубокого анализа индивидуальных характеристик каждого риска, включая его истоки и возможные пути развития, чтобы обеспечить наиболее эффективное управление и стратегии снижения рисков.
Информационной основой вданном исследовании послужили основополагающие документы, включающие в себя Конституцию РФ, кодифицированные нормы, представленные Гражданским и Налоговым кодексами России, а также специализированные законодательные акты, направленные на стимулирование и прогресс малого бизнеса. В дополнение к этому, были использованы постановления кабинета министров РФ, предусматривающие экономическую поддержку, программы господдержки предпринимателей, руководства по их формированию и прочие юридические документы, определяющие рамки для бизнес-инициатив.
Был проведен анализ публикаций, включая монографические работы, учебные материалы, результаты научно-практических конгрессов, статьи из журналов, а также ресурсы Интернета.
Анализ результатов исследования: разрабатывание стратегий в предпринимательской деятельности требует комплексного подхода к оценке экономической эффективности, определению скрытых ресурсов и анализу рисков на протяжении всего периода функционирования малых предприятий. Важность мониторинга рисков возрастает в специфических условиях неопределенности внешнеэкономического контекста.
Барьеры в росте малого бизнеса в России возникают из-за факторов внутреннего и внешнего характера.
Структура статьи организована вокруг исследовательской проблематики, определения целей и формулировки конкретных исследовательских заданий.
Основная часть
Риски неизбежно сопутствуют предпринимательской деятельности, играя ключевую роль в экономическом развитии любого государства. Предпринимательство, выполняя важные экономические функции, оказывает существенное влияние на социально-экономическое положение страны: способствует созданию новых рабочих мест, стимулирует развитие рыночной инфраструктуры и укрепляет инвестиционный климат.
С началом 2024 года начали действовать обновленные стандарты для классификации предприятий как малого и среднего бизнеса (МСП), разработанные и одобренные кабинетом министров Российской Федерации в последнем месяце 2023 года. Эти стандарты отражают текущие экономические изменения, вызванные мировым распространением COVID-19, и ориентированы на поддержку роста и укрепление конкурентных позиций МСП в условиях меняющегося рынка [2].
Ключевым фактором для классификации предприятий в категорию малых и средних предприятий (МСП) продолжает быть годовой оборот за последний финансовый год. Нововведением станет вариативность финансовых порогов в зависимости от сектора экономики и географического положения в пределах Российской Федерации. В дополнение к этому, внедряются иные оценочные параметры: численность персонала, объем основного капитала, уровень привлечения зарубежных инвестиций и прочее [5, с. 11].
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к категории субъектов малого предпринимательства относятся разнообразные экономические активы [3].
Таблица 1 содержит критерии, по которым налогоплательщики классифицируются как участники малого и среднего бизнеса.
Таблица 1
Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего бизнеса [9]
Категория и масштаб деятельности |
Орг. правовая форма собственности |
Ограничения по долям учредителей |
Максимальные ограничения |
|
по выручке за год |
по персоналу в среднем за год, чел |
|||
Микро-предприятие |
общества; товарищества; партнерства; производственные и потребительские кооперативы; ИП. |
максимальная доля участия муниципальных и федеральных образований в уставном капитале или размере акций — 25 %; |
В пределах 120 млн. руб. |
до 15 |
Малый бизнес |
Не больше, чем 800 млн. руб. |
16–100 |
||
Средний бизнес |
максимальная доля участия крупных предприятий и иностранных юр. лиц как учредителей или акционеров в уставном капитале или размере акций — 49 %. |
Не превышает 2 млрд. руб. |
Легкая промышленность — 101–1000 Общепит — 101–1500 Остальные — 101–250 |
К 2024 году были внедрены важные модификации в стандартах категоризации малого и среднего бизнеса (МСБ), центральным элементом которых стало обновление ограничений по объему годового дохода. Обновленная система категоризации включает в себя следующие корректировки в размерах доходов:
Таблица 2
Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего бизнеса в 2024 году
Категория |
Старый предел выручки (до 2024 г.) |
Новый предел выручки (с 2024 г.) |
Микропредприятия |
до 60 млн руб. |
до 80 млн руб. |
Малые предприятия |
до 400 млн руб. |
до 500 млн руб. |
Средние предприятия |
до 1 млрд руб. |
до 2 млрд руб. |
Обновленные стандарты классификации предприятий как малых и средних предприятий (МСП) предрасположены к стимулированию прогресса в сегменте МСП на территории Российской Федерации, к увеличению их доли в структуре национальной экономики и к укреплению их позиций на рынке. Вместе с тем, для того чтобы малые и средние предприятия смогли эффективно интегрироваться в новую регулятивную среду, они должны активно отслеживать обновление законодательных актов, своевременность в представлении требуемой отчётности и документации, а также активно задействовать меры государственной поддержки [4].
Другими словами, сфера малого бизнеса охватывает малые компании, включая фирмы различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, действующих без регистрации корпоративного субъекта. В соответствии с законодательным актом, вынесенным 24 июля 2007 года под номером 209-ФЗ, классификация предприятий основывается на определенных параметрах. Ключевые четыре критических фактора, актуальных на 2024 год:
– организационно-правовая форма;
– ограничения по долям участия;
– размер дохода;
– Среднесписочная численность персонала [10, с. 13].
Малый и средний предпринимательский сектор играет ключевую роль в экономическом устройстве всех государств.
По состоянию на конец 2023 года количество организаций, зарегистрированных в Едином реестре малого и среднего предпринимательства (МСП), достигло 6,3 миллиона компаний. Это на 5,7 % превышает количество зафиксированных субъектов по данным на конец декабря 2022 года, при этом рост числа компаний без учета включения новых территорий составил 2,16 %. Сравнение с данными на конец декабря 2019 года показывает увеличение на 6,5 % [7].
Рис. 1. Динамика основных показателей сектора МСП в России в 2018–2024 гг.
Численность микропредприятий значительно возросла: на 5,9 % с учетом аннексированных территорий (или 4,1 % без их учета) и на 6,5 % по отношению к 2019 году (4,9 % без учета новых территорий), тогда как доля малых предприятий увеличилась на скромные 0,9 % по сравнению с предыдущим годом, однако заметен спад на 4,5 % в сравнении с 2019 годом. Падение численности малых компаний вероятно было спровоцировано экономической нестабильностью и массовой эмиграцией предпринимателей за рубеж, особенно отмечая увеличение регистрации предприятий в таких странах, как Казахстан, Грузия, Армения и Турция.
Увеличение числа микропредприятий обусловлено ростом количества индивидуальных предпринимателей, которые предпочитают эту форму бизнеса организациям как метод минимизации налоговых обязательств, и расширением количества новых фирм благодаря освобождению рынка от иностранных компаний. Прирост МСП в сравнении с прошлым годом наблюдается, хотя и не достигает показателей до пандемии. По причине сокращения экономических показателей, некоторые большие предприятия стали средними, используя такой подход для получения налоговых льгот и других видов поддержки [11].
В 2023 году наблюдался заметный прирост численности предприятий малого и среднего бизнеса (МСП), причём наибольшие темпы роста зафиксированы в Калмыкии (94,4 %), Чеченской Республике (50,8 %), Республике Дагестан (36,7 %), Республике Тыва (26,5 %) и Республике Ингушетия (24,2 %). Данный рост обусловлен как невысокой исходной точкой (базой), так и новыми экономическими возможностями, включая параллельный импорт через граничащие государства, способствующий расширению предпринимательской активности. Также значительное увеличение количества МСП зафиксировано в Ленинградской (23,5 %) и Московской (22,6 %) областях, где развитие электронной коммерции получает стимулы из-за географической близости к главным урбанистическим центрам.
Максимальное уменьшение количества субъектов малого и среднего предпринимательства зафиксировано в Псковской (-10,2 %) и Брянской (-7,9 %) областях, которые непосредственно прилегают к странам с недружественной политикой, а также в регионах, наиболее пострадавших от прекращения экономических связей с Евросоюзом и массового вывода капитала зарубежными партнерами: Вологодской (-9,9 %), Архангельской (-9,7 %) областях, Республике Коми (-9,5 %) и Астраханской области (-8,4 %) [13, с. 168].
В 2023 году зафиксирован рост среднесписочной численности сотрудников, занятых в малом и среднем предпринимательстве (МСП), исключая самозанятых лиц, не относящихся к МСП, на 1,37 % по сравнению с предыдущим годом и на 2,07 % в сравнении с показателями 2019 года. Тем временем индивидуальные предприниматели (ИП) продемонстрировали значительный прирост численности наемных работников на 5,9 % и 15,3 % за указанные периоды соответственно. В контрасте с этим, компании, зарегистрированные в форме юридических лиц, показали снижение этого же показателя на 0,94 % и 3,98 % за аналогичные сроки.
Информация, обнародованная Министерством экономического развития, свидетельствует о том, что в 2023 году общий доход, полученный предприятиями малого и среднего бизнеса (МСП), значительно возрос, превысив показатели предыдущего года более чем на 13 % и достигнув отметки в 25,8 триллиона рублей, как отмечено на графике 2. Если рассматривать данный рост в реальных цифрах, то в 2023 году доход составил 18,33 триллиона рублей, что на 1,22 % выше по сравнению с прошлым годом и на 16 % превышает показатели 2019 года [13, с. 171].
Рис. 2. Динамика выручки субъектов МСП в России (с учетом инфляции) в 2019–2023 гг.
Из последних данных, опубликованных Федеральной службой государственной статистики (Росстат), становится ясно, что в 2023 году общий объем продаж у малого бизнеса (исключая микробизнес) показал прирост на 15,2 % относительно предыдущего года, достигнув значительного увеличения в 23,5 % по сравнению с показателями 2019 года, без учета инфляции. Однако падение оборотов было зарегистрировано в сегменте малых предприятий, занимающихся финансами и страхованием, где снижение составило 29,4 % в сравнении с 2022 годом.
Несмотря на экономические потрясения, вызванные пандемическим кризисом и масштабными экономическими санкциями, малый и средний бизнес продолжает поддерживать устойчивость ключевых экономических параметров благодаря возникновению новых коммерческих возможностей и адаптации к изменениям в экономической среде при неуклонном интересе со стороны потребителей.
Экономические угрозы значительно затрудняют путь к достижению успеха и повышению эффективности в бизнесе.
Давайте глубже анализировать экономические угрозы для предприятий малого и среднего предпринимательства. Отобразим такие риски в виде карты рисков (см. таблицу 3).
Таблица 3
Риски субъектов МСП
Риск |
Содержание риска |
Процентный |
Возможность изменения процентных ставок, пересмотр ключевой ставки Центральным Банком РФ, может привести к тому, что МСП не сможет выплачивать кредиты |
Кредитный |
Риск невозврата кредита и риск невыполнения условий по погашению кредиторской задолженности |
Валютный |
Нестабильность курсов валют по отношению к рублю воздействуют на финансово-хозяйственную деятельность |
Ликвидность |
Изменение состояния финансового рынка под влиянием глобальных макроэкономических факторов вызывает изменение стоимости компании |
Рост затрат |
Возникает при ошибках в составлении смет и графиков, проведении работ, закупке сырья, повышения цен и т. д. |
Инновационный |
Переоценивание роли инноваций, которые могут не принести запланированную прибыль |
Политический |
Новые санкции влияют на экономику |
Управление рисками является многоэтапным и последовательным процессом, предполагающим выполнение задач, как стратегического, так и тактического характера. В рамках риск-менеджмента определены основные стадии:
– идентификация риска и анализ возможного ущерба;
– оценка масштаба последствий;
– определение стратегий и инструментов для снижения риска;
– выработка риск-стратегии;
– реализация риск-стратегии;
– Анализ стратегии управления рисками, минимизация возможных угроз и адаптация будущей стратегии. Обсудим методы и стратегии снижения рисков для малого и среднего предпринимательства.
Малые и средние предприятия (МСП) сталкиваются с дополнительными трудностями, вызванными неустойчивостью законодательной базы в их деятельности. Нередко МСП подвергаются регулярным инспекциям и обязаны соблюдать постоянно меняющиеся нормативно-правовые акты, что усложняет управление бизнесом. Это подчеркивает необходимость стандартизации регулирующего законодательства и сокращения объема инспекционных визитов от санитарно-эпидемиологических и пожарных служб.
Правительственная помощь играет решающую роль в расширении малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что на государственном уровне реализованы эффективные инициативы в пользу МСП. В первую очередь, они закреплены в Стратегии по выдвижению малого и среднего предпринимательства РФ к 2030 году, задачей которой служит стимулирование инноваций и оптимизация секторального состава экономики. Помимо этого, возрастание МСП получает поддержку через национальные проекты.
Следовательно, изучение операционных процессов малых и средних предприятий (МСП) способствует формированию конкретных заключений относительно изменений в рискованности деятельности и методах минимизации этих рисков.
Угрозы успешности малого и среднего предпринимательства (МСП) можно классифицировать на внешние, связанные с динамикой макроэкономической среды и её нестабильностью, не поддающиеся контролю предпринимателя, но требующие адаптации стратегии, и внутренние, обусловленные особенностями функционирования и управленческими решениями в рамках самого предприятия.
Факторы изменения окружающей среды порождают разнообразный спектр проблем и угроз, исходящих от человеческой деятельности, технологических процессов, глобальных политических событий и непредвиденных обстоятельств. Возьмем, к примеру, пандемию COVID-19. Прогнозирование или предвидение подобных угроз было за пределами наших возможностей. Но для бизнеса этот период также открыл пути к инновациям в сфере онлайн-торговли и дистанционного взаимодействия с клиентами. В дополнение, во время пандемии были реализованы комплексные программы государственной поддержки предпринимательства.
Операционные аспекты коммерческой деятельности тесно связаны с методами управления предприятием и адаптацией к современным бизнес-моделям. В этом контексте, коммерсантам доступен обширный спектр консультационных услуг и образовательных курсов, нацеленных на инновационное использование финансовых ресурсов.
Заключение
Следовательно, выводы указывают на то, что деятельность предприятий малого и среднего предпринимательства испытывает определенные трудности из-за нестабильной экономической обстановки в данном секторе. Однако важно отметить, что положительный момент заключается в предоставлении эффективной государственной помощи данным субъектам. В результате, можно ожидать роста и развития бизнеса, при условии использования передовых методов управления и новаторских подходов в рамках управленческой практики предприятий малого и среднего бизнеса.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой от 24 июля 2007 г. № 209–ФЗ: по состоянию на 12 дек. 2023 г.] // СПС КонсультантПлюс. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — https://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 07.11.2024).
- О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:: [федер. закон принят Гос. Думой 03 авг. 2018 № 313–ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. — 2018. — 8 августа.
- Среднее предприятие: критерии отнесения в 2025 году. — Текст: электронный // RNK: [сайт]. — URL: https://www.rnk.ru/article/217538-srednee-predpriyatie-kriterii-otneseniya-v-2024-godu (дата обращения: 25.03.2025).
- Баранова, В. А. Анализ ключевых показателей развития сферы МСП в 2022 г. / В. А. Баранова, П. А. Леваков. — М., 2023. — 45 с.
- Бирюков, С. А. Применение методики управления рисками в малых и средних строительных организациях / С. А. Бирюков, С. А. Дьяков // Вестник Академии знаний. — 2021. — № 42(1). — С. 36–45.
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС РФ. URL: https://ofd. nalog.ru/ (дата обращения 07.11.2024)
- Заборова, Е. Н. Малое и среднее предпринимательство как ресурс развития современной российской экономики / Е. Н. Заборова, М. В. Клейменов, А. М. Тихомирова // Вестник ПНИПУ. Социально–экономические науки. — 2021. — № 3. — С. 8–16.
- Критерии МСП в 2024 году. — Текст: электронный // КЛЕРК: [сайт]. — URL: https://www.klerk.ru/blogs/astral/597406/ (дата обращения: 25.03.2025).
- Малое и среднее предпринимательство России в кризисные периоды / В. Баринова, С. Земцов, К. Демидова, П. Леваков. — Москва: Ин-та Гайдара, 2023. — 116 c. — Текст: непосредственный.
- Малое и среднее предпринимательство в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения: -07.11.2024).
- Мезенцев, Д. А. Анализ текущей ситуации с развитием малого и среднего бизнеса в России / Д. А. Мезенцев // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2023. — Том 13. — № 7А. — С. 367–376.
- Российская экономика в 2023 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 45) / [Под науч. ред. д-ра экон. наук Кудрина А. Л., д-ра экон. наук Мау В. А., д-ра экон. наук Радыгина А. Д., д-ра экон. наук Синельникова-Мурылева С. Г.]; Ин-т Гайдара. — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2024. — 456 с.