Личностно-ориентированный подход в развитии коллективного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 25.03.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Погорелова, Т. А. Личностно-ориентированный подход в развитии коллективного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства / Т. А. Погорелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — URL: https://moluch.ru/archive/564/123632/ (дата обращения: 02.04.2025).

Препринт статьи



Школа — это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность.

И. С. Якиманская

В настоящее время перед образованием стоит задача полного всестороннего развития личности ребенка. Современные дети должны быть развиты, как в духовном, так и в интеллектуальном плане. Поэтому возникает потребность в предоставлении качественных образовательных услуг, которые бы помогли ребенку сформировать и развить его творческие способности и потенциал.

Сейчас в образовании все чаще обращается внимание на детей с разным уровнем усвоения материала по предметам, а также разными физическими и интеллектуальными возможностями. Чтобы утвердить ценность личности каждого ребенка на занятиях применяется личностно-ориентированная модель обучения, в ходе которой обучение строится на принципе уважения к индивидуальности и уникальности ученика путем приобщения к мировой культуре в аспекте социального опыта. Следовательно, процесс обучения, а также развития и воспитания плавно перетекает в опыт личностный, дети приобщаются ко всему богатству человеческой культуры.

В основе личностно-ориентированного подхода к обучению лежит признание индивидуальности и самобытности каждого ученика, его развития как индивида со своим неповторимым субъективным опытом.

Сущность личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, само строительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

В первую очередь, личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.

В дальнейшем при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

Как результат, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.

Основные цели личностно-ориентированного обучения:

– развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;

– формирование желания и умения учиться;

– воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

– освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности, формирование ключевых компетенций;

– охрана и укрепление физического и психического здоровья;

– сохранение и укрепление индивидуальности ребенка.

Личностно-ориентированный подход на уроках изобразительного искусства

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации, к нему предъявляется ряд особых требований, которым я стараюсь следовать. На уроках создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии творческих способностей. Главным принципом личностно-ориентированного урока является формирование у учащихся системы знаний на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

В своей работе использую различные технологии, но приоритетной для меня является личностно-ориентированное обучение. На современном этапе личностно-ориентированное обучение актуально, так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить: разноуровневое обучение, коллективное обучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества.

Особенности технологий личностно-ориентированного обучения:

– в условиях классно-урочной системы занятий легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержания обучения;

– обеспечивают успешное усвоение учебного материала всеми учениками, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, желание помочь другим;

– технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены — это гуманистические технологии.

Особое внимание уделяю технологии коллективного обучения. Эта технология позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьника и дошкольника, содержанию обучения разной сложности.

Организация коллективной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.

На современном этапе развития школы воспитание духовной личности является одной из важнейших задач, чему способствуют уроки изобразительного искусства, развивающие творчество и повышающие эстетическую культуру детей.

Учитель изобразительного искусства должен стремиться к активизации познавательной деятельности учащихся, достигая это путем использования нестандартных форм ведения уроков с включением в них игровых моментов, тестов в процессе обобщения и закрепления изучаемого материала, обучая школьников применению различных художественных материалов и техник при создании художественных образов в сюжетно-тематических композициях, используя межпредметные связи.

Планируя и организуя художественно-творческую деятельность школьников, педагог непременно должен учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, культурные, национальные и региональные традиции.

Какую бы профессию не избрали для себя учащиеся, им потребуется одно из важнейших качеств человека — умение творить и создавать красивое, доброе.

Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, воображения и интуиции; для развития умения видеть окружающий мир реальным и в то же время изменяющимся, взаимодействовать с ним. Именно с помощью искусства в школе можно проделать эту работу — широкой палитрой развить образное, пространственное и фактурное мышление в единстве глаза и руки.

Задача педагога изобразительного искусства — развить у учащихся образное мышление, творческие способности, дать основу профессиональных навыков и знаний!

Затруднения в предметной деятельности учителя изобразительного искусства в современной школе вязаны со следующими моментами:

Во-первых, для изложения обширного материла по изобразительному искусству, предлагаемого школьной программой, выделено очень мало времени — 1 час в неделю.

Во-вторых, как показала практика, экстенсивный путь простого увеличения количества учебного времени на овладение новой информацией в условиях школы исчерпан. Принятие базисного учебного плана жестко ограниченно максимально-допустимую нагрузку учащегося, став тем самым на защиту его физического и психического здоровья.

В-третьих, актуальным остается вопрос углубляющегося несоответствия объема знаний количеству времени, предусмотренному для их усвоения.

На уроках изобразительного искусства желательно, чтобы в конце урока работы были бы закончены учащимися. Трудно добиться конечного результата за ограниченное количество времени, а урок должен включать в себя целеполагательную беседу, мотивирование учащихся.

Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Достичь ситуации успеха на уроке можно при помощи разных средств. Одно из важных — изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, в парах, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными.

Коллективная изобразительная деятельность способствует:

– созданию комфортных условий на занятиях и для ученика, и для учителя;

– формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

– получить качественный за ограниченное количество времени.

Организация коллективной деятельности требует от учителя больших усилий, чем индивидуальная:

– необходимо продумать каждый шаг;

– определить роль каждого ученика на уроке;

– правильно распределить и дать посильные задания детям.

Вместе с тем продуктивность коллективных форм работы довольно высока — эти формы развивают способность работать в группе, взаимодействовать друг с другом, демонстрируют результативность совместной деятельности.

Многие декоративные и конструктивные работы выполняются в процессе коллективного творчества и могут быть хорошим украшением для класса, школы, оформлением для праздников.

Организация коллективной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.

В данной работе приведены примеры применения различных форм организации коллективной деятельности учащихся на уроках.

Цель работы — помочь учителям изобразительного искусства в организации уроков с применением различных форм коллективного творчества.

Психологами, занимающимися проблемами коллективной работы, выделены три основные формы коллективной изобразительной деятельности:

Классификация коллективных работ

Совместно-

индивидуальная

Совместно-

последовательная

Совместно-взаимодействующая

– продумать заранее композицию коллективной работы;

– выбрать цвет, размер;

– выбрать единый изобразительный материал и технику изображения;

– определить соразмерность деталей в общей композиции;

– определить технику сборки;

– продумать процесс выполнения коллективной композиции;

назначить помощников для сборки.

– индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;

– последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией, последовательного монтажа коллективного изделия.

– совместное составление эскиза коллективной композиции,

– разработка колористического решения;

– выбор материала и технологии выполнения работы;

– выполнение эскиза;

– расчленение его на составные части;

– выполнение частей композиции в материале индивидуально или в малых группах;

монтаж композиции

Коротко остановимся на каждой из форм.

1. Совместно-индивидуальная форма самая простая форма, характеризующуюся тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом поставленной задачи и единого замысла, и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции, дети вырезают изображение и вклеивают в одну композицию. Чтобы организовать такую работу необходимо:

– Продумать заранее композицию коллективной работы;

– Выбрать цвет, размер;

– Выбрать единый изобразительный материал и технику изображения;

– определить соразмерность деталей в общей композиции;

– определить технику сборки;

– продумать процесс выполнения коллективной композиции;

– назначить помощников для сборки.

Основные принципы организации совместно — индивидуальной формаработы:

– принцип свободного размещения (элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на общем фоне)

– принцип фриза и принцип мозаики (единство изобразительных

материалов и техники, определенная палитра, определенный размер, точное место расположения на листе)

– организованное изображение (у чащимся предлагается закончить начатую учителем композицию)

С использованием совместно-индивидуальной формы по принципу свободного размещения можно выполнить работу в с учащимися 1-х классов на темы: «Мой город» в технике аппликации из ткани, «Красивые рыбы», «Разноцветные жуки», «Дары осени». Такая форма работы позволяет увидеть результат сразу же по окончанию урока. Дети работают согласованно, с интересом (особенно учащиеся начальной школы). Суть применения такой формы заключается в том, что каждый ученик работает над своим сюжетом, проявляет свою фантазию, но в тоже время использует единые материалы для реализации совместного замысла.

Аналогично учащиеся 5-м классов могут выполнить работы на тему «Искусство Древнего Египта» и т. д. Учащиеся выполняют эскизы украшений в стиле древнеегипетского искусства: подвески, ожерелья, браслеты и т. д., используя характерные для декоративного искусства Египта знаки-символы, затем вырезают свои эскизы. Помощники, назначенные учителем, составляют композицию, наклеив работы на заранее подготовленный фон, работу можно назвать «Сокровищница фараона».

Примеры детских работ, выполненных на уроках с применением совместно-индивидуальной формы коллективного творчества

«Мой город», 1 класс

«Разноцветные жуки»,1 класс

«Красивые рыбы», 1 класс

«Дары осени», 1 класс

https://sun9-37.userapi.com/impg/euNPr3OrANIf0qrTxg1CWxrXj4eyXrASycWTEQ/Mp5n6JYih08.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=608f59515b0a8be1d1bf364cc58c7519&type=album

«Улицы моего города», 3 класс

«Сказочный город», 2 класс

«Сокровищница фараона», 5 класс

«Бабочки», 1 класс

D:\аттестация\DSC00360.JPG

«Добрый и злой флот», 2 класс

2. Совместно-последовательная форма работа на уроке по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Каждый участник выполняет только одну операцию. Результат деятельности одного участника становится предметом деятельности другого.

Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной технологической операции, исключают творческий подход. Но на уроке каждый ученик играет роль мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Каждый ученик чувствует ответственность за свою деятельность.

Совместно-последовательная работа на уроке делится на два этапа:

  1. индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
  2. последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией, последовательного монтажа коллективного изделия.

Творчество проявляется при составлении композиции при сборке. Можно менять учащихся местами.

Такая форма работы предназначена для того, чтобы выполнить задачу за короткий срок, выполнить большое количество изделий — например: пригласительные билеты, елочные украшения и так далее. Работу по принципу конвейера можно применить для оформления школьных праздников. Например: учащиеся выполняют композиции из цветов в технике бумажной пластики для украшения зала к празднику «Последнего звонка».

Каждому ученику при выполнении работы отводится определенная роль. Одни выполняли заготовки цветов, другие украшали их, вырезая узоры на лепестках, третьи — изготавливали серединки, четвертые спиральки, пятые — склеивали цветы и объединяли их в композицию. Работы получались хорошими и создали праздничное настроение в зале.

Примеры детских работ, выполненных на уроках с применением совместно-последовательной формы коллективного творчества

Работы учащихся 5 классов

  1. Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности на уроках ИЗО. Сложность заключается в том, что эта форма предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества или постоянное согласование действий. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества.

При организации такой формы деятельности существуют различные варианты взаимодействия учащихся на уроках коллективной изобразительной деятельности.

Во время организации групповой работы придерживаюсь следующего плана.

1. Образование групп.

2. Инструктаж деятельности организатора в группе.

3. Контроль преподавателя за работой в группе.

4. Обсуждение работы организаторов.

5. Оценка групповой работы.

При выполнении коллективных панно на темы: «Культура Древней Греции», «Образ художественной культуры Японии», «Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы» учащиеся работали по группам.

1 группа — «Архитекторы», изображают пейзаж.

2 группа — «Садовники», изображают и вырезают деревья.

3 группа — «Строители», изображают и вырезают постройки.

4 группа — «Художники», изображают и вырезают фигурки людей. После выполнения своей работы, учащиеся собирают панно.

Выполненные панно можно вывесить в классной комнате. Оно привлечет внимание детей, родителей, станет объектом самых разных обсуждений, рождение новых творческих замыслов, идей, предложений к дополнению уже созданной композиции.

По такому же принципу можно осуществить работы на темы: «Бал во дворце» в 5 классе.

Выполнение работ на тему «Подводный мир» (2 класс), «Сказочный дворец», «Три богатыря» (4 класс) осуществлялось по следующим этапам:

  1. Учащиеся составили эскиза коллективной композиции, выбрали материал для выполнения работы;
  2. выполнили эскиза на картоне и разрезали его на составные части;
  3. выполнили части композиции в материале
  4. смонтировали композицию.

Результат очень понравился учащимся, здесь была применена техника пластилиновой живописи, в которой очень любят работать дети данного возраста. Работы получились яркие, красочные.

Примеры детских работ, выполненных на уроках с применением совместно-взаимодействующей формы коллективного творчества

«Образ художественной культуры Японии», 4 класс

«Культура Древней Греции», 4 класс

«Древнерусский город», 4 класс

«Три богатыря»,4 класс

Применяя в коллективное творчество на уроках, можно сделать следующие выводы:

1. Коллективная изобразительная деятельность дает возможность:

– экономить учебное время ученика (работы не нужно заканчивать дома);

– реализовать принцип индивидуального подхода, позволяя каждому ученику познавать материал природосообразным ему темпом;

– уменьшить утомляемость учащихся на уроках;

– улучшить психологический климат в детских коллективах;

– повышать уровень мотивации к учебе.

2. Коллективные формы обучения можно применять для различных возрастов.

3. Данная формы позволяют детям выполнять работы в различных техниках.

Как правило, применение разных форм организации уроков, использование различных техник при выполнении работ приводят к тому, что у детей возрастает интерес к предмету.

Результатом являются победы в различных конкурсах детского творчества, в которых учащиеся гимназии принимают активное участие.

Заключение

Личностно-ориентированное обучение играет очень важную роль в системе обучения изобразительному искусству.

Развитие ребенка как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельности, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

Поэтому, основным результатом в обучении изобразительному искусству является формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение позволяет:

– повышать мотивированность детей к обучению изобразительным искусством;

– повышать познавательную активность наших детей;

– учитывать личностные особенности каждого ребенка, а также ориентироваться на развитие познавательных способностей каждого и активизацию творческой, познавательной деятельности;

– создавать для ребенка условия для самостоятельного управления ходом обучения изобразительной деятельности;

– дифференцировать и индивидуализировать обучающий процесс;

– создавать условия для постоянного контроля усвоения знаний детьми;

– вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу занятий изобразительным искусством;

– отслеживать динамику развития каждого ребенка;

– учитывать уровень обученности и обучаемости практически каждого посещающего занятия ребенка.

Литература:

  1. Поташник, Левит: Освоение ФГОС. Методические материалы для учителя, Издательство: Педагогическое общество России, 2016 г.
  2. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000 г.
  3. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.
  4. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно — ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского ᴨпедагогического университета, 2000 г.
  5. Идрисов А. Е. Личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе. // Завуч № 8, 2011г.


Задать вопрос