В статье рассматриваются современное состояние процесса интеллектуализации, основные составляющие механизма таможенного контроля, который, опираясь на современные цифровые технологии, обеспечит эффективное взаимодействие ЦЭД и ПФК, а также принципы функционирования интеллектуальной таможенной экосистемы. Автором анализируется влияние процесса интеллектуализации на взаимодействие центров электронного декларирования и постов фактического контроля при проведении таможенного контроля. Автор представляет схему возможного применения искусственного интеллекта в рамках процесса принятия решения должностным лицом таможенных органов.
Ключевые слова: интеллектуализация, искусственный интеллект, посты фактического контроля, процесс принятия решений, таможенный контроль, центры электронного декларирования, цифровизация, электронное декларирование.
Современное развитие таможенного администрирования направлено на интеллектализацию и автоматизацию взаимодействия между центрами электронного декларирования (далее — ЦЭД) и постами фактического контроля (далее — ПФК). Эти процессы позволяют обеспечить более оперативное и точное выполнение таможенных операций, способствуют снижению затрат времени и ресурсов, а также минимизируют влияние человеческого фактора на процесс принятия решений.
Главным ориентиром по развитию и модернизации таможенных органов выступает Стратегия Развития ФТС России до 2030 года, в которой содержится план мероприятий в рамках данной стратегии, в том числе по внедрению и эксплуатации информационных таможенных технологий и электронных сервисов, способствующих улучшению показателей таможенного администрирования за счет использования искусственного интеллекта (далее — ИИ), который станет ключевым направлением в деятельности таможенных технологий [1]. В контексте данных стратегических преобразований, закрепленных в этом ключевом документе стратегического планирования, мероприятия по совершенствованию организационной структуры таможенных органов РФ необходимо проводить с учетом цифровизации и сервисной адаптации механизмов таможенного контроля (далее — ТК) на нижней ступени структуры таможенных органов, то есть на таможенных постах. В этом смысле особое значение имеет полномасштабная автоматизация и интеллектуализация их деятельности [2].
Учитывая вышеизложенное, обусловлена необходимость внедрения на нижнюю ступень структуры таможенных органов такого механизма ТК, который опираясь на современные цифровые технологии, обеспечит эффективное взаимодействие ЦЭД и ПФК, представление участникам ВЭД качественных цифровых сервисов, характеризующихся высокой скоростью осуществления операций и эффективным обеспечением национальной безопасности.
Рассмотрим основные составляющие такого механизма ТК.
1. Интеллектуальные технологии и сквозные процессы активно вписываются в деятельность таможенных органов, а именно в процессы аналитических и мониторинговых мероприятий, совершения таможенных операций, в том числе с применением ИДК. Система таможенных органов России совместно с таможенными службами ЕАЭС способны реализовать алгоритм оформления товаров в автоматическом режиме [3]. В рамках данного алгоритма представляется возможным выделить этапы, в осуществлении которых могут применяться технологии ИИ и гибридного интеллекта.
Рис. 1. Перспективы развития модель автоматического оформления товаров в условиях интеллектуализации
На рис. 1 представлена модель автоматического оформления товаров в условиях интеллектуализации. Из представленной модели следует, что на этапах ТК, выполняемых без участия должностного лица таможенных органов, перспективным направлением является технологии ИИ, тогда как на этапах, требующих использования когнитивных компетенций должностных лиц таможенных органов, эффективно применяются технологии гибридного интеллекта. В процессе внедрения инструментов семантического анализа и, в дальнейшем, технологий на базе ИИ в деятельность таможенных органов появляется необходимость создания таможенной экосистемы, которая обеспечит интеграцию существующих инструментов и сервисов, необходимых для эффективного выполнения функций процессного управления.
2. Основываясь на принципах законности, целевого применения и доступности по отношению к данным, обращаемых в системе быстрых сообщений ФТС России имеет потенциал к развитию институтов искусственного интеллекта в целях создания таможенной экосистемы, направленной на повышение качества таможенных услуг [4]. Принципы функционирования интеллектуальной таможенной экосистемы можно изложить в следующих этапах:
— формирование данных с использованием «сенсоров» (осуществление ТК на ПФК с использованием инспекционно-досмотровых комплексов), а также последующий анализ этих данных и хранение в специально созданной базе данных;
— процесс формирования решения является ключевым, поскольку генерирует вывод, сопоставимый с решением, которое приняло бы должное лицо таможенных органов;
— процесс обучения заключается в проведении корректировки алгоритмов принятия решений, сосредотачиваясь на исправлении ошибок, выявленных в ходе выборочного контроля решений должностным лицом таможенного органа, и обнаруженных нарушений во внешней среде, а также опираясь на решения, сформированные ИИ. Предполагается, что уровень обучения искусственного интеллекта и наполнение базы данных правильных решений обеспечивают заданные требования к системе, например, по непревышению количества ошибок первого и второго рода при выполнении задач таможенного контроля [5].
На рис. 2 представлена схема возможного применения ИИ в рамках процесса принятия решения должностным лицом таможенных органов.
Рис. 2. Структурно-функциональная схема возможного применения искусственного интеллекта при принятии решения в таможенных органах
Использование сквозных цифровых технологий и платформенных решений с применением элементов искусственного интеллекта и систем поддержки принятия решений позволит осуществлять таможенный контроль «незаметно» и быстро, проводя его по всей цепочке перемещения товаров, временного хранения, декларирования и выпуска [6]. Применение интеллектуальной системы поддержки принятия решений, автоматизирующей выявление рисков нарушения таможенного законодательства на всех этапах таможенных операций, должно обеспечивать оперативное предоставление результатов анализа в режиме реального времени и предлагать должностному лицу таможенных органов, принимающему решения, оптимальные варианты для минимизации выявленных рисков.
В качестве преимуществ внедрения процессов интеллектуализации и автоматизации во взаимодействие ЦЭД и ПФК можно выделить следующие аспекты:
— сокращение времени на осуществление таможенных операций;
— повышение точности и оперативности принятия решений;
— уменьшение затрат на администрирование организационных и непосредственно рабочих процессов;
— снижение коррупционных рисков за счет минимизации ручного вмешательства;
— обеспечение прозрачности взаимодействия ЦЭД и ПФК.
Среди проблем и вызовов внедрения данных процессов в работу должностных лиц ЦЭД и ПФК можно выделить:
— необходимость совершенствования нормативно-правовой базы для внедрения новых информационных технологий;
— необходимость устранения ограничений, связанных с техническими возможностями, в работе таможенных органов в ряде регионов Союза;
— необходимость в проведении обучения для должностных лиц таможенных органов по работе с интеллектуализированными и автоматизированными системами;
— необходимость в усиленной защите на постоянной основе данных от различного рода кибератак.
Таким образом, процессы интеллектуализации и дальнейшей автоматизации взаимодействия между ЦЭД и ПФК представляют собой ключевые направления развития таможенной службы в условиях цифровизации. Их успешное внедрение позволяет ускорить совершение таможенных операций, повысить их прозрачность, а также улучшить эффективность и результативность деятельности таможенных органов. Можно констатировать, что постепенное внедрение элементов ИИ в деятельность таможенных органов является необратимым процессом. Однако для наиболее беспроблемного внедрения технологии в процесс сквозного документального и фактического контроля необходимо четко регламентировать сферу применения ИИ, а также смоделировать дорожную карту с учетом всех имеющихся в той или иной подсистеме рисков такого внедрения инструментария интеллектуального анализа [4].
Литература:
- Клочков П. С., Жанжаров Н. Я., Абидов Р. Г., Непарко М. В. Реформа таможенных органов, применение информационных технологий в таможенных органах // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 11–2 (105). С. 54–57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-tamozhennyh-organov-primenenie-informatsionnyh-tehnologiy-v-tamozhennyh-organah.
- Бондаренко А. О. Модель сквозного таможенного контроля в условиях цифровой и сервисной адаптации // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 1 (58). С. 144–155. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-skvoznogo-tamozhennogo-kontrolya-v-usloviyah-tsifrovoy-i-servisnoy-adaptatsii.
- Любкина Е. О., Макрусев В. В. Искусственный интеллект в системе таможенного администрирования: теоретико-методологические положения и модели // Экономика. Информатика. 2023. № 2. С. 257–275. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-sisteme-tamozhennogo-administrirovaniya-teoretiko-metodologicheskie-polozheniya-i-modeli.
- Прокопенко А. А. Механизм реализации инструментов искусственного интеллекта в рамках совершенствования процесса сквозного документального и фактического таможенного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2024. № 1 (89). С. 73–77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-realizatsii-instrumentov-iskusstvennogo-intellekta-v-ramkah-sovershenstvovaniya-protsessa-skvoznogo-dokumentalnogo-i.
- Сомов Ю. И., Бормотова Е. Г. Методические подходы к применению технологий искусственного интеллекта в деятельности таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4 (61). С. 22–30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-primeneniyu-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-v-deyatelnosti-tamozhennyh-organov.
- Насибуллин А. А. Управление рисками в условия интеллектуализации цифровых таможенных технологий // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 1 (54). С. 153–159. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-riskami-v-usloviya-intellektualizatsii-tsifrovyh-tamozhennyh-tehnologiy.