О социальных гарантиях и льготах государственных служащих Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 26.03.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Кошелев, А. Н. О социальных гарантиях и льготах государственных служащих Российской Федерации / А. Н. Кошелев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — URL: https://moluch.ru/archive/564/123653/ (дата обращения: 02.04.2025).

Препринт статьи



В статье рассматриваются льготы и социальные преференции, предоставляемые государственным служащим, с целью анализа расходов государственного бюджета, а также прозрачности предоставления социальных льгот и гарантий государственных служащих.

Ключевые слова: государственные служащие, льготы, государственные гарантии.

Существенными факторами, влияющими на социально-правовой статус гражданских служащих, являются установленные законодательством ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы. Государственные льготы и гарантии призваны компенсировать эти факторы, а также создать благоприятные условия исполнения должностных обязанностей, повысить привлекательность гражданской службы, обеспечить стабильность социального и правового статуса государственных служащих. В своих трудах Охотский Е. В. указывает что, пределы гарантий, льгот и поощрений неплохо продуманы, хотя и существенно ограничены. Что тоже немаловажно, если помнить, что чрезмерные привилегии, как и любое незаслуженное богатство, порождают распущенность и вседозволенность [8 с. 366].

Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих закреплены в Федеральном законе о государственной гражданской службе [1] в соответствии со статьей 52 которого гражданским служащим гарантируются:

  1. равные условия оплаты труда;
  2. право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
  3. отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  4. медицинское страхование;
  5. обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы;
  6. выплаты по обязательному государственному страхованию;
  7. возмещение расходов, связанных со служебными командировками;
  8. возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы;
  9. при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, — возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту прохождения гражданской службы; расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации после расторжения срочного служебного контракта или освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы;
  10. обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту прохождения гражданской службы служебного жилого помещения — возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения;
  11. защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  12. государственное пенсионное обеспечение.

В соответствии со статьей 53 Федерального закона о государственной гражданской службе [1] гражданским служащим может предоставляться право на:

  1. дополнительное профессиональное образование;
  2. транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях;
  3. замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа;
  4. единовременную субсидию на приобретение жилого помещения;

Следует отметить, что перечень гарантий гражданским служащим не ограничивается статьями 52 и 53 Федерального закона о государственной гражданской службе [1], так в соответствии с частью 3 статьи 52 и пунктом 5 статьи 53 гражданским служащим предоставляются иные государственные гарантии.

Государственные гарантии предусмотрены не только для гражданских государственных служащих, но и для государственных служащих иных видов, например в соответствии с Федеральным законом о службе в таможенных органах [2] сотрудники таможенных органов, помимо прочего имеют право на:

  1. увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;
  2. дополнительное профессиональное образование за счет средств, предусмотренных на содержание Федеральной таможенной службы;
  3. пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет;
  4. материальные компенсации в случаях гибели (смерти) сотрудника таможенного органа, причинения вреда его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  5. социально-бытовое обеспечение;
  6. обязательное государственное личное страхование.

Жизнь и здоровье сотрудников таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию.

Сотрудникам таможенных органов предоставляются следующие виды отпусков с сохранением денежного довольствия: очередной ежегодный, по личным обстоятельствам, по болезни, дополнительный (за выслугу лет в таможенных органах, за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, по другим основаниям), другие отпуска (по беременности и родам, учебные и творческие).

В соответствии со статьей 46 Федерального закона о государственной гражданской службе [1] ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Основной оплачиваемый отпуск имеет продолжительность 30 календарных дней, так же гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в зависимости от стажа гражданской службы. Например, при стаже от 5 до 10 лет к ежегодному отпуску прибавляется 5 календарных дней, при стаже от 10 до 15 лет 7 календарных дней. Предусмотрен и дополнительный отпуск гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, в размере трех календарных дней. Таким образом по сравнению с продолжительностью отпуска установленного для работников трудовым кодексом РФ (28 календарных дней), гражданские служащие имеют преимущество в виде увеличенной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих [3]. Указ предусматривает выплату надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Ее размер составляет от 20 до 60 процентов должностного оклада и зависит от группы должностей. Надбавка к должностному окладу гражданским служащим выплачивается ежемесячно и не зависит от результатов работы за конкретный период.

Указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации [4], регулируется порядок выплаты денежного содержания государственным служащим, находящимся за пределами Российской Федерации, денежное содержание данным служащим выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом РФ и Правительством РФ. Государственные служащие, проходящие службу за пределами территории Российской Федерации, часть денежного содержания получают в валюте, что, несомненно, очень удобно — не происходит потери денег на разнице курсов при обмене.

Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532 [5], утвержден перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу. В этот стаж включаются следующие периоды: замещение государственных должностей, должностей государственной гражданской службы, воинских должностей, должностей прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, налоговой полиции, сотрудников таможенных органов, должностей муниципальной службы, выборных должностей в органах местного самоуправления, иных должностей в соответствии с федеральными законами. Таким образом, перечень периодов, которые идут в зачет стажа государственным гражданским служащим, достаточно обширен. Данные периоды замещения оказывают влияние на ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу, а также засчитываются при получении пенсии по выслуге лет.

Постановлением Правительства о предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения [6], предусмотрена возможность получения гражданскими служащими жилищной субсидии. Пунктом 3 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных этим постановлением, предусмотрена возможность упрощенного порядка получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по решению руководителя федерального государственного органа. Эта норма применяется для лиц, замещающих должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» высшей группы должностей в целях учета особенностей их профессиональной служебной деятельности и повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей. В постановлении нет четкого пояснения «особенностей профессиональной служебной деятельности» и критериев, по которым определяется эффективное исполнение должностных обязанностей. Руководитель может принять решение о предоставлении субсидии, исходя из своих предпочтений, и других субъективных факторов. Данное решение принимается не публично, без внешнего контроля. А. А. Гришковец указывает на то что, без внятного разъяснения соответствующее решение руководителя фактически сведется к его личному усмотрению, основанному на сугубо субъективных факторах. [7 с. 189].

А. А. Гришковец также утверждает что, именно те гражданские служащие, которые замещают должности категории «руководители» высшей группы, имеют максимальные по объему и лучшие по качеству, а значит, и наиболее дорогостоящие льготы, а если точнее, то основные и дополнительные государственные гарантии, предусмотренные статьями 52 и 53 Федерального закона № 79-ФЗ [7 с. 183].

Руководствуясь принципом доступности информации о гражданской службе, закрепленным в пункте 4 статьи 53 Федерального закона о государственной гражданской службе [1], имеет смысл законодательно обязать представителя нанимателя государственного органа публиковать информацию о предоставлении единовременной субсидии на официальных ресурсах органа государственной власти, а так же разработать критерии эффективности оценки деятельности государственного служащего, и на их основании выплачивать надбавки к должностному окладу и субсидии.

Таким образом, можно говорить о значительном объеме социальных гарантий, предоставляемых государственным служащим. По отношению к работникам, например, бюджетной сферы гражданские служащие находятся в привилегированном положении за счет большего объема льгот и гарантий.

Система льгот и привилегий государственных служащих, создает значительную нагрузку на государственный бюджет. В целях уменьшения бюджетных расходов целесообразно оптимизировать количество должностей высшей группы, категории «руководители», осуществив, их перевод в группу главных должностей, что приведет к сокращению расходов бюджета и возможному перераспределению средств на другие статьи расходов.

Важным аспектом является обнародование информации о бюджетных средствах, потраченных не только на предоставление единовременных субсидий на приобретение жилого помещения, но и других льгот и гарантий предоставляемых, в соответствии с действующим законодательством государственным служащим.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/, (дата обращения: 23.03.2025). — Режим доступа: свободный;
  2. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15264/, (дата обращения: 23.03.2025). — Режим доступа: свободный;
  3. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24131, (дата обращения: 23.03.2025). — Режим доступа: свободный;
  4. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 764 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24077, (дата обращения: 23.03.2025). — Режим доступа: свободный;
  5. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации»» [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26480, (дата обращения: 23.03.2025). — Режим доступа: свободный;
  6. Постановление Правительства от 27.01.2009 № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/12164950/, (дата обращения: 23.03.2025). — Режим доступа: свободный;
  7. Гришковец, А. А. Государственная гражданская служба: учебный курс / А. А. Гришковец, Ю. В. Ростовцева, С. В. Фомина. — Москва: Дело и Сервис, 2014. — 624 с.: ISBN 978–5–8018–0645–7.
  8. Охотский, Е. В. Государственный служащий: статус, профессия, призвание: Учебно-методический комплекс / Е. В. Охотский. — Москва: Экономика, 2011. — 702 с.: ISBN 978–5–282–03094–5.


Задать вопрос