Формирование жизнестойкости у подростков с вирусом иммунодефицита человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 01.04.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Дира, А. А. Формирование жизнестойкости у подростков с вирусом иммунодефицита человека / А. А. Дира. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — С. 237-241. — URL: https://moluch.ru/archive/564/123661/ (дата обращения: 21.04.2025).



Данная работа посвящена проблеме формирования жизнестойкости у подростков с вирусом иммунодефицита человека. Существуют различные исследования проблемы формирования жизнестойкости у подростков, в частности с хроническими соматическими заболеваниями. Этой проблемой занимались М.В Данилова, О. И. Ефимова, С. В. Игдырова, О. А. Юрина [6; 7]. В данных работах оценивается влияние различных факторов, а также выдвигаются гипотезы по созданию благоприятных условий для формирования и повышения уровня жизнестойкости у подростков. В нашей работе делается акцент на конкретном кластере подростков (подростки с ВИЧ) и рассматривается конкретная разработанная программа, направленная формирование и повышение уровня жизнестойкости у подростков с ВИЧ с учетом особенности данной категории подростков.

Исследование уровня жизнестойкости у подростков с вирусом иммунодефицита

Целью данного исследования является выявление влияния тренинговой программы на формирование жизнестойкости у подростков с вирусом иммунодефицита

Объект исследования: жизнестойкость у подростков с вирусом иммунодефицита

Предмет исследования: динамика уровня жизнестойкости и ее составляющих у подростков с вирусом иммунодефицита в результате участия в тренинговой программе

Гипотезы исследования:

  1. Уровень жизнестойкости у подростков с вирусом иммунодефицита ниже, чем у подростков без хронических соматических заболеваний.
  2. Тренинговая программа, проводимая в групповом формате, способствует повышению уровня жизнестойкости у подростков с вирусом иммунодефицита.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ по теме формирования жизнестойкости в подростковом возрасте.
  2. Подобрать методики, направленные на выявление уровня жизнестойкости и его составляющих у подростков с вирусом иммунодефицита.
  3. Провести сравнительный анализ, направленный на выявление уровня жизнестойкости и его составляющих у подростков с вирусом иммунодефицита и подростков без хронических соматических заболеваний.
  4. Выявить влияние тренинговой программы на повышение уровня жизнестойкости у подростков с вирусом иммунодефицита.

Этапы исследования:

  1. Провести теоретический анализ по теме формирования жизнестойкости в подростковом возрасте.
  2. Подобрать методики, направленные на выявление уровня жизнестойкости и его составляющих у подростков с вирусом иммунодефицита.
  3. Провести сравнительный анализ, направленный на выявление уровня жизнестойкости и его составляющих у подростков с вирусом иммунодефицита и подростков без хронических соматических заболеваний.
  4. Выявить влияние тренинговой программы на повышение уровня жизнестойкости у подростков с вирусом иммунодефицита.

Описание выборки исследования

Для формирования выборки исследования были выбраны следующие базы:

  1. БФ «Дети Плюс» — база для формирования экспериментальной группы, в которую вошли подростки с подтвержденным диагнозом вируса иммунодефицита человека.
  2. ГБОУ СОШ № 29 — база для формирования контрольной группы, куда вошли подростки без хронических соматических заболеваний.

Контрольная группа: 10 подростков (6 девушек, 4 юношей) без хронических соматических заболеваний от 12 до 14 лет.

Экспериментальная группа: 10 подростков (6 девушек, 4 юноши) в возрасте от 11 до 16 лет с подтвержденным диагнозом вирусом иммунодефицита, знающие о своем диагнозе, посещающие занятия в рамках тренинговой программы БФ «Дети плюс».

Все подростки, принявшие участие в исследовании и вошедшие в состав экспериментальной группы, знают о своем диагнозе. Все подростки имеют ВИЧ-положительный статус с рождения. 9 подростков проходят обучение в общеобразовательных школах, 1 подросток проходит надомное обучение по состоянию здоровья.

Материалы и методы

Психодиагностические методики:

  1. Для определения выраженности компонентов жизнестойкости применялся тест жизнестойкости С. Мадди.
  2. Для определения ресурсов и стратегий поведения в экстремальных ситуациях как факторов стрессоустойчивости применялась методика незаконченных предложений Д. Сакса и С. Леви (сокращенный вариант).
  3. Для определения особенностей совладания со сложной ситуацией, готовности справляться с трудностями, а также применяемых защитных механизмов использовалась проективная методика «Человек под дождем» (Е. Романовой и Т. Сытько)

Тест жизнестойкости С. Мадди

Экспериментальный материал представляет собой бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и 45 утверждений. А также варианты ответов: «нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да».

Порядок проведения: методика проводится индивидуально с каждым испытуемым. Исследователь отвечает на вопросы, возникающие в процессе выполнения методики относительно семантического содержания утверждений.

Нами произведена модификация методики, заключающаяся в использовании незаконченных предложений, касающихся только интересующих нас тем.

Экспериментальный материал представляет собой бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и 19 незаконченных предложений.

Порядок проведения: методика проводится индивидуально с каждым испытуемым. Исследователь сообщает инструкцию, отвечает на возникающие вопросы, далее испытуемый работает самостоятельно.

Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения.

Результаты исследования уровня жизнестойкости у подростков с вирусом иммунодефицита

Мы провели выбранные диагностические методики среди подростков контрольной и экспериментальной групп. Показатели компонентов жизнестойкости (вовлеченности, контроля и принятия риска) могут быть распределены неодинаково у разных испытуемых, даже если суммарный результат одинаковый.

Результаты теста жизнестойкости в экспериментальной группе

Рис. 1. Результаты теста жизнестойкости в экспериментальной группе

Большая часть испытуемых экспериментальной выборки имеет средний (нормальный) уровень «жизнестойкости» (70 %), «принятия риска» (60 %) и «контроля» (80 %). Уровень «вовлеченности» у экспериментальной группы на момент первичного тестирования преимущественно низкий (70 %).

Особенностью экспериментальной группы при первичной диагностике является тенденция к повышению уровня «принятия риска» — 40 % показали высокий уровень и низкий уровень вовлеченности.

Результаты теста жизнестойкости в контрольной группе

Рис. 2. Результаты теста жизнестойкости в контрольной группе

Половина испытуемых контрольной группы имеет средний (нормальный) уровень «жизнестойкости» (50 % испытуемых). Большая часть испытуемых показала средний уровень «вовлеченности» (90 %), «контроля» (60 %), «принятия риска» (60 %). У 30 % подростков выявлен высокий уровень «жизнестойкости», «контроля» и «принятия риска».

То есть у здоровых подростков есть тенденция к высоким показателям по всем шкалам, кроме «вовлеченности».

Был проведен статистический анализ по уровню жизнестойкости.

Распределение результатов теста экспериментальной и контрольной групп

Рис. 3. Распределение результатов теста экспериментальной и контрольной групп

Таблица 1

Т-тест независимых выборок

Статистика

p

перв

Манн-Уитни U

23.5

0.049

Примечание. Hₐ μ эксп ≠ μ конт

В связи с отмеченной ненормальностью распределения и с учетом того, что выборки независимые, был выбран непараметрический критерий Манна-Уитни. Полученное значение p говорит нам о том, что полученные различия по результатам теста жизнестойкости имеют значимые различия, а это значит, что подтвердилась гипотеза 1: уровень жизнестойкости у подростков с вирусом иммунодефицита ниже, чем у подростков без хронических соматических заболеваний.

При анализе результатов методики «Незаконченные предложения» мы получили большое количество вариантов ответов на каждый из предложенных пунктов. Мы проанализировали результаты и выделили наиболее часто встречающиеся ответы.

Для 100 % здоровых подростков характерно оценивать свое настоящее в положительном ключе, в то время как для подростков с вирусом иммунодефицита на время первичного тестирования только 60 % оценили свое настоящее положительно.

Дети из контрольный группы склонны оценивать будущее положительно или нейтрально (70 % и 30 %), при этом дети из экспериментальной группы показали более широкую вариативность: 80 % склонны видеть будущее положительно, 10 % отрицательно и 10 % нейтрально.

Здоровые подростки положительно оценивают свои возможности (100 %), в то время как только 70 % на момент первичной диагностики подростков из экспериментальной группы дали положительную оценку своим возможностям.

35 % подростков с вирусом иммунодефицита на момент первичной диагностики ставят конкретные цели на будущее, а 25 % предъявляют в качестве мечты или цели ответ «Поменять что-то в себе», что в 2 раза больше в сравнении с контрольной группой (10 %). При этом, подростки из экспериментальной группы почти в два раза чаще в качестве мечты озвучивают потребность в близких доверительных отношениях, чем подростки в контрольной группе (25 % и 15 % соответственно). При этом подростки из контрольной группы в большей степени ориентированы на достижение конкретной цели (50 % и 35 % соответственно).

Переходя к анализу результатов проективного теста «Человек под дождем», важно отметить, что был проведен сравнительный анализ частоты использования копинг-стратегий на основании результатов методики «Человек под дождем».

Подростки с ВИЧ чаще прибегают к стратегиям дистанцирования (60 %) и поиску социальной поддержки (50 %) — в сравнении с 30 % и 10 % здоровых подростков соответственно. При этом, никто из подростков с ВИЧ не продемонстрировал стратегию принятия ответственности (к сравнению с 10 % подростков без хронических соматических заболеваний).

Выводы

На основании полученных результатов, можем говорить о том, что:

  1. Подростки с имеющимся заболеванием «Вирус иммунодифицита человека» склонны к самокритике и желанию что-то изменить в себе, в то время как подростки без хронических соматических заболеваний чаще выставляют перед собой конкретной цели и склонны положительно оценивать свои возможности, настоящее и будущее.
  2. Подростки с хроническим заболеванием чаще прибегают к стратегиям дистанцирования и поиска социальной поддержки, в то время как условно здоровые подростки отдают предпочтение стратегиям конфронтации и дистанцирования.
  3. У подростков с ВИЧ выявлен низкий уровень вовлеченности (70 %) в отличие от подростков из экспериментальной группы: те продемонстрировали средний уровень (80 %).
  4. Статистический анализ, выявивший значимые различия в результатах теста жизнестойкости у контрольной и экспериментальной групп, подтверждает гипотезу 1: уровень жизнестойкости у подростков с вирусом иммунодефицита ниже, чем у подростков без хронических соматических заболеваний.
  5. Проведенная тренинговая программа способствует повышению уровня «вовлеченности».
  6. Стратегия «дистанцирования» осталась самой популярной среди подростков с ВИЧ.
  7. Подростки с ВИЧ стали выше оценивать свои возможности и чаще ставить перед собой конкретные цели.
  8. Незначительно снизился уровень самокритики у участвующих в диагностике подростков.

Заключение

В данной работе были исследованы некоторые аспекты жизнестойкости подростков с вирусом иммунодефицита человека. Формирование жизнестойкости рассматривалось через призму разработанной тренинговой программы, в которой принимали участие подростки с ВИЧ.

Формирование жизнестойкости у подростков с ВИЧ требует длительной работы, включающей повышение уровня самоценности, вовлеченности, как компонента жизнестойкости, мотивации к выздоровлению, поиск и поддержание индивидуальных ресурсов.

Литература:

  1. Алимова М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция: Барнаул, 2014. — 100 с.
  2. Афонькина Г. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. — 291 с.
  3. Барыльник Ю. Б., Шульдяков А. А., Бачило Е. В., Мамедов С. С. Психические расстройства у детей и подростков с ВИЧ-инфекцией: Социальная клиническая психиатрия, 2019. — Вып 4. -105 с.
  4. Вербина Г. Г. Жизнестойкость человека как личностный ресурс достижения высокого уровня физического и психического здоровья [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электронный научный журнал. — 2017. — Т. 5, № 4(18). — URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 03.03.2024)
  5. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. — 1136 с.
  6. Данилова М. В. Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско- родительскими отношениями: Национальный психологический журнал, 2023. — Вып 49. — 37 с.
  7. Ефимова О. И., Игдырова С. В., Ощепков А. А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизнестойкости личности у нормативных и девиантных подростков [Электронный ресурс] // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2011. № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-tsennostnyh-orientatsiy-i-zhiznestoykosti-lichnosti-u-normativnyh-i-deviantnyh-podrostkov/viewer (дата обращения: 12.04.2024)
  8. Звоновский В. Б. ВИЧ и стигма // Журнал исследований социальной политики. — 2015. — № 4. — С. 505–521
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос