В статье автор раскрывает суть применения технологии игрового обучения на уроках окружающего мира в начальной школе.
Ключевые слова: игровые технологии, младший школьник, применение.
Основная задача современного школьного образования — создание условий для формирования социально активной, профессионально компетентной и творчески развитой личности. В настоящее время наблюдается изменение образовательного пространства, одной из отрицательных черт которого является отсутствие деятельности ученика. Обучающиеся зачастую пассивно воспринимают информацию. Все более важным для педагога становится приобщение учеников к самостоятельной, творческой работе для достижения высокого качества обучения в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у обучающихся культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля. Из этого следует, что современное состояние обучения школьников нуждается в потребности поиска все новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к творческому труду, а самое главное — методов и средств обучения.
Игровые педагогические технологии за последнее время довольно широко внедрились в работу педагогов. Игровая форма обучения помогает развить активность, целеустремленность, оперативность и прочность памяти, продуктивность и динамичность мышления.
Окружающий мир — единственный учебный предмет в начальной школе, который синтезирует знания из различных научных областей: географии, биологии, истории, и др. Этот предмет охватывает все компоненты системы: природу, человека, хозяйство. В процессе изучения окружающего мира в сознании школьника формируется целостная научная картина природного и социокультурного мира.
Тема актуальна, потому что на современном этапе развития образования нужны новые подходы. Важно обновить методы, формы и средства обучения. Сегодня качество знаний снижается, а отношение к учёбе ухудшается из-за падения интереса школьников. Поэтому нужно использовать не только привычные объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы, но и нетрадиционные подходы к организации обучения.
Обратимся к теории. Технология — это научно и/или практически обоснованная система деятельности, применяемая человеком в определенных целях [2].
По определению Б. Т. Лихачева, педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
При этом под объектом педагогической технологии понимают структуру и логику конструирования педагогического процесса, способы его организации по реализации педагогических целей в соответствии с теми или иными принципами и условиями [4].
Технология обучения определяется, как совокупность действий по отбору и определению порядка и последовательности использования дидактических средств, организации форм и методов обучения [8].
Наибольший интерес представляют игровые педагогические технологии.
Многие ученые считают, что игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и обучающихся через реализацию определенного сюжета. При этом образовательные задачи включаются в содержание игры.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их [7].
В современных образовательных учреждениях игровая технология используется следующих случаях:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
— как элементы более обширной технологии;
— в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
— как технология внеучебной работы.
Деятельность обучающихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе.
Реализация игровых приемов и ситуаций при учебных занятиях происходит по таким основным направлениям:
— дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
— учебная деятельность подчиняется правилам игры;
— учебный материал используется в качестве ее средства;
— в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на учебных занятиях необходимо соблюдение следующих условий:
— соответствие игры учебно-воспитательным целям занятия;
— доступность для учащихся данного возраста;
— умеренность в использовании игр на занятиях.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [6].
Особенности игровых технологий заключаются в том, что все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний — общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
Игровая технология охватывает все этапы учебного процесса. Но преимущественно используется для обобщения цели и содержания обучения.
Место и роль игры в учебном процессе во многом зависит от самого учителя, понимает ли он функции игры и может ли правильно их классифицировать.
Существует большое количество видов классификаций игр в зависимости от того, какие цели положены в ее основу. Игры классифицируются по следующим критериям:
— по месту проведения игры (урочные и внеурочные);
— по дидактической цели (игры на изучение нового материала, игры на проверку знаний и умений, игры на закрепление и обобщение материала);
— по форме организации учебной деятельности (коллективные и индивидуальные).
М. Новик выделяет имитационные и неимитационные виды игр [5]. Основной отличительной чертой имитационных игр является наличие модели изучаемого процесса. Особенность имитационных методов заключается в том, что они делятся на игровые и неигровые. Те игры, при реализации которых учащиеся проигрывают или проживают определенные роли, относят к игровым. Характерной чертой неимитационных игр является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. В данном случае обучение осуществляется через установление прямых или обратных связей между учителем и учеником.
Селевко Г. К. классифицировал педагогические игры по следующим критериям [9]:
Рис. 1. Педагогические игры
Все представленные виды игр могут выступать как самостоятельные, так и дополнять друг друга. Использование разнообразных сочетаний игр или каждой по отдельности определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими аспектами.
Таким образом, понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Игра — одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приемами и формами повышают эффективность преподавания окружающего мира. Они разнообразны по содержанию, целям проведения, организации [10].
С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используют технологии игрового обучения на уроках окружающего мира.
Для ребенка игра — увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.
Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обратить внимание учитель. В процессе игры он может по-новому открыть ребенка для себя, т. к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает [1].
Спектр целевых ориентаций:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие географических умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Игра на уроке — комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой — занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал ученика можно либо заставив, либо заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соперничество в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени — все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету [3].
Функции игры:
- Обучающая — развитие общих умений и навыков (память, внимание, восприятие);
- Развлекательная — создание благоприятной атмосферы на занятиях, превратить урок в увлекательное приключение;
- Коммуникативная — объединяет учеников и учителя, устанавливает эмоциональные контакты, формирование навыков общения;
- Релаксирующая — формирование навыков подготовки своего психофизического состояния, для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;
- Функция самовыражения — стремление ребенка.
В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и к себе.
Но несмотря на положительные аспекты, применение технологии игрового обучения на уроках окружающего мира также имеет свои недостатки.
Рис. 2. Недостатки и достоинства игровой деятельности
Вопросы применения игр на уроках окружающего мира требуют специального исследования. Планирование учебной игры учителем — главный этап подготовки игровой деятельности. Правильно не только выбрать, но и провести игру — сложная задача не только для начинающих педагогов, но и для педагогов с большим стажем и опытом работы. Сначала необходимо подготовить игровой материал. Внимательно ознакомиться с ним, прочитать и обдумать рекомендации. Необходимо мысленно представить весь ход игры: как вызвать интерес у игроков, как объяснить им правила игры и их действия. Педагог должен продумать и то, кого выбрать в главные роли, как устранить возможность возникновения каких-либо затруднений.
Учебная игра имеет ряд принципов, которые должен учесть учитель при подготовке:
- Активность обучающихся (проявление физических интеллектуальных сил человека, начиная с подготовки игры, в самом ее процессе и в ходе обсуждения результатов, которые были получены).
- Открытость и доступность игры (учебная игра должна быть проста и при этом понятна, а информация о ходе и результатах игры доступны всем желающим).
- Динамичность (значение и роль фактора времени в игровой деятельности).
- Занимательность и эмоциональность (показывают увлекательные, удивительные и интересные проявления игровой деятельности, оказывающие большое воздействие на эмоции участников игры, и зрителей и могут послужить одной из главных причин стимула к личному участию в игре).
- Индивидуальность (показывает личное отношение человека к самой игре, в которой развиваются те или иные качества, которые имеют определенную ценность, как для самого игрока, так и для его личности).
- Коллективность (показывает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой деятельности в игре в самих группах или же командах, где каждый игрок представляет индивидуальность); целеустремленность (личные цели каждого игрока должны быть схожими с целями всей команды).
- Состязательность и соревнование (в основе лежит результативность игровой деятельности; представляет собой основные виды стимула к участию человека в игре. Без соревнования нет игры, и духом состязания между участниками игры пронизана вся игра. Дидактическая ценность данного принципа видна, так как именно соревнования и состязательность побуждают к активной самостоятельной деятельности и активизируют весь потенциал физических, интеллектуальных, а также душевных сил участников игры).
- Результативность (отражает осознание итогов игровой деятельности, как конкретных достижений и результатов каждого игрока в реальном переживании души. Данный принцип дает возможность представить игру как продуктивную творческую деятельность каждого игрока и всей команды).
- Достоверность и повторяемость игры (практически все игры имеют в своей основе реальные существующие модели и роли, а полученные результаты имитации и моделирования довольно-таки точно и надежно воспроизводят прошлое и «приоткрывают определенность будущего»).
- Проблемность (отражает логические и психологические закономерности мышления в интеллектуальной и эмоциональной борьбе. Ход игры включает в себя процессы планирования, организации и поиска решений каких-либо проблемных ситуаций, которые возникли в мышлении игрока, преследующего определенную цель).
Также, как и любой другой вид деятельности, игра на уроке должна быть мотивированна, а ученики должны испытывать в ней необходимость. Помимо этого, большую роль играет психологическая и интеллектуальная готовность обучающегося к участию в самой игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного или приподнятого настроения и располагать к общению между участниками игры в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества.
Практика показывает, что учителю не стоит стремиться к максимально подробному разъяснению всех деталей игры. Чрезмерное инструктирование перед началом может запугать и утомить обучающихся или привести к снижению их интереса к игре. В целом инструктирование можно свести к минимуму, оставив краткие и основные выдержки из правил.
В процессе проведения игры все ее участники должны быть активным, это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха. При планировании игрового урока очень важна четкая постановка цели игры. Педагогу необходимо поставить перед собой определенные конкретные задачи и способы их решения. А также он должен внимательно в мельчайших деталях продумать специфику и содержание ролей в игре, линию своего поведения и в соответствии с этим, естественно, степень своего вмешательства и самостоятельную речевую деятельность игроков. При распределении ролей очень важно учитывать мотивы и интересы самих обучающихся, особенности темперамента и их социально-психологический статус в группе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработку урока окружающего мира с применением игровых технологий педагогу важно соблюдать этапы. Это поможет исключить совсем или свести к минимуму многие ошибки в игре, тем самым сделает игру более эффективной и полезной для обучающихся.
Литература:
- Авдулова, Т. П. Психология игры: учебник для вузов / Т. П. Авдулова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 232 с.
- Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. — Екатеринбург: Свердл. инж. — пед. ин-т, 2016. — 320 с.
- Демин, М. В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности / М. В. Демин // Вестник МГУ. Серия: «Философия». — 1983. — № 1. — С. 21–29.
- Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебно-методическое пособие / В. С. Кукушин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 474 с.
- Новик, М. Активные методы обучения / М. Новик. — Москва: Педагогика, 2017. — 59 с.
- Новиков, А. М. Методология игровой деятельности / А. М. Новиков. — Москва: Издательство «Эгвес», 2016. — 48 с.
- Образцов, П. И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы: учебно-методическое пособие / П. И. Образцов. — Москва: Педагогика, 2014. 154 с.
- Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии: учебное пособие / В. Ю. Питюков. — Москва: «Гном и Д», 2014. — 144 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебно-методическое пособие / Г. К. Селевко. — Москва: Форум, 2014. — 293 с.
- Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 223 с.