Формирование межпредметных связей у обучающихся посредством объединения педагогов в рабочие группы в среде программы Excel | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 27.03.2025

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Шестаков, В. В. Формирование межпредметных связей у обучающихся посредством объединения педагогов в рабочие группы в среде программы Excel / В. В. Шестаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — URL: https://moluch.ru/archive/564/123675/ (дата обращения: 02.04.2025).

Препринт статьи



В статье подробно описывается один из возможных вариантов образования творческой рабочей группы коллектива педагогов с целью формирования межпредметных связей у обучающихся школы.

Ключевые слова: межпредметные связи, творческие объединения педагогов, таблица, планирование

Изучая опыт школы-пансиона «Летово» в рамках курса повышения квалификации мы заинтересовались одним из управленческих решений этой образовательной организации. Директор Михаил Геннадьевич Мокринский рассказал о том, что все учителя школы делятся разработками своих уроков на внутренней цифровой платформе. Таким образом, у каждого педагога есть возможность «прийти» на урок к своему коллеге, посмотреть используемые приемы организации обучения и использовать содержательный компонент предстоящих или уже прошедших уроков для формирования межпредметных связей. Стоит задуматься, насколько подробно должен быть составлен план урока, чтобы можно было получить такую информацию, и как этот опыт перенести в массовую общеобразовательную школу.

Федеральный государственный образовательный стандарт в своем обновленном варианте выдвигает следующее требование к результатам освоения программы по части межпредметности:

— освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

— способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике [1].

Действительно, как отмечает Елена Георгиевна Коликова в учебно-методическом пособии «Реализация межпредметных связей при проектировании цифровых образовательных ресурсов» «решение любой практической задачи, стоящей перед обучающимися в реальных условиях, чаще всего, требует комплексного подхода и привлечения знаний из нескольких предметных областей. Однако одним из основополагающих принципов современного обучения является раздельное изучение учебных предметов. В связи с этим в педагогике серьезно рассматривается проблема реализации межпредметных связей» [2].

Эта проблема изначально кроется в узкой специализации учителя-предметника. Если учителя начальных классов формируют межпредметные связи, обучая нескольких предметам и видя полную картину, то учителя-предметники делятся на когорты узких специалистов. Учитель с узкой специализацией испытывает трудности в понимании даже своего предмета, так как каждый предмет вырастает из сложного миро- и жизнеустройства. Такой учитель, к сожалению, ограничен риторически, методически, но главное — он рискует стать неубедительным и неинтересным для ребенка, вопросы которого не умещаются в тесноте одной дисциплины. Учитель должен быть наставником и «многопредметником», как минимум владеть знаниями целой предметной области (таких, как, например, наука или социум), а гораздо лучше — обширными знаниями из разных областей. Наше предположение заключается в том, что способность и желание заглянуть за границы собственного предмета — это еще и эффективный способ профилактики профессионального выгорания.

Далее мы опишем емкую форму организации межпредметного взаимодействия, разработанную в нашей образовательной организации. Она представляет собой общедоступный для сотрудников облачный файл Excel, в котором еженедельно формируется план работы.

Проиллюстрируем это на рис. 1.

Таблица Excel для межпредметного планирования учебной недели (упрощенный черно-белый вариант)

Рис. 1. Таблица Excel для межпредметного планирования учебной недели (упрощенный черно-белый вариант)

У каждой из параллелей есть отдельный лист, в таблице которого указаны предмет, имеющий свой отдельный цвет, классы, учителя, которые в графе «Темы уроков недели» выкладывают то, что планируется изучить в этих классах на этой неделе, в тезисной форме кратко передают содержание уроков. Далее следуют самые значимые для нас пункты: «Идеи для межпредметной реализации содержания» и «Реализация межпредметных связей».

Продемонстрируем, как работает эта схема на примере одной учебной недели 5 классов. Из таблицы видно, что учитель русского языка на этой неделе планирует изучение «Правописания суффиксов -чик-/-щик-, -ек-/-ик- имен существительных». Учитель истории указал тему «Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе» и, обратив внимание на тему учителя русского языка, внес предложение в графу «Идеи»: правописание профессий древних греков на -щик, -чик, -ик. Учитель русского языка оценил эту идею и в графе «Реализация межпредметных связей» под предметом «История» оставил комментарий: «19.03 профессии древних греков — носильщик привилегированного тела, добытчик серебра, плакальщик, переписчик», слова будут включены в материал урока или диктант. Учитель технологии, в свою очередь, планирует взять «Профессии, связанные с производством и обработкой древесины», и учитель русского языка так же указывает в графе «Реализация», что на своем уроке возьмет такие слова, как мебельщик, плотник, распиловщик, корзинщик, резчик, ремесленник, фанеровщик, паркетчик. Учитель математики планирует разобрать с обучающимися «Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, единицы измерения площади». Вспомним про «Хозяйственную жизнь в древнегреческом обществе», и учитель математики на своем уроке говорит не просто о площади прямоугольника, а рассчитывает с обучающимися периметр и площадь древнегреческого жилого дома, прося в комментарии учителя истории оценить подлинность изображения типичного древнегреческого жилого дома. Учитель истории, заметив, что на биологии изучаются «Организмы как среда обитания», на своем уроке или в качестве идеи для коллеги укажет, что следовало бы упомянуть особенности гигиены древних греков, которые нередко становились средой обитания для микроорганизмов. Заместитель директора по научно-методической работе, курирующий это направление, отслеживает темп реализации годовой программы, оценивает идеи на возможность реализации, потому что всегда есть вероятность, что учитель-предметник, выходя на уровень межпредметного взаимодействия, переоценит свои знания в другой области. Заместитель также посещает уроки в указанные учителями даты, что не менее важно — представляет эту таблицу в наглядной и удобной для работы форме в среде компьютерной программы «ConceptDraw». Формат интеллект-карты позволяет получить более полную картину о взаимосвязях между предметами, проблемных областях, где эти взаимосвязи устанавливаются наиболее сложно. Стоит отметить, программа легко адаптирует информацию из Excel и не требует много времени для создания подобной интеллект-карты.

Внедряя подобную практику, шаг за шагом, от простого к сложному мы меняем и картину мира наших учеников, и, что не менее значимо, меняется картина мира самого учителя. Так классный руководитель, проводя классный час, может задать классу из 30 человек вопрос: «Ребята, в нашем классе вы какой дробью себя видите 1/30, 1/60, 1/15 или 1/1?». Как нам думается, достаточно интересное начало разговора об организации самоуправления в классном коллективе. Говоря об отношениях Онегина, Татьяны и Ленского или Чацкого, Софьи и Молчалина учитель литературы задумается, какой в каждой ситуации любовный треугольник: равносторонний, равнобедренный, остроугольный или тупоугольный, кто или что в истории Маяковского, Лилии и Осипа Бриков выступает в качестве биссектрисы, которая выходит из вершины любовного треугольника и делит угол пополам, а учитель физики, повторяя в 10 классе изученный материал и желая вывести его на философский уровень осмысления, приведет эпиграф из «Мастера и Маргариты» — «Я часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо» и поинтересуется, о какой силе идет речь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективное взаимодействие педагогических работников образовательной организации на уровне НОО, ООО и СОО можно выстроить с помощью простых и понятных механизмом, каким, например, является предложенная нами таблица развития межпредметных связей.

Литература:

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» / Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027#print (дата обращения: 25.03.202

2. Коликова Е. Г. Реализация межпредметных связей при проектировании цифровых образовательных ресурсов. / учебно-методическое пособие. ЧИППКРО. — 2021. — С. 9–37



Задать вопрос