Формирование межпредметных связей у обучающихся посредством объединения педагогов в рабочие группы в среде программы Excel | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 27.03.2025

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Шестаков, В. В. Формирование межпредметных связей у обучающихся посредством объединения педагогов в рабочие группы в среде программы Excel / В. В. Шестаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — С. 300-303. — URL: https://moluch.ru/archive/564/123675/ (дата обращения: 23.04.2025).



В статье подробно описывается один из возможных вариантов образования творческой рабочей группы коллектива педагогов с целью формирования межпредметных связей у обучающихся школы.

Ключевые слова: межпредметные связи, творческие объединения педагогов, таблица, планирование

Изучая опыт школы-пансиона «Летово» в рамках курса повышения квалификации мы заинтересовались одним из управленческих решений этой образовательной организации. Директор Михаил Геннадьевич Мокринский рассказал о том, что все учителя школы делятся разработками своих уроков на внутренней цифровой платформе. Таким образом, у каждого педагога есть возможность «прийти» на урок к своему коллеге, посмотреть используемые приемы организации обучения и использовать содержательный компонент предстоящих или уже прошедших уроков для формирования межпредметных связей. Стоит задуматься, насколько подробно должен быть составлен план урока, чтобы можно было получить такую информацию, и как этот опыт перенести в массовую общеобразовательную школу.

Федеральный государственный образовательный стандарт в своем обновленном варианте выдвигает следующее требование к результатам освоения программы по части межпредметности:

— освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

— способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике [1].

Действительно, как отмечает Елена Георгиевна Коликова в учебно-методическом пособии «Реализация межпредметных связей при проектировании цифровых образовательных ресурсов» «решение любой практической задачи, стоящей перед обучающимися в реальных условиях, чаще всего, требует комплексного подхода и привлечения знаний из нескольких предметных областей. Однако одним из основополагающих принципов современного обучения является раздельное изучение учебных предметов. В связи с этим в педагогике серьезно рассматривается проблема реализации межпредметных связей» [2].

Эта проблема изначально кроется в узкой специализации учителя-предметника. Если учителя начальных классов формируют межпредметные связи, обучая нескольких предметам и видя полную картину, то учителя-предметники делятся на когорты узких специалистов. Учитель с узкой специализацией испытывает трудности в понимании даже своего предмета, так как каждый предмет вырастает из сложного миро- и жизнеустройства. Такой учитель, к сожалению, ограничен риторически, методически, но главное — он рискует стать неубедительным и неинтересным для ребенка, вопросы которого не умещаются в тесноте одной дисциплины. Учитель должен быть наставником и «многопредметником», как минимум владеть знаниями целой предметной области (таких, как, например, наука или социум), а гораздо лучше — обширными знаниями из разных областей. Наше предположение заключается в том, что способность и желание заглянуть за границы собственного предмета — это еще и эффективный способ профилактики профессионального выгорания.

Далее мы опишем емкую форму организации межпредметного взаимодействия, разработанную в нашей образовательной организации. Она представляет собой общедоступный для сотрудников облачный файл Excel, в котором еженедельно формируется план работы.

Проиллюстрируем это на рис. 1.

Таблица Excel для межпредметного планирования учебной недели (упрощенный черно-белый вариант)

Рис. 1. Таблица Excel для межпредметного планирования учебной недели (упрощенный черно-белый вариант)

У каждой из параллелей есть отдельный лист, в таблице которого указаны предмет, имеющий свой отдельный цвет, классы, учителя, которые в графе «Темы уроков недели» выкладывают то, что планируется изучить в этих классах на этой неделе, в тезисной форме кратко передают содержание уроков. Далее следуют самые значимые для нас пункты: «Идеи для межпредметной реализации содержания» и «Реализация межпредметных связей».

Продемонстрируем, как работает эта схема на примере одной учебной недели 5 классов. Из таблицы видно, что учитель русского языка на этой неделе планирует изучение «Правописания суффиксов -чик-/-щик-, -ек-/-ик- имен существительных». Учитель истории указал тему «Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе» и, обратив внимание на тему учителя русского языка, внес предложение в графу «Идеи»: правописание профессий древних греков на -щик, -чик, -ик. Учитель русского языка оценил эту идею и в графе «Реализация межпредметных связей» под предметом «История» оставил комментарий: «19.03 профессии древних греков — носильщик привилегированного тела, добытчик серебра, плакальщик, переписчик», слова будут включены в материал урока или диктант. Учитель технологии, в свою очередь, планирует взять «Профессии, связанные с производством и обработкой древесины», и учитель русского языка так же указывает в графе «Реализация», что на своем уроке возьмет такие слова, как мебельщик, плотник, распиловщик, корзинщик, резчик, ремесленник, фанеровщик, паркетчик. Учитель математики планирует разобрать с обучающимися «Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, единицы измерения площади». Вспомним про «Хозяйственную жизнь в древнегреческом обществе», и учитель математики на своем уроке говорит не просто о площади прямоугольника, а рассчитывает с обучающимися периметр и площадь древнегреческого жилого дома, прося в комментарии учителя истории оценить подлинность изображения типичного древнегреческого жилого дома. Учитель истории, заметив, что на биологии изучаются «Организмы как среда обитания», на своем уроке или в качестве идеи для коллеги укажет, что следовало бы упомянуть особенности гигиены древних греков, которые нередко становились средой обитания для микроорганизмов. Заместитель директора по научно-методической работе, курирующий это направление, отслеживает темп реализации годовой программы, оценивает идеи на возможность реализации, потому что всегда есть вероятность, что учитель-предметник, выходя на уровень межпредметного взаимодействия, переоценит свои знания в другой области. Заместитель также посещает уроки в указанные учителями даты, что не менее важно — представляет эту таблицу в наглядной и удобной для работы форме в среде компьютерной программы «ConceptDraw». Формат интеллект-карты позволяет получить более полную картину о взаимосвязях между предметами, проблемных областях, где эти взаимосвязи устанавливаются наиболее сложно. Стоит отметить, программа легко адаптирует информацию из Excel и не требует много времени для создания подобной интеллект-карты.

Внедряя подобную практику, шаг за шагом, от простого к сложному мы меняем и картину мира наших учеников, и, что не менее значимо, меняется картина мира самого учителя. Так классный руководитель, проводя классный час, может задать классу из 30 человек вопрос: «Ребята, в нашем классе вы какой дробью себя видите 1/30, 1/60, 1/15 или 1/1?». Как нам думается, достаточно интересное начало разговора об организации самоуправления в классном коллективе. Говоря об отношениях Онегина, Татьяны и Ленского или Чацкого, Софьи и Молчалина учитель литературы задумается, какой в каждой ситуации любовный треугольник: равносторонний, равнобедренный, остроугольный или тупоугольный, кто или что в истории Маяковского, Лилии и Осипа Бриков выступает в качестве биссектрисы, которая выходит из вершины любовного треугольника и делит угол пополам, а учитель физики, повторяя в 10 классе изученный материал и желая вывести его на философский уровень осмысления, приведет эпиграф из «Мастера и Маргариты» — «Я часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо» и поинтересуется, о какой силе идет речь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективное взаимодействие педагогических работников образовательной организации на уровне НОО, ООО и СОО можно выстроить с помощью простых и понятных механизмом, каким, например, является предложенная нами таблица развития межпредметных связей.

Литература:

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» / Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027#print (дата обращения: 25.03.202

2. Коликова Е. Г. Реализация межпредметных связей при проектировании цифровых образовательных ресурсов. / учебно-методическое пособие. ЧИППКРО. — 2021. — С. 9–37

Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

планирование, межпредметные связи, таблица, творческие объединения педагогов

Похожие статьи

Задать вопрос