В статье авторы рассматривают организационно-функциональную модель и как с ее помощью можно повлиять на здоровье студентов.
Ключевые слова: коррекция здоровья студентов, организацинно-функциональная модель.
В условиях современного общества, характеризующегося высокой конкуренцией и стрессом, важно обеспечить комплексный подход к мониторингу и коррекции здоровья студентов. В данной статье рассматривается организационно-функциональная модель динамического наблюдения и коррекции здоровья студентов, которая направлена на улучшение их физического и психического состояния, а также на повышение качества образовательного процесса.
Согласно статистическим данным, среди студенческой молодежи наблюдается рост заболеваемости, что связано с множеством факторов. Например, современные студенты часто ведут малоподвижный образ жизни, что может привести к различным заболеваниям и ухудшению общего состояния здоровья. Не следует также забывать о питании, которым из-за недостатка времени и сил пренебрегают большинство молодых людей, что ведет к набору избыточной массы тела и нарушению обмена веществ. Исключением не является и психическое здоровье молодежи, так как студенческая жизнь часто связана с высокими нагрузками, экзаменами, необходимостью совмещать учебу с работой [1, 4, 5].
Для коррекции здоровья студентов необходимы меры по профилактике заболеваний. Профилактические меры позволяют нам:
– Проводить раннюю диагностику заболеваний;
– Предотвращать развитие серьезных проблем со здоровьем;
– Поддерживать оптимальный уровень физической активности;
– Формировать здоровые привычки.
Эти проблемы не только негативно сказываются на здоровье, но и снижают успеваемость и мотивацию к обучению. Таким образом, разработка организационно-функциональной модели динамического наблюдения и коррекции здоровья студентов становится особенно актуальной. Это может обеспечить целостный подход к их здоровью, включающий физические, психические и социальные аспекты, что, в свою очередь, способствует формированию здорового образа жизни и улучшению качества жизни студентов [3, 4].
В ходе исследования был проведен опрос среди 130 студентов 3 курса ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж». По полученным данным у 20 % обучающихся I группа здоровья, 44,6 % — II группа здоровья и у 34,4 % III группа здоровья. 73,8 % опрошенных респондентов отмечали случаи временной нетрудоспособности за всё время обучения.
12,3 % опрошенных оценили свое здоровье как отличное, 41,5 % как хорошее, что может свидетельствовать о высоком уровне удовлетворенности состоянием своего здоровья и, возможно, о хороших условиях жизни, доступе к медицинским услугам и здоровом образе жизни. 41,5 % как удовлетворительное, что может указывать на наличие определенных проблем со здоровьем, но в целом они не считают свое состояние критическим. Небольшой процент респондентов (4,6 %) оценили уровень своего здоровья как неудовлетворительное, что может свидетельствовать о наличии серьезных медицинских проблем у этой группы людей, требующих внимания и вмешательства.
Результаты опроса студентов, согласно которым 61,5 % из них отметили ухудшение состояния здоровья за время обучения, поднимают ряд важных вопросов о здоровье и благополучии обучающей молодежи.
Первое, что можно отметить — это значительная доля студентов, указывающих на связь ухудшения здоровья с нагрузкой в учебе (36,9 %). Это свидетельствует о том, что учебные программы, возможно, требуют пересмотра, особенно в части баланса между учебной нагрузкой и возможностями студентов.
Также стоит обратить внимание на другие факторы, такие как отсутствие рационального режима (15,4 %) и сбалансированного питания (12,3 %). Эти аспекты указывают на необходимость образовательных учреждений уделять внимание вопросам здоровья и формирования правильного образа жизни у студентов. Возможные меры включают в себя организацию семинаров по здоровому образу жизни, внедрение программ по улучшению питания в столовых и т. д.
Указание на трудности с доступом к медицинскому обследованию (6,2 %) также говорит о том, что необходимо улучшать систему здравоохранения для студентов, обеспечивая их доступом к необходимым медицинским услугам.
По результатам опроса среди студентов, основными аспектами, способствующими сохранению и укреплению здоровья, являются рациональный режим учёбы и отдыха, который был выбран 40 % респондентов. Это показывает, что молодёжь осознаёт важность баланса между учёбой и временем для восстановления, что может предотвращать стресс и выгорание.
Далее, 26,2 % студентов отметили важность своевременного лечения заболеваний. Это указывает на понимание необходимости заботиться о здоровье и не игнорировать симптомы болезней.
18,5 % респондентов считают значимыми профилактические мероприятия, что свидетельствует о признании важности профилактики для поддержания здоровья.
Только 9,2 % выбрали отказ от вредных привычек, что может говорить о том, что студенты не полностью осознают влияние вредных привычек на здоровье или имеют трудности в их квалификации как важного аспекта.
Наконец, 6,2 % участников опроса выделили информированность о факторах риска, что показывает, что массовое образование о здоровье может иметь потенциал для улучшения благополучия.
В целом, результат опроса демонстрирует, что студенты уделяют внимание различным аспектам, влияющих на их здоровье, и каждый из перечисленных факторов вносит свой вклад в общую картину здоровья и благополучия.
Вывод
Анализ результатов опроса показал, что большинство студентов сталкиваются с серьёзными проблемами, касающимися их здоровья и благополучия. что требует внимания со стороны образовательных учреждений и системы здравоохранения. Сохранение и укрепление здоровья молодежи должно стать приоритетной задачей, так как 61,5 % студентов сообщают об ухудшении состояния здоровья, причем значительная часть связывает это с учебной нагрузкой. Необходимость пересмотра учебных программ и объектов, таких как баланс между нагрузкой и возможностями, становится актуальной.
Факторы, такие как отсутствие рационального режима и сбалансированного питания, подчеркивают важность формирования здорового образа жизни среди студентов через программы и инициативы, направленные на повышение осведомленности о здоровье. Кроме того, трудности с доступом к медицинским обследованиям также сигнализируют о потребности в улучшении медицинского обслуживания для студентов.
Из позитивного следует отметить, что большинство респондентов осознают важность соблюдения режима учёбы и отдыха, достаточно высок процент тех, кто понимает необходимость своевременного лечения и профилактики заболеваний. Однако низкий процент студентов, признающих значимость отказа от вредных привычек, указывает на необходимость повышения информированности о влиянии этих факторов на здоровье.
Таким образом, результаты исследования подчеркивают необходимость разработки и внедрения программ, направленных на улучшение здоровья студентов, включая оптимизацию учебной нагрузки, создание условий для рационального режима дня и обеспечение доступа к медицинским обследованиям. Это позволит не только улучшить общее состояние здоровья студентов, но и повысить их учебную мотивацию и успеваемость.
Литература:
- Беляева Ю. Н., Шеметова Г. Н., Досов С. В., Дудыкина И. В. Психологический профиль студенческой молодежи: уровень стресса и возможности его коррекции. Современные наукоемкие технологии. 2019;(6):131–135. https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37562
- Воротилкина, И. М. Современные тренды здорового образа жизни студентов / И. М. Воротилкина, Н. Г. Баженова, Р. И. Баженов // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022 — Т. 13 — № 4 — URL: https://sfk-mn.ru/59scsk422.html DOI: 10.15862/59SCSK422
- Медведева О. В., Литвинова Н. И. Медико-социальные аспекты здоровья студентов медицинского колледжа // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2012. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-sotsialnye-aspekty-zdorovya-studentov-meditsinskogo-kolledzha (дата обращения: 27.03.2025).
- Ушакова Я. В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник ННГУ. 2007. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-studentov-i-faktory-ego-formirovaniya (дата обращения: 27.03.2025).
- Фазлеева, Е. В. Состояние здоровья студенческой молодежи: тенденции, проблемы, решения / Е. В. Фазлеева, А. С. Шалавина, Н. В. Васенков, О. П. Мартьянов, А. Н. Фазлеев // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022 — Т. 10 — № 5 — URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN522.pdf