Структура и правовой статус субъектов противодействия финансированию терроризма в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 28.03.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Вардашева, А. Р. Структура и правовой статус субъектов противодействия финансированию терроризма в России / А. Р. Вардашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — URL: https://moluch.ru/archive/564/123692/ (дата обращения: 02.04.2025).

Препринт статьи



В работе рассмотрена многоуровневая структура субъектов противодействия финансированию терроризма в рамках российской правовой системы. Проанализированы правовой статус, функции и взаимодействие специализированных и неспециализированных участников. Отдельное внимание уделено роли межведомственной координации и институциональной дифференциации.

Ключевые слова: финансирование терроризма, Российская Федерация, Центральный банк, межведомственная координация, сфера противодействия.

Противодействие преступности в современном обществе представляет собой сложное, системное и многоуровневое социальное явление, формирующееся как реакция на реальные и сконструированные проявления криминогенной среды [3 с. 158–160].Его цели заключаются в снижении уровня преступности до социально допустимого минимума с учётом политических и культурных условий. В рамках этой системы используются меры различной природы — от политических до технических [4, с. 133–140], что обуславливает широкий круг субъектов, включённых в реализацию указанных задач. Цель статьи — определить структуру и классификацию субъектов противодействия финансированию терроризма в правовой системе России.

Многоуровневая структура субъектов противодействия преступности охватывает общесоциальный, специальный и индивидуальный уровни, при этом специфика субъектов зависит от характера преступления, в частности — от системности и организованности финансирования терроризма [13, с. 130–134]. Последнее выступает не только экономической основой террористической деятельности, но и механизмом её воспроизводства и трансформации. Финансирование терроризма, обладая экономическими и технологическими признаками, представляет собой самостоятельную криминальную практику, включающую разнообразные методы сбора, распределения и использования средств [12, с. 169–174].Именно технологический аспект — использование финансовых услуг и схем — обуславливает широкий круг субъектов, вовлечённых в борьбу с данным видом преступности [13, с. 253–257]. Их деятельность требует межведомственной координации, охватывающей не только силовые органы, но и финансовые, надзорные, налоговые структуры. Эффективность системы достигается при комплексном подходе к выявлению, пресечению и блокировке каналов финансирования, что подчёркивал С. Ю. Никольский в контексте борьбы с отмыванием доходов и терроризмом [9, с. 4].

Противодействие финансированию терроризма входит в состав системы ПОД/ФТ и представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение таких преступлений [16, с. 9]. Важнейшим нормативным актом является Федеральный закон от 7.08.2001 № 115-ФЗ, регулирующий отношения между государственными органами, юридическими лицами, гражданами, иностранными структурами и Центральным банком РФ в целях пресечения легализации преступных доходов и финансирования терроризма (ст. 2) [1]. Под регулирование подпадают нотариусы, адвокаты, аудиторы, саморегулируемые организации, а также субъекты, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги. Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти играют ключевую роль в контроле [2]. Важным элементом является установление бенефициарных владельцев юридических лиц как способ пресечения теневых финансовых потоков.

Исходя из норм законодательства, субъекты противодействия финансированию террористической деятельности делятся на специализированных и опосредованных участников системы ПФТ. Ключевую роль играют правоохранительные органы: МВД России, ФСБ России, Генпрокуратура, ФНС и др., чьи полномочия охватывают выявление, предупреждение и пресечение деяний, связанных с легализацией доходов и финансированием терроризма. Эффективность их действий требует постоянной межведомственной координации как внутри страны, так и с органами СНГ [17, с. 126]. Стратегическими целями ПФТ являются борьба с организованной преступностью, теневой экономикой, коррупцией, а также создание условий для возвращения незаконно выведенных средств и устранение материальной базы терроризма [6, с.80]. В систему также входит суд, реализующий функции как карательного, так и превентивного характера. Его полномочия включают назначение наказаний, судебный контроль, ликвидацию террористических организаций, запрет их деятельности, а также устранение условий, способствующих терроризму [5, с. 91–95; 8, с. 24–26].

Финансовый мониторинг рассматривается как важнейший инструмент противодействия финансированию терроризма, включающий информационные, контрольные и правоохранительные процедуры, направленные на предотвращение использования финансовой системы в преступных целях [10, с. 11–12]. Центральным субъектом национальной системы ПОД/ФТ выступает Росфинмониторинг — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию, контроль, аналитическое сопровождение и нормотворчество в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Он имеет международный статус национального подразделения финансовой разведки административного типа и формирует единое аналитическое пространство финансовой безопасности РФ [9, с. 10]. Полномочия Росфинмониторинга носят административно-финансовый характер: он не занимается оперативно-розыскной деятельностью, но обладает инструментарием контрольно-финансового и административного воздействия. Особое значение имеет его информационно-аналитическая функция, включающая оценку угроз национальной безопасности и ежегодную отчётность перед Президентом РФ с анализом рисков и мерами их нейтрализации [16, с. 27–30].

Центральный банк Российской Федерации представляет собой специфический субъект противодействия ПФТ, обладающий публично-правовым статусом и институциональной независимостью, закреплённой в ст. 75 Конституции РФ и ст. 1–2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [2] Его особая компетенция в системе ПОД/ФТ реализуется через функции банковского регулирования и надзора. Банк России осуществляет контроль за деятельностью кредитных организаций, анализируя их работу с подозрительными клиентами и оценивая риски сомнительных операций. Особое внимание уделяется усилиям инспекционных и аналитических подразделений, направленным на выявление финансовых схем, связанных с теневым и криминальным секторами [7, с. 10].

Кредитные организации и финансовые институты выступают субъектами выявления, предупреждения и в отдельных случаях пресечения преступлений в сфере ПФТ[16, с. 31]. Объём их прав и обязанностей не связан напрямую с их собственной безопасностью, но влияет на оценку финансовой стабильности. Особую угрозу создают неформальные и небанковские каналы перевода средств, не охваченные требованиями ФАТФ. Недостатки действующих систем перевода ценностей создают риски вовлечения в финансирование терроризма. Поэтому необходим риск-ориентированный, гибкий и эффективный надзор со стороны государства [15, с. 7], а также активная позиция самих финансовых организаций в недопущении их использования в противоправных целях.

Граждане, предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные лица, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7.08.2001 № 115-ФЗ, включены в число субъектов системы ПОД/ФТ. Они участвуют в выявлении, предупреждении и ограничении каналов финансирования терроризма. Особую категорию составляют адвокаты и нотариусы, обладающие специальным правовым статусом, поскольку на них распространяются положения ст. 7 и ст. 7.1 указанного закона. Однако, как указывает В. В. Харченко, в законодательстве об адвокатуре и нотариате отсутствуют прямые нормы о ПОД/ФТ, а это порождает юридический конфликт между обязанностью сообщать в Росфинмониторинг и соблюдением профессиональной тайны. Нормативное регулирование в этой части вызывает существенные споры и подвергается обоснованной критике из-за внутренней противоречивости и отсутствия правовой определённости [16, с. 32–33]. Неясность правового статуса «иных лиц», участвующих в ПОД/ФТ, также остаётся дискуссионной. Важным элементом инфраструктуры системы ПОД/ФТ являются саморегулируемые организации (СРО), обладающие комплексной правосубъектностью. Они действуют в пределах как публичного регулирования, так и частноправовых механизмов, формируя нормативные регуляторы, обеспечивая их реализацию и контроль. Их основная функция — содействие профессиональной саморегуляции в условиях ограниченного вмешательства государства [11, с. 8–10].При этом СРО не являются субъектами финансового мониторинга или правоохранительной деятельности, но играют вспомогательную роль: они разрабатывают рекомендации, формируют стандарты, обеспечивают обучение сотрудников организаций, работающих с денежными средствами и имуществом [16, с. 33]. Роль СРО заключается не только в методической поддержке, но и в обеспечении ответственности членов за несоблюдение требований, что делает их значимыми участниками нормативной дисциплины в сфере противодействия финансированию терроризма.

Анализ деятельности субъектов, чья деятельность противодействует отмыванию доходов и финансированию террористической деятельности позволяет сделать ряд выводов. Многоуровневая структура субъектов ПФТ в российской правовой системе включает специализированных и неспециализированных участников. К ключевым группам относятся правоохранительные органы, суд, Росфинмониторинг, госорганы, финансовые организации, граждане и иные лица. Следует подчеркнуть, что системный подход к противодействию финансированию терроризма требует не только наличия множества субъектов, но и их функциональной взаимосвязи. Эффективность борьбы определяется согласованностью правовых механизмов на различных уровнях управления. Противодействие невозможно без распределения полномочий и чёткого нормативного разграничения ответственности. Каждый уровень (от государственного до частного) дополняет другие, формируя устойчивую структуру. Отсутствие единства действий снижает потенциал системы и создает риски правовых пробелов. Ключевым условием остаётся координация, охватывающая не только вертикальные, но и горизонтальные связи. Совмещение административных, контрольных и аналитических функций обеспечивает устойчивость системы к новым угрозам. Значение имеет и нормативная гибкость, позволяющая адаптироваться к изменяющимся формам финансирования терроризма. Только при комплексном подходе достигается реальный эффект. Таким образом, структурная дифференциация субъектов придает системе необходимую управляемость и результативность.

Литература:

  1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. — 2001. — № 33 (Часть I). — Ст. 3418.
  2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ от 15 июля 2002 г. — № 28. — Ст. 2790.
  3. Игнатов А. Н. Стратегия противодействия криминальному насилию в современном обществе // Библиотека криминалиста. Научный журнал. — 2015. — № 6 (23). — С. 157–168.
  4. Игнатов А. Н., Вишневецкий К. В., Кашкаров А. А. Концептуальные основы, направления и меры противодействия криминальному насилию // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2018. — № 2 (42). — С. 133–141.
  5. Игнатов А. Н., Семенова Е. Г. Гражданско-правовые меры в системе мер противодействия преступности // Общество и право. — 2018. — № 1 (63). — С. 91–95.
  6. Ладыга А. И., Калядина М. Ю. Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов в противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. — 2014. — Т. 2. — № 7. — С. 78–81.
  7. Мельников В. Н. Деятельность Банка России по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в банковской системе // Деньги и кредит. — 2005. — № 2. — С. 10–12.
  8. Наумов А. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура — как институт общего надзора // Российская юстиция. — М.: Юрид. лит., 2002. — № 1. — С. 24–26.
  9. Никольский С. Ю. Росфинмониторинг в системе противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма: административно-правовой аспект: автореферат дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14. — Ростов-на-Дону, 2011. — 27 с.
  10. Прошунин М. М. Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма: российский и зарубежный опыт: автореф. дис.... д-ра юрид. наук: 12.00.14. — Москва, 2010. — 45 с.
  11. Третьякова С. Б. Саморегулируемые организации как субъекты российского права: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01. — Москва, 2013. — 26 с.
  12. Факов А. М. Методологические основы исследования финансирования террористической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2022. — № 3. — С. 169–174.
  13. Факов А. М. Понятие и виды технологий финансирования террористической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2022. — № 12. — С. 253–257.
  14. Факов А. М. Финансирование террористической деятельности в системе террористической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2022. — № 6. — С. 130–134.
  15. Хаминский Я. М. Международно-правовые меры противодействия финансированию терроризма: на примере ФАТФ: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.10. — Москва, 2004. — 21 с.
  16. Харченко В. В. Административно-правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14. — Ростов-на-Дону, 2014. — 38 с.
  17. Чирков Д. К. К вопросу о совершенствовании действующего законодательства, направленного на улучшение качества работы правоохранительных органов и заинтересованных ведомств по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Актуальные проблемы экономики и права. — 2007. — № 4. — С. 125–130.


Задать вопрос