Обучение самозащите в рамках пятидневных учебных сборов, проводимых в образовательных учреждениях среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 27.03.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Жиляев, Д. М. Обучение самозащите в рамках пятидневных учебных сборов, проводимых в образовательных учреждениях среднего профессионального образования / Д. М. Жиляев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — URL: https://moluch.ru/archive/564/123700/ (дата обращения: 02.04.2025).

Препринт статьи



В статье рассматривается особенность организации занятий по самозащите при проведении 5-дневных учебных сборов. Раскрывается методика обучения самозащите. Обосновывается необходимость изучения приемов самозащиты и повышения эффективности деятельности преподавателей по физической культуре с учетом специфики выполнения боевых приемов борьбы.

Ключевые слова: физическая подготовка, боевые приемы борьбы, самозащита, учебные сборы, ГТО.

Современные вызовы и угрозы диктуют необходимость укрепления обороноспособности страны, получения начальных знаний в области обороны и защиты Отечества.

В процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности и подготовки к военной службе особое внимание уделяется организации и проведению пятидневных учебных сборов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Программа сборов включает мероприятия по профессиональному отбору, позволяющие оценить потенциал будущих призывников, выявить их сильные и слабые стороны и устранить недостатки в подготовке к военной службе.

Военно-патриотическая работа с учащимися включает прикладную физическую подготовку, цель которой — обеспечить готовность к действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, включая боевые действия.

В общевойсковом бою не исключена рукопашная схватка в различных условиях. Овладение приемами рукопашного боя формируют навыки уничтожения противника, выведения его из строя, а также самозащиты.

Физическая подготовка на сборах включает бег, зарядку и упражнения на гимнастических снарядах. Методы самозащиты ограничиваются программой ГТО для 6-й ступени (16–17 лет), включающей самостраховку, захват кисти, бросок с захватом двух ног, захват голени изнутри, бросок через спину, освобождение от захвата ассистентом и рычага локтя.

В некоторых регионах создаются отряды из студентов колледжей и вузов, которые помогают полиции в патрулировании улиц и предотвращении нарушений общественного порядка. В рамках таких мероприятий могут потребоваться навыки приемов борьбы.

Многие молодые люди будут призваны в Росгвардию, где им придется использовать специальные средства и изучать приемы активной обороны.

В суточном наряде военнослужащий несет службу с огнестрельным и холодным оружием, отрабатывая приемы самообороны и защиты от ударов ножом, угрозе длинноствольным оружием, пистолетом.

Обучение боевым приемам борьбы юношей проводится с озвучиванием приема, с акцентом на технику на несопротивляющемся партнере, без возможности атакуемого знать заранее действие ассистента. Занятие организуется в парах, ассистенты подбираются примерно равными по росту и весу, приемы изучаются в обе стороны, начиная хватом за правую и левую руку, сначала в медленном, затем в быстром темпе. Удары обозначаются или наносятся без значительного усилия в контакт, используются макеты ножей, пистолетов, автоматов. Подаются команды: «Приготовиться», «Прием», «Стоп», «Отпустить захват». Для профилактики травматизма используется защитное снаряжение. Болевые приемы выполняются плавно, без рывков, и немедленно прекращаются по сигналу ассистента. Сначала выполняются упражнения общей физической подготовки, затем тренируются навыки выполнения приемов. Обучение включает передачу знаний, формирование умений и навыков, совершенствование силовых, скоростных качеств и выносливости. Занятия помогают заинтересовать юношей и разнообразить физическую культуру.

Руководитель занятия использует методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками, в рамках физической подготовки сотрудников. Л. П. Матвеев выделяет три типа методов: строго регламентированное упражнение, игровой и соревновательный. Только их совокупность обеспечивает успешную реализацию задач физической подготовки.

Процесс обучения боевым приемам борьбы состоит из трех этапов:

  1. Начальный этап

– Формируется образ упражнения на основе сенсорной информации и психических процессов.

– Используются рассказ, наглядно-демонстративные методы, объяснение, метод расчленено-конструктивного упражнения.

  1. Углубленный этап

– Уточняются представления, проводится самоконтроль, устраняются ошибки.

– Используются вариативные речевые методы, средства и методы наглядности сохраняют свою значимость.

  1. Этап результирующей отработки действий

– Упражнение закрепляется на уровне прочного навыка. Используются проблемные задачи.

Защита от ударов руками является основой для защиты от ударов ножом и пресечения действий при угрозе огнестрельным оружием.

– Схема защиты при угрозе пистолетом: уход с линии направления ствола оружия со сближением-захват вооруженной руки и отведение ее от себя — обозначение расслабляющего удара-обезоруживание ассистента-ограничение свободы передвижения ассистента-поднятие оружия в случае его падения при обезоруживании.

При этом обезоруживание осуществляется дожимом кисти, сковывая атакующего скручиванием руки ассистента внутрь или после скручивания руки наружу, прижимая плечо этой руки сверху голенью.

Подбор ножа (предмета) выполняется после перехода на загиб руки за спину: зафиксировав нож стопой, вынудить ассистента встать на колени, прижать своим туловищем его туловище к опоре, подобрать нож (предмет) за рукоятку лезвием вниз.

– Схема защиты при угрозе длинноствольным оружием: уход с линии огня-отведение ствола огнестрельного оружия в сторону с его захватом-обозначение расслабляющего удара-обезоруживание вырыванием (выкручиванием) оружия из рук ассистента-ограничение свободы передвижения ассистента.

– Схема защиты пресечении действий при попытке достать оружие: фиксация (захват) вооруженной руки ассистента-обозначение расслабляющего удара-обезоруживание-ограничение свободы передвижения ассистента-отобрание или поднятие оружия в случае его падения.

Практика показала отсутствие единого подхода к технике выполнения боевых приемов борьбы и недостаток наглядных и методических материалов. Преподаватели ОБЗР и руководители физического воспитания, особенно женщины, не обладают необходимыми знаниями и навыками для качественного обучения, что снижает качество занятий. Для повышения квалификации необходимы семинары или курсы по самообороне с привлечением инструкторов по физической подготовке воинских частей или МВД России.

Таким образом можно сказать, что действующая программа проведения 5 дневных учебных сборов требует существенных изменений в физическую подготовку предусматривающая обучение приемов самозащиты из более старших ступеней ГТО: толчок, захват руки, захват кисти «под ручку», захват руки на «ключ», освобождение от обхвата туловища (сзади, спереди) с руками (без рук), сопровождение, а также защитные действия от ударов ножом (предметом) и пресечения действий при угрозе огнестрельным оружием.

Литература:

  1. Акимова Л. А., Лутовина Е. Е., Зуев А. М. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по специальности 050104.65/под. ред. С. В. Петрова.-Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010.-370 с.
  2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры).- М.: Физкультур и спорт, 1991. — 543 с. С 63.
  3. Приказ МВД России от 02.02.2024 № 44 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
  4. Письмо Минпросвещения России от 14.02.2023 № 03–287 «О направлении инструктивного письма» (вместе с «Инструктивным письмом об организации изучения начальной военной подготовки в образовательных организациях в рамках освоения основных общеобразовательных программ»)
  5. Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных организациях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктов».
  6. Методические рекомендации по организации и выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне (ГТО) (утв. Минспортом России 29.05.2023)
  7. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями);
  8. « Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).


Задать вопрос