Современный мир стремительно меняется, и сфера дизайна не остается в стороне этих изменений. Сегодня дизайн — это действенный инструмент для получения прибыли, его взаимосвязь с производством продукции помогает в разы повышать спрос на производимые товары и услуги различных организаций. Что бы подготовить профессионалов, способных успешно справляться с постоянными изменениями, требуется пересмотр традиционных подходов к образованию. В этом контексте особое значение приобретает методология преподавания дизайна, которая определяет, каким образом будут передаваться знания и навыки будущим специалистам.
Методология в образовании представляет собой совокупность принципов, методов и приемов, используемых для исследования, анализа и решения конкретных задач в определенной области знаний или практической деятельности. В контексте преподавания дизайна методология определяет порядок действий, правила и критерии оценки результатов, обеспечивая систематичность и обоснованность подхода к изучению предмета.
В статье будет использоваться следующая терминология «Большой российской энциклопедии»:
- Дизайн (англ. design — план, рисунок, чертёж, замысел), область художественного творчества, проектирование и создание промышленных вещей, предметной среды жизни и деятельности человека. Возникновение термина совпадает с выходом английского журнала «Journal of Design and Manufactures» (1849, основан Г. Колем, одним из организаторов Всемирной выставки 1851 в Лондоне). В основе дизайна лежат принципы функциональности и целесообразности; его цель — придать вещи такие качества, как удобство, эстетическая привлекательность, соразмерность человеку, единство со средой. Разработка дизайна включает ряд этапов: функциональный анализ, конструирование, компоновка, создание пространственной или графической композиционной структуры и др. [2].
- Методология —
- в узком смысле слова — совокупность процедур, приёмов и методов науки, объединённых в единую конструктивную программу и служащих средствами для постижения того или иного объекта научного знания;
- в широком смысле слова — совокупность методов, используемых в той или иной области деятельности для реализации определённых целей [3].
Методы подготовки дизайнеров: проблематика и требования.
В настоящее время — дизайн неотъемлемая часть жизни общества, и его влияние на жизнь людей имеет большое значение. Сейчас дизайн — это не просто «красивая картинка», это емкий процесс создания от мысли до «готового продукта». Свое начало дизайн берет с древних времен, когда первобытные люди изображали на стенах пещер наскальные рисунки. И чем дальше человечество развивалось, тем больше развивался и сам дизайн, появлялось все больше смыслов. И сейчас дизайн — это объемный термин, который включает в себя несколько десятков направлений, а дизайнер — человек, который обладает несколькими компетенциями в различных областях.
Зачастую выпускники вузов по направлению «Дизайн» сталкиваются с трудностями при работе по специальности. Связано это с тем, что они не готовы работать в выбранной профессии, так как не обладают теми компетенциями, которые от них ждут работодатели. Этот факт показывает необходимость трансформации современного образования, устаревание методик обучения, так как «слишком очевиден разрыв между реальными сферами практической деятельности и знаниями, полученными в образовательных учреждениях всех уровней». Помимо проектного и интерактивного обучений, в образовательный процесс стали внедряться: модульное обучение, ролевые и деловые игры, игропрактики, блицтурниры, «мозговой штурм», кейс-стади, рефлексия, «работа в команде», метод аналогий и другие современные методы [5].
Образовательные методологии играют ключевую роль в формировании профессиональных компетенций обучающихся, особенно в такой многогранной области, как дизайн. Современные подходы к обучению требуют не только передачи знаний, но и развития у учащихся способности критически мыслить, генерировать новые идеи и адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной среды. Анализ образовательных методик позволит выявить наиболее эффективные методы обучения, соответствующие специфике направления. Поэтому необходимо рассмотреть несколько подходов, таких как проектное обучение, метод «Студия» и др. Каждый из этих методов имеет свои особенности и преимущества, которые могут быть успешно применены для подготовки будущих специалистов в сфере дизайна.
Дизайн как область творчества и профессионального мастерства требует не только владения техническими навыками, но и понимания процесса создания и реализации проектов. Эффективное обучение дизайну невозможно без применения продуманных и проверенных методологий, которые помогут студентам освоить ключевые компетенции и подготовиться к работе в динамичной и конкурентной среде.
Обучение дизайну процесс творческий с большим объемом знаний, и он требует разнообразия подходов для усвоения теории и практических навыков, а также применения перечисленного в деятельности. В преподавании существует множество методологических подходов, каждый из которых ориентирован на развитие определенных навыков и умений у обучающихся. Рассмотрим более подходящие методы с возможностью применения в дополнительном образовании по нашему направлению.
Современные методы преподавания дизайна
Профессиональное дизайнерское образование в наши дни занимает особое место в системе образования, так как дизайн, как вид творческой деятельности, включает в себя научную, художественную и техническую составляющие. Сам термин «дизайн» используется для характеристики процесса художественно-технического проектирования, результатов этого процесса — проектов (эскизов, макетов и др. визуальных материалов) [7]. Поэтому, не случайно, проектирование является определяющим видом учебной деятельности учащихся по направлению «Дизайн», которое способствует развитию проектного мышления, совершенствованию познавательных и художественных навыков будущего специалиста, а также умению самостоятельно применять полученные теоретические навыки на практике.
«Деятельность дизайнера — это целеустремленные действия по разработке и воплощению замысла в конечном результате, т. е. дизайн-проекте, с использованием как заимствованных, так и собственных, решающих проблему знаний, умений и навыков…» [1]. Проектный метод обучения можно рассматривать как неотъемлемую часть практико-ориентируемого обучения, позволяющего учащимся приобщиться к профессиональному мастерству.
Проектное обучение позволяет учащимся в ходе работы приобрести практические навыки, а именно, разработать концепцию, приобрести разносторонние знания при сборе материала, проявить креативное мышление в поиске нестандартного решения, приобрести навыки работы с различными материалами, отработать навыки командной работы, проявить настойчивость, работоспособность, стрессоустойчивость, планировать время и ресурсы, а также решать проблемы в условиях ограниченных сроков [4].
Сюда же подключается интерактивные методики, такие как дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, презентации и другие виды активного участия. Эти методы способствуют развитию коммуникативных навыков, критического мышления и умения аргументированно выражать свою точку зрения.
Так как критическое мышление является важным элементом творческого процесса — оно позволяет принимать взвешенные решения и улучшать качество своих работ, что необходимо при обучении дизайну. В контексте преподавания дизайна подход «Критическое мышление» помогает учащимся развивать умение оценивать собственные проекты и работы других, выявлять сильные и слабые стороны, а также предлагать улучшения. Критическое мышление — это способность анализировать информацию, оценивать аргументы и делать обоснованные выводы. Когнитивные методы направлены на развитие памяти, внимания, восприятия и логического мышления. Они включают упражнения на запоминание, ассоциативное мышление, решение головоломок и задач, требующих анализа и синтеза информации. Эти методы помогают улучшить свои умственные способности и повысить эффективность учебного процесса.
По окончанию учебного модуля следует рассмотреть использование метода рефлексивного обучения, который предполагает активное участие учащегося в анализе собственного образовательного процесса. Учащиеся учатся размышлять о своем опыте, выявлять ошибки и находить пути их исправления. Рефлексивное обучение помогает развить самосознание и ответственность за собственное обучение, что особенно важно в дизайне, где успех зависит от постоянного саморазвития. Этот метод способен помогать в дальнейшем обучении и работе.
Еще один интересный с практической точки зрения метод — метод «Студии», подход, позволяющий учащимся погрузиться в реальную среду. «Студия» имитирует реальную рабочую среду дизайнера, где учащиеся работают в студиях, похожих на профессиональные рабочие пространства. Преподаватели выступают в роли наставников, а студенты получают возможность экспериментировать, сотрудничать и учиться на практике. Метод «студия» фокусируется на развитии технических навыков, творческого мышления и способности к самостоятельной работе. Елена Игоревна Зарипова (кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет») отметила в своей статье плюсы такого метода: «Метод не ограничивает количество участников и позволяет каждому учащемуся познавать себя, изучать свои возможности, соотносить взгляды по отношению к изученной педагогической теории в процессе ее творческого преобразования и с учетом современных реалий и представлений» [6].
С моей точки зрения обучение дизайну предполагает коллаборацию существующих методов обучения, так как у каждого метода есть свои сильные стороны. Например, мульти дисциплинарное обучение, которое объединяет разные области знаний и практик, позволяя учащимся рассматривать дизайн в контексте других дисциплин, таких как литература, театр, архитектура, изобразительное искусство, робототехника и др. Такое разнообразие помогает развивать целостное видение проекта и учитывать различные аспекты при его разработке.
Так как дизайн невозможно представить без практики, можно использовать еще один интересный практический метод — метод «Обучение через практику», который основывается на непосредственном выполнении заданий и проектов без предварительного изучения теории. Такие ситуации в работе дизайнера случаются часто, а все знать невозможно. Главное- понимать от чего отталкиваться и как можно решить сложившуюся ситуацию. Этот метод позволяет студентам сразу же применять полученные знания и навыки, что ускоряет процесс освоения профессии, а практический опыт играет существенную роль в подготовке будущих дизайнеров. Этот метод поможет научиться действовать в стрессовых ситуациях, когда знаний недостаточно или они отсутствуют при выполнении какого-то задания. Начинающему специалисту это поможет отыскать решение самостоятельно.
Заключение
Проанализировав несколько методологий, можно сделать вывод, что каждая из перечисленных обладает своими уникальными преимуществами и особенностями, которые можно эффективно использовать в образовательном процессе по направлению «Дизайн». Комбинация различных современных и классических подходов позволит создать сбалансированную современную программу обучения, которая обеспечит учащихся необходимыми знаниями, навыками и опытом обучению дизайну, разноплановому развитию личности обучающегося, а также будет способствовать его дальнейшему успеху в профессиональной карьере.
Литература:
- Асессоров А. И. Роль проектно-производственной деятельности в формировании профессиональной культуры студента-дизайнера // Успехи современного естествознания. 2009. № 9. С.172–173
- Дизайн. — Текст: электронный // Большая российская энциклопедия 2004–2017: [сайт]. — URL: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/1955472 (дата обращения: 27.03.2025)
- Методология. — Текст: электронный // Большая российская энциклопедия 2004–2017: [сайт]. — URL: https://bigenc.ru/c/metodologiia-e48253 (дата обращения: 27.03.2025).
- Ган О. И. Проектное обучение в дизайн-образовании как основа формирования профессиональных компетенций // Материалы международного научно-методического семинара «Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы» — Екатеринбург: УрФУ, 2017. — С. 95–105.
- Джамалдинова М. А. Методы и средства преподавания графического дизайна // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 2. С. 204.
- Зарипова Е. И. Мастерская и студия в процессе подготовки бакалавров педагогического образования // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2019. № 4 (32). С. 30–33.
- Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. М.: М3 Пресс, 2005. — 368 с.