В статье отмечается, что на современном этапе уровень достижений в хоккее с шайбой достаточно высокий. Хоккей представляется наиболее жестким, возрастает темп игры и зрелищность, что предполагает увеличение физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки спортсменов. Кроме того, автор указывает на то, что для достижения высокого уровня спортивных результатов в хоккее и при условии возрастающей конкурентной борьбы, встает вопрос о постоянном совершенствовании технико-тактического профессионализма юных спортсменов. Вместе с тем, хоккей с шайбой как один из сложно-координационных видов спорта требует целенаправленного развития различных видов координационных способностей юных спортсменов. Одним из наиболее перспективных направлений технической подготовки спортсменов в хоккее является физическая подготовка. В работе ставится цель повышения уровня координационных способностей юных хоккеистов с учетом сенситивных периодов развития.
Ключевые слова: координационные способности, сенситивные периоды, физическая подготовка, хоккеисты.
The article notes that at the present stage the level of achievements in ice hockey is quite high. Hockey seems to be the most tough, the pace of the game and the spectacle increase, which implies an increase in the physical, technical, tactical, theoretical and psychological training of athletes. In addition, the author points out that in order to achieve a high level of sports results in hockey and under the condition of increasing competition, the question of constant improvement of technical and tactical professionalism of young athletes arises. At the same time, ice hockey, as one of the complex coordination sports, requires targeted development of various types of coordination abilities of young athletes. One of the most promising areas of technical training of athletes in hockey is physical training. The work aims to increase the level of coordination abilities of young hockey players, taking into account sensitive periods of development.
Keywords: coordination abilities, sensitive periods, physical training, hockey players.
Введение. Во многих случаях координационные способности проявляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому при определении координационных способностей используются комплексные критерии, с помощью которых о степени развития координационных способностей судят одновременно по двум или нескольким признакам. Примером может служить эффективность (результативность) выполнения технико-тактических действий хоккеистов. Точность может носить в одних случаях финальный характер, относясь к конечному моменту совершаемого движения. Здесь она почти синоним меткости. Меткость как координационная способность, проявляющаяся в различных видах метаний, является в определенном смысле общей генерализованной способностью. В других случаях целевая точность принимает процессуальный характер, обнаруживаясь по направлению, протяжению, дозированию, т. е. по ходу движения [1–3].
Цель исследования. Повышение уровня координационных способностей юных хоккеистов с учетом сенситивных периодов развитии.
Методы исследования. В работе использовались научные методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент и математический метод исследования.
В педагогическом эксперименте принимали участие юные хоккеисты групп начальной подготовки второго года обучения отделения хоккея с шайбой ДЮСШ г. Липецка. Юные хоккеисты были распределены на контрольную и экспериментальную группы по 10 человек в каждой, эксперимент проводился в подготовительном периоде. За период эксперимента в обеих группах тренером было проведено 60 учебно-тренировочных занятий, в каждом из которых выполнялись упражнения на развитие координационных способностей. В учебно-тренировочный процесс в рамках недельного микроцикла помимо тренировок на льду (ОФП, СФП и ТТП), одно занятие проводилось в спортивном зале или на спортивной площадке. При выборе упражнений мы учитывали мнение специалистов о том, что координационные способности необходимо развивать, учитывая сенситивные периоды воспитания физических качеств детей этого возраста. Таким образом, в период исследования в экспериментальную группу включены были дополнительно специальные упражнения для развития координационных способностей хоккеистов, специально-подготовительные упражнения из базовой техники хоккея с шайбой, подвижные игры, эстафеты и упражнения из других видов спорта. Контрольная группа занималась по установленной запланированной тренером программе.
В качестве тестирования для определения развития координационных способностей у юных спортсменов, мы применили «Комплексный тест — 30 м(с)» и «Челночный бег 3х10 м(с)». Комплексный тест включал прохождение дистанции на расстоянии 30 метров, где устанавливались стойки и легкоатлетические барьеры, где спортсмену необходимо было выполнить по ходу движения на коньках ряд заданий с преодолением барьеров и обегание стоек на установленном расстоянии. Время фиксировалось преодоление дистанции от линии старта до финиша.
Результаты исследования. Вэкспериментальной группе проведение занятий на основе экспериментальной методики развития координационных способностей привело к повышению. Так увеличились результаты в контрольном тестировании «Комплексный тест 30 м, (с)» с 33,6 с до 26,9 с или на 21 %. В тоже время, повышение результатов в контрольном тестировании «Челночный бег 3х10м, (с)» составил с 9,66 с до 8,21 с или на 19 % соответственно. Методика развития координационных способностей хоккеистов, основанная на общепринятой методике спортивной школы, также привела к повышению результатов контрольной группы.
У хоккеистов контрольной группы, как и у хоккеистов экспериментальной группы, за период исследования повысился уровень координационных способностей, что выразилось в повышении результата в «Комплексном тесте 30 м, (с)» с 33,9 с до 27,42 с. В тоже время, повышение результатов в контрольном тестировании «Челночный бег 3х10м, (с)» составил с 9,72 с до 8,91 с или на 8 %. Однако полученные результаты оказались недостоверным при 5 % уровне значимости. Исходя из полученных результатов, мы делаем заключение о том, что используемая методика повышения координационных способностей в экспериментальной группе оказалась более эффективной. В пользу эффективности экспериментальной методики по развитию координационных способностей юных хоккеистов свидетельствует результаты в тестах: «Комплексный тест на льду 30 м.(с)» и «Челночный бег 3х10м (с)», по сравнению с хоккеистами контрольной группы.
Выводы. Использование тренерами по хоккею с шайбой в тренировочных занятиях с юными спортсменами упражнений для развития координационных способностей, мы обосновываем их пониманием значимости данного вида подготовки для становления мастерства хоккеиста. На это влияет также и то, что сами тренеры — это спортсмены достаточно высокого уровня, имеющие звание «Мастер спорта РФ», среднее специальное или высшее образование. Некоторые из них продолжают активно выступать на соревнованиях среди ветеранов. Установленные в процессе эксперимента значительные различия в уровне координационной подготовленности требуют от тренера индивидуализации тренировочного процесса с юными хоккеистами 9–10 лет.
Достоверное повышение уровня развития координационных способностей, по нашему мнению, объясняется использованием на протяжении всего эксперимента методики, на основе комплексного и преимущественного развития координационных способностей в разных условиях тренировки — на льду и в спортивном зале. Для этого регулярно на тренировках включены были дополнительно специальные упражнения для развития координационных способностей хоккеистов, специально-подготовительные упражнения из базовой техники хоккея с шайбой, подвижные игры, эстафеты и упражнения из других видов спорта. Учитывались в процессе тренировочной работы на этапе начальной подготовки, возрастные и сенситивные периоды развития функциональных возможностей и физических способностей юных хоккеистов.
Проведённое экспериментальное исследование позволило усовершенствовать методику повышения координационных способностей юных хоккеистов 9–10 лет на начальном этапе подготовки на основе специально разработанной экспериментальной методики, что позволяет эффективно решать вопросы выбора средств и методов тренировки, определения индивидуальных показателей специальной физической подготовленности и нормирования тренировочных нагрузок.
Литература:
- Ильичева О. В., Сираковская Я. В., Шкирева О. В. Развитие координационных способностей юных хоккеистов 9–10 лет с учетом типологических свойств нервной системы // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 3 (181). С. 186–191.
- Романов М. И., Нечаев А. И., Колодовский А. А., Фомичев А. А. Факторы определяющие необходимость синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2021. № 3 (193). С. 382–386.
- Такмаков И. С., Жданов Е. Е., Евко М. С. Развитие координационной способности «ориентация в пространстве» у юных хоккеистов на этапе начальной подготовки // В сборнике Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под редакцией М. В. Темлянцева. 2019. С.37–42.