В статье рассматривается проблема формирования гражданственности и патриотической культуры у детей дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Обоснована актуальность формирования патриотических чувств у дошкольников как основы для развития мировоззрения и поведения личности. Подчеркивается роль РППС в создании условий для осознания детьми принадлежности к своему народу, уважения к его истории, культуре и ценностям. Особое внимание уделено знакомству детей с государственными символами (флагом, гербом, гимном) и их значению. Рассмотрены современные образовательные технологии, в частности, работа с картами для организации виртуальных путешествий по стране, позволяющие знакомить детей с географическими, культурными и историческими особенностями различных регионов России. Подчеркивается необходимость включения в РППС элементов народной культуры, отражающих традиции и обычаи народа. Представлены рекомендации по организации РППС с учетом возрастных особенностей детей. Акцентируется внимание на активной роли педагогов в использовании РППС для проведения занятий и игр, направленных на формирование гражданственности и патриотизма. Делается вывод о том, что комплексный и систематический подход к формированию РППС является необходимым условием для успешного воспитания у детей чувства любви к Родине, уважения к ее истории и культуре, готовности быть достойными гражданами своей страны.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, дошкольный возраст, развивающая предметно-пространственная среда, государственные символы, образовательные технологии, виртуальные путешествия.
The article examines the problem of forming citizenship and patriotic culture in preschool children through a developing subject-spatial environment. The relevance of fostering patriotic feelings in preschoolers as a foundation for the development of an individual's worldview and behavior is substantiated. The role of the DSSE in creating conditions for children to realize their belonging to their people, respect for their history, culture, and values is emphasized. Special attention is paid to introducing children to state symbols (flag, coat of arms, anthem) and their significance. Modern educational technologies, in particular, working with maps to organize virtual trips around the country, are considered, allowing children to get acquainted with the geographical, cultural, and historical features of various regions of Russia. The necessity of including elements of folk culture reflecting the traditions and customs of the people in the DSSE is emphasized. Recommendations are presented for organizing the DSSE, taking into account the age characteristics of children. Attention is focused on the active role of teachers in using the DSSE to conduct classes and games aimed at the formation of citizenship and patriotism. It is concluded that a comprehensive and systematic approach to the formation of the DSSE is a necessary condition for the successful upbringing of children's feelings of love for the Motherland, respect for its history and culture, and readiness to be worthy citizens of their country.
Keywords: patriotism, citizenship, preschool age, developing subject-spatial environment, state symbols, educational technologies, virtual travels.
Формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста — это сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода. Одним из важнейших инструментов в решении этой задачи является создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). РППС, насыщенная элементами, отражающими историю, культуру и символику страны, региона и города, способствует формированию у детей чувства принадлежности к своему народу, уважения к его традициям и ценностям. То, что окружает ребёнка, очень важно для его развития. Если пространство правильно организовано, то учителю легче учить, а у детей появляется интерес к истории и культуре своей страны. В детском саду можно создать условия, которые помогут детям узнать больше о своей стране.
Важность формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста трудно переоценить. Как отмечает Д. С. Лихачев, «любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду» [1, с. 35]. Это утверждение подчеркивает, что именно в раннем возрасте закладываются основы гражданственности и патриотизма, которые в дальнейшем будут определять мировоззрение и поведение человека.
Одним из эффективных методов формирования патриотических чувств является знакомство детей с государственными символами. Флаг, герб и гимн — это не просто формальные атрибуты государства, но и символы, отражающие его историю, культуру и ценности. Размещение государственных символов в РППС ДОУ, например, в холле или на лестничных маршах, позволяет детям постоянно видеть их, запоминать и осознавать их значение.
Яркие стенды с изображением флага, герба, карты страны, края и достопримечательностей не только украшают интерьер, но и служат наглядным материалом для проведения занятий и бесед. Важно не просто показывать детям изображения символов, но и рассказывать об их истории, значении и роли в жизни страны. Как подчеркивает Н. Е. Веракса, «детям необходимо не просто запомнить символы, но и понять, что они означают, какие ценности они отражают» [2, с. 78].
Из опыта работы следует отметить, что систематическая работа по знакомству детей с государственными символами должна включать в себя обсуждение их происхождения и истории, объяснение значения каждого элемента и цвета. Например, при изучении флага России детям можно рассказать о значении белого, синего и красного цветов, которые символизируют благородство, честность и мужество. Аналогично, при изучении герба можно обратить внимание на изображение двуглавого орла, скипетра и державы, которые символизируют силу и независимость государства.
Здесь же следует отметить и про обсуждение происхождения и истории символики Свердловской области и родного города Екатеринбурга. Дети узнают, как возникла история региона и города, кто их основал, какие важные события происходили. Мы развиваем в детях исследовательские навыки и критическое мышление: ребята учатся находить и анализировать информацию об истории и символике, а также представлять результаты своих исследований. При этом у них развиваются способности анализировать, к примеру, символы и их значение с разных точек зрения.
Важным элементом образовательного процесса является использование современных образовательных технологий, таких как работа с картами. Технология работы с картами, разработанная Н. А. Коротковой, позволяет детям осуществлять виртуальные путешествия по стране, знакомиться с ее географией, природными особенностями, культурой и историей [3, с. 112]. Виртуальные путешествия делают обучение более интерактивным и увлекательным, позволяют детям увидеть разнообразие и красоту своей страны. Дети дошкольного возраста могут отправиться в виртуальное путешествие по карте. Это позволяет им не только увидеть разные регионы страны, но и узнать больше о природе, символах и традициях этих мест. Такие путешествия делают обучение более интересным и захватывающим. В процессе виртуальных путешествий мы обращаем внимание детей на культурное наследие разных уголков России. Мы рассказываем о традициях, праздниках и обычаях, что помогает воспитывать в детях любовь к своей стране.
Во время виртуальных путешествий важно акцентировать внимание детей на особенностях культурного наследия разных регионов России, рассказывать о традициях, праздниках и обычаях. Например, можно провести виртуальную экскурсию по городам Золотого кольца, познакомить детей с народными промыслами и ремеслами, рассказать о русских народных сказках и песнях.
В процесс обучения можно включать различные задания, вопросы, загадки и игры, которые побуждают детей активно участвовать в обучении. Например, можно предложить детям нарисовать флаг или герб России, составить рассказ о своем родном городе, выучить стихотворение о Родине. Нами создаются коллекции народных игрушек и костюмов, дети рисуют растения и животные, составляют рассказы и сказки. Такие мероприятия развивают у детей любознательность, расширяют их кругозор и формируют уважение к культурным традициям своего народа.
Также, как говорил К. Д. Ушинский, «воспитание, лишенное народности, есть обман или педантство» [4, с. 256]. Этот аспект следует учитывать, включая в РППС элементы народной культуры, такие как народные игрушки, костюмы, предметы быта. Это помогает детям ощутить связь с прошлым, узнать о традициях и обычаях своего народа, почувствовать себя частью большой и дружной семьи. В детском саду можно учить детей любить свою страну, знакомя также их с природой родного края в сегодняшнем дне. Можно наблюдать за природой в разные времена года, гулять в парке или в лесу. Там дети увидят растения и животных, которые живут в их регионе. Это поможет детям понять, что природа — это часть их страны, и что заботиться о ней — значит любить свою Родину. Здесь особую роль играет работа с родителями, т. к. организация таких прогулок не всегда возможна без непосредственного участия законных представителей дошкольников.
Помимо знакомства с государственными символами и культурой страны, важно формировать у детей чувство любви к своему родному краю, городу. Для этого в РППС необходимо предусмотреть материалы, отражающие историю, культуру и достопримечательности своего региона. Можно организовать выставки детских рисунков и поделок, посвященных родному городу, проводить экскурсии по историческим местам, рассказывать о знаменитых земляках.
Организация РППС в ДОУ должна осуществляться с учетом возрастных особенностей детей. Для младшего дошкольного возраста важно создать яркую и привлекательную среду, наполненную игровыми материалами, отражающими государственную символику и культуру страны. Для старшего дошкольного возраста можно использовать более сложные материалы, такие как карты, альбомы с фотографиями, книги об истории и культуре России.
Понимание и уважение к государственным символам — это базовые элементы патриотического воспитания, которые заложены в ФГОС ДО и ФОП ДО. Организация РППС в сочетании с технологиями работы с картами способствует более глубокому и интересному изучению истории и культуры России, а также родного края и города. Такие подходы помогают детям не только осваивать новые знания, но и формируют у них гордость за свою страну, что является важным шагом на пути к становлению сознательных и ответственных граждан.
Важно помнить, что РППС — это не просто набор материалов и оборудования, а динамичная и развивающаяся среда, которая должна постоянно обновляться и совершенствоваться. Педагоги должны активно использовать РППС для проведения занятий, игр и других видов деятельности, направленных на формирование гражданственности и патриотизма у детей. «Только тогда, когда педагоги сами будут глубоко понимать и ценить культуру своей страны, они смогут передать эти чувства детям», — утверждает Л. С. Выготский [5, с. 102].
Таким образом, формирование гражданственности и патриотической культуры у детей дошкольного возраста посредством РППС — это важная и ответственная задача, требующая комплексного и систематического подхода. Создание благоприятной и насыщенной среды, использование современных образовательных технологий, учет возрастных особенностей детей и активное участие педагогов — все это необходимые условия для успешного формирования у детей чувства любви к Родине, уважения к ее истории и культуре, готовности быть достойными гражданами своей страны. Патриотизм, заложенный в раннем детстве, станет надежной основой для формирования зрелой и ответственной личности, способной внести свой вклад в развитие и процветание России. Наш опыт подтверждает, что формирование гражданственности и патриотической культуры у детей дошкольного возраста посредством РППС — это важная и ответственная задача, требующая комплексного и систематического подхода.
Литература:
- Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев. — Москва: Детская литература, 1985. — 207 с.
- Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие для вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва: Юрайт, 2023. — 462 с.
- Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова, Н. М. Крылова, С. А. Куликов. — Москва: Линка-Пресс, 2013. — 208 с.
- Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский. — Москва: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2015. — 224 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. — Москва: АСТ, 2010. — 672 с.