В статье исследуется консульская служба Российской Федерации, приоритетные задачи и направления деятельности в новых геополитических условиях. Обозначаются основные положения консульских конвенций, заключенных Российской Федерацией со странами ЕАЭС в рамках развития двусторонних консульских отношений. В качестве примера консульских конвенций, заключенных со странами ЕАЭС, приводится конвенция Российской Федерации с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь. Выводы подчеркивают необходимость своевременного реагирования на вызовы, стоящие перед консульскими службами в новых условиях и новой международной обстановке.
Ключевые слова: консульская служба, конвенции, страны ЕАЭС, Министерство иностранных дел, консульский устав.
В современных условиях характер и содержание международных отношений претерпевают значительные изменения, что не может не отражаться на состоянии и дальнейшем развитии консульских отношений Российской Федерации с различными странами.
В настоящее время российские консулы должны заниматься разрешением широкого круга вопросов. Например, в условиях расширения торгово-экономических связей на консульскую службу накладываются дополнительные задачи по сопровождению крупных экономических проектов, развитию торговых связей и поддержке деятельности российского бизнеса за рубежом. Консульская служба постоянно совершенствуется в плане защиты интересов российских граждан за пределами нашей страны, обеспечения их законных прав и свобод.
В последнее время в связи с нестабильной обстановкой на мировой арене российские граждане и соотечественники в зарубежных странах сталкиваются с определенным рядом сложностей в процессе защиты своих законных интересов и прав.
В Докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации «О нарушениях прав российских граждан и соотечественников в зарубежных странах» отмечены такие нарушения, как: «отказы от предоставления широкого спектра услуг (образовательных, медицинских, банковских), отстранение от спортивных, музыкальных и культурных мероприятий, наложение ареста на имущество, принуждение к публичным покаяниям и осуждению действий российских властей, прямые угрозы и оскорбления, бытовая дискриминация» [2]. По этим причинам Концепция внешней политики Российской Федерации содержит положения по защите российских граждан и организаций от иностранных противоправных посягательств, санкций, необоснованного юридического преследования, дискриминации и других ограничений [1].
В новых геополитических условиях консульские отношения содержат неоднократные свидетельства, фиксирующие о недружественных шагах со стороны зарубежных партнеров. Во многих случаях прослеживается деятельность, препятствующая полноценному осуществлению функций по защите интересов российских граждан, что не может не сообщать о прямом нарушении установленных международных конвенций и договоренностей.
В ряде западных стран возможности консульской поддержки существенно затруднены, поскольку местные власти ограничивают российским дипломатам допуск к своим гражданам, а также заметно сокращено консульское присутствие Российской Федерации в этих странах. Так, в Германии закрыты почти все российские генеральные консульства, осталось только посольство в Берлине с консульским отделом и генеральное консульство в Бонне [3].
Однако, несмотря на многочисленные препятствия, российские консульские учреждения продолжают активно вести работу по защите прав и интересов своих граждан, придерживаясь принципа «своих не бросаем».
Стоит отметить, что в настоящее время Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации ведет активную деятельность в области расширения сети консульских учреждений в странах ЕАЭС. В частности, в Республике Казахстан в г. Актау с большой численностью российских соотечественников планируется открытие генерального консульства, что значительно упростит им доступ к консульским услугам [4].
Правовая основа консульских отношений Российской Федерации со странами ЕАЭС представлена в первую очередь двусторонними консульскими конвенциями, в частности:
- Консульской конвенцией между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 марта 1994 г.
- Консульской конвенцией между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 1995 г.
Консульские конвенции, заключенные между Российской Федерацией и странами ЕАЭС, воспроизводят неизменные положения Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. с учетом особенностей своей консульской политики и договорной практики. Содержащиеся в них нормы и принципы максимально полно отражают интересы взаимодействующих сторон, а также функции, иммунитеты и привилегии их консульских учреждений и консульских должностных лиц.
Вместе с тем, важно отметить, что, несмотря на схожесть структуры консульских конвенций между Российской Федерацией и странами ЕАЭС, эти соглашения отличаются своими имманентными характеристиками, что позволяет государствам «на основе взаимности скорректировать некоторые универсальные нормы в области консульского права, предусмотренные в первую очередь Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г.» [5].
Исходя из этого, двусторонние консульские конвенции Российской Федерации со странами ЕАЭС являются приоритетными среди договорно-правовых документов. Они заключены в целях дальнейшего развития и урегулирования консульских отношений, состояние которых в целом соответствует общему состоянию межгосударственных отношений.
Можно с уверенностью утверждать, что в современных условиях двусторонние консульские конвенции позиционируются как основа интенсификации консульских отношений и устойчивого развития договорной консульской практики в целях содействия развитию и укреплению дружественных отношений и сотрудничества между странами. Заключенные на международном уровне консульские конвенции играют значимую роль не только в регламентации консульской практики, но и развитии консульского права в Российской Федерации.
Постоянной задачей выступает также развитие и укрепление договорно-правовой базы консульских отношений Российской Федерации с другими государствами. В частности, целесообразно заключить новые консульские конвенции со странами ЕАЭС с учетом новых политических и экономических вызовов. В целях оптимизации консульских сношений в рамках ЕАЭС предлагается разработать и принять Консульскую конвенцию ЕАЭС, в которой можно было бы предусмотреть солидарную ответственность стран-участниц ЕАЭС.
Кроме того, необходимо продолжать деятельность в направлении упрощения выдачи виз, отказа от визовых требований; противодействия нелегальной миграции; обеспечения сохранности советских (российских) воинских захоронений, налаживания международного сотрудничества, направленного на защиту экономических интересов Российской Федерации за рубежом.
Защита прав и законных интересов российских граждан, оказание им помощи и содействия в течение их временного пребывания или постоянного проживания в иностранном государстве является в настоящее время и останется на будущее одним из приоритетных направлений в деятельности консульской службы Российской Федерации.
Таким образом, сегодня Правительство Российской Федерации старается своевременно реагировать на вызовы, стоящие перед консульскими службами в новых условиях и новой международной обстановке. Консульский устав и консульские конвенции продолжают выполнять задачи, которые ставит перед ними российское государство, призванное защищать интересы своих граждан на международной арене.
Литература:
- Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»;
- О нарушениях прав российских граждан и соотечественников в зарубежных странах. Доклад Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/doklady/1925827/ (дата обращения: 01.03.2025);
- Консульская поддержка за рубежом в современных условиях. Информ Полис online. URL:https://www.infpol.ru/258753-konsulskaya-podderzhka-za-rubezhom-v-sovremennykh-usloviyakh/ (дата обращения: 20.02.2025);
- Генеральное консульство Российской Федерации откроют в Актау. ТОО «Лада Пресс» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.lada.kz/vlast/127978-kadrovye-perestanovki-v-mangistau-tri-novykh-naznacheniia.html (дата обращения: 12.02.2025);
- Нагиева А. А. Тенденции развития консульских отношений Российской Федерации с государствами-участниками СНГ // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2023. № 1. С. 5–12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-konsulskih-otnosheniy-rossiyskoy-federatsii-s-gosudarstvami-uchastnikami-sng?ysclid=m8sstybqdd494903987