Международно-правовые аспекты развития консульских отношений Российской Федерации со странами ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 29.03.2025

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Батурин, И. Д. Международно-правовые аспекты развития консульских отношений Российской Федерации со странами ЕАЭС / И. Д. Батурин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — С. 58-59. — URL: https://moluch.ru/archive/564/123732/ (дата обращения: 24.04.2025).



В статье исследуется консульская служба Российской Федерации, приоритетные задачи и направления деятельности в новых геополитических условиях. Обозначаются основные положения консульских конвенций, заключенных Российской Федерацией со странами ЕАЭС в рамках развития двусторонних консульских отношений. В качестве примера консульских конвенций, заключенных со странами ЕАЭС, приводится конвенция Российской Федерации с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь. Выводы подчеркивают необходимость своевременного реагирования на вызовы, стоящие перед консульскими службами в новых условиях и новой международной обстановке.

Ключевые слова: консульская служба, конвенции, страны ЕАЭС, Министерство иностранных дел, консульский устав.

В современных условиях характер и содержание международных отношений претерпевают значительные изменения, что не может не отражаться на состоянии и дальнейшем развитии консульских отношений Российской Федерации с различными странами.

В настоящее время российские консулы должны заниматься разрешением широкого круга вопросов. Например, в условиях расширения торгово-экономических связей на консульскую службу накладываются дополнительные задачи по сопровождению крупных экономических проектов, развитию торговых связей и поддержке деятельности российского бизнеса за рубежом. Консульская служба постоянно совершенствуется в плане защиты интересов российских граждан за пределами нашей страны, обеспечения их законных прав и свобод.

В последнее время в связи с нестабильной обстановкой на мировой арене российские граждане и соотечественники в зарубежных странах сталкиваются с определенным рядом сложностей в процессе защиты своих законных интересов и прав.

В Докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации «О нарушениях прав российских граждан и соотечественников в зарубежных странах» отмечены такие нарушения, как: «отказы от предоставления широкого спектра услуг (образовательных, медицинских, банковских), отстранение от спортивных, музыкальных и культурных мероприятий, наложение ареста на имущество, принуждение к публичным покаяниям и осуждению действий российских властей, прямые угрозы и оскорбления, бытовая дискриминация» [2]. По этим причинам Концепция внешней политики Российской Федерации содержит положения по защите российских граждан и организаций от иностранных противоправных посягательств, санкций, необоснованного юридического преследования, дискриминации и других ограничений [1].

В новых геополитических условиях консульские отношения содержат неоднократные свидетельства, фиксирующие о недружественных шагах со стороны зарубежных партнеров. Во многих случаях прослеживается деятельность, препятствующая полноценному осуществлению функций по защите интересов российских граждан, что не может не сообщать о прямом нарушении установленных международных конвенций и договоренностей.

В ряде западных стран возможности консульской поддержки существенно затруднены, поскольку местные власти ограничивают российским дипломатам допуск к своим гражданам, а также заметно сокращено консульское присутствие Российской Федерации в этих странах. Так, в Германии закрыты почти все российские генеральные консульства, осталось только посольство в Берлине с консульским отделом и генеральное консульство в Бонне [3].

Однако, несмотря на многочисленные препятствия, российские консульские учреждения продолжают активно вести работу по защите прав и интересов своих граждан, придерживаясь принципа «своих не бросаем».

Стоит отметить, что в настоящее время Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации ведет активную деятельность в области расширения сети консульских учреждений в странах ЕАЭС. В частности, в Республике Казахстан в г. Актау с большой численностью российских соотечественников планируется открытие генерального консульства, что значительно упростит им доступ к консульским услугам [4].

Правовая основа консульских отношений Российской Федерации со странами ЕАЭС представлена в первую очередь двусторонними консульскими конвенциями, в частности:

  1. Консульской конвенцией между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 марта 1994 г.
  2. Консульской конвенцией между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 1995 г.

Консульские конвенции, заключенные между Российской Федерацией и странами ЕАЭС, воспроизводят неизменные положения Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. с учетом особенностей своей консульской политики и договорной практики. Содержащиеся в них нормы и принципы максимально полно отражают интересы взаимодействующих сторон, а также функции, иммунитеты и привилегии их консульских учреждений и консульских должностных лиц.

Вместе с тем, важно отметить, что, несмотря на схожесть структуры консульских конвенций между Российской Федерацией и странами ЕАЭС, эти соглашения отличаются своими имманентными характеристиками, что позволяет государствам «на основе взаимности скорректировать некоторые универсальные нормы в области консульского права, предусмотренные в первую очередь Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г.» [5].

Исходя из этого, двусторонние консульские конвенции Российской Федерации со странами ЕАЭС являются приоритетными среди договорно-правовых документов. Они заключены в целях дальнейшего развития и урегулирования консульских отношений, состояние которых в целом соответствует общему состоянию межгосударственных отношений.

Можно с уверенностью утверждать, что в современных условиях двусторонние консульские конвенции позиционируются как основа интенсификации консульских отношений и устойчивого развития договорной консульской практики в целях содействия развитию и укреплению дружественных отношений и сотрудничества между странами. Заключенные на международном уровне консульские конвенции играют значимую роль не только в регламентации консульской практики, но и развитии консульского права в Российской Федерации.

Постоянной задачей выступает также развитие и укрепление договорно-правовой базы консульских отношений Российской Федерации с другими государствами. В частности, целесообразно заключить новые консульские конвенции со странами ЕАЭС с учетом новых политических и экономических вызовов. В целях оптимизации консульских сношений в рамках ЕАЭС предлагается разработать и принять Консульскую конвенцию ЕАЭС, в которой можно было бы предусмотреть солидарную ответственность стран-участниц ЕАЭС.

Кроме того, необходимо продолжать деятельность в направлении упрощения выдачи виз, отказа от визовых требований; противодействия нелегальной миграции; обеспечения сохранности советских (российских) воинских захоронений, налаживания международного сотрудничества, направленного на защиту экономических интересов Российской Федерации за рубежом.

Защита прав и законных интересов российских граждан, оказание им помощи и содействия в течение их временного пребывания или постоянного проживания в иностранном государстве является в настоящее время и останется на будущее одним из приоритетных направлений в деятельности консульской службы Российской Федерации.

Таким образом, сегодня Правительство Российской Федерации старается своевременно реагировать на вызовы, стоящие перед консульскими службами в новых условиях и новой международной обстановке. Консульский устав и консульские конвенции продолжают выполнять задачи, которые ставит перед ними российское государство, призванное защищать интересы своих граждан на международной арене.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»;
  2. О нарушениях прав российских граждан и соотечественников в зарубежных странах. Доклад Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/doklady/1925827/ (дата обращения: 01.03.2025);
  3. Консульская поддержка за рубежом в современных условиях. Информ Полис online. URL:https://www.infpol.ru/258753-konsulskaya-podderzhka-za-rubezhom-v-sovremennykh-usloviyakh/ (дата обращения: 20.02.2025);
  4. Генеральное консульство Российской Федерации откроют в Актау. ТОО «Лада Пресс» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.lada.kz/vlast/127978-kadrovye-perestanovki-v-mangistau-tri-novykh-naznacheniia.html (дата обращения: 12.02.2025);
  5. Нагиева А. А. Тенденции развития консульских отношений Российской Федерации с государствами-участниками СНГ // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2023. № 1. С. 5–12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-konsulskih-otnosheniy-rossiyskoy-federatsii-s-gosudarstvami-uchastnikami-sng?ysclid=m8sstybqdd494903987
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

министерство иностранных дел, конвенции, консульская служба, страны ЕАЭС, консульский устав

Похожие статьи

Задать вопрос