В данной статье изучается проблематика регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц, которая существует в действующем законодательстве Российской Федерации. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что институт банкротства на протяжении всего своего становления активно эволюционировал и продолжает развиваться до сих пор. Данный институт основывается не только на правоприменительной практике, но и на теоретических основах и исследованиях несостоятельности (банкротства). Автор приходит к выводу, что такая процедура, как финансовое оздоровление является мало применимой процедурой и требует реформирования. Также рассматривается проблема преднамеренного банкротства, его последствия и возможные варианты его предотвращения.
Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, юридическое лицо, должник, процедуры банкротства, финансовое оздоровление, преднамеренное банкротство.
В настоящее время банкротство юридических лиц является довольно-таки распространенной процедурой, когда должник не выполняет свои обязательства по требованию, вследствие чего инициируется процедура банкротства. Первоочередной задачей является улучшение действующего законодательства, регулирующего отношения в области несостоятельности (банкротства) юридических лиц, а также практики его применения. Это необходимо для создания наиболее благоприятных условий как для возвращения платежеспособности должников, так и для защиты интересов кредиторов.
Стоит отметить, что Согласно Федеральному закону № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», процедуру банкротства необходимо инициировать, когда становится ясно, что юридическое лицо больше не способно выполнять свои финансовые обязательства [1, с. 3].
Об этом могут свидетельствовать следующие обстоятельства:
— невозможность погасить долги;
— неплатежеспособность предприятия;
— ухудшение финансовых показателей на протяжении продолжительного периода времени;
— снижение спроса на продукцию или услуги компании;
— невозможность привлечения новых инвестиций или кредитов.
Рассматривая все виды процедур, стоит отметить, что процедура финансового оздоровления применяется меньше всего по отношению к должникам. На это влияют несколько причин:
Во-первых, финансовое оздоровление предполагает, что компания сможет восстановить свою платежеспособность и вернуться к нормальной деятельности. Однако, если ситуация уже дошла до стадии банкротства, шансы на успешное выздоровление могут быть низкими, учитывая глубину финансового кризиса.
Во-вторых, финансовое оздоровление занимает значительное время, что может быть критично для кредиторов, желающих скорее вернуть свои деньги. Другие процедуры, такие как конкурсное производство, позволяют быстрее реализовать активы и распределить полученные средства.
В-третьих, для успешного проведения финансового оздоровления требуются значительные инвестиции, квалифицированные специалисты и поддержка со стороны государства или частных инвесторов. В условиях ограниченного финансирования и нехватки компетенций этот вариант оказывается менее привлекательным.
В-четвертых, многие кредиторы предпочитают скорейшее получение хотя бы части своих денег через продажу имущества должника, нежели рисковать, ожидая возможного улучшения финансового положения компании.
В-пятых, экономическая среда может значительно ухудшаться, делая невозможным восстановление бизнеса даже при проведении финансового оздоровления.
А. Ф. Маликов утверждает, что нынешняя законодательная регламентация финансового оздоровления требует совершенствования. Это обуславливается тем, что кредиторы не хотят рисковать и голосовать за введение этой процедуры. В том виде, в котором представлена сейчас процедура финансового оздоровления выглядит малоприменимой и нужной [2, с. 93].
Вторым вопросом, который требует внимания в проблематике банкротства — преднамеренное банкротство. Это умышленное доведение компании до состояния финансовой несостоятельности с целью уклонения от уплаты долгов или иных обязательств. Этот вид банкротства отличается от обычного тем, что инициаторы сознательно создают условия для разорения компании, используя различные незаконные схемы.
Преднамеренное банкротство разрушает финансовую стабильность и доверие в деловых отношениях. Компании, прибегающие к таким методам, наносят ущерб не только своим партнерам и кредиторам, но и всей рыночной среде. Также, когда компания намеренно доводится до банкротства, кредиторы чаще всего остаются с большими убытками, так как активы компании могут быть выведены еще до начала официальной процедуры банкротства.
Большую роль в данной проблеме играет и социальное последствие, а именно, увольнения сотрудников, потеря источников дохода и ухудшение общего социально-экономического климата в регионе.
Хочется отметить, что часто преднамеренное банкротство связано с коррупционными схемами, где участвуют должностные лица, помогая компаниям скрывать имущество или фальсифицировать отчетность.
В свою очередь, законодательство может не успевать реагировать на новые методы и схемы преднамеренного банкротства, что оставляет лазейки для недобросовестных предпринимателей.
В качестве решения этой проблемы нужно ужесточить законодательство, а именно: введение более строгих наказаний за преднамеренное банкротство, включая уголовную ответственность для руководителей и собственников компаний, что в свою очередь, может стать сдерживающим фактором. Также стоит повысить квалификацию и надзор, т. е. обучить судей, следователей и арбитражных управляющих выявлять признаки преднамеренного банкротства на ранних стадиях и эффективно противодействовать этому явлению, а также использовать современные технологии, такие как большие данные и машинное обучение. Они помогут отслеживать подозрительную активность компаний и предупреждать попытки преднамеренного банкротства.
Еще одним немаловажным решением может послужить профилактика и обучение юридических лиц. Например, проведение образовательных кампаний среди бизнесменов и повышение осведомленности о последствиях преднамеренного банкротства.
Таким образом, решение проблемы преднамеренного банкротства требует комплексного подхода, включающего как правовое регулирование, так и образовательные инициативы и внедрение новых технологий.
Литература:
- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) // «Российская газета», N 209–210, 02.11.2002: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru , 01.03.2025.
- Маликов, А. Ф. Перспективы совершенствования правового регулирования процедуры финансового оздоровления // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2016. — № 2. — С.91–94.