Анализ состояния дорожного движения на территории Самарской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 30.03.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Пономарева, А. А. Анализ состояния дорожного движения на территории Самарской области / А. А. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — URL: https://moluch.ru/archive/564/123738/ (дата обращения: 02.04.2025).

Препринт статьи



В статье автор проводит описание исследования состояния дорожного движения на территории Самарской области.

Ключевые слова : безопасность движения, дорожное движение, национальная безопасность, правовая политика.

В настоящее время решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения является одной из важнейших задач развития страны. Эффективный контроль и управление государственными органами транспортной сферы на подведомственных им территориях является одним из важнейших путей решения этой проблемы.

Оценку состояния безопасности дорожного движения следует начинать с описания условий на дорогах и причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Анализ многолетних данных и тенденций крупных аварий показывает, что уровень дорожно-транспортных происшествий остается высоким и имеет тенденцию к росту. Целью оценки дорожно-транспортных происшествий является оценка состояния безопасности дорожного движения. Основные задачи оценки дорожно-транспортных происшествий на транспорте: сравнительная оценка уровня безопасности дорожного движения; выявление групп водителей с высоким риском попадания в дорожно-транспортные происшествия; сравнительный анализ влияния рельефа местности и дорог на дорожно-транспортные происшествия; выявление причин дорожно-транспортных происшествий. В целом, любое исследование предполагает необходимость проведения сравнительного анализа показателей аварийности.

Для практического анализа будет проведено исследование состояния дорожного движения на территории Самарской области.

«По итогам мая 2024 года на территории Самарской области зарегистрировано 1085 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 104 человека и 1415 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число количества ДТП, погибших и раненых в них людей возросло на 19,8 %, 13 % и 22,5 % соответственно» [14] (рис. 1 и 2).

Статистика смертности в ДТП по Самарской области (за год)

Рис. 1. Статистика смертности в ДТП по Самарской области (за год)

Статистика смертности ДТП по Самарской области (по месяцам)

Рис. 2. Статистика смертности ДТП по Самарской области (по месяцам)

«Рост количества ДТП отмечен в зонах ответственности 16 подразделений ГИБДД территориальных органов МВД России на районном уровне Самарской области: ОГИБДД УМВД России по г. Самаре, Тольятти, МУ МВД России «Сызранское», ОМВД России по г. Новокуйбышевску, Чапаевску, МО МВД России «Борский», «Кинельский», «Клявлинский», ОМВД России по Безенчукскому, Больше-Черниговскому, Кинель-Черкасскому, Красноармейскому, Приволжскому, Сергиевскому, Хворостянскому и Шенталинскому районам» [14].

«На территории обслуживания ОГИБДД МО МВД России «Борский», «Кинельский» и «Клявлинский», а также ОГИБДД ОМВД России по Безенчукскому, Больше-Черниговскому, Красноармейскому и Хворостянскому районам отмечен рост ДТП по всем трём основным показателям аварийности» [14].

«Рост количества погибших в ДТП отмечен в зонах ответственности 12 подразделений ГИБДД: МО МВД России «Борский», «Кинельский», «Клявлинский», «Нефтегорский», ОМВД России по Волжскому, Безенчукскому, Большеглушицкому, Больше-Черниговскому, Елховскому, Красноармейскому, Ставропольскому и Хворостянскому районам» [14].

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий за рассматриваемый период стали:

— «несоблюдение очередности проезда перекрестков 22,3 % (242–6-344) от общего количества ДТП (+16,4 % +20 % +19,4 %), таким образом, наблюдается тенденция к увеличению количества ДТП по указанной причине. Тяжесть последствий 1,7 %» [15];

— «несоответствие скорости конкретным условиям движения 3,7 % (40–12–50) от общего количества ДТП (+21,2 % +140 % +42,9 %), таким образом, наблюдается тенденция к увеличению количества ДТП по указанной причине. Тяжесть последствий 19,4 %» [15];

— «нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части 16,8 % (182–15–242) от общего количества ДТП (+45,6 % +25 % +70,4 %), таким образом, наблюдается тенденция к увеличению количества ДТП по указанной причине. Тяжесть последствий 5,8 %» [15];

— «выезд на полосу встречного движения 11,1 % (120–56–216) от общего количества ДТП (-5,5 % +19,2 % -7,3 %), таким образом, наблюдается тенденция к снижению количества ДТП по указанной причине. Тяжесть последствий 20,6 %» [15];

— «проезд на запрещающий сигнал светофора 2,8 % (30–0-40) от общего количества ДТП (0 % 0 % +21,2 %). Тяжесть последствий 0 %» [15];

— «нарушение правил проезда пешеходного перехода 12,5 % (136–1-137) от общего количества ДТП (+40,2 % 0 % +34,3 %), таким образом, наблюдается тенденция к увеличению количества ДТП по указанной причине. Тяжесть последствий 0,7 %» [15].

За 12 месяцев 2024 года «в Самарской области зарегистрировано 324 наезда на пешеходов (29,9 % от общего числа ДТП, +17,4 % к АППГ), при которых 13 человек погибло (-38,1 % к АППГ) и 318 получили ранения различной степени тяжести (+19,1 %), таким образом, 12,5 % от общего числа (или каждый 8-й) погибли будучи пешеходами. 133 наезда на пешеходов (41,04 % от общего числа наездов на пешеходов, +52,9 %) произошли на пешеходных переходах: на нерегулируемых 82 (+74,5 %), на регулируемых 51 (+27,5 %)» [16].

По вине пешеходов произошло «10,8 % (117–10–108) от общего количества ДТП ((36,1 % от общего числа наездов на пешеходов) +7,3 % -23,1 % +9,1 %), таким образом, наблюдается тенденция к увеличению количества ДТП по указанной причине. Тяжесть последствий составила 8,5 %» [16].

Статистику возраста и пола виновного водителя можно наблюдать на рис. 3 и 4.

Статистика возраста водителя

Рис. 3. Статистика возраста водителя

Статистика по полу виновного водителя

Рис. 4. Статистика по полу виновного водителя

По итогам 12 месяцев 2024 года «количество дорожно-транспортных происшествий, погибших и травмированных по вине водителей в регионе увеличилось на 30 %, 39 % соответственно» [17] (рис. 5).

Статистика по виду транспорта

Рис. 5. Статистика по виду транспорта

За первые 12 месяцев текущего года зафиксировано 65 ДТП с участием невнимательных водителей, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования (5 % или 97 % от всех ДТП, +25 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), по сравнению с 13 случаями годом ранее). Тяжесть (+38,5 %), таким образом, имеет самый высокий уровень заболеваемости в результате. Средний риск составил 10,7 % (в прошлом году — 8,2 %, +2,5 %) [15].

Количество аварий с участием детей (до 16 лет) увеличилось на +35,3 %, количество погибших детей в салоне автомобиля — на +50 %, а количество травмированных — на +29,9 % (161–6-165). Общий риск составил 3,5 %.

Произошло 61 дорожно-транспортное происшествие с участием детей (до 16 лет), в которых погибло 5 детей, а 64 получили травмы различной степени тяжести (+8,9 %, +25 %, +4,9 %). Произошло 78 аварий с участием детей-пешеходов, в результате которых 1 ребенок погиб и 78 получили ранения (+50 %, +100 %, +44,4 %).

37 ДТП произошло по неосторожности детей, в которых погиб 1 ребенок и 36 детей пострадали (+48 %, +100 %, +44 %). Рост подобных ДТП отмечается на территории городов: Самара на 75 % (с 8 до 14 ДТП), Тольятти на 57,1 % (с 7 до 11 ДТП), районов: Волжского на 200 % (с 0 до 2 ДТП), Большеглушицкого, Шигонского и Кинель-Черкасского на 100 % (с 0 до 1 ДТП) [15].

Произошло 4 ДТП с участием несовершеннолетних водителей (в Волжском, Шигонском, Кинель-Черкасском и Ставропольском районах), в которых никто не погиб, пострадало 4 ребенка (в прошлом году: с 0 до 1 ДТП).

Зафиксировано 17 аварий с участием несовершеннолетних водителей, в которых не было ни одного погибшего, а 17 детей получили травмы (в прошлом году: 9–0-9). Такой рост травматизма отмечен в следующих городах: Самара — 133,3 % (от 3 до 7 пострадавших), Тольятти — 100 % (от 4 до 8 пострадавших), Кинельский район — 100 % (от 0 до 1 пострадавшего) [16].

На 2024 год для журналистов подготовлено 15 932 информационно-справочных комплекта (в прошлом году: 10 970 или +45,2 %). Из них: 624 печатных издания (предыдущий год: 678 или -7,9 %), 609 телевизионных новостей (предыдущий год: 578 или +5,4 %), 1296 радиопередач (предыдущий год: 1230 %) или +5,4 %). На интернет-порталах и в социальных сетях было добавлено 13 403 заявки (в прошлом году: 8 484 или +57,8 %).

В процессе анализа от 21 февраля на территории Самарской области зарегистрировано девять дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 10 человек. Сотрудниками Госавтоинспекции выявлено 352 нарушения ПДД РФ, в том числе 20 нарушений светопропускаемости стекол автомобиля и 17 фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения [18].

Одно из дорожно-транспортных происшествий произошло в 10:45 час. в Красноглинском районе Самары. Из материалов, собранных госавтоинспекторами, следует, что 38-летний мужчина, управляя компактвэном Opel Combo, выезжал с прилегающей территории напротив дома № 45 по улице Мира. В пути следования он не уступил дорогу и допустил столкновение с внедорожником BMW X5, под управлением 42-летнего мужчины, движущимся со стороны улицы Маршала Василевского в направлении Северного шоссе, после чего был доставлен в медицинское учреждение, где ему назначено амбулаторное лечение [18].

Еще одно ДТП произошло в 21:00 час. в Советском районе Самары. Из материалов, собранных сотрудниками Госавтоинспекции, следует, что 18-летний водитель, управляя автомобилем ВАЗ-21101, двигался по улице Средне-Садовой со стороны проспекта Карла Маркса в направлении улицы Нагорной. В пути следования, напротив дома № 135, не выбрал скорость, позволяющую вести контроль за движением автомашины, не справился с рулевым управлением и выехал на обочину, где совершил наезд на стоящего 73-летнего мужчину. Пешеходу назначено амбулаторное лечение [18].

А в Волжском районе сотрудники Госавтоинспекции, прибыв на место дорожно-транспортного происшествия, установили: в 18:45 час. 50-летняя женщина, управляя седаном Toyota Camry, двигалась по 444 км автодороги Р-229 «Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград». В пути следования допустила выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, и допустила столкновение с легковым автомобилем LADA Kalina, под управлением 49-летней женщины, движущимся во встречном направлении, который от удара отбросило на автомашину Skoda Rapid, под управлением 36-летней женщины. Водителю LADA оказана медиками оказана разовая помощь [18].

Как показывает анализ, основной причиной подавляющего большинства ДТП является сознательное нарушение и водителями, и пешеходами правил дорожного движения [10].

В целях предотвращения социального и экономического ущерба, наносимого дорожно-транспортными происшествиями в условиях постоянного роста интенсивности движения, необходимо постоянно развивать национальную политику по повышению безопасности дорожного движения.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М.: Приор, 2011. — 32 с.
  2. О безопасности дорожного движения [электронный ресурс]: федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ // СПС «Консультант» / НПП «Консультант+». — Последнее обновление 25.11.2013.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 1.(ч.1.)- ст.1.
  4. О полиции [электронный ресурс]: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // СПС «Консультант» / НПП «Консультант+». — Последнее обновление 03.02.2014.
  5. Вопросы организации полиции: указ Президента РФ от 29.08.2013 № 689 // Российская газета от 28 августа 2013 г., № 43.
  6. О внесении изменений в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 01.06.2013 № 527 // Российская газета от 02 июня 2013 г., № 116.
  7. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») [электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 // СПС «Консультант» / НПП «Консультант+». — Последнее обновление 17.12.2013.
  8. Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий [электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647// СПС «Консультант» / НПП «Консультант+». — Последнее обновление 04.09.2012.
  9. О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения [электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30.04.1997 № 508 // СПС «Консультант» / НПП «Консультант+». — Последнее обновление 02.02.2013.
  10. О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» [электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 // СПС «Консультант» / НПП «Консультант+». — Последнее обновление 02.11.2013
  11. «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» [электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 100 // СПС «Консультант» / НПП «Консультант+». — Устаревшая редакция.
  12. О Транспортной стратегии Российской Федерации [электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р // СПС «Консультант» / НПП «Консультант+». — Последнее обновление 28.01.2014.
  13. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» [электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 № 1995-р // СПС «Консультант» / НПП «Консультант+». — Последнее обновление 28.10.2013.
  14. Амбарцумян, В. В. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения / В. В. Амбарцумян. — М., 2023. — 452 с.
  15. Дугужев, У. М. Выявление статистики признаков нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортныхx средств по Самарской области / У. М. Дугужев. — М.: Велби, 2023. — 236 с.
  16. Одинцов, Л. Г. Виды дорожно-транспортных происшествий / Л.Г Одинцов. — М., 2019. — 325 с.
  17. Петров, А. И. Организация и безопасность дорожного движения: учебно-методическое пособие / А. И. Петров, Ю. А. Эртман. — Тюмень: ТИУ, 2022. — 74 с.
  18. Статья «О дорожной обстановке на территории Самарской области за прошедшие сутки» — Электронный ресурс: URL: httрs://nеws.mysеldon.сom/ru/nеws/indеx/324922556 (дата обращения 25.03.2025).

 В скобках указаны статистические данные в формате (количество ДТП — количество погибших — количество раненых)

 В скобках указано процентное изменение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) в формате (изменение количества ДТП — изменение количества погибших — изменение количества раненых).



Задать вопрос