Особенности привязанности к матери старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 29.03.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Желябовская, Д. А. Особенности привязанности к матери старших дошкольников / Д. А. Желябовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — URL: https://moluch.ru/archive/564/123743/ (дата обращения: 02.04.2025).

Препринт статьи



Статья посвящена изучению особенностей привязанности к матери старших дошкольников. В статье обоснована актуальность заявленной тематики, учитывая, что именно в дошкольном возрасте формируются основы эмоционального благополучия и социального взаимодействия, описаны подходы к пониманию привязанности отечественных и зарубежных психологов, а также проанализированы результаты исследования особенностей привязанности к матери старших дошкольников. В исследовании выявлено преобладание ненадежных и умеренно надежных типов привязанности к матери, что может свидетельствовать о потенциальных рисках для психического развития, социальной адаптации и поведения детей старшего дошкольного возраста. Разработаны рекомендации для матерей по оптимизации эмоциональных связей в диаде «Мать-ребенок», способствующие гармоничному развитию личности старшего дошкольника, а также улучшению качества взаимодействия в семье.

Ключевые слова: старшие дошкольники, привязанность к матери, надежная, умеренно надежная, ненадежная привязанность; образ матери, межличностные отношения, эмоциональная связь, социальное взаимодействие, взаимодействие с матерью, детско-родительские отношения.

The article is devoted to the study of the characteristics of attachment to the mother of older preschoolers. The article substantiates the relevance of the stated topic, given that it is at preschool age that the foundations of emotional well-being and social interaction are formed, approaches to understanding attachment by domestic and foreign psychologists are described, and the results of a study of the characteristics of attachment to the mother of older preschoolers are analyzed. The study revealed the predominance of unreliable and moderately reliable types of attachment to the mother, which may indicate potential risks for mental development, social adaptation and behavior of older preschool children. Recommendations have been developed for mothers on optimizing emotional connections in «the Mother-Child» dyad, contributing to the harmonious development of the personality of the older preschooler, as well as improving the quality of interaction in the family.

Keywords: older preschoolers, attachment to mother, reliable, moderately reliable, unreliable attachment, mother's image, interpersonal relationships, emotional connection, social interaction, interaction with mother, child-parent relations.

Изучение привязанности к матери у старших дошкольников представляет собой важную область психологического исследования, так как именно в этом возрасте формируются ключевые основы эмоционального и социального развития ребенка. Привязанность является интегративным образованием, включающим в себя эмоциональную связь с матерью, ее образ и первое социальное поведение, адресованное ей, дающее ощущение близости, безопасности и надежности отношений.

В научной литературе в работах отечественных и зарубежных психологов описывается теория привязанности (Дж. Боулби, З. Фрейд, М. Эйнсворт), положения в области изучения привязанности ребенка к родителям, в частности, к матери (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, О. А. Шаповалова, А. А. Шклянская, Д. Б. Эльконин).

Основоположником теории привязанности является Джон Боулби. Под привязанностью Дж. Боулби понимает «интегративное образование, включающее в себя эмоциональную связь с матерью, ее образ и первое социальное поведение, адресованное ей, дающее ощущение близости, безопасности, надежности отношений» [2, с. 24]. Психолог утверждает, что тип привязанности влияет на социальное поведение ребенка.

Согласно теории привязанности Дж. Боулби, привязанность классифицируют на несколько типов:

— безопасная привязанность;

— избегающе-амбивалентная привязанность;

— дезорганизованная привязанность.

При безопасной привязанности ребенок чувствует себя защищенным и уверенным, что способствует его исследовательской активности и социальной адаптации. При избегающе-амбивалентной привязанности ребенок проявляет недоверие к окружающим и избегает близости, что затрудняет его социальные взаимодействия. При дезорганизованной привязанности ребенок демонстрирует непоследовательное поведение и испытывает страх, что может привести к трудностям в регулировании эмоций.

М. Эйнсворт расширила теорию Дж. Боулби, разработав метод «Странной ситуации». Она подчеркивала важность чувствительности матери к потребностям ребенка. Дети с безопасной привязанностью демонстрируют более эффективные стратегии разрешения конфликтов и лучше справляются со стрессом. М. Эйнсворт также отмечала, что такие дети чаще используют сотрудничество и компромисс в конфликтных ситуациях [10].

З. Фрейд рассматривали влияние материнской привязанности на формирование личности ребенка. Ученый считал, что ранние отношения с матерью закладывают основу для будущих межличностных отношений. Дети, испытывающие тревогу из-за неуверенной привязанности, могут проявлять агрессию или избегать социальных взаимодействий [6].

Исследованием привязанности занимались также отечественные психологи. Одним из первых в этой области стал Л. С. Выготский, который выделял важность социального взаимодействия для развития личности. Он подчеркивал, что эмоциональная связь с окружающими является основой формирования высших психических функций и что развитие ребенка происходит через взаимодействие с другими. Это взаимодействие является ключевым не только для когнитивных навыков, но и для формирования эмоциональных связей. Л. С. Выготский также акцентировал внимание на значении культуры и языка в развитии личности. Привязанность к важным людям в жизни ребенка формирует его культурные нормы и ценности, а также влияет на его эмоциональное развитие [3].

Исследователи, анализируя отношения в диаде «мать-ребенок», выделяют различные аспекты феномена привязанности. Например, Л. С. Выготский говорит о «социальной ситуации «Мы»», а М. И. Лисина подчеркивает «непосредственное эмоциональное общение» [4]. При этом Л. С. Выготский не акцентируют внимание на эмоциональном компоненте и чувстве безопасности, рассматривая «социальные отношения и носительство культуры человечества» [3].

Д. Б. Эльконин подчеркивает, что в старшем дошкольном возрасте у детей формируется новый тип деятельности, связанный с их эмоциональным развитием и социальными взаимодействиями. Он акцентирует внимание на том, что привязанность к матери является основой для формирования новых видов деятельности, таких как игра, общение и исследование окружающего мира. Д. Б. Эльконин отмечает, что именно через взаимодействие с матерью дети начинают осваивать социальные роли и нормы, что влияет на их дальнейшее развитие. Привязанность к матери становится основой для формирования уверенности в себе и способности к самостоятельной деятельности [9].

По мнению Л. И. Божович, качество привязанности влияет на психоэмоциональное, психомоторное и когнитивное развитие ребенка, а также на уровень его самооценки. Эти исследования охватывают возрастной диапазон от 3 до 15 месяцев и от 6 лет до подросткового возраста. Если у ребенка формируется «надежная привязанность», он успешно справляется с задачами развития, в частности, «интегрирует свое «Я» и стабилизирует психику в теле» [1].

О. А. Шаповалова в своей статье «Основы формирования привязанности ребенка к матери» рассматривает теоретические основы и практические аспекты формирования привязанности. Автор акцентирует внимание на том, что привязанность является не только эмоциональной связью, но и важным фактором, влияющим на дальнейшее развитие ребенка. О. А. Шаповалова подчеркивает, что стабильная и безопасная привязанность к матери способствует формированию уверенности у ребенка, его социальной адаптации и способности строить отношения с окружающими. Она также может затрагивать методы, которые помогают матерям создать здоровую привязанность, включая эмоциональную доступность и поддержку [7].

А. А. Шклянская в своей статье «Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста» исследует конкретные последствия различных типов привязанности. Автор показывает, что тип привязанности (безопасная, тревожная или избегающая) непосредственно влияет на уровень страхов у детей [8].

С учетом вышеизложенного, возникает необходимость в эмпирическом исследовании, направленном на изучение особенностей привязанности старших дошкольников к матерям. Наше исследование было направлено на изучение особенностей привязанности к матери старших дошкольников.

Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад «Сказка» п. Ивни Белгородской области. В исследовании приняли участие 60 старших дошкольников в возрасте 5–7 лет.

В качестве диагностического инструментария был выбрал «Опросник на привязанность к матери» Е. В. Пупыревой [5].

Распределение старших школьников по показателям привязанности к матери, %

Рис. 1. Распределение старших школьников по показателям привязанности к матери, %

Большинство детей (60 %) имеют умеренно надежную привязанность. Это может означать, что они способны устанавливать определенные эмоциональные связи с родителями, но при этом могут испытывать некоторые колебания в своей уверенности и безопасности. Такие дети, как правило, могут быть более адаптивными, чем дети с ненадежной привязанностью, но все же могут сталкиваться с определенными трудностями в социальных взаимодействиях.

По шкале «Ненадежная привязанность» значительная доля детей (37 %) демонстрирует высокие баллы. Это может указывать на то, что у этих детей есть трудности в формировании стабильных и безопасных эмоциональных связей с родителями или опекунами. Они могут проявлять тревогу, неуверенность или избегание в отношениях.

Очень малый процент детей (3 %) продемонстрировал высокие результаты по шкале надежной привязанности. Это говорит о том, что лишь немногие дети имеют стабильные и безопасные привязанности к своим родителям. Дети с надежной привязанностью, как правило, чувствуют себя более уверенно в социальных ситуациях и лучше справляются с конфликтами.

Таким образом, исследование особенностей привязанности старших дошкольников к матерям выявило значительное количество детей с ненадежной и умеренно надежной привязанностью, что может негативно сказаться на их психическом развитии, социальной адаптации и поведении. Лишь небольшой процент детей продемонстрировал надежную привязанность.

Анализ и систематизация полученных эмпирических данных позволили разработать рекомендации для матерей по оптимизации эмоциональных связей в диаде «Мать-ребенок»:

  1. Создание безопасной и поддерживающей среды: обеспечьте ребенку стабильность и предсказуемость в повседневной жизни. Это поможет ему чувствовать себя защищенным и уверенным.
  2. Активное слушание: уделяйте внимание эмоциям и потребностям ребенка. Слушайте его, задавайте вопросы и показывайте, что вы понимаете его чувства.
  3. Эмоциональная доступность: будьте доступны для ребенка как физически, так и эмоционально. Проявляйте внимание и заботу, чтобы он знал, что может рассчитывать на вас в трудные моменты.
  4. Регулярное взаимодействие: проводите время вместе, занимаясь различными активностями − играми, чтением или прогулками. Это укрепляет связь и создает позитивные воспоминания.
  5. Поощрение самовыражения: стимулируйте ребенка выражать свои чувства и мысли. Это может быть сделано через разговоры, рисование или другие творческие способы.
  6. Моделирование здоровых эмоций: показывайте, как справляться с эмоциями. Делитесь своими чувствами и рассказывайте о том, как вы решаете конфликты или стрессовые ситуации.
  7. Уважение к индивидуальности ребенка: признавайте уникальные черты и интересы вашего ребенка. Поддерживайте его увлечения и помогайте развивать навыки, которые ему интересны.
  8. Обратная связь и поддержка: хвалите ребенка за достижения и поддерживайте его в трудные времена. Это поможет ему развить уверенность в себе.
  9. Установление границ: четкие, но гибкие границы помогают ребенку понимать, что приемлемо, а что нет. Это создает чувство безопасности и структуры.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Просвещение, 1995. — 642 с.
  2. Боулби, Д. Психология привязанности / М. Эйнсворт, Т. Бенедек. — ERGO. — 2025. — с. 235.
  3. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Смысл, 2005. — 1136 с.
  4. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина / Под ред. А. Г. Рузской. — М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК., 1997. — 104 с.
  5. Пупырева, Е. В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в старшем дошкольном возрасте: дис. канд. психол. наук: 19.00.16 / Е. В. Пупырева. — М., 2007. — 225 с.
  6. Фрейд, З. Общая теория неврозов: введение в психоанализ / З. Фрейд; пер. с нем. Г. В. Барышниковой. — М: АСТ, 2010. — 256 с.
  7. Шаповалова, О. А. Основы формирования привязанности ребенка к матери / О. А. Шаповалова // Актуальные вопросы развития современной науки и образования. Сборник научных трудов по материалам II международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А. В. Туголукова. — 2019. — С. 76–79.
  8. Шклянская, А. А. Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста / А. А. Шклянская // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 212–214.
  9. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 5-е изд., стереотип. — Москва: Издательский центр «Академия», 2008. — 383 с.
  10. Ainsworth, M. D. S. Infancy In Uganda, Infant Care and the Growth of Love. — 1st ed. — The Johns Hopkins Press, 1967. — 471 p.


Задать вопрос