Особенности самоотношения старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 29.03.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Ансимова, Е. А. Особенности самоотношения старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости / Е. А. Ансимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — URL: https://moluch.ru/archive/564/123751/ (дата обращения: 02.04.2025).

Препринт статьи



В данной статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению особенностей самоотношения у старшеклассников с различным уровнем жизнестойкости. Выявлены различия в выраженности показателей самоотношения у учащихся с высоким и низким уровнем жизнестойкости. Старшеклассники с высоким уровнем жизнестойкости демонстрируют более высокие показатели по шкалам «внутренняя честность», «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение», «самоценность» и «самопринятие», что свидетельствует о более позитивном и адекватном восприятии себя. При этом, несмотря на общий позитивный фон, у них также наблюдается тенденция к более высоким показателям по шкалам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение», что может указывать на стремление к самосовершенствованию и самокритичности как составляющим личностной зрелости. Полученные данные имеет важное значение для разработки психолого-педагогических программ поддержки и развития личности в подростковом возрасте.

Ключевые слова: самоотношение, жизнестойкость, старшеклассники.

Самоотношение выступает как ключевой аспект самосознания, формирующий наше представление о себе, своих способностях и ресурсах. Оно тесно связано с другими чертами личности и существенно влияет на все сферы жизни, включая деятельность и общение. Положительное самоотношение способствует жизнестойкости и определяет активность и мировоззрение человека [2; 6].

В условиях динамично меняющегося общества жизнестойкость становится особенно важной, а самоотношение играет ключевую роль в ее развитии у молодых людей. Д. А. Леонтьев определял жизнестойкость как «способность личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности» [3].

Подростковый период, характеризующийся развитым самосознанием и рефлексией, оказывает значительное влияние на самооценку и, как следствие, на поведение, адаптацию и социальные взаимодействия. Понимание молодежной культуры позволяет прогнозировать ее эволюцию и оказывать своевременную поддержку [1; 5].

Важность развития жизнестойкости у старшеклассников становится все более актуальной в связи с необходимостью повышения их «устойчивости к воздействию стресс-факторов и, прежде всего, стрессогенных факторов образовательной действительности» [2, с. 225]. Особенности самоотношения старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости могут существенно повлиять на их успехи в учебе, карьере и личной жизни [4].

Проблема самоотношения представлены в работах А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и других представителей гуманистической психологии. Среди отечественных психологов необходимо отметить вклад в разработку данной проблемы В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, В. В. Мясищева и др. Исследование жизнестойкости, в том числе в юношеском возрасте, отражены в трудах А. А. Бодалева, Г. С. Костюка, Д. А. Леонтьева, В. И. Субботского, а также в работах зарубежных исследователей, таких как S. R. Maddi, S. C. Kobasa и др.

Цель статьи — проанализировать особенности самоотношения старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости.

В исследовании принимали участие 30 старшеклассников в возрасте от 16 до 17 лет. В качестве диагностического инструментария использовались «Тест-опросник самоотношения» (В. В. Столин) и «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева). Начнем с описания результатов изучения особенностей самоотношения старшеклассников (табл. 1).

Таблица 1

Распределение старшеклассников по уровню выраженности показателей самоотношения (%)

Показатель

Уровень выраженности компонентов самоотношения

Низкий

Средний

Высокий

Внутренняя честность

13

77

10

Самоуверенность

10

63

27

Саморуководство

10

57

33

Отражен.самооотношение

23

71

6

Самоценность

6

84

10

Самопринятие

6

64

30

Самопривязанность

13

84

3

Внутр.конфликтность

33

57

10

Самообвинение

36

48

16

В таблице видно, что у большинства старшеклассников выражен средний уровень внутренней честности (77 %). Такие школьники избирательны к себе, открыты, осознают негативную информацию о себе.

Шкала самоуверенности показала, что большинство старшеклассников (63 %) обладают средним уровнем уверенности, проявляя её в знакомых ситуациях. В новых сложных обстоятельствах они теряют самообладание. Высокий уровень характеризуется уверенностью в себе и вере в успех вне зависимости от обстоятельств и выражен у 27 % опрошенных.

Шкала саморуководства показывает заинтересованность школьников в активности и оценке своих достижений. Большинство из них (57 %) демонстрирует средний уровень, меняя подход к проблемам в зависимости от ситуации. В новых условиях они пассивны, надеясь на случай. В знакомых ситуациях контроль повышается. Высокие показатели (33 %) преобладают над низкими (10 %), указывая на внутренний локус контроля. Низкие показатели свидетельствуют о слабой активности.

Шкала «отраженного самоотношения» измеряет оценку подростками способности вызывать симпатию и уважение. Большинство (71 %) имеют средний уровень, свидетельствующий об избирательном отношении окружающих. Высокий уровень характерен для тех, кто уверен в безусловном принятии окружающими и выражен лишь у 6 %. Шкала самоценности у большинства старших подростков (84 %) представлена на среднем уровне, с дифференциацией качеств. 10 % демонстрируют высокий уровень, осознавая свой потенциал и ценность. 6 % имеют низкий уровень, преуменьшая свои достоинства и остро реагируя на критику.

Шкала самопринятия представлена на высоком уровне у третьей части опрошенных (30 %), т. е. школьники принимают себя такими, какие они есть, тогда как самопривязанность лишь у 3 % выражена на высоком уровне, что свидетельствует о их нежелании меняться.

У старших подростков средний уровень внутренней конфликтности (57 %) проявляется в зависимости самоотношения от обстоятельств: в знакомых ситуациях — одобрение себя, в незнакомых — колебания. Высокий уровень (10 %) связан с самокритикой и самокопанием, низкий (33 %) — с удовлетворенностью собой и жизнью.

Шкала «самообвинение» измеряет критическое отношение к себе. По этой шкале у 16 % опрошенных выявлен высокий уровень, который указывает на чрезмерное самообвинение и игнорирование достоинств.

Таким образом, анализ выраженности шкал самоотношения показал, что у большинства школьников — средний уровень.

Результаты диагностики показателей жизнестойкости представлены на рисунке 1.

Распределение школьников по уровням выраженности показателей жизнестойкости (%)

Рис. 1. Распределение школьников по уровням выраженности показателей жизнестойкости (%)

Диагностика показала преобладание низкой вовлеченности у старшеклассников (63 %), свидетельствуя об их отверженности, отсутствии удовольствия от собственной деятельности. Такие школьники демонстрируют низкую мотивацию к учебе, часто испытывают скуку и апатию, могут проявлять пассивность на уроках и вне их, имеют сниженную успеваемость, склонны к пропуску занятий и отсутствию интереса к результатам своей работы.

В выраженности контроля преобладает высокий уровень (54 %). Такие школьники чувствуют уверенность в своих способностях, активно участвуют в учебном процессе и стремятся к самосовершенствованию.

Диагностика уровня принятия риска показала, что большинство респондентов (66 %) имеют низкий уровень, который характеризуется стремлением к безопасности и неуверенностью. Средний и высокий уровни связаны с высокой ответственностью, активностью и эффективным управлением ресурсами.

Исследование уровня интегрального показателя жизнестойкости показало, что высокий уровень жизнестойкости отмечен у 36 % выборки. Эти испытуемые проявляют устойчивость к стрессу, высокую работоспособность, открытость к новому опыту и уверенность в себе. Они не только справляются со стрессом, но и интегрируют его в свой жизненный опыт. Средний уровень жизнестойкости также зафиксирован у 36 %. Эти участники могут проявлять устойчивость в нужный момент и успешно решают многие проблемы, несмотря на временные трудности. Низкий уровень жизнестойкости выявлен у 28 % опрошенных. Эти старшеклассники характеризуются высокой тревожностью, затруднениями в общении и пессимизмом.

Для выявления особенностей самоотношения у старшекслассников с разным уровнем жизнестойкости был применен критерий Краскела-Уоллиса (таблица 2).

Таблица 2

Выраженность показателей самоотношения у старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости

Показатели самоотношения

Уровни жизнестойкости (ср.б.)

Нэмп.

Высокий

Средний

Низкий

Внутренняя честность

8,6

5,5

3

20,274***

Самоуверенность

8,5

5,2

3

22,483***

Саморуководство

8,4

4,9

2,6

20,838***

Отражен.самооотношение

8,5

4,9

2,7

13,650***

Самоценность

9

5,2

3

14,126***

Самопринятие

8,8

5,7

2,5

24,748***

Внутр.конфликтность

8

5,2

2,1

24,921***

Самообвинение

8,4

5,1

2

25,959***

Примечание: * — p≤0,01; ** — p≤0,05; *** — p≤0,001.

Статистически значимые различия (p≤0,001) по уровню жизнестойкости обнаружены по всем шкалам: «внутренняя честность» (Нэмп=20,274), «Самоуверенность» (Нэмп=22,483), «саморуководство» (Нэмп=20,838), «отраженное самооотношение» (Нэмп=13,650), «самоценность» (Нэмп=14,126), «самопринятие» (Нэмп=24,748), «внутренняя конфликтность» (Нэмп=24,921), «самообвинение» (Нэмп=25,959) и «Жизнестойкость» (Нэмп=25,676). Следовательно, старшеклассники с высоким уровнем жизнестойкости демонстрируют более высокие показатели самоотношения, чем старшеклассники со средним и низким уровнями жизнестойкости.

Таким образом, исследование показало, что существуют особенности самоотношения старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости, а именно: старшеклассники с высоким уровнем жизнестойкости по сравнению со старшеклассниками со средним и низким уровнем обладают более высокими показателями самоотношения «внутренняя честность», «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение», «самоценность», «самопринятие», «внутренняя конфликтность», «самообвинение», подтвердилась. Полученные в ходе исследования результаты, демонстрирующие статистически значимые различия в выраженности показателей самоотношения старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости, могут быть использованы для разработки программ, направленных на повышение уровня жизнестойкости и благополучия подростков.

Литература:

  1. Винтонюк Т. Г. Мотивация поведения в феномене жизнестойкости // Трансперсональный подход в практической психологии: Коллективная монография. — Санкт-Петербург: ООО Центр научно-информационных технологий Астерион, 2024. — С. 55–61.
  2. Карякина С. Н., Бубнова С. Ю. Самоотношение и копинг-поведенческие стратегии старшеклассников и студентов вуза // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2023. — № 3 (100). — С. 225–231.
  3. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — Москва: Смысл, 2006. — 63 с.
  4. Махнач А. В. Жизнеспособность как междисциплинарное понятие // Психологический журнал. — 2019. — Т. 33. — № 6. — С. 84–98.
  5. Ткаченко Н. С., Ахметова З. А. Влияние родительских (материнских) установок на жизнестойкость личности гиперактивных подростков // Педагогический журнал Башкортостана. — 2019. — № 3 (82). — С. 33–42.
  6. Хватова М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2015. — № 1(25). — С. 9–18.


Задать вопрос