В данной статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению особенностей самоотношения у старшеклассников с различным уровнем жизнестойкости. Выявлены различия в выраженности показателей самоотношения у учащихся с высоким и низким уровнем жизнестойкости. Старшеклассники с высоким уровнем жизнестойкости демонстрируют более высокие показатели по шкалам «внутренняя честность», «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение», «самоценность» и «самопринятие», что свидетельствует о более позитивном и адекватном восприятии себя. При этом, несмотря на общий позитивный фон, у них также наблюдается тенденция к более высоким показателям по шкалам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение», что может указывать на стремление к самосовершенствованию и самокритичности как составляющим личностной зрелости. Полученные данные имеет важное значение для разработки психолого-педагогических программ поддержки и развития личности в подростковом возрасте.
Ключевые слова: самоотношение, жизнестойкость, старшеклассники.
Самоотношение выступает как ключевой аспект самосознания, формирующий наше представление о себе, своих способностях и ресурсах. Оно тесно связано с другими чертами личности и существенно влияет на все сферы жизни, включая деятельность и общение. Положительное самоотношение способствует жизнестойкости и определяет активность и мировоззрение человека [2; 6].
В условиях динамично меняющегося общества жизнестойкость становится особенно важной, а самоотношение играет ключевую роль в ее развитии у молодых людей. Д. А. Леонтьев определял жизнестойкость как «способность личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности» [3].
Подростковый период, характеризующийся развитым самосознанием и рефлексией, оказывает значительное влияние на самооценку и, как следствие, на поведение, адаптацию и социальные взаимодействия. Понимание молодежной культуры позволяет прогнозировать ее эволюцию и оказывать своевременную поддержку [1; 5].
Важность развития жизнестойкости у старшеклассников становится все более актуальной в связи с необходимостью повышения их «устойчивости к воздействию стресс-факторов и, прежде всего, стрессогенных факторов образовательной действительности» [2, с. 225]. Особенности самоотношения старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости могут существенно повлиять на их успехи в учебе, карьере и личной жизни [4].
Проблема самоотношения представлены в работах А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и других представителей гуманистической психологии. Среди отечественных психологов необходимо отметить вклад в разработку данной проблемы В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, В. В. Мясищева и др. Исследование жизнестойкости, в том числе в юношеском возрасте, отражены в трудах А. А. Бодалева, Г. С. Костюка, Д. А. Леонтьева, В. И. Субботского, а также в работах зарубежных исследователей, таких как S. R. Maddi, S. C. Kobasa и др.
Цель статьи — проанализировать особенности самоотношения старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости.
В исследовании принимали участие 30 старшеклассников в возрасте от 16 до 17 лет. В качестве диагностического инструментария использовались «Тест-опросник самоотношения» (В. В. Столин) и «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева). Начнем с описания результатов изучения особенностей самоотношения старшеклассников (табл. 1).
Таблица 1
Распределение старшеклассников по уровню выраженности показателей самоотношения (%)
Показатель |
Уровень выраженности компонентов самоотношения |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Внутренняя честность |
13 |
77 |
10 |
Самоуверенность |
10 |
63 |
27 |
Саморуководство |
10 |
57 |
33 |
Отражен.самооотношение |
23 |
71 |
6 |
Самоценность |
6 |
84 |
10 |
Самопринятие |
6 |
64 |
30 |
Самопривязанность |
13 |
84 |
3 |
Внутр.конфликтность |
33 |
57 |
10 |
Самообвинение |
36 |
48 |
16 |
В таблице видно, что у большинства старшеклассников выражен средний уровень внутренней честности (77 %). Такие школьники избирательны к себе, открыты, осознают негативную информацию о себе.
Шкала самоуверенности показала, что большинство старшеклассников (63 %) обладают средним уровнем уверенности, проявляя её в знакомых ситуациях. В новых сложных обстоятельствах они теряют самообладание. Высокий уровень характеризуется уверенностью в себе и вере в успех вне зависимости от обстоятельств и выражен у 27 % опрошенных.
Шкала саморуководства показывает заинтересованность школьников в активности и оценке своих достижений. Большинство из них (57 %) демонстрирует средний уровень, меняя подход к проблемам в зависимости от ситуации. В новых условиях они пассивны, надеясь на случай. В знакомых ситуациях контроль повышается. Высокие показатели (33 %) преобладают над низкими (10 %), указывая на внутренний локус контроля. Низкие показатели свидетельствуют о слабой активности.
Шкала «отраженного самоотношения» измеряет оценку подростками способности вызывать симпатию и уважение. Большинство (71 %) имеют средний уровень, свидетельствующий об избирательном отношении окружающих. Высокий уровень характерен для тех, кто уверен в безусловном принятии окружающими и выражен лишь у 6 %. Шкала самоценности у большинства старших подростков (84 %) представлена на среднем уровне, с дифференциацией качеств. 10 % демонстрируют высокий уровень, осознавая свой потенциал и ценность. 6 % имеют низкий уровень, преуменьшая свои достоинства и остро реагируя на критику.
Шкала самопринятия представлена на высоком уровне у третьей части опрошенных (30 %), т. е. школьники принимают себя такими, какие они есть, тогда как самопривязанность лишь у 3 % выражена на высоком уровне, что свидетельствует о их нежелании меняться.
У старших подростков средний уровень внутренней конфликтности (57 %) проявляется в зависимости самоотношения от обстоятельств: в знакомых ситуациях — одобрение себя, в незнакомых — колебания. Высокий уровень (10 %) связан с самокритикой и самокопанием, низкий (33 %) — с удовлетворенностью собой и жизнью.
Шкала «самообвинение» измеряет критическое отношение к себе. По этой шкале у 16 % опрошенных выявлен высокий уровень, который указывает на чрезмерное самообвинение и игнорирование достоинств.
Таким образом, анализ выраженности шкал самоотношения показал, что у большинства школьников — средний уровень.
Результаты диагностики показателей жизнестойкости представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение школьников по уровням выраженности показателей жизнестойкости (%)
Диагностика показала преобладание низкой вовлеченности у старшеклассников (63 %), свидетельствуя об их отверженности, отсутствии удовольствия от собственной деятельности. Такие школьники демонстрируют низкую мотивацию к учебе, часто испытывают скуку и апатию, могут проявлять пассивность на уроках и вне их, имеют сниженную успеваемость, склонны к пропуску занятий и отсутствию интереса к результатам своей работы.
В выраженности контроля преобладает высокий уровень (54 %). Такие школьники чувствуют уверенность в своих способностях, активно участвуют в учебном процессе и стремятся к самосовершенствованию.
Диагностика уровня принятия риска показала, что большинство респондентов (66 %) имеют низкий уровень, который характеризуется стремлением к безопасности и неуверенностью. Средний и высокий уровни связаны с высокой ответственностью, активностью и эффективным управлением ресурсами.
Исследование уровня интегрального показателя жизнестойкости показало, что высокий уровень жизнестойкости отмечен у 36 % выборки. Эти испытуемые проявляют устойчивость к стрессу, высокую работоспособность, открытость к новому опыту и уверенность в себе. Они не только справляются со стрессом, но и интегрируют его в свой жизненный опыт. Средний уровень жизнестойкости также зафиксирован у 36 %. Эти участники могут проявлять устойчивость в нужный момент и успешно решают многие проблемы, несмотря на временные трудности. Низкий уровень жизнестойкости выявлен у 28 % опрошенных. Эти старшеклассники характеризуются высокой тревожностью, затруднениями в общении и пессимизмом.
Для выявления особенностей самоотношения у старшекслассников с разным уровнем жизнестойкости был применен критерий Краскела-Уоллиса (таблица 2).
Таблица 2
Выраженность показателей самоотношения у старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости
Показатели самоотношения |
Уровни жизнестойкости (ср.б.) |
Нэмп. |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
Внутренняя честность |
8,6 |
5,5 |
3 |
20,274*** |
Самоуверенность |
8,5 |
5,2 |
3 |
22,483*** |
Саморуководство |
8,4 |
4,9 |
2,6 |
20,838*** |
Отражен.самооотношение |
8,5 |
4,9 |
2,7 |
13,650*** |
Самоценность |
9 |
5,2 |
3 |
14,126*** |
Самопринятие |
8,8 |
5,7 |
2,5 |
24,748*** |
Внутр.конфликтность |
8 |
5,2 |
2,1 |
24,921*** |
Самообвинение |
8,4 |
5,1 |
2 |
25,959*** |
Примечание: * — p≤0,01; ** — p≤0,05; *** — p≤0,001.
Статистически значимые различия (p≤0,001) по уровню жизнестойкости обнаружены по всем шкалам: «внутренняя честность» (Нэмп=20,274), «Самоуверенность» (Нэмп=22,483), «саморуководство» (Нэмп=20,838), «отраженное самооотношение» (Нэмп=13,650), «самоценность» (Нэмп=14,126), «самопринятие» (Нэмп=24,748), «внутренняя конфликтность» (Нэмп=24,921), «самообвинение» (Нэмп=25,959) и «Жизнестойкость» (Нэмп=25,676). Следовательно, старшеклассники с высоким уровнем жизнестойкости демонстрируют более высокие показатели самоотношения, чем старшеклассники со средним и низким уровнями жизнестойкости.
Таким образом, исследование показало, что существуют особенности самоотношения старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости, а именно: старшеклассники с высоким уровнем жизнестойкости по сравнению со старшеклассниками со средним и низким уровнем обладают более высокими показателями самоотношения «внутренняя честность», «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение», «самоценность», «самопринятие», «внутренняя конфликтность», «самообвинение», подтвердилась. Полученные в ходе исследования результаты, демонстрирующие статистически значимые различия в выраженности показателей самоотношения старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости, могут быть использованы для разработки программ, направленных на повышение уровня жизнестойкости и благополучия подростков.
Литература:
- Винтонюк Т. Г. Мотивация поведения в феномене жизнестойкости // Трансперсональный подход в практической психологии: Коллективная монография. — Санкт-Петербург: ООО Центр научно-информационных технологий Астерион, 2024. — С. 55–61.
- Карякина С. Н., Бубнова С. Ю. Самоотношение и копинг-поведенческие стратегии старшеклассников и студентов вуза // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2023. — № 3 (100). — С. 225–231.
- Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — Москва: Смысл, 2006. — 63 с.
- Махнач А. В. Жизнеспособность как междисциплинарное понятие // Психологический журнал. — 2019. — Т. 33. — № 6. — С. 84–98.
- Ткаченко Н. С., Ахметова З. А. Влияние родительских (материнских) установок на жизнестойкость личности гиперактивных подростков // Педагогический журнал Башкортостана. — 2019. — № 3 (82). — С. 33–42.
- Хватова М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2015. — № 1(25). — С. 9–18.