Формирование основ патриотического сознания и позитивной социализации воспитанников через творческую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Формирование основ патриотического сознания и позитивной социализации воспитанников через творческую деятельность / Н. М. Гриценко, С. В. Мурачева, Е. В. Шумакова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — URL: https://moluch.ru/archive/564/123754/ (дата обращения: 02.04.2025).

Препринт статьи



В современных условиях с самого детства в нашей стране необходимо уделять особое внимание патриотическому образованию. Причём такие понятия, как «патриотизм» и «любовь к Родине» необходимо прививать даже не со школьной скамьи, а с детского сада. Поэтому на сегодняшний день тема дошкольного воспитания детей на подобной основа считается весьма актуальной и достаточно сложной. Дело в том, что патриотизм не является природным качеством и его невозможно впитать с молоком матери. Это особый социальный феномен, который требует достаточно долгого педагогического обучения начиная с ранних лет. Именно дошкольное патриотическое воспитание является основным содержанием данной статьи. При этом здесь рассматриваются не методы авторитарного навязывания мнения педагогом, а использование для достижения позитивных результатов творческой деятельности детей.

Ключевые слова: воспитанники, старший дошкольник, патриотическое сознание, гуманность, патриотическое воспитание, духовно-нравственное становление, любовь, привязанность, творческая деятельность.

In modern conditions, from childhood in our country, it is necessary to pay special attention to patriotic education. Moreover, concepts such as «patriotism» and «love for the Motherland» should be instilled not even from school, but from kindergarten. Therefore, today the topic of preschool education of children on a similar basis is considered very relevant and quite complex. The fact is that patriotism is not a natural quality and it cannot be absorbed with mother's milk. This is a special social phenomenon that requires a fairly long period of pedagogical training starting from an early age. It is pre-school patriotic education that is the main content of this article. At the same time, it is not the methods of authoritarian imposition of opinions by the teacher that are considered here, but the use to achieve positive results of children's creative activity.

Keywords: pupils, senior preschooler, patriotic consciousness, humanity, patriotic education, spiritual and moral development, love, affection, creative activity.

Введение

Под патриотизмом понимается специфическое многогранное понятие, основанное на исторически сложившихся в обществе социокультурных традициях. Они формируются на протяжении многих лет и в процессе развития претерпевают некоторые изменения. Подобные традиции должны объясняться с дошкольного возраста и формируют особое отношение к своей стране, национальности, территории, гордость за успехи, которые достигнуты за многолетнюю историю. Так же с самого детства необходимо пояснять, какие внутренние или внешние факторы влияют на возникновение проблем и замедление развития страны.

Как уже указывалось, патриотизм не является врождённым чувством и достигается только с использованием воспитания. По этой причине основная нагрузка за формирование его восприятия лежит на педагогической науке в целом и на отдельных педагогах, занимающихся дошкольным образованием, в частности. Также это нашло своё отражение в законодательной сфере, в частности, в таких важных законах и нормативных актах, как Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2025 годы», «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России», Закон Российской Федерации «Об образовании» [2] .

После распада СССР нас пытались убедить, что теперь Россия станет полноправным членом мирового сообщества. А в едином мировом пространстве нет места патриотизму, который начали сравнивать с национализмом. К сожалению, значительная часть населения нашей страны восприняла это как должное, что в результате приводило к началу деградации человека как личности. Духовные ценности постепенно стали вытесняться вещественными ценностями, в результате были существенно искажены такие понятия, как сочувствие, милосердие, справедливость, патриотизм, любовь к Родине. В результате во всех слоях общества началась инфантилизация сознания, замена позитивных понятий агрессивностью и жестокостью.

Параллельно с этими негативными процессами постепенно разрушалась советская система образования. При этом на различных уровнях — как на высшем (Законы РФ и программы обучения), так и на низшем (невысокий уровень подготовки и отсутствие мотивации у педагогов). В результате патриотическим обучением на дошкольном уровне практически никто не занимался. Характерный пример — английский язык до сих пор преподаётся в значительной части детских садов, в то время как русскому языку не уделяется должного внимания. Так же можно отметить несогласованность методологических подходов, которые часто входят в противоречия друг с другом. До сих пор здесь доминирует традиционалистская парадигма, основанная на даче знаний и навыков на механическом уровне, в то время как чувственная сфера, существенно влияющая на формирование ребёнка как личности, почти не затрагивается. Так же необходимо учитывать, что большинство педагогов, задействованных в сфере воспитания, родились на рубеже 80–90-х годов прошлого века, когда понятие патриотизма почти полностью исчезло.

Поэтому государству пришлось принимать определённые усилия к возвращению этого понятия, что нашло своё отражение в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России».

Именно личный пример педагога может послужить примером для детей в процессе развития патриотических чувств. Так же большое значение деятельностный подход к формированию этого нужного на сегодняшний день понятия. Это может быть участие в различных исторических играх, посещение памятных мероприятий, памятников и объяснение их значения. Так же закреплению патриотических чувств способствует чтение книг о родном крае, о знаменитых земляках, привлечение родителей к подобным мероприятиям.

Изложение основного материала статьи

Базовым понятием для начала формирования патриотических чувств считается «малая родина». То есть то место, где ребёнок родился, где живут его родители, друзья и родственники. Так что патриотическое воспитание логично начать с изучения истории родного края. Такое воспитание должно быть многосторонним и включать в себя эстетические и нравственные, умственные и трудовые основы.

Начинать подобный педагогический процесс необходимо с малого и частного и развивать до большого и общего. Как известно, самой малой ячейкой общества является семья, так что именно в ней должно начинаться закладывание основ патриотического воспитания. Затем границы воспитания расширяются до пределов родного дома и двора, улицы и детского сада, который начинает посещать ребёнок. В детском саду он знакомится с детьми, проживающими в других домах и на других улицах. Таким образом восприятие окружающей действительности расширяется до пределов района, а затем и города, региона и страны в целом.

Важно обращать внимание на использование в этом педагогическом процессе элементов творческой деятельности. К ним в первую очередь можно отнести воображение, креативность и фантазию, которые развивают у ребёнка творческое мышление. Такой подход, направленный на формирование патриотических чувств, описан в работе Е. Н. Бородиной. В ней описаны основные методы формирований нужного восприятия окружающего мира и способы использования основ патриотического воспитания в детских садах. В результате ребёнок получает начальные сведения об истории, культуре и традициях своего народа и страны [3] .

Многими исследователями считается, что патриотическое сознание относится к высшим формам социального сознания. Начинать работу над его формированием необходимо с самого детства, развивать в подростковом возрасте и вводить с полученными морально-этическими и социальными установками во взрослую жизнь. Адекватный патриотизм должен опираться на любовь к своим близким, к своему народу и своей Родине.

Начинать необходимо с изучения истории и культуры своей «малой родины», то есть родного края. Для этого необходимо использовать образцы художественного творчества, в том числе литературы и искусства. Они помогут ближе познакомиться с историей своей страны, культурой, традициями и обычаями своего народа. При этом большое значение имеет использование наглядность и использование ярких образов, которые могут содержаться в подготовленных краеведческих мероприятиях. В процессе познания особенностей родного края ребёнок уже на раннем этапе сталкивается с соседями по проживанию и знакомится с историей, традициями и культурой других народов и стран.

Для этого более всего подходит проявление творческой деятельности, в процессе которой принимают участие не только дети, но и взрослые — педагоги, родители, краеведы и работники искусства. Таким образом постепенно налаживается связь ребёнка со старшим поколением и формирование уважительного отношения к нему.

Последние изменения в международной политике и попытки изоляции России со стороны США и стран Евросоюза делают проблему патриотического воспитания весьма актуальной. События последнего десятилетия однозначно показали, что для нашей страны очень важное значение имеет понимание своего места на карте мира, значение утверждающихся обновлённых духовных, культурных и семейных ценностей. А это невозможно без понимания исторических и культурных особенностей РФ, привитие с раннего возраста любви к своей земле.

Перед дошкольными образовательными учреждениями в связи с этим встают задачи не только реализации на практике теоретических положений государственной программы обучения. Образовательные процессы должны быть напрямую связаны с развитием у детей чувства патриотизма, понимание культурно семейных ценностей, характерных для нашей страны, а также уважительного отношения к ближайшим [9] .

Не следует сразу навязывать детям само понятие «патриотизм», поскольку оно очень сложное и состоит из множества важных компонентов. Начинать надо с малого — с любви к своей семье, родному дому, городу, уважению старшего поколения. И только затем переходить к таким всеобъемлющим понятиям, как любой к своей земле, своему народу и к Родине в целом. Постепенно на этой основе должно формироваться общее понятие патриотизма, который так необходим сейчас не только для детей, но и для взрослых.

Таким образом следует признать, что формирование патриотического сознания у воспитанников дошкольных воспитательных учреждений являются основной целью современной государственной политики. На её основе должно складываться реалистичное отношение к окружающему миру, закрепление чувств сострадания, доброты, милосердия. При этом выражаться такие понятия должны не только в изменении сознательных установок, но и в совершении правильных поступков и добрых дел, то есть объединение теоретической и практической основ.

Патриотическое воспитание не является целостным процессом, оно состоит из нескольких направлений. Основными среди них следует считать гражданско-патриотическое воспитание, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое, военно-патриотическое, историко-краеведческое. Они направлены на развитие любви к Родине, готовности к её защите, морально-волевых качеств, физического развития организма, силы и выносливости. Таким образом происходит не только формирование личности, но и развитие физических качеств. Так же происходит постепенное развитие не только физических, но и волевых и моральных качеств, а также трудолюбие и адекватная оценка ситуации и поставленных задач. Отдельно стоит отметить, что спортивные и военно-патриотические мероприятия являются групповыми занятиями и развивает такое важное качество, как коллективизм и взаимодействие в группах.

Важное значение имеет приобщение детей с раннего возраста к народным традициям. Самым простым способом влияния на сознание ребёнка считается устное народное творчество. К нему относятся пословицы и поговорки, загадки и присказки, стихи и песни. Они прививают детям любовь к родному языку, к его выразительности и точности в описании различных жизненных ситуаций. Однако наиболее эффективным средством влияние на формирование нужных представлений является обычная сказка. Такая форма изложения складывалась даже не десятилетиями, а веками, обтачивались и укреплялись образы, делались необходимые выводы. Именно сказка на раннем этапе развития дошкольников может служить основой для развития морально-патриотического сознания. Прежде всего это повсеместное содержание в ней разграничение таких важных понятий, как добро и зло. Соблюдение общепринятых морально-этических норм и совершение сознательно правильных поступков имеет прямое отношение к добру. Нарушение нравственных норм и совершение необдуманных поступков относятся ко злу и почти во всех сказках поясняется, по какой причине такие нарушения и поступки нельзя совершать. На этой основе формируется не только понимание человеческих взаимоотношений, окружающего мира, но и переход к более широкому духовному миру — миру литературы.

Именно самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует всестороннему развитию личности. По мнению М. Ю. Новицкой она позволяет ребёнку проявлять воображение и креативность, в результате на практике воплощаются его замыслы и фантазии в чём-то новом и оригинальном, при этом способ для воплощения во многих случаях находится самостоятельно [7].

В отличие от чувства патриотизма, художественные способности ребёнка являются врождёнными, их просто необходимо правильно развить. Для правильного развития необходимо приобщение к опыту мировой художественной культуры, в первую очередь — к отечественному, который нам ближе и понятнее. Необходимо учитывать, что детское художественное творчество на начальном этапе обладает низким уровнем самостоятельного мышления и строится на подражании и комбинировании доступных элементов творческой деятельности.

Речь воспитанника дошкольных образовательных учреждений недостаточно развита, поэтому он не способен в полной мере выражать свои мысли и чувства на вербальном уровне. Эти трудности способна решить именно художественно-творческая деятельность, которая, прежде всего, выражается невербально. Таким образом она имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых стоит остановиться на нескольких основных. Начнём с того, что для осуществления художественно-творческой деятельности не имеет значения возраст ребёнка или наличие особых развитых художественных способностей. Однако конечный результат, или продукт творчества бывает вполне понятен не только для сверстников, но и для взрослых — родителей, педагогов, ценителей художественного творчества.

Кроме того, конечный продукт творчества может восприниматься многими людьми, формируя к нему позитивное (иногда негативное) отношение, что способствует сближению людей разного возраста, различных вкусов, любителей и профессионалов, разбирающихся в искусстве. Таким образом созданные художественные предметы способны не только раскрывать личность, но и сообщать об её особенностях тем, кто сними знакомиться, что способствует налаживанию контактов с другими людьми. Для самого автора это способствует избавлению от депрессии и апатии, помогает при помощи художественных средств занять более активную жизненную позицию. К этому стоит добавить возможность самореализации, даже если создателем продукции художественного творчества является маленький ребёнок, который не в состоянии ещё чётко формулировать свои мысли и собственное видение мира.

Таким образом, с самого детства надо приучать ребёнка к традициям и образцам культуры, прежде всего, своего народа. Народная культура формируется на протяжении веков и тысячелетий, в результате кристаллизации в ней остаются только проверенные временем образцы творчества. На её основе формируются морально-этические, философские, семейные и бытовые понятия, характерные для того или иного народа. При этом для воспитанников дошкольных воспитательных учреждений они изначально являются вполне понятными и доступными. Большое значение имеет участие с раннего возраста в народных праздниках, обрядовых церемониях, других массовых мероприятиях, имеющих в своей основе элементы народной культуры. Это позволяет детям приобщиться к ней, а так же получить не теоретический (как при обучении), а практический опыт, на основе которого происходит формирование морально-этических ценностей и нравственных норм. Следующим этапом патриотического воспитание считается приобщение к литературному богатству своей страны, которое имеет воплощение в самых различных формах. Это не только чтение книг и знакомство с картинами, коллекциями краеведческих музеев. В этом случае ознакомление носит индивидуальный характер, в то время как более эффективным считается коллективная творческая деятельность. Она может начинаться с домашнего или кукольного театра, в постановках на народные мотивы или по литературным произведениям могут принимать дошкольники при взаимодействии со взрослыми. Затем приходит время для театральных постановок по тем же мотивам, которые могут осуществляться уже на стадии детских садов. Здесь, конечно же, наиболее подходящими для постановок считаются народные сказки, которые легко воспринимаются и просты по сюжетам. Участвуя в подобном спектакле, ребёнок лично приобщается к переживаниям героя и способен копировать его поведения не только на сцене, но и вне сцены. Ведь в большинстве случаев герои сказок находятся на стороне добра и разделяют принятые в обществе морально-нравственные ценности. На этой основе у ребёнка постепенно формируется желание стать защитником своей земли и Родины в целом, чувство гордости за свою страну и деятельность защитников Отечества. Таким образом, образцы литературных произведений не только содержат данные об истории и культуре родного края, но и развивают у детей патриотическое мышление [10].

Выводы

В заключение можно сделать выводы, что именно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является на сегодняшний день актуальной темой для нашей страны. Как показывает практика, такое воспитание рекомендуется начинать для старшего дошкольного возраста. На этом этапе начинается формирование позитивного отношения к российскому историческому и культурному наследию, к выдающимся государственным деятелям нашей страны, к героям войны и труда. В итоге у детей возникает уважение к прошлому своей страны и к её выдающимся представителям.

Большое значение для патриотического воспитания так же имеет подключение ребёнка к художественному творчеству. Для этого могут быть использованы рисование, лепка, участие в театральных постановках и массовых народных мероприятиях. Они способствуют развитию личности детей, чувств, памяти, воображения, приобщают к морально-нравственным и патриотическим ценностям. При этом и воспитатели должны быть патриотами своей страны.

Литература:

1. ФГОС Дошкольное образование [электронный ресурс] URL: https: //fgos. ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 20. 01. 25)

2. Ахвледиани, Н. Р. Государственная политика патриотического воспитания молодежи в современной России: автореф. дисс… канд. полит.наук / Н. Р. Ахвледиани. — М.: МГУ, 2023. — 246 с.

3. Бородина, Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности / Е. Н. Бородина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2022. — № 5. — С. 48–51.

4. Елизарова, Н. М. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. М. Елизарова, О. А. Колесникова // Молодой ученый. — 2024. — № 24. — С. 450–452.

5. Ельмеева, С. М. Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество / С. М. Ельмеева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (20). — С. 10–11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3672/ (дата обращения: 22.01.2025).

6. Мусина, В. Е. Патриотическое воспитание дошкольников творчеством: учебно-методическое пособие / В. Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2021. — 156 с.

7. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая. — М.: Линка- Пресс, 2023. — 254 с.

8. Солошенко, Н. Н. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. Н. Солошенко, В. М. Романенко, Н. И. Нечваль // Молодой ученый, 2024. — № 25. — С. 593–596.

9. Хохлова, В. А. Патриотическое воспитание дошкольников как составная часть педагогического процесса / В. А. Хохлова // Молодой ученый. — 2024. — № 29. — С. 606–607.

10. Хомутова, Н. Н. Специфика обучения и творчества личности в условиях современного общества / Н. Н. Хомутова, А. А. Бесчасная // Вестник гражданских инженеров. — СПб.: Владос, 2023. — № 6 (41). — С. 403- 409.



Задать вопрос