В статье автор исследует порядок регистрации и учета внебиржевых договоров.
Ключевые слова: биржа, внебиржевые договоры, право, порядок регистрации, учет регистрации внебиржевых договоров.
Порядок регистрации внебиржевых договоров и их учет регулируются требованиями установленными, постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 892 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение) [6].
Из пункта 1 Положения следует, что Положение регламентирует процедуру раскрытия информации о внебиржевых договорах, предметом которых являются товары, допускаемые к организованным торгам на бирже. Речь идет о договорах купли-продажи, заключенных вне рамок, организованных торгов, но предполагающих переход права собственности на товар, уже допущенных к торгам на бирже [7].
Положение определяет обязательства сторон по представлению данных о таких договоров, определяя содержание, сроки и порядок предоставления информации бирже, которая ведет реестр внебиржевых договоров.
Ведение реестра внебиржевых договоров обеспечивает сбор, хранение и предоставление информации уполномоченными лицами. Положение определяет доступ к информации из реестра, устанавливая правила конфиденциальности и разграничивая доступ для различных категорий пользователей.
Основные аспекты касающиеся порядка регистрации и раскрытия информации о таких договорах, можно выделить следующим образом.
Объект регулирования: Положение охватывает договора купли-продажи товаров, которые уже допускаются к организованным торгам на бирже, но заключаются вне рамок данных торгов [2].
Обязанности сторон: Установлены четкие обязательства для сторон, заключающих внебиржевые договоры, по представлению необходимой информации в биржу. Это касается содержания данных, сроков их предоставления и порядка отчетности.
Ведение реестра: Биржа отвечает за ведение реестра внебиржевых договоров, что включает сбор, хранение и предоставление информации о таких сделках. Это обеспечивает прозрачность и учет сделок на внебиржевом рынке.
Доступ и конфиденциальность: Положение определяет правила доступа к информации из реестра, а также устанавливает нормы конфиденциальности, что позволяет разграничивать доступ к данным для разных категорий пользователей. Это важно как для защиты коммерческой тайны, так и для обеспечения необходимой прозрачности в сделках [4].
Таким образом, Положение не только упорядочивает процесс регистрации внебиржевых договоров, но и создает систему для контроля и учета договоров, что снижает риски и повышает доверие к внебиржевому рынку [5].
Использование электронных платформ для регистрации внебиржевых договоров становится важным аспектом современного регулирования. Положение предписывает внедрение цифровых решений, что не только упрощает процесс регистрации, но и повышает уровень безопасности данных.
АО «СПбМТСБ» разработаны Правила в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах», Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правила, а также изменения и дополнения в Правила утверждаются Президентом Биржи. Дата вступления в силу утвержденного документа определяется по решению Президента Биржи [3].
Правила регистрации внебиржевых договоров, утвержденных Президентом АО «СПбМТСБ» приказом от 27.06.2022 № 331/22, (далее — Правила) устанавливают требования к информации о внебиржевых сделках, которая принимается Биржей, а также определяют порядок получения доступа к системе регистрации таких сделок. В них прописаны процесс предоставления данных о внебиржевых сделках в Биржу, порядок их регистрации, а также правила ведения Реестра внебиржевых сделок и предоставления из него информации [8].
Данные о внебиржевом соглашении передаются Бирже в электронном формате.
Информация о внебиржевом договоре, которая принимается Биржей, включает данные о реквизитах этого договора, сведения о его участниках, а также информацию о документе, на основании которого передаются данные в Биржу.
Кроме того, в нее входят условия внебиржевого договора, разделенные по каждой товарной позиции, и сведения обо всех изменениях, вносимых в эти данные. В правилах также содержится перечень информации о внебиржевом договоре, принимаемой Биржей.
Товарной позицией является совокупность сведений о внебиржевом договоре в отношении определенного объема товара, подлежащего поставке, включающая сведения о наименовании товара и его цене, а также сведения о Базисе поставки, об условиях поставки и иные сведения, в том числе определенные в Дополнительном соглашении и/или ином документе.
Для учета информации о внебиржевых договорах существуют специализированные справочники, которые ведет биржа.
При передаче информации на Биржу применяются следующие справочники:
— Справочник компаний;
— Справочник товаров;
— Справочник валют;
— Справочник мест;
— Справочник условий поставки;
— Справочник иных документов;
— Справочник стран.
Биржа обновляет справочники, последовательно добавляя новые записи, предусмотренные в указанном приложении. Информация может быть внесена по инициативе Биржи или по полученной заявке. Заявка подается представителем ответственного лица через систему «Личный кабинет». Биржа имеет право запросить дополнительные данные по заявке. Биржа также может блокировать записи в справочниках, что делает содержащиеся в них данные неиспользуемыми для предоставления информации о внебиржевые договоры. Данные о таких договорах поступают на биржу через отчеты, которые от имени ответственного лица направляет его представитель. На основе предоставленного отчета, биржа либо производит регистрацию, либо отказывает в ней, уведомляя об этом представителя ответственного лица. Также биржа ведет электронный реестр внебиржевых договоров, обеспечивая порядок его ведения и защищая информацию, содержащуюся в реестре, от утраты и искажений.
Биржа осуществляет регулярный мониторинг и контроль за соблюдением Правил, обеспечивая тем самым прозрачность и надежность внебиржевых договоров. В случае выявления нарушений или несоответствий, Биржа имеет право приостановить регистрацию внебиржевых договоров до устранения выявленных недостатков. Это гарантирует защиту интересов всех участников рынка и создает условия для устойчивого ведения бизнеса [1].
Для упрощения процесса регистрации и доступа к информации, Биржа предоставляет специализированные электронные ресурсы и инструменты. Участники торгов могут воспользоваться онлайн-платформой для взаимодействия с Реестром внебиржевых договоров, что позволяет оперативно реагировать на изменения в документах и получать актуальную информацию по каждой сделке.
Кроме того, Биржа активно ведет работу по обучению и информированию заинтересованных сторон о правилах и процедурах, связанных с внебиржевыми договорами. Это позволяет значительно увеличить уровень доверия к процессу и способствует большему участию компаний в торговых операциях. В конечном итоге, Биржа стремится создать эффективную и безопасную предпринимательскую среду.
Таким образом, регистрация внебиржевых договоров является регламентированным нормативными правовыми актами многоэтапным процессом, с использованием информационных ресурсов и специальных цифровых инструментов, а также характеризуется совместной работой регулирующих структур и хозяйствующих субъектов, направленной на создание правовой инфраструктуры.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 25.09.2024).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023)//Российская газета, № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (ред. от 08.08.2024)// Российская газета, 2011 № 266с.
- Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ред. от 08.08.2024)//Российская газета, № 126–127, 03.08.2006.
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 14.10.2024)//Российская газета, № 166, 05.08.2004.
- Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 892 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. от 16.04.2024) // Собрание законодательства РФ, 05.06.2023, № 23 (Часть II), ст. 4202.
- Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации // URL: http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_secur/list_commodity_exch/ (дата обращения: 02.10.2024).
- Официальный сайт акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (АО «СПбМТСБ») // URL; АО СПбМТСБ, Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа (spimex.com).