Понятие внебиржевых договоров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.

Дата публикации: 30.03.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Довгун, С. А. Понятие внебиржевых договоров / С. А. Довгун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — URL: https://moluch.ru/archive/564/123762/ (дата обращения: 02.04.2025).

Препринт статьи



В статье автор исследует понятие внебиржевых договоров.

Ключевые слова: биржа, внебиржевые договоры, право, понятие.

Федеральный закон № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее — Закон об организованных торгах), принятый 21.11.2011 года, в части 1 статье 11 впервые закрепил понятие «внебиржевые договоры». Важно отметить, что первоначальная редакция Закона об организованных торгах от 21.11.2011, вступившая в силу 01.01.2013 претерпела ряд изменений, в то время как статья 11 Закона об организованных торгах, определяющая понятие, осталась неизменной до настоящего времени (редакция от 08.08.2023), что подчеркивает стабильность и важность регулирования данной сферы [3].

В части первой статьи 11 Закона об организованных торгах закреплено, что в случаях, порядке, объеме и сроки, которые установлены правовыми актами Правительства Российской Федерации, стороны должны предоставлять информацию о заключенных ими не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам (далее — внебиржевые договоры) [2].

Ключевыми аспектами является обязанность сторон раскрывать информацию о заключенных договорах, предусматривающих переход права собственности на товары, допущенные к организованным торгам. Данное требование является не просто формальностью, необходимым условием для прозрачности рынка и предупреждения недобросовестной конкуренции и манипулирования ценами [5].

Добросовестная конкуренция является основой развития рыночной экономики, ее наличие обеспечивает инновации, стимулирует повышение качества товаров и услуг, а также способствует снижению цен для потребителей.

Ключевым условием для достижения которых является единый свод правил, гарантирующих равенство всех участников рынка — от малых предприятий до крупных. Необходимость в равенстве всех участников рынка закреплено в части 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации, прямо запрещающее экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [1].

В качестве механизма обеспечения прозрачности и эффективности торговли выступают биржи — организованные рынки, на которых предложения и спрос встречаются в строго регламентированной форме, что обеспечивает справедливую конкуренцию и защищает интересы как покупателей, так и продавцов.

Биржа, согласно части 1 статьи 9 Закона об организованных торгах является организатор торгов, имеющий лицензию биржи.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 2 Закона об организованных торгах организованные торги — торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Из части 1 статьи 4 Закона об организованных торгах следует, что организатор торговли вправе проводить организованные торги при условии регистрации правил организованных торгов в Центральном банке Российской Федерации.

Требование установленное в части 1 статьи 4 Закона об организованных торгах обеспечивает прозрачность и легитимность торговых процессов, а также защищает интересы участников торгов. Данные правила определяют порядок допуска участников к торгам и порядок заключения сделок.

Из содержания статьи 11 Закона об организованных торгах следует, что случаи, порядок, объем и сроки предоставления информации о внебиржевых договорах регулируются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, что обеспечивает гибкость подхода к регулированию в зависимости от специфики рынка и изменения экономической ситуации.

Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утверждено постановлением Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 892 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Положение) [5].

Из пункта 2 Положения следует, биржам, соответствующим требованиям Закона об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении следующего товара:

— нефтепродукты, предусмотренные техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.10. 2011 г. № 826 (далее — нефтепродукты);

— нефть сырая;

— угли коксующиеся, каменные, бурые и антрацит;

— пшеница и меслин, ячмень и кукуруза;

— газ природный;

— сжиженный углеводородный газ;

— битум нефтяной;

— сахар белый кристаллический ГОСТ 33222–2015;

— лесоматериалы круглые в соответствии с кодами ОКПД2 (ОК 034–2014) 02.20.11, 02.20.12;

— минеральные удобрения, содержащие соединения фосфора, азота или калия;

— масло подсолнечное;

— шрот подсолнечный.

В соответствии с пунктом 5 Положения перечень бирж, которым должна предоставляться информация о внебиржевых договорах, публикуется Центральным банком Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по форме и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации [6].

На сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_secur/list_commodity_exch/ представлен перечень бирж, принимающих информацию о внебиржевых договорах в отношении товаров, допущенных к организованным торгам, с указанием соответствующих видов биржевого товара (далее — Перечень).

Так, согласно Перечню, акционерное общество «Биржа «Санкт-Петербург» принимает информацию о внебиржевых договорах в отношении следующих товаров, допущенных к организованным торгам: нефть сырая, нефтепродукты, сжиженный углеводородный газ, сахар белый кристаллический ГОСТ 33222–2015, пшеница, кукуруза, лесоматериалы круглые в соответствии с кодами ОКПД2 (ОК 034–2014) 02.20.11, 02.20.12, битум нефтяной.

Акционерное общество «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» принимает информацию о внебиржевых договорах в отношении следующих товаров, допущенных в организованных торгах: нефть сырая, нефтепродукты, угли коксующиеся, каменные, бурые и антрацит газ природный, сжиженный углеводородный газ, лесоматериалы круглые в соответствии с кодами ОКПД2 (ОК 034–2014) 02.20.11, 02.20.12, битум нефтяной, минеральные удобрения, содержащие соединения фосфора, азота или калия, сахар белый кристаллический ГОСТ 33222–2015. [7]

Акционерное общество «Национальная товарная биржа» принимает информацию о внебиржевых договорах в отношении следующих товаров, допущенных в организованных торгах: масло подсолнечное, шрот подсолнечный, пшеницу, сахар белый кристаллический ГОСТ 33222–2015, ячмень, кукурузу.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 12 Положения обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществляющее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке.

Таким образом, внебиржевые договоры — это заключенные не на организованных торгах (биржах) договоры, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, информацию о которых лицо осуществляющее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке, в случаях, порядке, объеме и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской обязано предоставить бирже.

Таким образом, внебиржевой договор — это заключенные не на организованных торгах договор, предметом которого является товар, допущенный к организованным торгам. Речь идет о договорах купли-продажи, заключенных вне рамок, организованных торгов, но предполагающих переход права собственности на товар, уже допущенных к торгам на бирже, подлежащий обязательной регистрации на бирже при определенных Положениям условиях.

Регистрация внебиржевых договоров является одним из инструментов, направленных на создание национальной системе индикаторов в рамках исполнения вышеуказанных в настоящем пункте поручений Правительства Российской Федерации, поскольку позволяют формировать репрезентативный ценовой индекс на указанные в Положении товары.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 25.09.2024).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023)//Российская газета, № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (ред. от 08.08.2024)// Российская газета, 2011 № 266с.
  4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 14.10.2024)//Российская газета, № 166, 05.08.2004.
  5. Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 892 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. от 16.04.2024)// Собрание законодательства РФ, 05.06.2023, № 23 (Часть II), ст. 4202.
  6. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации // URL: http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_secur/list_commodity_exch/ (дата обращения: 02.10.2024).
  7. Официальный сайт акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (АО «СПбМТСБ») // URL; АО СПбМТСБ, Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа (spimex.com).


Задать вопрос