Статья посвящена исследованию использования результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в процессе доказывания в уголовных делах о незаконном обороте наркотиков. Актуальность работы обусловлена масштабами наркопреступности в современной России, ее социальными и экономическими последствиями, а также повышенной сложностью раскрытия подобных преступлений. В статье анализируются правовые и практические аспекты применения данных, полученных в ходе ОРД, включая проблемы соблюдения законодательства, процессуальной допустимости доказательств и их эффективного использования в судебной практике. Особое внимание уделяется методологии оперативно-розыскных мероприятий, их роли в выявлении и пресечении преступной деятельности, а также влиянию технологического прогресса на характер преступности в этой области. Автор рассматривает ключевые проблемы правового регулирования, сложившиеся подходы к правоприменению и технологии их совершенствования. На основе проведенного исследования предлагаются рекомендации по повышению эффективности применения оперативно-розыскных данных, улучшению законодательной базы и развитию методик доказывания. Таким образом, работа подчеркивает значимость комплексного подхода к борьбе с наркопреступностью с учетом соблюдения прав граждан и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, оперативно-розыскная деятельность, доказательства, допустимость доказательств, уголовное судопроизводство, правовое регулирование, правоохранительные органы, антинаркотическая политика.
В последние годы проблема нелегального оборота наркотических средств в Российской Федерации приобрела критическую значимость. Согласно данным, предоставленным Министерством внутренних дел Российской Федерации, уровень преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, остается на высоком уровне. В 2024 году было зарегистрировано более 145 тысяч преступлений данного рода, что на 23,5 % меньше по сравнению с показателями предыдущего года. На основе информации в открытом доступе за первые два месяца 2025 года было раскрыто 18,7 тысячи преступлений, что на 6,8 % превышает аналогичные показатели 2023 года. В ходе оперативных мероприятий из незаконного оборота было изъято 33,6 тонны наркотических веществ. Эти статистические данные подчеркивают масштабы проблемы и необходимость разработки и реализации эффективных мер по выявлению и пресечению данных преступлений [4].
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в уголовных делах о незаконном обороте наркотиков является важным аспектом борьбы с данной преступностью. ОРД позволяет собирать, обрабатывать и использовать информацию о преступлениях, что играет ключевую роль в процессе доказывания.
В уголовных делах, связанных с наркотиками, ОРД может представлять собой разнообразные методы и приемы, направленные на выявление и пресечение незаконной деятельности. Например, это могут быть агентурные мероприятия, наблюдение, прослушивание переговоров, а также анализ финансовых потоков и сообщений, связанных с наркотрафиком. Полученные таким образом сведения направляются в следственные органы и могут использоваться в качестве доказательств [2].
Одним из основных аспектов использования результатов ОРД является соблюдение правовых норм и процедур, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. Это касается как законности получения информации, так и ее допустимости в качестве доказательства в суде. Например, для того чтобы данные, полученные в результате ОРД, могли быть использованы в суде, необходимо, чтобы они были собраны в соответствии с установленными правилами и регламентами.
Строгость требований к представлению доказательств в суде в уголовных делах о наркотиках диктуется тем, что такие дела, как правило, отличаются высокой степенью сложности и зачастую связаны с организацией преступной деятельности на уровне преступных группировок. Поэтому следственные органы должны быть очень внимательны к деталям, чтобы обеспечить надежность и законность собранных доказательств.
При необходимости суды могут оценивать результаты ОРД, учитывая факты их получения, методы работы оперативных сотрудников и соблюдение прав граждан. Это особенно важно, поскольку в случаях нарушения прав человека или законности действий правоохранительных органов полученные доказательства могут быть признаны недопустимыми.
Актуальность исследования темы использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков обуславливается нарастающей угрозой, которую представляет наркопреступность в современном обществе. Увеличение масштабов незаконного обращения наркотических веществ, а также методы и техники, используемые преступниками, требуют от правоохранительных органов повышенной эффективности в собирании и использовании доказательств. Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) играют ключевую роль в этом процессе, поскольку они позволяют выявлять и предотвращать преступления на ранних стадиях. Таким образом, важно изучить существующие практики, выявить их недостатки и предложить рекомендации по оптимизации использования оперативно-розыскных данных в судебной практике.
Цель данного исследования заключается во всестороннем анализе и оценке методов использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, исследование направлено на выявление проблем правового регулирования в данной области и разработку рекомендаций для повышения эффективности оперативной работы правоохранительных органов.
Предметом исследования являются правовые и практические аспекты использования результатов ОРД в процессе уголовного судопроизводства по делам о незаконном обороте наркотиков.
Объектом исследования выступают уголовные дела, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в которых использовались результаты ОРД. В рамках данного объекта будут рассмотрены конкретные примеры, проанализирована их правовая природа, а также практические результаты, которые были достигнуты с помощью оперативной работы, что позволит выявить как положительные, так и отрицательные стороны такого подхода.
Наркотические вещества представляют собой один из ключевых факторов, способствующих деградации любого общества. Их влияние выражается не только в ухудшении здоровья населения, но и в значительных социальных и экономических последствиях. Средства, полученные от незаконного оборота наркотиков, наносят ощутимый ущерб экономике отдельных государств, подрывая финансовую стабильность и способствуя развитию теневой экономики. Эти финансовые потоки часто используются для финансирования организованной преступности, что ведет к росту насилия и коррупции.
Последствия наркотической зависимости имеют долгосрочные осложнения для социальных структур, приводя к увеличению числа безработных, ухудшению образовательных показателей и росту преступности. На микроуровне пагубное влияние наркотиков затрагивает отдельные семьи и сообщества, в то время как на макроуровне оно создает нестабильность, угрожая основам правопорядка и безопасности. Кроме того, проблема незаконного оборота наркотических средств затрагивает интересы международного сообщества в целом, так как наркоторговля способствует глобальной криминализации и нарушению прав человека. Поскольку наркотики не знают границ, их влияние распространяется на международные отношения, способствуя возникновению конфликтов и несоответствий между государствами, что подчеркивает необходимость коллективного реагирования на данную проблему.
В юридической научной литературе выделяется множество проблем, связанных с обнаружением и пресечением преступлений, связанных с бесконтактным сбытом наркотических средств. К числу наиболее значимых вопросов можно отнести следующие аспекты. Во-первых, использование для размещения интернет-сайтов серверов, находящихся за пределами юрисдикции Российской Федерации, зачастую делает невозможным получение оперативно значимой информации, необходимой для идентификации преступных лиц. Во-вторых, подмена фактического (физического) IP-адреса на виртуальный с использованием различных доступных программных сервисов, расположенных за границей, также усложняет задачу правоохранительных органов. В-третьих, информация, имеющая оперативное значение, может размещаться в так называемой «невидимой сети», что затрудняет ее обнаружение отечественными техническими средствами, используемыми для осуществления ОРД. Система технических средств в Российской Федерации включает три уровневые системы: СОРМ 1 для прослушивания телефонных переговоров, СОРМ 2 для протоколирования обращений к Интернету и СОРМ 3 для сбора информации по всем видам связи и ее долговременного хранения. В-четвертых, в качестве способов платежа часто используется криптовалюта, что создает серьезные затруднения для правоохранительных органов в установлении личности, осуществляющей оплату. В связи с перечисленными вызовами доктрина и практика предлагают ряд возможных решений. Например, предлагается внедрение единого алгоритма для создания интернет-сайтов, способствующего выявлению лиц, задействованных в незаконном обороте наркотиков, а также постоянное совершенствование тактических приемов, направленных на обнаружение интернет-платформ, созданных для незаконной торговли наркотиками. Также акцентируется внимание на необходимости привлечения высококвалифицированных специалистов для анализа электронных носителей информации, содержащих оперативно значимые данные, и создания криминалистического учета, нацеленного на обобщение информации в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Внедрение новых технических средств, способствующих оптимизации ОРД, также представляется целесообразным [5].
Безусловно, многие из обозначенных предложений должны быть учтены при формировании государственной уголовной политики в широком смысле этого понятия. Между тем новые сотрудники оперативных подразделений часто сталкиваются с вопросами относительно выбора комплекса ОРМ, предусмотренных Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Закон об ОРД), которые следует применять для документирования преступной деятельности, связанной с незаконным сбытом наркотиков.
Анализ следственно-прокурорской и судебной практики показывает, что в большинстве случаев среди проводимых оперативных мероприятий встречаются такие, как «проверочная закупка», «оперативный эксперимент», «обследование помещений, зданий и транспортных средств», «наблюдение», «прослушивание телефонных переговоров» и «снятие информации с технических каналов связи», а также недавно введенное в законодательство мероприятие — «получение компьютерной информации». Очевидно, что тактическими задачами данных мероприятий является установление всех возможных связей между сбытом и приобретением наркотических средств определенными лицами, их надлежащее документирование, а также предупреждение и пресечение таких преступлений.
Изучение практики правоприменения в различных регионах Российской Федерации показывает, что одной из наиболее актуальных и обсуждаемых проблем является правовая база и порядок изъятия наркотических средств, помеченных денег и других объектов у граждан, находящихся в помещениях, на транспортных средствах и в иных местах, особенно до возбуждения уголовного дела. Судебные решения в данном контексте показывают нарастание числа оправдательных приговоров, обосновываемых неправомерными действиями должностных лиц, осуществлявших такие процедуры, как «изъятие» и «досмотр», которые имеют критически важное значение для целей доказывания, но часто становятся конфликтными.
Не стремясь представить универсальную инструкцию, которая могла бы быть применима ко всем возможным ситуациям, позволим себе обозначить правомерные, по нашему мнению, методы изъятия, используемые в различных регионах, которые при надлежащем соблюдении законодательства не нарушают его требований.
Ведущим аспектом остается тот факт, что изъятие объектов, веществ и документов, включая наркотические средства и помеченные денежные купюры, может осуществляться в рамках следственных действий и ОРМ. Прежде всего, следует отметить, что осмотр места происшествия как одно из следственных действий может проводиться без предварительного возбуждения уголовного дела в порядке, предусмотренном статьями 176 и 177 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), в случаях, когда это не терпит отлагательства. Важно подчеркнуть, что в рамках осмотра места происшествия допускается изымать лишь те предметы, которые находятся в открытом доступе — на столе, полу или земле, но недопустимо производить изъятие вещей из карманов или закрытых мест [1].
Также имеются основания для проведения освидетельствования, что, согласно мнению большинства исследователей и практиков, возможно до возбуждения уголовного дела. Это действие может производиться без согласия освидетельствуемого с одновременным осмотром его одежды и обуви.
В рамках проверочной закупки, упоминаемой в документации согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Закона об ОРД, органы, осуществляющие такие мероприятия, имеют право на изъятие объектов, материалов и информации, а также на приостановление услуг связи в условиях непосредственной угрозы. Однако дискуссионным остается вопрос о том, ограничивает ли указанное условие право на изъятие предметов. Мы считаем, что субъекты ОРД могут осуществлять изъятия вне зависимости от этого условия, так как оно относится прежде всего к прерыванию предоставления услуг связи.
Отдельного внимания заслуживает специальный вид ОРД — «сбор образцов для сравнительного исследования», применение которого пока не является широко распространенной практикой, тем не менее имеет место в некоторых областях. Начинающие практики обращают внимание на нечеткость законодательного определения понятий «сбор» и «образцы для сравнительного исследования» при изъятии предметов преступления.
Важно отметить, что следственные действия, такие как выемка, обыск и личный обыск, могут проводиться исключительно после возбуждения уголовного дела в порядке, установленном статьями 182–184 УПК РФ. Таким образом, можно сделать вывод, что возможности изъятия денежных средств, наркотиков и других предметов до возбуждения уголовного дела ограничиваются установленными в данной статье. Процедуры, распространенные в практике, но не описанные здесь, могут оказаться противозаконными, а собранные указанными в статье способами доказательства будут признаны недопустимыми в суде.
Предлагаемый алгоритм проверки и оценки результатов ОРД делится на четыре условных этапа, каждый из которых определяется субъектом проверки и последовательностью анализа результатов ОРД в контексте уголовного судопроизводства.
Первый этап, который мы можем обозначить как этап проверки соответствия закону об ОРД, включает служебный анализ для следователей и прокуроров, участвующих в планировании ОРМ, а также для следователей, получающих результаты ОРД в виде оригиналов оперативно-служебных документов или справок. На этом этапе необходимо установить, были ли соблюдены цели, задачи и принципы, регламентированные статьями 1–3 Закона об ОРД. Важно проверить, действительно ли орган, осуществляющий ОРД, является уполномоченным субъектом в соответствии со статьей 13 данного Закона, а также имели ли место законные основания для проведения определенного вида ОРМ. Необходимо также обратить внимание на соблюдение процедурных условий и гарантии неприкосновенности отдельных категорий граждан, актуальные в контексте уголовного процесса. Ключевыми вопросами являются также оценка действий органов ОРД на предмет законности их компетенции и предотвращение возможных случаев провокации преступления, квалифицируемого как соучастие.
Второй этап именуется этапом документальной проверки. На данном этапе следователь, дознаватель или прокурор, уже имеющие в деле результаты ОРД, должны удостовериться в наличии всех сопроводительных документов, а также в соответствующей легализации полученных данных в рамках уголовного дела. Основное внимание на этом этапе уделяется проверке наличия постановлений о проведении ОРМ, а также документации, напрямую указывающей на фактическое выполнение соответствующих действий, — такой как акты, протоколы и рапорты, которые должны быть оформлены в соответствии с установленными нормами.
Третий этап можно охарактеризовать как этап проверки соответствия представленных результатов ОРД требованиям УПК РФ. На этом этапе необходимо тщательно проанализировать, относятся ли полученные сведения к предмету доказывания, и проверить, содержат ли они указание на источники, из которых были получены доказательства. Следует определить, какие конкретные доказательства могут быть сформированы на основе информации, полученной в ходе ОРД, и как они соответствуют требованиям допустимости, установленным УПК РФ.
Четвертый этап, обозначенный как этап вопросов государственному обвинителю, является заключительным перед направлением дела в суд. На этом этапе государственному обвинителю предстоит ответить на ключевые вопросы, касающиеся допустимости доказательств, а также предвидеть возможные аргументы защиты. Важно, чтобы обвинитель был готов аргументированно обосновать целесообразность использования соответствующих доказательств и имел четкое понимание о дополнительных документах, которые могут быть полезны в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, представленный алгоритм позволяет системно и последовательно оценивать результаты ОРД в контексте уголовного судопроизводства, обеспечивая соблюдение законодательных норм и защиту прав участников процесса.
В заключение хочется подчеркнуть, что перспективы исследования использования результатов ОРД в делах о незаконном обороте наркотиков охватывают множество взаимосвязанных аспектов, которые требуют комплексного подхода. Это включает совершенствование законодательства, внедрение современных технологий, развитие межведомственного взаимодействия и защиту прав граждан, что в совокупности создаст более эффективную систему борьбы с наркопреступностью, способствующую улучшению общественной безопасности в России.
Литература:
- Артемьев, Е. Н. Роль судебной практики в установлении границ допустимости оперативно-розыскных мероприятий / Е. Н. Артемьев. — СПб.: Юридическая инициатива, 2021. — 230 с.
- Гаджиев, Э. А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков / Э. А. Гаджиев // Вестник науки. — 2025. — № 1 (82). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rezultatov-operativno-rozysknoy-deyatelnosti-v-dokazyvanii-po-ugolovnym-delam-o-nezakonnom-oborote-narkotikov (дата обращения: 28.01.2025).
- Долгова, А. А. Методология исследования незаконного оборота наркотиков / А. А. Долгова. — Владивосток: ДВФУ, 2020. — 190 с.
- Игнатенко, Ю. Г. Эффективность оперативно-розыскных мероприятий в борьбе с наркопреступностью / Ю. Г. Игнатенко. — М.: Юридическая литература, 2021. — 220 с.
- Костенко, И. С. Наркомафия: от теории к практике расследования / И. С. Костенко. — М.: Городец, 2021. — 340 с.
- Ковалев, И. П. Применение специализированных методов в оперативно-розыскной деятельности при расследовании наркопреступлений / И. П. Ковалев. — Казань: Издательство Казанского университета, 2022. — 215 с.
- Кудрявцев, С. А. Оперативно-розыскная деятельность и ее значение в борьбе с наркопреступностью / С. А. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2021. — 210 с.