Статья предназначена для учителей, психологов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продлённого дня, педагогов детских оздоровительных площадок. В статью включена диагностика по исследованию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста, игры для начальной школы, направленные на снижение тревожности и агрессивности детей с ЗПР, формирование положительных эмоциональных реакций с другими людьми, формирование навыков неконфликтных ситуаций.
Ключевые слова: межличностные отношения, ЗПР, тревожность, страх, вспыльчивость, агрессивность, социометрия, неконфликтные ситуации.
Вступление
Статья посвящена вопросам развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с целью помочь педагогам научить детей преодолевать жизненные трудности. Эта тема является актуальной, так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент, на котором основывается всё дальнейшее развитие личности. Собираясь в дальнюю дорогу в Страну Общения, мы выбираем себе рюкзачок. Как мы это делаем? Один из ребят выходит за дверь, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу рюкзачок»: в него «складывается» то, что, по мнению товарищей, поможет этому ребенку в общении, и то, что ему будет мешать, т. е. с чем надо будет поработать. Учитель записывает положительные качества, например, дружелюбие, скромность, смелость и т. д. И отрицательные качества, например, застенчивость, жадность, трусость. Ученик возвращается в класс и ему говорят о «содержимом» рюкзачка. Когда ребёнок с задержкой психического развития слышит одноклассников, которые высказывают своё мнение, он начинает задумываться о своём поведении, что я сделал не так, почему мне высказывают неприятное. Детей с задержкой психического развития отличают тревожность, вспыльчивость, несдержанность, наличие агрессивных реакций. Данная тема является актуальной, так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент, на котором основывается всё дальнейшее развитие личности. А чтобы лучше понимать школьников, мы провели исследование. Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития наблюдаются характерные особенности межличностных отношений: снижение потребности в контактах со сверстниками, наличие тревожности, агрессивных реакций во взаимоотношениях, низкий уровень самостоятельности и инициативы в разрешении конфликтных ситуаций. Были использованы следующие эмпирические методы: тестирование, социометрия. Практическая значимость исследованиясостоит в том, что статья может быть полезна специалистам-практикам при осуществлении коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей.
Основная часть
Проблема развития в детском возрасте стала приоритетной для отечественной психологии с 30-х годов прошлого века. Уже тогда Л. С. Выготским была сформулирована идея о существовании системы социальных отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Именно эта система определяет динамические изменения, благодаря которым ребенок приобретает новые свойства личности. Этот тезис Л. С. Выготского принят и используется как важнейший теоретический постулат концепции развития личности.
Специальное изучение закономерностей общения у детей с задержкой психического развития в дефектологии отражено в исследованиях Е. Е. Дмитриевой (1989), У. В. Ульенковой и др.
У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается наличие агрессивных тенденций. Они труднее преодолевают жизненные трудности. Поэтому очень важен коллектив для такого ребенка. Поступив в 1 класс, у ребенка развивается эмоционально-волевая сфера, умение слушать других и работать в команде. Ребенок получает чувство защищенности, будучи одним из членов детского коллектива и становится значимым для сверстников, вследствие чего, чувствует себя комфортно и безопасно. Проведя исследование, мы заметили, что, в начальных классах дети хотят дружить с теми, кто учится на четверки и пятерки, имеет хорошее поведение и красивый внешний вид. Дети с конфликтным поведением и плохо успевающие становятся отвергаемыми. Если в первых и вторых классах оценивание зависит от мнения учителя, то в третьих и четвертых классах обучающийся ставит нравственные качества сверстников на первое место. У многих детей с задержкой психического развития плохо развиты навыки межличностного общения, не сформирована потребность в общении. У них слабый интерес к учебе, низкая мотивация, повышенная возбудимость, которая приводит к дракам и ссорам в классе.
Таким образом, учитель в классе с ЗПР сталкивается с рядом серьезных психологических проблем. В этих условиях диагностический подход в воспитании особенно важен: он поможет своевременно уловить состояние каждого и всех. В соответствии с целью нами было проведено эмпирическое исследование, выбрав методику Социометрия. Тест предназначен для диагностики взаимных симпатий между членами группы. Осуществляемый каждым учащимся выбор показывает, кому из учеников он отдаёт предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью. Обучающимся зачитывается вопрос: «Кого вы пригласите с собой, если вам предложат перейти в другой класс?» Предлагаем учащимся указать 3 фамилии одноклассников. Необходимо соблюдать последовательность предпочтений в первую, во вторую, и в третью очередь. Анализ показывает, что выборы между учениками класса распределяются неравномерно . Вклассе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов — I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов — II группа, и получившие 1–2 выбора — III группа, и ученики, не получившие ни одного выбора — IV группа. По данным социометрии в исследуемой 1 группе (дети с ЗПР) в I группу «лидеров» входит 3 человека что составляет 25 % от общего количества учеников в классе, во II группу «предпочитаемые» входят 3ч. что тоже составляет 25 %, в III группу «пренебрегаемые» входит 5 человек– 41,6 %, IV группу «отвергнутые» входит 1 человек — 8,3 %. В благополучном положении находится 50 % и неблагополучном около 50 %. Исследование показывает, что школьники, чьё положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием ходят школу, активны в классе и в школе, положительно относятся к товарищам. Дети, получившие малое количество выборов и не пользующиеся взаимностью, не удовлетворены своим положением, они ищут общения вне класса, в классе же конфликтны, агрессивны, и это тормозит их нравственное развитие. В ходе исследования были решены следующие задачи: исследовать межличностные отношения младших школьников с задержкой психического развития; выявить особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития; разработать игры по развитию межличностных отношений у младших школьников с ЗПР.
Таким образом, в ходе исследования была подтверждена гипотеза, о том, что у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста наблюдаются характерные особенности межличностных отношений, такие как, снижение потребности в контактах как со сверстниками, так и со взрослыми, наличие тревожности, агрессивных реакций во взаимоотношениях, низкий уровень самостоятельности и инициативы в разрешении конфликтных ситуаций.
В соответствии с выявленными особенностями межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития, были разработаны игры. Вследствие их применения дети научились справляться с жизненными трудностями, сумели выработать в себе оптимизм, у них исключены депрессии в старшем возрасте.
Эта работа должна включать в себя несколько этапов.
Первый этап:преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, снижение агрессивности по отношению к ним. С этой целью проводятся игры, в которых дети должны говорить друг другуприятные слова и стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Игры: («Приятные слова», «Воины», «Два мяча»).
Игра «Приятные слова»
Цель: создание положительной атмосферы, сплочённости.
Дети образуют два круга. Один внешний, другой — внутренний. Затем начинают двигаться, бросать мяч выбранному ученику и говорить друг другу приятные слова (контакт глаза в глаза). Пример: «Саша, ты всегда такой добрый», другой отвечает: «Мне нравится твоя деловитость» и т. д.
Игра «Воины»
Цель: обучение учащихся регулированию своего состояния, снижение агрессии.
Дети встают на левую ногу возле стены и по команде учителя становятся ровно, как воины, не двигаются. Затем меняют ногу и стоят, не шевелясь, как настоящие воины. Почувствовали, как ноги стали твердыми, спина прямая и ровная, смотрят вперед. Считают медленно до десяти, на счет 10 выдыхают, трясут ногами и руками и расслабляются. Тело становится послушным и отдохнувшим.
Игра «Два мяча»
Цель: создание атмосферы доброжелательности, вежливости, снятие зажатости.
Дети встают в кружок. Учитель говорит свое имя и произносит какое-то вежливое слово. Затем бросает мяч сначала одному ребенку, а потом и второму. Дети должны поймать мяч, назвать свое имя, сказать какое-то вежливое слово, бросить мяч другому ученику.
Второй этап: работа направлена на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников, их движения, действия, слова. В этих играх детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение. Что позволяет ощутить единство с другими детьми. Игры: («Созвездие», «Черепашки», «Край далекий»).
Игра «Созвездие»
Цель: повышение согласованности действий в группе
Дети встают в кружок, взявшись за руки. По сигналу учителя дети расходятся по классу, закрывают глаза, поднимают руки к звездам и начинают двигаться по классу. По хлопку учителя, дети останавливаются, глаза закрыты, руки подняты к звездам. Когда учитель хлопнет второй раз в ладоши, дети встают в круг, не отрывая глаз, касаясь друг друга руками. Должен получиться круг.
Игра «Черепашки»
Цель : развитие умения управлять своими движениями, подчинять их команде ведущего.
Учитель встает у одной стены, остальные участники располагаются напротив. По хлопку начинается движение. Учитель говорит о том, что двигаться надо очень тихонько, как черепашки, и одновременно коснуться противоположной стены. В конце игры проводится обсуждение, трудно ли было прийти всем вместе.
Игра «Край далекий».
Цель: формирование и развитие межличностного взаимодействия
Дети стоят в кругу. Учитель записывает четверостишие на доске и предлагает произнести строки из стихотворения П. Комарова «Край далекий — с лесами да сопками, С поздней жалобой птиц, — это ты Разбудил голосами высокими Сыновей золотые мечты». Каждый ребенок по очереди произносит по одному слову из стихотворения. В конце каждого слова дети встают, на знак препинания: тире — топают ногой, запятая — показывают рукой полукруг, точка — делают хлопок ладошками. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Третий этап: работа направлена на организацию совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно договориться с другими. Игры: («Роли героев сказок», «Рюкзачок в путешествие»).
Игра «Роли героев сказок»
Цель : воспитывать чувства коллективизма, создание положительного настроя, расширение сферы интересов класса. Материал: белый халат доктора, кисточка художника, весы продавца, ножницы парикмахера, инструменты сантехника и т. д. Детям предлагается сначала определить роли героев сказок. Создается ситуация общения, после чего дети должны объяснить, как изменилось их состояние и поведение. Затем моделируются ситуации, где сказочные герои действуют как настоящие профессионалы, используя нужные атрибуты. После этого дети рассказывают о том, как поменялось их эмоциональное состояние.
Игра: «Рюкзачок в путешествие»
Цель: воспитывать чувства коллективизма, умение договариваться о совместных действиях, дать возможность осознания наличие положительных и отрицательных качеств в характере.
Один из ребят выходит за дверь, а остальные начинают «собирать ему в дальнее путешествие рюкзачок»: в него «складывается» то, что, по мнению детей, поможет этому ребенку в общении, и то, что ему будет мешать. Учитель записывает положительные качества, например, дружелюбие, улыбчивость, скромность. И отрицательные, например, застенчивость, жадность. Для «полного рюкзачка» нужно 5 положительных и столько же отрицательных качеств. Ученик возвращается и ему говорят о «наполнении» рюкзачка.
В результате использования игр у детей, снижается агрессивность по отношению к сверстникам, дети терпеливо воспринимают сверстников — их движения, действия, слова, умеют согласовать свои действия и договориться с другими людьми, учатся в игровых заданиях справляться с любыми жизненными трудностями.
Заключение
С помощью методик «Социометрии» выявили у детей снижение потребности в контактах со сверстниками, наличие тревожности, агрессивных реакций во взаимоотношениях, низкий уровень самостоятельности и инициативы в разрешении конфликтных ситуаций. Нами были предложены игры по развитию межличностных отношений у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста, включающие в себя развитие навыков взаимодействия в коллективе, снижение уровня тревожности, агрессивных реакций, развитие положительного эмоционального опыта в системе межличностных отношений.
Таким образом, можем сделать вывод, что межличностные отношения детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста, отличаются рядом вышеперечисленных особенностей, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
Литература:
- Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учеб. пособие для студ. вузов / — Биробиджан, 1996.- с.120.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / — СПб., Союз, 1997. — с.224
- Под ред. Татьяны Александровны Власовой, Владимира Ивановича Лубовского. Дети с задержкой психического развития/ Науч.исслед. ин-т дефектологии, Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
- Дмитриева, Е. Е. Коррекция коммуникативной деятельности у детей с задержкой психического развития / Е. Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2004г. — № 6. — С.11–17.
- Дубровина, И. В., Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений /И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова // М.: Издательский центр «Академия», 1998. — с.160-ISBN 5–7695–0189–8.
- Ульенкова, У.В., Лебедева, О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 176с.- ISBN 5–7695–0776–4.