Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основе применения игр в урочное и внеурочное время | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.

Дата публикации: 08.04.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Кузьмина, О. И. Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основе применения игр в урочное и внеурочное время / О. И. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 126-130. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123570/ (дата обращения: 22.04.2025).



Статья предназначена для учителей, психологов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продлённого дня, педагогов детских оздоровительных площадок. В статью включена диагностика по исследованию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста, игры для начальной школы, направленные на снижение тревожности и агрессивности детей с ЗПР, формирование положительных эмоциональных реакций с другими людьми, формирование навыков неконфликтных ситуаций.

Ключевые слова: межличностные отношения, ЗПР, тревожность, страх, вспыльчивость, агрессивность, социометрия, неконфликтные ситуации.

Вступление

Статья посвящена вопросам развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с целью помочь педагогам научить детей преодолевать жизненные трудности. Эта тема является актуальной, так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент, на котором основывается всё дальнейшее развитие личности. Собираясь в дальнюю дорогу в Страну Общения, мы выбираем себе рюкзачок. Как мы это делаем? Один из ребят выходит за дверь, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу рюкзачок»: в него «складывается» то, что, по мнению товарищей, поможет этому ребенку в общении, и то, что ему будет мешать, т. е. с чем надо будет поработать. Учитель записывает положительные качества, например, дружелюбие, скромность, смелость и т. д. И отрицательные качества, например, застенчивость, жадность, трусость. Ученик возвращается в класс и ему говорят о «содержимом» рюкзачка. Когда ребёнок с задержкой психического развития слышит одноклассников, которые высказывают своё мнение, он начинает задумываться о своём поведении, что я сделал не так, почему мне высказывают неприятное. Детей с задержкой психического развития отличают тревожность, вспыльчивость, несдержанность, наличие агрессивных реакций. Данная тема является актуальной, так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент, на котором основывается всё дальнейшее развитие личности. А чтобы лучше понимать школьников, мы провели исследование. Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития наблюдаются характерные особенности межличностных отношений: снижение потребности в контактах со сверстниками, наличие тревожности, агрессивных реакций во взаимоотношениях, низкий уровень самостоятельности и инициативы в разрешении конфликтных ситуаций. Были использованы следующие эмпирические методы: тестирование, социометрия. Практическая значимость исследованиясостоит в том, что статья может быть полезна специалистам-практикам при осуществлении коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей.

Основная часть

Проблема развития в детском возрасте стала приоритетной для отечественной психологии с 30-х годов прошлого века. Уже тогда Л. С. Выготским была сформулирована идея о существовании системы социальных отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Именно эта система определяет динамические изменения, благодаря которым ребенок приобретает новые свойства личности. Этот тезис Л. С. Выготского принят и используется как важнейший теоретический постулат концепции развития личности.

Специальное изучение закономерностей общения у детей с задержкой психического развития в дефектологии отражено в исследованиях Е. Е. Дмитриевой (1989), У. В. Ульенковой и др.

У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается наличие агрессивных тенденций. Они труднее преодолевают жизненные трудности. Поэтому очень важен коллектив для такого ребенка. Поступив в 1 класс, у ребенка развивается эмоционально-волевая сфера, умение слушать других и работать в команде. Ребенок получает чувство защищенности, будучи одним из членов детского коллектива и становится значимым для сверстников, вследствие чего, чувствует себя комфортно и безопасно. Проведя исследование, мы заметили, что, в начальных классах дети хотят дружить с теми, кто учится на четверки и пятерки, имеет хорошее поведение и красивый внешний вид. Дети с конфликтным поведением и плохо успевающие становятся отвергаемыми. Если в первых и вторых классах оценивание зависит от мнения учителя, то в третьих и четвертых классах обучающийся ставит нравственные качества сверстников на первое место. У многих детей с задержкой психического развития плохо развиты навыки межличностного общения, не сформирована потребность в общении. У них слабый интерес к учебе, низкая мотивация, повышенная возбудимость, которая приводит к дракам и ссорам в классе.

Таким образом, учитель в классе с ЗПР сталкивается с рядом серьезных психологических проблем. В этих условиях диагностический подход в воспитании особенно важен: он поможет своевременно уловить состояние каждого и всех. В соответствии с целью нами было проведено эмпирическое исследование, выбрав методику Социометрия. Тест предназначен для диагностики взаимных симпатий между членами группы. Осуществляемый каждым учащимся выбор показывает, кому из учеников он отдаёт предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью. Обучающимся зачитывается вопрос: «Кого вы пригласите с собой, если вам предложат перейти в другой класс?» Предлагаем учащимся указать 3 фамилии одноклассников. Необходимо соблюдать последовательность предпочтений в первую, во вторую, и в третью очередь. Анализ показывает, что выборы между учениками класса распределяются неравномерно . Вклассе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов — I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов — II группа, и получившие 1–2 выбора — III группа, и ученики, не получившие ни одного выбора — IV группа. По данным социометрии в исследуемой 1 группе (дети с ЗПР) в I группу «лидеров» входит 3 человека что составляет 25 % от общего количества учеников в классе, во II группу «предпочитаемые» входят 3ч. что тоже составляет 25 %, в III группу «пренебрегаемые» входит 5 человек– 41,6 %, IV группу «отвергнутые» входит 1 человек — 8,3 %. В благополучном положении находится 50 % и неблагополучном около 50 %. Исследование показывает, что школьники, чьё положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием ходят школу, активны в классе и в школе, положительно относятся к товарищам. Дети, получившие малое количество выборов и не пользующиеся взаимностью, не удовлетворены своим положением, они ищут общения вне класса, в классе же конфликтны, агрессивны, и это тормозит их нравственное развитие. В ходе исследования были решены следующие задачи: исследовать межличностные отношения младших школьников с задержкой психического развития; выявить особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития; разработать игры по развитию межличностных отношений у младших школьников с ЗПР.

Таким образом, в ходе исследования была подтверждена гипотеза, о том, что у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста наблюдаются характерные особенности межличностных отношений, такие как, снижение потребности в контактах как со сверстниками, так и со взрослыми, наличие тревожности, агрессивных реакций во взаимоотношениях, низкий уровень самостоятельности и инициативы в разрешении конфликтных ситуаций.

В соответствии с выявленными особенностями межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития, были разработаны игры. Вследствие их применения дети научились справляться с жизненными трудностями, сумели выработать в себе оптимизм, у них исключены депрессии в старшем возрасте.

Эта работа должна включать в себя несколько этапов.

Первый этап:преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, снижение агрессивности по отношению к ним. С этой целью проводятся игры, в которых дети должны говорить друг другуприятные слова и стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Игры: («Приятные слова», «Воины», «Два мяча»).

Игра «Приятные слова»

Цель: создание положительной атмосферы, сплочённости.

Дети образуют два круга. Один внешний, другой — внутренний. Затем начинают двигаться, бросать мяч выбранному ученику и говорить друг другу приятные слова (контакт глаза в глаза). Пример: «Саша, ты всегда такой добрый», другой отвечает: «Мне нравится твоя деловитость» и т. д.

Игра «Воины»

Цель: обучение учащихся регулированию своего состояния, снижение агрессии.

Дети встают на левую ногу возле стены и по команде учителя становятся ровно, как воины, не двигаются. Затем меняют ногу и стоят, не шевелясь, как настоящие воины. Почувствовали, как ноги стали твердыми, спина прямая и ровная, смотрят вперед. Считают медленно до десяти, на счет 10 выдыхают, трясут ногами и руками и расслабляются. Тело становится послушным и отдохнувшим.

Игра «Два мяча»

Цель: создание атмосферы доброжелательности, вежливости, снятие зажатости.

Дети встают в кружок. Учитель говорит свое имя и произносит какое-то вежливое слово. Затем бросает мяч сначала одному ребенку, а потом и второму. Дети должны поймать мяч, назвать свое имя, сказать какое-то вежливое слово, бросить мяч другому ученику.

Второй этап: работа направлена на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников, их движения, действия, слова. В этих играх детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение. Что позволяет ощутить единство с другими детьми. Игры: («Созвездие», «Черепашки», «Край далекий»).

Игра «Созвездие»

Цель: повышение согласованности действий в группе

Дети встают в кружок, взявшись за руки. По сигналу учителя дети расходятся по классу, закрывают глаза, поднимают руки к звездам и начинают двигаться по классу. По хлопку учителя, дети останавливаются, глаза закрыты, руки подняты к звездам. Когда учитель хлопнет второй раз в ладоши, дети встают в круг, не отрывая глаз, касаясь друг друга руками. Должен получиться круг.

Игра «Черепашки»

Цель : развитие умения управлять своими движениями, подчинять их команде ведущего.

Учитель встает у одной стены, остальные участники располагаются напротив. По хлопку начинается движение. Учитель говорит о том, что двигаться надо очень тихонько, как черепашки, и одновременно коснуться противоположной стены. В конце игры проводится обсуждение, трудно ли было прийти всем вместе.

Игра «Край далекий».

Цель: формирование и развитие межличностного взаимодействия

Дети стоят в кругу. Учитель записывает четверостишие на доске и предлагает произнести строки из стихотворения П. Комарова «Край далекий — с лесами да сопками, С поздней жалобой птиц, — это ты Разбудил голосами высокими Сыновей золотые мечты». Каждый ребенок по очереди произносит по одному слову из стихотворения. В конце каждого слова дети встают, на знак препинания: тире — топают ногой, запятая — показывают рукой полукруг, точка — делают хлопок ладошками. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Третий этап: работа направлена на организацию совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно договориться с другими. Игры: («Роли героев сказок», «Рюкзачок в путешествие»).

Игра «Роли героев сказок»

Цель : воспитывать чувства коллективизма, создание положительного настроя, расширение сферы интересов класса. Материал: белый халат доктора, кисточка художника, весы продавца, ножницы парикмахера, инструменты сантехника и т. д. Детям предлагается сначала определить роли героев сказок. Создается ситуация общения, после чего дети должны объяснить, как изменилось их состояние и поведение. Затем моделируются ситуации, где сказочные герои действуют как настоящие профессионалы, используя нужные атрибуты. После этого дети рассказывают о том, как поменялось их эмоциональное состояние.

Игра: «Рюкзачок в путешествие»

Цель: воспитывать чувства коллективизма, умение договариваться о совместных действиях, дать возможность осознания наличие положительных и отрицательных качеств в характере.

Один из ребят выходит за дверь, а остальные начинают «собирать ему в дальнее путешествие рюкзачок»: в него «складывается» то, что, по мнению детей, поможет этому ребенку в общении, и то, что ему будет мешать. Учитель записывает положительные качества, например, дружелюбие, улыбчивость, скромность. И отрицательные, например, застенчивость, жадность. Для «полного рюкзачка» нужно 5 положительных и столько же отрицательных качеств. Ученик возвращается и ему говорят о «наполнении» рюкзачка.

В результате использования игр у детей, снижается агрессивность по отношению к сверстникам, дети терпеливо воспринимают сверстников — их движения, действия, слова, умеют согласовать свои действия и договориться с другими людьми, учатся в игровых заданиях справляться с любыми жизненными трудностями.

Заключение

С помощью методик «Социометрии» выявили у детей снижение потребности в контактах со сверстниками, наличие тревожности, агрессивных реакций во взаимоотношениях, низкий уровень самостоятельности и инициативы в разрешении конфликтных ситуаций. Нами были предложены игры по развитию межличностных отношений у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста, включающие в себя развитие навыков взаимодействия в коллективе, снижение уровня тревожности, агрессивных реакций, развитие положительного эмоционального опыта в системе межличностных отношений.

Таким образом, можем сделать вывод, что межличностные отношения детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста, отличаются рядом вышеперечисленных особенностей, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

Литература:

  1. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учеб. пособие для студ. вузов / — Биробиджан, 1996.- с.120.
  2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / — СПб., Союз, 1997. — с.224
  3. Под ред. Татьяны Александровны Власовой, Владимира Ивановича Лубовского. Дети с задержкой психического развития/ Науч.исслед. ин-т дефектологии, Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  4. Дмитриева, Е. Е. Коррекция коммуникативной деятельности у детей с задержкой психического развития / Е. Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2004г. — № 6. — С.11–17.
  5. Дубровина, И. В., Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений /И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова // М.: Издательский центр «Академия», 1998. — с.160-ISBN 5–7695–0189–8.
  6. Ульенкова, У.В., Лебедева, О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 176с.- ISBN 5–7695–0776–4.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

страх, межличностные отношения, тревожность, агрессивность, ЗПР, социометрия, вспыльчивость, неконфликтные ситуации

Похожие статьи

Задать вопрос