Эффективность контроля за исполнением административного законодательства в органах внутренних дел Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 апреля, печатный экземпляр отправим 30 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.

Дата публикации: 04.04.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Клубкова, Е. А. Эффективность контроля за исполнением административного законодательства в органах внутренних дел Российской Федерации / Е. А. Клубкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123756/ (дата обращения: 18.04.2025).



Статья посвящена анализу эффективности контроля за исполнением административного законодательства в органах внутренних дел Российской Федерации. В условиях современных вызовов, связанных с увеличением числа правонарушений и коррупционных проявлений, эффективный контроль становится ключевым аспектом в деятельности правоохранительных органов. В работе рассматриваются основные проблемы, такие как недостаточная прозрачность контроля, отсутствие современных инструментов и технологий, а также низкий уровень ответственности сотрудников за нарушения. На основе проведенного анализа автор предлагает рекомендации по повышению прозрачности контроля, внедрению современных технологий и ужесточению ответственности должностных лиц. Применение предложенных мер приведет к улучшению правоприменительной практики и повышению доверия граждан к органам внутренних дел.

Ключевые слова: контроль, административное законодательство, органы внутренних дел, эффективность, прозрачность, коррупция, ответственность, современные технологии, правоприменение.

Контроль за исполнением административного законодательства является одной из ключевых функций, возложенных на органы внутренних дел (ОВД) Российской Федерации. Эффективный контроль необходим для обеспечения соблюдения закона, защиты прав граждан и поддержания правопорядка. В условиях современного общества, где правовые нормы становятся все более сложными и многогранными, важность данного контроля выходит на первый план.

Значение контроля за исполнением норм законодательства неоспоримо: именно он обеспечивает соблюдение правовых предписаний, способствует предотвращению правонарушений и повышает уровень доверия со стороны граждан к правоохранительным органам. Одной из главных задач статьи является анализ проблем, возникающих в процессе контроля за исполнением административного законодательства, а также поиск путей их решения.

Цели статьи включают выявление основных трудностей, с которыми сталкиваются органы внутренних дел в процессе контроля, а также разработку рекомендаций по улучшению этой деятельности. Задачи исследования — проанализировать существующие механизмы контроля, выявить их недостатки и предложить современные подходы для повышения эффективности контроля.

Проблемы контроля за исполнением административного законодательства:

– Недостаточная прозрачность контроля;

– Отсутствие эффективных механизмов контроля;

– Низкий уровень ответственности за нарушения.

Проблема недостаточной открытости и прозрачности в контроле за исполнением норм административного законодательства приводит к недоверию со стороны населения и возможным коррупционным проявлениям. В ряде случаев отсутствие прозрачных механизмов контроля способствует формированию коррупционных схем, что негативно сказывается на работе органов. Например, согласно исследованиям, случаи незаконного вмешательства в деятельность бизнеса со стороны представителей правопорядка отмечаются с высокой степенью регулярности, при этом прямые механизмы контроля за действиями сотрудников остаются неэффективными.

В условиях динамично меняющегося правового поля недостаток современных инструментов и технологий для контроля также играет значительную роль в снижении эффективности работы органов внутренних дел. Современные механизмы контроля должны учитывать технические новшества и способности к быстрому реагированию на правонарушения. Анализ существующих механизмов и их недостатков показывает, что многие из них устарели и не соответствуют требованиям времени. Например, использование традиционных методов расследования и контроля в условиях цифровизации общества зачастую приводит к замедлению процессов и неэффективности работы ОВД.

Проблема недостаточной ответственности сотрудников за нарушения также стоит на повестке дня. Нередко происходит уклонение от ответственности за правонарушения, совершенные в ходе выполнения служебных обязанностей. Это ведет к снижению уровня доверия к правоохранительным органам и снижению общей эффективности контроля за соблюдением административного законодательства. Примеры из практики, подтверждающие данную проблему, включают случаи невыполнения нормативных предписаний и отсутствие адекватных мер по привлечению к ответственности лиц, допустивших правонарушения.

Итак, контроль за исполнением административного законодательства в органах внутренних дел РФ сталкивается с рядом значительных проблем, которые требуют обращения внимания и принятия оперативных действий. Для повышения эффективности данного контроля необходимо улучшение прозрачности процессов, внедрение современных технологий и жесткое соблюдение ответственности сотрудников. Эти меры позволят не только повысить качество работы ОВД, но и восстановить доверие населения к правоохранительным органам.

Пути решения выявленных проблем:

– Увеличение прозрачности контроля;

– Внедрение современных технологий;

– Ужесточение ответственности.

Для повышения прозрачности контроля за исполнением административного законодательства необходимо внедрить системы открытых данных, которые будут доступны для граждан и общественных организаций. Это позволит обществу следить за действиями органов внутренних дел, а также оценивать их эффективность. Регулярная отчетность о результатах контрольной деятельности отчетливо формулирует результаты работы, что может повысить доверие среди граждан. Например, можно создать онлайн-платформу, на которой будут публиковаться сводные отчеты и статистика о правонарушениях и мерах, принятых в отношении них.

В таких странах, как Норвегия и Швеция, внедрение открытых данных о полицейской деятельности привело к значительному снижению нагрузки на правоохранительные органы и повышению доверия граждан к ним. В Норвегии запущены платформы, которые позволяют гражданам отслеживать данные о преступности в своем районе и оценивать работу полиции.

Современные информационные технологии могут существенно повысить эффективность контроля за исполнением административного законодательства. Интеграция систем электронного документооборота, платформ для обмена данными между различными государственными учреждениями и использование аналитических инструментов могут помочь быстрее находить и предотвращать правонарушения.

Рекомендуется провести аудиты текущих IT-систем и определить, какие из них можно модернизировать или интегрировать. Также стоит рассмотреть возможность внедрения систем искусственного интеллекта для предиктивной аналитики, что позволит заранее определять проблемные районы и факторы риска правонарушений.

Предложения по изменению законодательства для повышения ответственности:

Одной из ключевых мер для повышения эффективности контроля является ужесточение ответственности сотрудников органов внутренних дел за неоправданные действия или бездействие. Необходимо внести изменения в законодательство, которые бы позволили более эффективно привлекать к ответственности сотрудников за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

В некоторых странах, например, в Германии, действуют строгие нормы ответственности для полицейских за профессиональные ошибки, что способствует более высоким стандартам работы в правоохранительных органах. Ужесточение ответственности в данной сфере продемонстрировало положительный эффект на уровне профессионализма сотрудников.

Подведение итогов проведенного анализа выявленных проблем исполнения административного законодательства в подразделениях органов внутренних дел России показывает необходимость комплексных мер для повышения эффективности контроля. Увеличение прозрачности контроля, внедрение современных технологий и ужесточение ответственности сотрудников — это ключевые шаги, которые могут способствовать улучшению правоприменительной практики и восстановлению доверия граждан к правоохранительным органам. Решение этих проблем не только улучшит работу органов внутренних дел, но и обеспечит защиту прав и свобод граждан в России.

Литература:

  1. Беляева Л. И. Требования к сотруднику полиции (милиции): международные стандарты // Труды Академии управления МВД России 2019 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-k-sotrudniku-politsii-militsii-mezhdunarodnye-standarty./ (дата обращения 15.01.2025).
  2. Беляева Е. Г. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел 2023 — URL: https://swsu.ru/upload/iblock/a73/8ngkv338j5kzqau72v3dmdejgrk17dca/Avtoreferat-Belyaeva-E.G.pdf./ (дата обращения 15.01.2025).
  3. Кужугет, А. А. Применение технологий и информационных систем в уголовном процессе: возможности и ограничения / А. А. Кужугет. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 177–178. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113873/ (дата обращения: 16.01.2025).
  4. Ревина С. Н., Русакова Д. Ю. Проблемы коррупции в органах власти: методы противодействия и перспективы развития // Международный научно-исследовательский журнал 2022 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-korruptsii-v-organah-vlasti-metody-protivodeystviya-i-perspektivy-razvitiya./ (дата обращения 15.01.2025).
  5. Черман, Э. С. Эволюция законодательства о службе в органах внутренних дел, регулирующего порядок рассмотрения служебно-трудовых споров / Э. С. Черман. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 157–161. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89574/ (дата обращения: 02.04.2025).
  6. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос