Формирование традиционных нравственных ценностей на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.

Дата публикации: 30.03.2025

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, Е. Н. Формирование традиционных нравственных ценностей на уроках русского языка / Е. Н. Сергеева, А. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — URL: https://moluch.ru/archive/565/123775/ (дата обращения: 03.04.2025).

Препринт статьи



Статья транслирует опыт формирования традиционных нравственных ценностей на уроках русского языка

Ключевые слова: традиционные нравственные ценности, формирование, прием, язык.

Роль русского языка особенно значительна в нашей жизни. Ценность его не исчерпывается тем, что он является государственным языком Российской Федерации и языком общения. Человек существует в языке и при языке. Именно языковая среда растит человека, питает и определяет его мышление и культуру. Она же и формирует личность. С помощью языка человек познает мир, выражает свое отношение к нему. Таким образом, язык является сущностным элементом человеческой личности, «носителем» человеческого мышления, средством выражения самой личности.

Искусственный интеллект и цифровые технологии все больше влияют на нашу жизнь и образование. Однако, процесс воспитания нельзя переложить на плечи современных технологий. Традиционные нравственные ценности являются основой человеческой жизни. Русский язык обладает широким спектром возможностей в формировании традиционных ценностей у подрастающего поколения. Русский язык является одним из самых воспитательных предметов. Актуальность проблемы формирования традиционных нравственных ценностей у школьников обусловлена современными социальными условиями.

Русский язык обладает большими возможностями, чтобы служить «каналом» передачи нравственного опыта от старшего поколения к младшему. Для этого необходимо, чтобы языковой материал, представленный в учебниках по русскому языку, отражал нравственный опыт, накопленный предыдущими поколениями. С помощью соответствующего языкового материала и сопровождающих его заданий учитель сможет осуществлять работу по формированию у обучающихся личностно значимых нравственных качеств и ориентиров.

Формирование традиционных нравственных ценностей в речи — это многослойный и многогранный процесс, который включает в себя несколько направлений. Данные направления и их содержание представлены в Таблице.

Таблица 1

Направления формирования традиционных нравственных ценностей в речи

Направление

Содержание

Лингвистическая грамотность

правильное употребление слов в речи, орфографическая и лексическая грамотность

Этическое воспитание

доброжелательность, честность, ответственность

Культурные ценности

уважительное отношение к прошлому, настоящему и будущему

Эмоциональная стабильность

позволяет контролировать свои эмоции и воспитывать стрессоустойчивость

В век социальных сетей и образовательных платформ речь остается действенным инструментом для влияния и вдохновления. Так как среди современных школьников популярно блогерство, то детям можно дать лингвистическое задание на основе текста Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и записать видеоролик в виде новостной сводки о духовно-нравственных ценностях.

Этическое воспитание происходит как формирование фундаментальных ценностей: доброжелательность, честность и ответственность. Хорош здесь прием связи, на котором учитель задает два объекта, не пересекающихся между собой по смыслу. Дети строят цепочку взаимоотношений между этими объектами и тем самым исходя из одного положения должны прийти в другое.

Культурные ценности воспитываются через уважительное отношение к прошлому, настоящему и будущему страны, признанию значения предков. Для формирования культурных ценностей целесообразно использовать социокультурный прием «Рафт» (роль, аудитория, форма, тема). Основная задача — это повествование, описание или рассуждение от лица заданного героя, который попадает в определённую аудиторию. Это и является основной сложностью этого задания. В данном приеме необходимо четко определить тему, выделить роли и найти способ нужного взаимодействия. Форму можно выбрать разную: монолог, рассказ, эссе. Данный прием представлен на схеме в таблице 1.

Таблица 1

РАФТ

Р

Роль, от чьего лица представляется текст

А

Аудитория, кому адресован текст

Ф

Форма: жанр текста или устного сообщения

Т

Тема: вопрос, который будет рассмотрен

Эмоциональная стабильность позволяет контролировать свои эмоции и воспитывать стрессоустойчивость. В данном направлении стоит выделить прием «Маша-растеряша», при котором детям необходимо задать условие, а потом следует подобрать ресурсы при помощи которых будут выполнены эти условия. Можно не только подбирать необходимые условия, но и изменять их.

Одним из важных направлений в формировании нравственных ценностей является критическое мышление. В данном направлении можно использовать прием «Я беру с собой в поход». Учитель загадывает условия, о которых должны догадаться дети. Например, продукты на согласный звук идут в поход, а на гласный не идут в поход. Ребята должны догадаться об общем признаке этих предметов. Такая игра может быть организована в социальных сетях класса. Ее можно использовать на классных мероприятиях и на уроке русского языка.

Формирование традиционных нравственных ценностей на уроках русского языка с помощью таких приемов помогают осваивать не только предметный материал, но и укрепляют данные ценности. Эти приемы и задания способствуют созданию атмосферы, в которой ученики понимают важность традиционных нравственных ценностей.

Литература:

  1. Воителева Т. М. Ценностные ориентиры как важнейшее условие обучения русскому языку в основной школе // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2019. № 5. С. 1142–1145.
  2. Артамонова Е. И. Модернизация педагогического образования России в условиях XXI века // Язык и актуальные проблемы образования: Научные труды IV Международной научно-практической конференции / Под ред. Е. И. Артамоновой, О. С. Ушаковой. М., 2019. С. 3–9.


Задать вопрос