Совершенствование организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти и управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.

Дата публикации: 31.03.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Шейх, Н. В. Совершенствование организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти и управления / Н. В. Шейх. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — URL: https://moluch.ru/archive/565/123779/ (дата обращения: 03.04.2025).

Препринт статьи



В данной работе представлен анализ правового института обращений граждан в государственные органы и органы управления РФ. Определены проблемные аспекты организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Сформулированы основные направления и предложены рекомендации по оптимизации работы с обращениями граждан.

Ключевые слова: обращения граждан, государственная власть, документ, муниципальные и государственные организации, юридическая сила.

In this paper the analysis of the legal institute of citizens' appeals to state bodies and management bodies of the Russian Federation is presented. The problematic aspects of organization of work with citizens' appeals in state and local government bodies are defined. The main directions are formulated and recommendations on optimization of work with appeals of citizens are offered.

Keywords: appeals of citizens, state power, document, municipal and state organizations, legal force.

Конституция РФ в статье 33 гарантирует каждому россиянину возможность направлять обращения в государственные и муниципальные органы [1]. Взаимодействие граждан с представителями власти — обыденное явление. Мы полагаем, что углубленное исследование института обращений граждан позволит оптимизировать этот процесс и усилить воздействие граждан на работу государственных структур. Причины для обращения в органы власти могут быть разнообразны. Одной из наиболее частых является стремление граждан участвовать в политической жизни страны. Однако, не менее важной причиной является необходимость получения различного рода государственных услуг.

Институт обращений граждан в органы муниципальной власти — это важный механизм взаимодействия между населением и местной властью. Говоря простым языком, это комплекс правил и законов, которые определяют, как граждане могут напрямую общаться с муниципалитетом и влиять на его работу.

Ключевые моменты, которые стоит выделить [4]:

Самостоятельность и комплексность — это не просто отдельные законы, а целая система, со своими принципами и процедурами. Она не является частью чего-то большего, а существует как независимый инструмент.

Основной смысл института — закрепить возможность каждого человека (или группы людей) обращаться к органам местного самоуправления. Это фундаментальное право, позволяющее гражданам быть услышанными.

Обращение может быть устным (например, на приеме у депутата), письменным (жалоба, предложение) или даже коллективным (петиция). Главное, чтобы оно было направлено в соответствующий орган.

Граждане обращаются в муниципалитет, чтобы: защитить свои права и свободы (например, добиться ремонта дороги); защитить права других людей (например, сообщить о нарушении общественного порядка); участвовать в управлении городом или районом (например, предложить улучшение работы общественного транспорта).

Обращения могут быть поданы лично, через представителя (адвоката, общественную организацию) или с использованием современных средств связи (электронная почта, онлайн-платформы).

Институт обращений граждан — это не просто формальная процедура. Это важный элемент демократии. Он позволяет [2]: гражданам контролировать работу местной власти; органам местного самоуправления получать обратную связь от населения; решать проблемы и конфликты на местном уровне; повышать доверие к власти и укреплять гражданское общество.

В конечном итоге, хорошо работающий институт обращений способствует более эффективному и подотчетному управлению муниципалитетом.

Участие граждан в управлении государством реализуется, в частности, через обращения в исполнительные органы власти. Эти обращения служат не только каналом связи между государством и обществом, но и ценным источником информации для принятия обоснованных решений в различных сферах — от экономики до социальной политики. Деятельность государственных служащих, занимающихся обработкой обращений, играет ключевую роль в этом процессе, обеспечивая эффективное взаимодействие между гражданами и государственным аппаратом [3].

Несмотря на то, что действующий Закон № 59-ФЗ унаследовал положительный опыт Указа 1968 года и закрепил ряд новых гарантий прав граждан, он не лишен недостатков. Критики, такие как С. Г. Соловьев и И. Е. Попов, указывают на нормы, ухудшающие положение граждан и требующие доработки. А. Е. Лапин и Н. И. Борисов обращают внимание на увеличение срока рассмотрения обращений с 15 до 30 дней, что замедляет процесс [5].

Существуют проблемы в организации работы с обращениями. Большой объем входящих обращений, как в традиционной, так и в электронной форме, а также повторные обращения, в сочетании с недостатком квалифицированных кадров, усложняют их обработку и способствуют бюрократии. Отсутствие систематического обучения и повышения квалификации специалистов, занимающихся обращениями, приводит к неполным ответам или ответам не по существу, что снижает доверие к государственным служащим.

Контроль за рассмотрением обращений осуществляется на основании Указа Президента РФ № 171 от 17.04.2017, требующего от государственных и муниципальных органов ежемесячного предоставления информации о результатах рассмотрения обращений в Администрацию Президента.

Внедрение интернет-технологий позволило упростить подачу обращений, но срок их рассмотрения остается прежним, что противоречит цели ускорения обработки. Эффективная работа с обращениями требует постоянного контроля как со стороны администрации, так и со стороны граждан. Знание своих прав и порядка рассмотрения обращений позволяет гражданам рассчитывать на квалифицированную помощь и решение проблем.

Анализ показывает, что ключевые проблемы в этой сфере включают: большой объем обращений, нехватку квалифицированных специалистов, несовершенство законодательства, приводящее к формальным ответам, а также низкую правовую грамотность населения.

Для решения этих проблем необходимо внедрение автоматизированной обработки данных и современных технологий. Органы власти предпринимают шаги в этом направлении, реализуя следующие меры: совершенствование обучения сотрудников, ответственных за работу с обращениями; переход на дистанционные формы работы с обращениями; повышение гласности и открытости деятельности; правовое просвещение населения. Использование специализированных программ для работы с обращениями граждан — это не просто целесообразно, это необходимо для эффективной работы любого органа, будь то государственная структура или общественная организация. Специализированные программы позволяют систематизировать процесс регистрации обращений. Каждое обращение фиксируется, ему присваивается уникальный номер, указывается дата поступления и другая важная информация. Это обеспечивает контроль за движением каждого обращения и исключает его потерю. Программы позволяют классифицировать обращения по различным категориям: тема, суть вопроса, уровень срочности и т. д. Это упрощает процесс распределения обращений между ответственными сотрудниками или отделами, гарантируя, что каждое обращение будет направлено к нужному специалисту. Когда все обращения хранятся в цифровом формате и классифицированы, поиск необходимой информации становится моментальным. Можно быстро найти обращения, по ключевым словам, дате, отправителю и другим параметрам, что значительно экономит время сотрудников.

Программы предоставляют возможность собирать статистические данные по обращениям: количество обращений по различным темам, среднее время ответа, процент удовлетворенных обращений и т. д. Эта информация позволяет выявлять проблемные зоны в работе организации и принимать обоснованные управленческие решения для улучшения работы с гражданами. Использование программ позволяет отслеживать статус каждого обращения, что повышает прозрачность процесса для граждан. Часто программы предоставляют возможность гражданам отслеживать свои обращения онлайн. Автоматизация рутинных операций, таких как регистрация, классификация и маршрутизация обращений, освобождает время сотрудников для более важных задач, таких как анализ проблем и разработка решений. Минимизация ручного ввода данных снижает вероятность ошибок, а централизованное хранение информации обеспечивает доступ к актуальным данным для всех сотрудников.

Следовательно, внедрение специализированных программ для работы с обращениями граждан — это инвестиция в повышение эффективности работы организации, улучшение качества обслуживания граждан и повышение уровня доверия к власти. Это переход от ручного труда и бумажной волокиты к современным, эффективным и прозрачным методам работы.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. № 144. 04.07.2020.
  2. Андреева, М. А. К вопросу об институте обращения граждан / М. А. Андреева, А. В. Юшко // Эпомен. — 2022. — № 68. — С. 88–94.
  3. Лукичев, М. С. Обращения граждан: современное состояние проблемы / М. С. Лукичев // МИР: Молодежь. Инициатива. Развитие: Материалы молодежного форума, Нижний Тагил, 13–14 апреля 2023 года / Отв. редактор О. В. Калашникова. — Нижний Тагил — Екатеринбург: [б.и.], Уральский государственный педагогический университет, 2023. — С. 184–191.
  4. Солоха, А. А. Совершенствование нормативно-правовых актов и механизма по работе с обращениями граждан / А. А. Солоха // Экономика и управление в условиях современной России: материалы VII национальной научно-практической конференции, Краснодар, 05 марта 2022 года. — Краснодар: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2022. — С. 215–219.
  5. Ульянова, С. А. О совершенствовании работы с обращениями граждан в территориальных органах власти / С. А. Ульянова // Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Москва, 17–19 апреля 2024 года. — Москва: Государственный университет управления, 2024. — С. 254–257.


Задать вопрос