Актуальность данной работы обусловлена тем, что характер взаимоотношений с родителями, стиль воспитания и эмоциональная атмосфера в семье могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие подростка. Также в современном обществе проблема агрессивного поведения подростков становится все более актуальной. Агрессия подростков проявляется в различных формах и оказывает значительное влияние на социальное окружение подростка, его взаимодействие с семьей, сверстниками и обществом в целом. Целью нашего исследования стало изучение особенностей восприятия отношений с родителями подростков с разными типами агрессивного поведения. Нами была выдвинута и подтверждена гипотеза: существуют особенности восприятия отношений с родителями подростков с разными типами агрессивного поведения, а именно: подростки, которые часто используют вербальную агрессию, чувствуют высокую степень директивности со стороны родителей, подростки, которые чаще всего используют предметную агрессию, высоко оценивают позитивный интерес со стороны матери.
Ключевые слова: подростковый возраст, детско-родительские отношения, восприятие отношений с родителями, агрессивность в подростковом возрасте.
С. Д. Мухаметрахимова понимает под детско-родительскими отношениями эмоциональные характер отношений между детьми и их родителями, взаимодействие между ними и воспитание [5].
Овчарова Р. В. отмечает: «Родительское отношение позволяет охарактеризовать определенный стиль (тип) поведения, который оба родителя демонстрируют в отношении ребенка. Стиль поведения или стиль взаимоотношений родителей с ребенком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания — воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы» [6, с. 78].
А. Я. Варга выделяет следующие компоненты родительского отношения:
— интегральное принятие-отвержение родителем ребенка, которое определяет когнитивный компонент;
— межличностная дистанция и эмоциональная близость ребёнка и родителей, которая определяет эмоциональный компонент;
— форма и направление контроля за поведением ребенка, которая определяет поведенческий компонент.
Исходя из сочетания представленных компонентов, А. Я. Варга рассматривает родительское отношение как паттерн взаимодействия с детьми. А. Я. Варга выделила следующие неэффективные структуры родительских отношений:
- принимающе-авторитарный;
- отвергающий с инфантилизацией и социальной инвалидизацией;
- симбиотический;
- симбиотически-авторитарный [1].
Ю. А. Миракова отмечает, что положение ребёнка в семье зависит от его внутрисемейной роли, которая в своё время определяется родителями. При этом от данной роли зависит характер и личность ребёнка. Можно выделить следующие роли ребёнка в семье: «козёл отпущения», «делегат», «кумир» [4].
Л. Н. Цыганова отмечала, что агрессивность — это качество личности, выражающееся в готовности личности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения [7].
По мнению С. В. Маришина, наиболее чувствительным периодом в плане проявления агрессивности является подростковый возраст. В этом возрасте ребёнок вследствие наличия специфических особенностей внутреннего психического развития и внешних условий проявляет агрессивность, которая по уровню выраженности превышает агрессивность взрослых [3, с. 8].
По мнению И. С. Кон, необходимо уделять особое внимание мотивам агрессивного поведения. На основе данного критерия он выделяет:
— подростков, которые интенсивно пытаются удовлетворить все свои базовые потребности;
— безвольных детей, восприимчивых к внушению и провокациям;
— подростков, действующих в состоянии аффекта, истерики и т. д. [2].
Проанализировав теоретический материал, стало ясно, насколько высоко влияние семьи, детско-родительских отношений в жизни подростка.
В рамках нашей работы мы изучили особенности восприятия отношений с родителями подростков с разными типами агрессивного поведения. Нами была выдвинута и подтверждена гипотеза: существуют особенности восприятия отношений с родителями подростков с разными типами агрессивного поведения, а именно: подростки, которые часто используют вербальную агрессию, чувствуют высокую степень директивности со стороны родителей, подростки, которые чаще всего используют предметную агрессию, высоко оценивают позитивный интерес со стороны матери.
База и характеристика выборки: исследование проводилось на базе: МБОУ СОШ № 5 г. Курчатов, Курская область. В исследовании приняли участие 40 респондентов в возрасте от 12 до 15 лет.
Нами использовались следующие методики: методика «Виды агрессивности» (Л. Г. Почебут), опросник «Подростки о родителях» (Э. Шафер), опросник враждебности Басса-Дарки (А. Басс, А. Дарки).
Проанализировав результаты нашего исследования, мы смогли сделать следующие выводы:
- Подростки в целом оценивают отношения с матерями, как более благополучные и позитивные, чем с отцами. Респонденты наиболее комфортно и спокойно чувствуют себя с мамой, чем с папой;
- Подростки отмечают, что со стороны мамы замечают больше позитивного интереса (ср. б. = 2,8), чем со стороны папы (ср. б. = 2,7). Однако, мамы могут больше опекать подростков, не давая им возможности развивать свою самостоятельность;
- В отношениях с отцами подростки чувствуют больше правил и возможных наказаний (ср. б. = 3,3), чем в отношениях с матерями (ср. б. = 3);
- Подростки в одинаковой степени оценивают враждебность родителей по отношению к ним (ср. б. = 3), при этом эти значения находятся в норме. Родители могут быть подозрительны по отношению к своим детям, что мы можем объяснить возможными переживаниями родителей за жизнь и здоровье ребёнка;
- Дети ощущают, то мамы больше включены в их жизнь, их потребности и события их жизни (ср. б. = 2,7), чем отцы (ср. б. = 3,3). Мамы чаще отцов проявляют участие и опеку в жизни детей;
- Подростки отмечают, что воспитательный стиль их матерей более непоследователен (ср. б. = 3,4), чем стиль отцов (ср. б. = 2,9);
- Подростки наиболее близки с матерями (ср. б. = 3,3), чем с отцами (ср. б. = 3), а также они чувствуют меньше критики от матерей (ср. б. = 3,1), чем от отцов (ср. б. = 3,2);
- У большей части подростков наиболее выраженной является вербальная (23 % подростков) и предметная агрессия (33 % подростков). Наименее выраженной у подростков является физическая агрессия (13 % подростков).
Мы подробно изучили особенности восприятия отношений с родителями подростков с разными типами агрессивного поведения. Результаты и смогли сделать следующие выводы:
- Подростки, которые часто используют вербальную агрессию, отмечают высокую степень директивности матери (p≤0.05, H эмп = 12,5) и отца (p≤0.05, H эмп = 9,5), а также непоследовательность матери (p≤0.05, H эмп = 12,7). При этом подростки также высоко оценивают близость с матерью (p≤0.05, H эмп = 11,2);
- Физическая агрессия наименее выражена у тех подростков, которые низко оценивают степень директивности мамы (p≤0.05, H эмп = 12,5) и папы (p≤0.05, H эмп = 9,5);
- Подростки, которые чаще всего используют предметную агрессию, высоко оценивают позитивный интерес со стороны матери (p≤0.05, H эмп = 11);
- Эмоциональная агрессия наиболее характерна тем подросткам, которые низко оценивают непоследовательность материнского воспитания (p≤0.05, H эмп = 12,7);
- Подростки, у которых преобладающим типом агрессии является самоагрессия, низко оценивают позитивный интерес (p≤0.05, H эмп = 11) и близость с мамой (p≤0.05, H эмп = 11,2), и при этом высоко оценивает степень директивности со стороны отца (p≤0.05, H эмп = 9,5).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что подтвердили гипотезу о том, что существуют особенности восприятия отношений с родителями подростков с разными типами агрессивного поведения, а именно: подростки, которые часто используют вербальную агрессию, чувствуют высокую степень директивности со стороны родителей, подростки, которые чаще всего используют предметную агрессию, высоко оценивают позитивный интерес со стороны матери. Также на основе полученных результатов нами была составлена программа коррекции агрессивного поведения подростков, которую могут использовать педагоги-психологи при работе с школьниками.
Литература:
- Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.01. Москва, 1986. 206 с.
- Кон, И. С. Бить или не бить? / И. С. Кон. — М.: Время, 2012. — 441 с.
- Маришин, С. В. Проявление агрессивности у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе / С. В. Маришин // Научные известия. — 2022. — № 27. — С. 109–111.
- Миракова, Ю. А. Детско-родительские отношения в структуре семейных отношений / Ю. А. Миракова, Е. В. Дорохина // Вестник научных конференций. — 2024. — № 10–2(110). — С. 72–73.
- Мухаметрахимова, С. Д. Детско-родиткльские отношения и тревожность дошкольников / С. Д. Мухаметрахимова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. — 2023. — № SI1 (68). — С. 48–50.
- Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. — М.: Институт Психотерапии, 2003. — 319 с.
- Цыганова, Л. Н. Понятие «Агрессивность» в психологопедагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте / Л. Н. Цыганова // Вестник Мордовского университета. — 2011. — Т. 21, № 2. — С. 188–196.