Актуальность темы обусловлена повсеместной цифровизацией всех сфер жизни и, как следствие, необходимостью информатизации профориентационного процесса, как одного из ключевых в системе образования, на основании требований, предъявляемых развитием современного общества. При этом сам процесс не является систематизированным и диктуется, в основном, быстро меняющимися тенденциями рынка труда.
Теоретической основой данной модели являются следующие положения: стремительное развитие и интеграция ИКТ, а также их существенное влияние на образовательную сферу (В. О. Лазуткина [1] и др.); существенное влияние «мягких» навыков на осознанность выбора профессии и успешность будущей профессиональной деятельности старших школьников (Л. А. Максимов, С. А. Шайхуллина [2] и др.); существенное повышение эффективности при помощи цифровизации, способствующей персонализированному подходу к профориентации и возможностям дистанционного консультирования (А. А. Пфетцер [3] и др.).
При построении модели мы учитывали, что в подростковый период у человека формируется отношение к окружающему миру через взаимосвязь опыта и деятельности. В частности, это критический взгляд на окружающую действительность под влиянием внешних факторов с одной сторон, и личностного отношения к ним — с другой.
Негативный опыт в подростковом возрасте может существенно повлиять на личность человека, а также его отношение к тем или иным аспектам жизнедеятельности. Для минимизации фрустрирующих последствий такого опыта очень важно сформировать у подростка комплекс базовых гибких навыков, а также оптимальную информационную базу. Это позволит адаптироваться к контексту, стимулировать личный выбор и осознанность, а также самовыражаться согласно собственным ценностям и предложенному выбору (контексту), что окажет неоценимый вклад в развитие его личности и общества в целом.
На основании результатов теоретического анализа нами была разработана модель профориентационной работы педагога-психолога с подростками посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Цель данной модели: раскрыть возможности использования ин-формационно-коммуникативных технологий как эффективного средства профориентационной работы педагога-психолога со старшими подростками.
Помимо интерактивности и цифровизации ключевым элементом модели является повышение роли гибких навыков и навыком понимая себя в профориентации подростков, что способствует развитию саморефлексии и, как следствие, профессиональному самоопределению.
Задачи модели:
— определить условия для эффективного и интерактивного взаимодействия педагога-психолога с подростками в процессе профориентации;
— сформировать у подростка интерес к информации, способствующей развитию и формирования его личности, необходимой для адаптации вне зависимости от контекста;
— сформировать у подростка ценности профессиональной деятельности как инструмента самореализации в оптимальном формате с учетом его возрастных особенностей;
— создать условия для успешной адаптации подростка к будущей профессиональной деятельности.
Преимущества модели:
— визуализация и автоматизация процессов;
— интерактивность и вовлеченность учащегося на всех этапах реализации проекта;
— прозрачность процесса;
— комплексность.
Инновационность модели основана на синтезе поиска смысловой нагрузки жизни подростка и использовании гаджетов, как инструментов поиска такого смысла.
Структурно модель разделена на три модуля и предполагает последовательное прохождение подростком каждого из них.
Срок выполнения программы согласно модели — 1 учебный год.
Вся информация будет интегрирована в существующий электронный ресурс учебного заведения (сайт) с предварительной регистрацией учащегося с созданием личного профиля.
На протяжении всего времени обучения коммуникация между участниками процесса осуществляется при помощи сторонних ресурсов, ссылки на которые будут указаны на сайте школы (мессенджеры, платформы для видеосвязи и социальные сети).
Помимо всего прочего будет осуществляется индивидуальное и групповое консультирование учащихся психологом с разрешением возникающих проблем и рефлексии.
Визуализация модели представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Модель профориентационной работы педагога-психолога с подростками посредством использования информационно-коммуникативных технологий
Модель предполагает последовательное прохождение трех этапов.
1 модуль — диагностический. Длительность — 1 четверть. Цель данного этапа — определить интересы и склонности подростка, а также его навыки коммуникации. В рамках данного этапа организуются: диагностика: проведение с подростком онлайн-тестирования (адаптивная модель) и онлайн-интервью для выявления его интересов и склонностей с последующим анализом полученной информации; доступ подростка к базе знаний о гибких навыках и навыках исследования себя: текстовая информация, видеоуроки и презентации для самоанализа и адаптации. По итогу прохождения теоретического модуля проводится проверка полученных знаний; создание совместного проекта в группе (по выбору) с упором на выявление у подростка интересов, а также сильных и слабых сторон. Проверка проектов и оценка проектов осуществляется командами подростков между собой.
Результатом этапа для подростка будет знакомство с гибкими навыками и навыками осознания себя, своих интересов, а также опыт и анализ использования данных навыков на практике.
2 модуль — теоретический. Длительность — 1 четверть. Цель данного этапа — указать на необходимость, а также сформировать у подростка теоретическую и практическую базы для развития гибких навыков и навыков понимания себя. На этом этапе осуществляются: информирование подростка о рынке современных профессий с выделением содержания деятельности, необходимых компетенций и условий труда: видеоуроки, презентации, статьи, 3d-экскурсии; онлайн-тренинги гибких навыков с практической частью (проекты в группах на выбор с их защитой и обсуждением). Отдельно стоит выделить время для совместного досуга учащихся.
Результатом этапа для подростка будет опыт использования гибких навыков в совместной деятельности, а также их связи с профессиональной деятельностью в будущем.
3 модуль — практический. Длительность — 2 четверти. Цель данного этапа — ознакомить подростка с перспективой профессиональной деятельности как способа самоактуализации в будущем. Этап включает: проведение онлайн-вебинаров с практикующими специалистами и возможностью обратной связи при помощи комментариев; отработку подростком практических навыков в цифровых тренажерах и(или) симуляторах, включая создание профессиограмм и формул профессий. Практика также может осуществляться в формате волонтерских программ, стажировок или разработок собственных проектов; построение траектории развития деятельности подростка с созданием резюме (и портфолио), а также знакомством подростка с основами формирования личного бренда.
Результатом этапа для подростка будет знакомство с рынком труда, а также формирование своих профессиональных перспектив согласно интересам и возможностям.
Итогом внедрения модели будет получение учащимися знаний и навыков, а также необходимой информации для оптимального перехода на следующий этап обучения либо же трудовой деятельности.
Отдельно стоит выделить формирование у подростка ценностей и смыслов через деятельность как важного аспекта самоактуализации и самовыражения в будущем, а также создание индивидуальной траектории траекторию развития будущей деятельности. Это способствует минимизации негативного влияние на проблему профессионального выбора у подростка.
Критериями оценки эффективности модели будут измеряемые показатели осознанности в выборе первичной специальности, снижения стресса при таком выборе и смены учебного вектора, а также адаптации к новому месту учебы, анализ которых будет проводится в течение 5 лет, начиная с первого года выпуска. Инструменты анализа: тестирование репрезентативной выборки выпускников школ, а также индивидуальные собеседования с определением качества оказываемых услуг.
Также у учащихся будет возможность вносить предложения и оставлять отзывы для оптимизации модели в процессе обучения.
Кроме того, за счет развития навыка саморефлексии опосредованным следствием внедрения профориентационной модели будет повышение эффективности вопроса экзистенции и будущего для выпускников школ.
Еще раз стоит отдельно выделить взаимодействие учащихся с педагогом-психологом, которое будет происходить на протяжении всего периода профориентации в форматах индивидуального и группового онлайн-консультирований для психологической поддержки, а также построения и корректировки карьерного плана учащегося.
По окончанию такой работы подростку будет предоставляться информация о его предрасположенности и потенциале к тем или иным видам деятельности, а также дорожная карта по достижению поставленных целей, список потенциальных профессий и возможных учреждений для дальнейшего обучения.
Литература:
- Лазуткина, В. О. История внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование и их использование в наши дни [Электронный ресурс] / В. О. Лазуткина // Молодой ученый: электрон. журнал — 2021. — № 17. — С. 263–265. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80179 — Дата доступа: 29.03.2025.
- Максимова, Л. А. Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального самоопределения подростков / Л. А. Максимова, С. А. Шайхуллина // Психология человека в образовании. — 2020. — № 4. — С. 311–320.
- Пфетцер, А. А. Разработка и применение современных инструментов информационного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [Электронный ресурс] / А. А. Пфетцер // Профессиональное образование в России и за рубежом: электрон. журнал. — 2017. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-primenenie-sovremennyh-instrumentov-informatsionnogo-soprovozhdeniya-professionalnogo-samoopredeleniya — Дата доступа: 29.03.2025.