Для понимания сущности поликультурной компетентности особое внимание стоит уделять ее структурной и содержательной составляющей. Как показывают множество научных исследований, компетентность вполне может быть представлена контекстными знаниями и поведением личности, способностью применять полученные теоретические знания, а также компетентность представлена мотивационными и ценностными свойствами личности, которые лежат в основе отношения к реальности личности, которая стремится к осознанию и совершенствованию своих навыков и способностей.
Описанию структуры поликультурной компетентности посвятили свои работы отечественные и зарубежные ученые, такие как Зиновенко О. А., А. О. Карпов А. О. Даречин, А. Н. Джуринский, I. Zacharaki, T. Eppenstein, M. Krummacher и другие.
Изучению структурной и содержательной составляющей межкультурной компетентности посвятил свои работы А. О. Даречин, который характеризует поликультурную компетентность как интегративное качество личности, которое включает в себя следующие компоненты:
- Культурно-знаниевый компонент, который определяется совокупностью мотивационного (ценностно-смыслового) и когнитивного компонентов. В структуру мотивационного компонента, в свою очередь, входят: потребности в поликультурном развитии, собственной системы ценностных ориентаций; способности к рефлексии; определение своего статуса, роли и своей функции в современном обществе и современной культуре. В структуру культурно-знаниевого компонента входят знание и принятие разнообразия культур мира, овладение поликультурными знаниями, традициями, нормами и символами, которые приняты в другой культуре.
- Социокультурный компонент, в который входят знания исторических фактов; способность ориентироваться в традициях и обычаях своего народа и других народов; толерантное отношение к любой культуре и ее носителям; умение создавать контакт в ситуациях поликультурного общения; осознание механизмов развития культуры, которая представляет собой непрерывный процесс по сохранению и передаче общечеловеческих ценностей; готовность к социализации в интеграции мирового пространства.
- Деятельностный компонент подразумевает под собой способность проникать в сущность другой культуры; умение понимать культурную коннотацию фраз и отдельных слов иностранного языка; принимать чужую культуру с терпимостью, не опираясь на собственную культуру; умение взаимодействовать с носителями иностранной культуры.
- Рефлексивно-творческий (личностный) компонент включает в себя самостоятельность, вариативность и гибкость мышления и творческой деятельности; высокий уровень коммуникативных навыков; готовность к саморазвитию и самореализации; умение прогнозировать последствия своих действий в ситуациях поликультурного общения; осмысление ценности своей деятельности [2, с. 31–36].
I. Zacharaki, T. Eppenstein и M. Krummacher подчеркивают, что поликультурная компетентность состоит из следующих умений:
— умение воспринимать межкультурные ситуации и их контексты, способность выявлять проблемы и определять возможности их разрешения;
— видеть собственную систему условий взаимодействия, поведение, ценности, определять при этом, какие действия могут критически отразиться на межкультурных процессах;
— инициировать межкультурные процессы, бороться с дискриминацией и уменьшать риски и трудности взаимодействия.
— возможность видеть и избегать конфликты в межкультурном контексте; повышение чувствительности к межкультурным процессам обучения у других;
— возможность видеть и редактировать конфликты в межкультурном контексте;
— умение перенести полученные знания в структуру своей межкультурной деятельности [1].
А. О. Карпов выделяет следующие составляющие поликультурной компетентности, как интерес к собственной и чужой культуре, терпимое отношение к людям, независимо от их культурной и национальной принадлежности, осознание собственной принадлежности к культуре [5, с. 13–21].
Анализируя эти трактовки, можно сделать вывод, что структурными элементами, стоящими в основе поликультурной компетентности учащихся, являются: понимание и уважение других народов и их культуры; терпимость; уважение и принятие особенностей другой культуры; открытость и готовность к межкультурному общению; понимание необходимости взаимного понимания между людьми; социокультурная идентификация личности. [3, с. 83–86].
Таким образом, в составе поликультурной компетентности принято выделять такие ключевые структурные компоненты: культурно-знаниевый компонент, который определяется совокупностью мотивационного (ценностно-смыслового) и когнитивного компонентов; социокультурный компонент, в который входят знания исторических фактов, традиций и обычаев народа; деятельностный компонент, который подразумевает под собой способность проникать в сущность чужой культуры; рефлексивно-творческий (личностный) компонент включает в себя самостоятельность, вариативность и гибкость мышления и творческой деятельности.
Литература:
- Zacharaki, I., Eppenstein, T., Krummacher, M. Praxishandbuch Interkulturelle Kompetenz vermitteln, vertiefen, umsetzen: Theorie und Praxis für die Aus- und Weiterbildung. Schwalbach: Wochenschau Verlag, 2017.
- Деречин, А. О. Структурно-содержательная характеристика поликультурной компетентности старшеклассников // Вестн. Шадринского гос. пед. ун-та. — 2013. № 1 (17). — С. 31–36.
- Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. — 2012. — № 10. — С. 83–86.
- Зиновенко, О. А. Фольклор нижегородского края как средство формирования поликультурной компетентности личности младших школьников // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, июль 2016). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 52–55.
- Карпов, А. О. Когнитивно-культурный плюрализм образовательных систем // Педагогика. — 2016. — № 3. — С. 13–21