В медицинской организации лидерство и командообразование играют исключительно важную роль в достижении общих целей и повышении качества медицинского обслуживания. Управленец-лидер не только умеет вести команду в нужном направлении. Прежде всего он формирует видение конечного результата, четко определяет приоритеты и организует работу таким образом, чтобы каждый член команды исполнял свою роль максимально эффективно. Для того чтобы реализовать эту задачу успешно, руководитель должен обладать определенными навыками и опытом, аналитическими способностями, хорошим воображением и эмпатией, способностью строить стратегии и обеспечивать решение тактических задач для ее реализации. Понятия коллектива и команды радикально отличаются друг от друга. Коллектив становится командой только под началом умелого лидера.
Ключевые слова: командная работа, медицинский персонал, медицинское обслуживание, здравоохранение, навыки общения.
Введение
В лексикон управленческого персонала, сотрудников и работников всех звеньев организаций, независимо от принадлежности их государственному сектору или бизнесу, с недавних пор прочно вошло слово «команда». Команда — это небольшая группа людей, стремящихся к достижению общей цели, постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия.
Под командной формой организации работ в общем случае понимается объединение определенной группы профессиональных работников в автономный самоуправляемый коллектив с целью решения поставленной задачи (производственной или интеллектуальной) более оперативно, эффективно и качественно, чем при традиционной организации работ.
Актуальность обусловлена необходимостью в новых инструментах, позволяющих эффективно достигать поставленные цели, и менеджерах, способных применять данные технологии.
Целью исследования является анализ командообразования как процесса в организационном развитии.
Основная часть
В работе проведен обзор литературы по проблематике командообразования в трудах зарубежных и отечественных авторов. Исследовательский интерес к теории создания команд проявляется в работах М. Армстронга, Р. М. Белбина, Д. Бредфорда, М. Геллерта, Д. Катценбаха, Д. Кейрси, К. Б. Миллера, К. Новака, А. Ю. Петрова, Д. Смита, С. Танненбаума. Уделено внимание теоретическим основам организации процесса формирования управленческого потенциала, а именно основным задачам формирования и развития управленческого потенциала, концептуальным основам командообразования, применению технологий командообразования в целях развития управленческого потенциала организации.
Также проведен исторический и статистический метод исследования и анкетирование.
Исследование проводилось на базе государственного учреждения здравоохранения «Ефремовская районная больница имени А. И. Козлова».
С целью выявления некоторых особенностей работы и для объективного понимания применения командных форм организации труда в практической деятельности было проведено анкетирование управленческого аппарата районной клинической больницы среди 28 человек, из них 7 мужчин и 21 женщина, имеющие высшее медицинское образование, в возрасте от 28 до 70 лет.
Определялся общий уровень удовлетворенности работой в медицинской организации, поскольку на основании данной информации можно дать оценку лояльности сотрудников к новым управленческим решениям. Результат получился следующий: основная часть сотрудников в большей степени удовлетворена работой (60 % опрошенных дали утвердительный ответ, 20 % опрошенных затруднились ответить, 20 % дали ответ, близкий к ответу «нет»). Наименьшим процентом опрошенных при выборе показателей удовлетворенности составляющими трудовой деятельности был отмечен пункт «Соответствие работы личным способностям» — всего 13 %; на достаточно низком уровне оказалась удовлетворенность сотрудников уровнем технической оснащенности районной больницы, организации труда, санитарно-гигиеническими условиями и режимом работы. Наибольший процент опрошенных (47 %) остался доволен отношениями с коллегами, что действительно можно считать подтверждением успешной реализации нового подхода к развитию корпоративной культуры.
В ближайшие 1–2 года большинство опрошенных (15 %) планируют перейти на более высокую должность, 65 % опрошенных не хотят менять свою должность, 13 % хотят в перспективе перейти работать в другое структурное подразделение, по 7 % респондентов проявили желание перейти в другую медицинскую организацию и уйти на пенсию.
Для изучения эффективности командного взаимодействия в трудовом коллективе респондентам было предложено дать ответ на вопрос, касающийся их личной оценки зависимости качества и результативности работы от взаимодействия с другими подразделениями. Практически половина опрошенных на вопрос «Насколько зависит результативность и качество Вашей работы от взаимодействия с другими подразделениями?» дала однозначный ответ «полностью» (47 %), ответ «частично» отметили 40 % респондентов, и лишь 13 % дали однозначный ответ о независимости выполняемой ими работы от взаимодействия с другими подразделениями больницы.
Одним из наиболее показательных ответов, связанных с пониманием реальной ситуации относительно уровня развития корпоративного командного духа в ГУЗ «Ефремовская районная клиническая больница им. А. И. Козлова», можно считать стопроцентное отождествление коллектива, в котором работают опрошенные сотрудники, с понятием «команда» — никто из респондентов на вопрос «Считаете ли Вы, что коллектив, в котором Вы работаете, — это команда?» не ответил отрицательно.
Таким образом, для эффективного управления персоналом в медицинской организации важно создать единую команду, способную эффективно работать в интересах пациентов и достигать общих целей.
Заключение
Вопросы теории и практики управления персоналом организации рассматриваются с точки зрения целей организации и направлений ее развития. Определяется система управления персоналом, анализируются комплексные функции формирования, использования и развития персонала организации с учетом затрат на их реализацию. Практика показывает, что команды являются совершенным инструментом для достижения поставленных целей. Безусловно, можно признать эффективным и простое аккумулирование достижений участников рабочей группы, структурного подразделения, любой другой общности сотрудников. Все зависит от целей и задач, стоящих перед менеджером и группой людей, которую он сформировал. Однако именно способность проектной команды предоставить больший результат, реализовать возможности масштабнее, чем те, для достижения которых она была предназначена, является залогом успешной деятельности организации и ее конкурентного превосходства.
Создание команд базируется на общих принципах и основах командообразования, однако имеет свои уникальные черты и специфику. Задачи, связанные с разработкой нововведений и их внедрением, предполагают изменение организационной структуры, норм и правил взаимодействия, модификацию бизнес-процессов. Участники команд должны выступать проводниками в процессе внедрения инноваций, противостоять сопротивлению и стимулировать развитие организации в целом [13].
Отсюда можно сделать вывод, что в организации может существовать несколько отдельных и независимых групп, из которых необходимо сформировать команды. В этом случае работа может быть направлена как на процесс формирования команд, так и на налаживание взаимосвязи между ними. Командная работа в медицинской практике является ключевым фактором в достижении многих целей. Например, командная работа может помочь снизить уровень стресса и повысить уровень удовлетворения от работы. Вот несколько задач, которые может решить командная работа, если внедрить ее в медицинскую практику:
— распределение задач и ответственности между членами команды может снизить нагрузку на каждого работника и помочь эффективнее использовать время и усилия;
— взаимодействие и поддержка коллег в команде могут помочь медицинскому работнику чувствовать себя увереннее и защищеннее, что может снизить уровень стресса;
— командная работа может способствовать созданию благоприятной рабочей атмосферы, где каждый член команды ощущает поддержку и уважение со стороны коллег;
— взаимодействие между членами команды может способствовать обмену опытом и знаниями, что может повысить уровень профессиональной компетентности и уверенности в своих способностях;
— командная работа может помочь медицинскому работнику чувствовать себя частью общей цели и миссии, что может повысить уровень мотивации и удовлетворения от работы.
Поэтому развитие навыков командной работы медицинского персонала может стать хорошим фундаментом, благодаря которому вырастет общий уровень компетенций сотрудников и поднимется планка оказания медицинской помощи.
Литература:
- Багдасарян, В. Э. Лидерство: учебник. В. Э. Багдасарян. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 339 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI10.12737.1086964. — ISBN978–5-16–016204–1. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1086964
- Зайцева, Т. В., Зуб, А. Т. Управление персоналом: учебник. — Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2015. — 322 c.
- Катценбах, Й., Смит, Д. Команда vs коллектив. — Harvard Business Review. — 2013. — № 13. — С. 68–76. — Текст непосредственный.
- Кибанов, А. Я. Управление персоналом: учебник / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская, Е. А. Митрофанова. — Москва: РИОР, 2020. — 288 с.
- Клейнер, Г. Б. Гуманистический менеджмент, социальный менеджмент, системный менеджмент — путь к менеджменту XXI века // Российский журнал менеджмента. — 2018. — № 16 (2). — С. 232.
- Корниенко, В. И. Командообразование: учебник для вузов. — Москва: Юрайт, 2021. — 291 с. — (Высшее образование). — Текст: непосредственный. — ISBN 978–5-534–14723–0.
- Королев, В. И. Современные технологии менеджмента: учебник. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2018. — 640 с. — ISBN 978–5-9776–0218–1. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.ru/catalog/document?id=399597&pid=920513
- Мишурова, И. В. Управление мотивацией персонала / И. В. Мишурова, П. В. Кутелев. — Москва: МарТ, 2015. — 224 с.
- Надточий, Ю. Б. Командообразование: учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020.
- Папкова, О. В. Деловые коммуникации: учебник / О. В. Папкова. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2024. — 160 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-9558–0301–2.
- Савенкова, Е. В. Проектный менеджмент в образовательной организации: учебно-методическое пособие / Е. В. Савенкова, О. А. Шклярова. — Москва: МПГУ, 2019. — 204 с. — ISBN 978–5-4263–0740–7. — URL: https://e.lanbook.com/book/125159
- Сандал, Ф. Потенциал команды: как добиться максимальной эффективности командной работы / Филлип Сандал, Алексис Филлипс; пер. с англ. — Москва: Альпина Паблишер, 2020. — 302 с.
- Сокерин, Е. Е. Актуальные проблемы командообразования в сфере образовательной деятельности / Е. Е. Сокерин, А. Ю. Петров. — Текст: электронный. — Весенние дни науки: сборник докладов Международной конференции студентов и молодых ученых (Екатеринбург, 22–24 апреля 2021 г.).
- Фаррахов, А. Г. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: учебное пособие / А. Г. Фаррахов. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 272 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — ISBN 978–5-16–009073–3. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/960022
- Федорова, Н. В. Управление персоналом организации: учебное пособие / Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. — Москва: КНОРУС, 2015. — С. 416.
- Чанько, А. Д. Команды в современных организациях: учебник / А. Д. Чанько; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — Санкт-Петербург: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. — 408 с. — ISBN 978–5-9924–0062–5. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/492801
- Командообразование: учебно-методическое пособие / О. В. Юрьева, О. Ю. Кукушкина, Ф. Б. Михайлов и др. — Казань: Издательство КФУ, 2022. — 80 с.