Языковая личность автора в различных типах дискурса: подходы к ее изучению и их специфика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.

Дата публикации: 02.04.2025

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Парфенова, Л. С. Языковая личность автора в различных типах дискурса: подходы к ее изучению и их специфика / Л. С. Парфенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 219-223. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123849/ (дата обращения: 24.04.2025).



В статье отмечена необходимость применения различных подходов к изучению языковой личности автора в зависимости от дискурсивных особенностей контекста исследования. Проанализированы основные подходы к изучению языковой личности автора в разных типах дискурса: лингвокультурологический, лингвосоциальный, психолингвистический и коммуникативный (лингвопрагматический). В результате теоретического анализа сделан вывод о том, что выбор подхода зависит от целей исследования и специфики анализируемого дискурса, и подчеркивается важность интегрированного подхода, сочетающего элементы различных дисциплин для всестороннего изучения языковой личности.

Ключевые слова: языковая личность, лингвокультурологический подход, лингвосоциальный подход, психолингвистический подход, коммуникативный лингвопрагматический подход, интегративный подход.

Лингвистика, традиционно ориентированная на изучение языка как отдельной структуры, в XX веке претерпела значительную трансформацию. Эти изменения характеризуют как «антропоцентрический поворот», который сместил акцент с изучения языка как системы знаков на изучение языка как инструмента человеческой деятельности [6]. В рамках антропоцентрической парадигмы фигура говорящего становится не просто носителем языка, а активным участником коммуникации, определяющим и формирующим языковые процессы. Таким образом, изучение языка является возможным при обращении к анализу его творца — человека как конкретной языковой личности, выступающим автором высказывания.

Концепция языковой личности была предложена Ю. Н. Карауловым, описавшем данное языковое явление как «совокупность способностей и готовностей индивида к осуществлению речевых действий, направленных на достижение определенных целей» [5]. Ввиду возможных многообразных проявлений образа языковой личности в тексте автор предлагает рассматривать ее на разных уровнях — вербально-семантическом, когнитивном и прагматическом — каждый из которых отражает определенные аспекты языковой компетенции и личностных характеристик продуцента текста.

Парадигма языковой личности, разработанная Ю. Н. Карауловым, предоставила лингвистам инструмент для анализа индивидуального стиля и мировоззрения авторов. Ключевой особенностью этой концепции является её многогранность, позволяющая исследователям выбирать различные углы зрения при изучении языковой личности, адаптируя методы и фокус исследования к специфике анализируемого текста. Иными словами, языковая личность не является статичным образованием, а проявляется по-разному в зависимости от жанра, функционального стиля и коммуникативной цели текста [17].

В современной лингвистике изучение текста практически всегда рассматривается в контексте изучения дискурса. Этот подход отражает понимание того, что текст не существует «в вакууме», а является частью более широкого коммуникативного процесса, формирующегося под влиянием социальных, культурных и исторических факторов [12]. Исходя из этого, изучение языковой личности автора в дискурсе представляет собой более глубокий и всесторонний подход, чем анализ языковой личности исключительно на уровне текста. Это позволяет увидеть автора не просто как создателя лингвистических конструкций, а как активного участника коммуникативного взаимодействия, чьи языковые выборы обусловлены социальными, культурными и идеологическими факторами.

Концепция языковой личности автора, проявляющейся в дискурсе множеством способов, находит основания в работах М. Фуко, который рассматривал дискурс как «набор позиций, возможных для субъекта, открытых для воспроизведения» [14, с. 211], тем самым подчеркивая потенциал дискурса для самовыражения. Этот потенциал, в свою очередь, определяет необходимость анализа не только лингвистических особенностей текста, но и экстралингвистических факторов, которые формируют авторское видение и влияют на его языковые выборы. Таким образом, изучение языковой личности в дискурсе требует выхода за рамки текстуального анализа и обращения к более широкому контексту, включающему в себя, например, биографию автора, историческую эпоху и преобладающие в обществе дискурсивные практики. Такой подход позволяет выявить те скрытые смыслы и идеологические установки, которые могут быть неочевидны при анализе текста как изолированного объекта.

Дискурс, как совокупность языковых практик, социальных контекстов и идеологических установок, оказывает определяющее воздействие на процесс формирования текста автором, предопределяя выбор языковых средств и структурирование информации [12]. Таким образом, языковая личность автора проявляется и формируется в тесной взаимосвязи с характеристиками конкретного дискурса, в который погружен акт коммуникации. В связи с этим, многообразие видов дискурса, от научного и публицистического до художественного и разговорного, требует вариативность подходов к исследованию языковой личности автора.

В рамках данного исследования будет представлен обзор подходов к изучению языковой личности автора в разных видах дискурса. Использование определенного подхода при анализе образа автора в дискурсе обусловлен, прежде всего, целями исследования и характеристиками самого дискурса. Это взаимосвязанный комплекс факторов, определяющих, какой методологический инструментарий будет наиболее эффективным и адекватным для решения поставленных задач исследования [17].

Так, например, для понимания многих жанров дискурса важен анализ национально-языковой и культурной специфики, что становится возможным благодаря лингвокультурологическому подходу . В рамках данного подхода языковая личность была рассмотрена С. Г. Воркачевым [2]. Данный подход к изучению языковой личности автора представляет собой многоаспектное исследование, направленное на выявление и интерпретацию взаимосвязи между языком, культурой и стилем автора в конкретном дискурсивном пространстве. Он выходит за рамки простого анализа грамматических и лексических особенностей текста, стремясь понять, как культурные ценности, исторический контекст и личный опыт автора отражаются в его языковом выборе и формируют уникальный образ автора, как его воспринимает читатель [2].

Этот подход особенно плодотворен при анализе художественного дискурса. Литература, являясь зеркалом культуры, отражает национальный характер, систему ценностей, исторические реалии и традиции. Изучение языковой личности писателя позволяет раскрыть его мировоззрение, его отношение к ключевым культурным концептам, его понимание моральных и этических норм. Анализ использования автором специфических лексем, метафор, символов, прецедентных текстов, фразеологизмов, отражающих национальную картину мира, позволяет реконструировать его культурный код и понять, как он влияет на формирование художественного мира произведения и восприятие его читателем [10].

В политическом дискурсе лингвокультурологический анализ языковой личности играет важную роль в понимании стратегий убеждения, манипуляции общественным мнением и формирования имиджа политика. Анализ языковых средств речи политиков, таких как использование конкретных идеологических терминов, апелляция к историческим событиям, эмоционально окрашенная лексика, позволяет выявить его политические взгляды, его отношение к ключевым социальным вопросам и его обращение к определенной аудитории [13].

В видах дискурса, где язык используется не только для передачи информации, но и для социального взаимодействия, выражения социальной идентичности и формирования социальных отношений, преобладает лингвосоциальный подход. Лингвосоциальный подход к изучению языковой личности автора акцентирует внимание на том, как социальные факторы формируют и проявляются в языке, используемом автором. Это означает, что анализируется не только языковая компетентность автора (его владение грамматикой, словарём, стилистическими приемами), но и то, как его язык отражает его социальную идентичность, социальные установки, принадлежность к определенным социальным группам, а также как он использует язык для социального взаимодействия и влияния на читателя [4].

В политическом дискурсе лингвосоциальный подход используется для анализа того, как политики формируют свой публичный имидж, как они используют язык для привлечения сторонников и как они взаимодействуют с различными социальными группами. Анализ речи политиков позволяет выявить их социальные установки, их отношение к различным социальным проблемам и их стратегии убеждения. Важным аспектом является анализ использования политиками социальных маркеров, таких как диалектизмы или сленг, для создания ощущения близости с определенной аудиторией [7].

В медийном дискурсе язык зачастую используется для создания определенного образа героя или антигероя с целью формирования общественного мнения и влияния на социальные оценки. Кроме того, лингвосоциальный анализ журналистских текстов позволяет выявить, как журналисты используют язык для представления различных социальных групп, как они поддерживают или опровергают социальные стереотипы и как они влияют на формирование социальной идентичности читателей [1].

Психолингвистический подход к изучению языковой личности сосредотачивается на когнитивных процессах, лежащих в основе использования языка. В отличие от лингвокультурного или лингвосоциального подходов, которые больше внимания уделяют влиянию культуры и общества на язык, психолингвистический подход рассматривает язык как психическую функцию и изучает, как мозг обрабатывает, понимает и порождает речь. Он стремится понять, как языковая личность проявляется через когнитивные механизмы, лежащие в основе речевой деятельности [3].

В рекламном дискурсе, цель которого — привлечь внимание и стимулировать покупательское поведение, психолингвистический анализ помогает понять, как язык воздействует на потребителя на когнитивном и эмоциональном уровнях. Исследование когнитивных процессов, лежащих в основе восприятия рекламных слоганов и визуальных образов, позволяет определить, какие элементы рекламы наиболее эффективно привлекают внимание. Изучение влияния языковых особенностей на формирование потребительских предпочтений позволяет разработать более эффективные рекламные стратегии. В последнее время все большее распространение получает использование нейромаркетинговых методов, которые позволяют непосредственно изучать реакцию мозга на рекламные сообщения, выявляя скрытые желания и мотивы потребителей [9].

Юридический дискурс, стремящийся к установлению истины и обеспечению справедливости, также может быть исследован с помощью психолингвистических методов. Выявление когнитивных процессов, лежащих в основе восприятия свидетельских показаний, позволяет оценить надежность и достоверность информации, предоставленной свидетелями [8]. Анализ использования языка для манипуляции жюри присяжных помогает понять, как адвокаты пытаются повлиять на их решения.

Еще одним подходом к изучению языковой личности является коммуникативный (лингвопрагматический) подход. В рамках данного подхода становится возможным анализ того, как автор текста использует язык для достижения определенных целей в конкретном коммуникативном контексте. Лингвопрагматический подход позволяет выявить неявные сообщения и стратегии, которые могут остаться незамеченными при традиционном лингвистическом анализе, а также помогает понять, как автор выстраивает отношения с читателем и как он пытается повлиять на его мнение [15].

Лингвопрагматический подход занимает важное место при изучении академического дискурса и позволяет анализировать специфику коммуникации в научной среде. Данный подход может применяться к различным жанрам академического дискурса. Например, в анализе научных статей лингвопрагматический подход позволяет выявить стратегии, используемые авторами для представления своих результатов, аргументации своей позиции и убеждения читателей в своей правоте [11]. Использование хеджирования и бустеров, а также анализ цитирования и ссылок на другие работы, помогает понять, как автор позиционирует себя в научном сообществе. Анализ лекций и семинаров позволяет раскрыть, как преподаватели используют язык для передачи информации, поддержания внимания студентов и стимулирования их участия в дискуссии, например, использование вопросов, интерактивных заданий и юмора для создания благоприятной атмосферы обучения [11].

Политический дискурс, как особая форма коммуникации, направленная на завоевание и удержание власти, характеризуется высокой степенью идеологической нагрузки и активным использованием манипулятивных техник. Изучение языковой личности в политическом дискурсе с позиций лингвопрагматики объясняет, как политики используют язык для достижения своих целей, а также как их речевое поведение влияет на восприятие обществом политической реальности. Лингвопрагматический подход выявляет манипулятивные техники, используемые в политическом дискурсе, которые проявляются в использовании эвфемизмов, дезинформации, апелляции к эмоциям, сокрытии информации, создании ложных аналогий и других приемах, направленных на искажение восприятия реальности и оказание влияния на решения избирателей [16].

Подводя итог, следует подчеркнуть, что изучение языковой личности представляет собой сложную и многоаспектную задачу, требующую использования разнообразных методологических подходов. От лингвокультурологического анализа, раскрывающего связь языка и культуры, до психолингвистического исследования когнитивных процессов, лежащих в основе речевой деятельности, каждый подход предлагает уникальную перспективу на изучаемый феномен. Выбор конкретного подхода или их комбинации определяется как темой исследования, так и спецификой анализируемого дискурса.

Важно отметить, что различные подходы к изучению языковой личности не являются взаимоисключающими. Напротив, они взаимодополняют друг друга, обогащая наше понимание языковой личности и позволяя получить более полное и объективное представление о ее характеристиках. Так, интегрированный подход, сочетающий элементы лингвистики, психологии, социологии и других дисциплин, подразумевает комплексный анализ, учитывающий различные факторы, влияющие на формирование и проявление языковой личности автора. Только в своей совокупности различные подходы помогают нам приблизиться к пониманию сложной и динамичной природы языковой личности, а также ее роли в коммуникации и социальном взаимодействии. Дальнейшее развитие исследований в данной области требует интеграции различных методологических подходов и разработки новых междисциплинарных методов анализа, способных учитывать многомерность понятия языковой личности.

Литература:

  1. Антропова В. В. К вопросу о лингвистических методах в журналистике // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010. № 1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-lingvisticheskih-metodah-v-zhurnalistike (дата обращения: 27.03.2025).
  2. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филол. науки. 2001. № 1. С. 64–72.
  3. Доброва Виктория Вадимовна, Сысуева Ирина Геннадьевна, Кочеткова Наталья Сергеевна Языковая личность как объект изучения психолингвистики // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2012. № 1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-lichnost-kak-obekt-izucheniya-psiholingvistiki (дата обращения: 27.03.2025).
  4. Дубских А. И. Основные подходы к изучению феномена языковой личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 5–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-izucheniyu-fenomena-yazykovoy-lichnosti (дата обращения: 27.03.2025).
  5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2002.
  6. Костомаров Петр Иванович Антропоцентризм как важнейший признак современной лингвистики // СибСкрипт. 2014. № 2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropotsentrizm-kak-vazhneyshiy-priznak-sovremennoy-lingvistiki (дата обращения: 27.03.2025).
  7. Краснова Татьяна Ивановна Анализ политического дискурса: подходы и категории // Политическая лингвистика. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-politicheskogo-diskursa-podhody-i-kategorii (дата обращения: 27.03.2025).
  8. Кужевская Елена Борисовна, Смык Екатерина Ивановна Отдельные аспекты юридического дискурса как объект психолингвистического анализа // Коммуникативные исследования. 2024. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-aspekty-yuridicheskogo-diskursa-kak-obekt-psiholingvisticheskogo-analiza (дата обращения: 27.03.2025).
  9. Леонтьев Алексей Алексеевич Психолингвистика в рекламе // Вопросы психолингвистики. 2006. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psiholingvistika-v-reklame (дата обращения: 27.03.2025).
  10. Нормуродова Н. З. Художественный дискурс и языковая личность в свете актуальных лингвистических направлений: парадигмы знания, основные принципы и тенденции развития // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-diskurs-i-yazykovaya-lichnost-v-svete-aktualnyh-lingvisticheskih-napravleniy-paradigmy-znaniya-osnovnye-printsipy-i (дата обращения: 27.03.2025).
  11. Оломская, Н. Н. Лингвопрагматические особенности современного академического и педагогического дискурса / Н. Н. Оломская, А. О. Тесман // Филологические науки в XXI веке: актуальность, многополярность, перспективы развития: Сборник научных трудов / Кубанский государственный университет. — Краснодар: Издательско-полиграфический центр Кубанского государственного университета, 2021. — С. 112–117. — EDN TWHVWB.
  12. Петров Сергей Валерьевич Дискурс как единица текста // Образование и право. 2020. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-kak-edinitsa-teksta (дата обращения: 27.03.2025).
  13. Уафа Л. Э. Лингвокультурологические особенности эмотивности в политическом дискурсе // Russian Linguistic Bulletin. 2022. № 6 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskie-osobennosti-emotivnosti-v-politicheskom-diskurse (дата обращения: 27.03.2025).
  14. Фуко М. Археология знания. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия»; университетская книга, 2004. 416 с
  15. Чухланцева, Е. И. Понятие языковой личности в современной лингивстике: определение и методология исследования / Е. И. Чухланцева, О. В. Егорова // Материалы секционных заседаний 61-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ, Хабаровск, 01–31 мая 2021 года. — Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2021. — С. 293–296. — EDN ADKNPI.
  16. Шапочкин Дмитрий Владимирович Комплексный лингвистический подход к исследованию политической языковой личности // Вестник ЧелГУ. 2014. № 26 (355). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-lingvisticheskiy-podhod-k-issledovaniyu-politicheskoy-yazykovoy-lichnosti (дата обращения: 27.03.2025).
  17. Эфтор Ольга Владимировна О подходах к изучению языковой личности // Вестник ЧелГУ. 2013. № 37 (328). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-podhodah-k-izucheniyu-yazykovoy-lichnosti (дата обращения: 27.03.2025).
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

лингвокультурологический подход, интегративный подход, языковая личность, психолингвистический подход, лингвосоциальный подход, коммуникативный лингвопрагматический подход

Похожие статьи

Задать вопрос