Гендерные особенности внимания детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.

Дата публикации: 04.04.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Шиянов, А. Н. Гендерные особенности внимания детей младшего школьного возраста / А. Н. Шиянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123858/ (дата обращения: 24.04.2025).



В статье рассматриваются гендерные особенности внимания детей младшего школьного возраста, подходы и учет гендерных особенностей ребенка в образовательном процессе.

Ключевые слова: внимание как познавательный процесс, развитие, гендерные особенности, младший школьный возраст.

Современная педагогическая наука не стоит на месте. Разрабатываются все новые и новые методики обучения, идет активный поиск новых способов передачи и усвоения знаний школьниками. Одной из актуальных проблем в современной педагогике является внедрение гендерного подхода в образовательном процессе, который педагоги Н. Г. Фирсова, А. З. Бокова и Е. С. Русанова в своей совместной статье определяют как учет гендерных особенностей школьников в процессе их обучения и воспитания [3]. Этот подход особенно актуален в начальной школе, когда личность ещё только начинает формироваться, когда ребенок впервые попадает в иную, более широкую социальную среду, нежели семья, и обладает характерной для младшего школьного возраста острой восприимчивостью к внешним влияниям.

Сравнение процесса развития взросления мальчиков и девочек отмечают в своей статье Н. Г. Фирсова, А. З. Бокова и Е. С. Русанова: «девочки развиваются быстрее мальчиков, и это вызывает некоторые комплексы у мальчиков» [3]. На ту же проблему указывает в своей работе и Ю. В. Курбатова: «в начальной школе мальчики младше девочек по своему биологическому возрасту на 1‒1,5 года», а потому у «мальчиков, у темпы созревания высших психических функций медленнее, чем у девочек» [4]. И в этом исследователь видит определенную проблему — «если у девочек отношение достаточно лояльное к формам и содержанию процесса обучения, то у мальчиков достаточно резко выражен имеющийся негативизм к обучению вообще» [4]. И это при том, что, как отмечает Ю. В. Курбатова, «принято считать возрастом школьной готовности семилетний возраст, независимо от половой принадлежности» [4].

Ю. В. Курбатова в своей статье приводит несколько примеров особенностей и различий в восприятии и усвоении школьной программы мальчиками и девочками. Например, исследователь утверждает, что «учителя математики свидетельствуют, что девочки младшего школьного возраста легче справляются с алгеброй (счет, манипуляция с цифрами и формулами), превосходят мальчиков по вербальным способностям, а мальчики — по пространственным способностям» [4]. Кроме того, как замечает Ю. В. Курбатова, «мальчики младшего школьного возраста на более качественном уровне выполняют весь спектр поисковой деятельности, лучше работают в процессе освоения новых заданий в ходе обучения, если нужно решить новую задачу.... Девочки обычно лучше выполняют задачи шаблонные» [4]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наблюдаются определенные различия в качестве восприятия информации того или иного рода у школьников в силу гендерных различий.

Мы предположили, чтосуществуют гендерные особенности внимания в младшем школьном возрасте, а именно: у девочек выраженность концентрации и устойчивости внимания выше по сравнению с мальчиками.

Для исследования особенностей внимания были использованы следующие методики: методика Р. С. Немова «Найди и вычеркни», «Корректурная проба» Б. Бурдона.

Анализ результатов исследования показал, что девочки проявили большую продуктивность, внимательность и точность при выполнении заданий, требующих концентрации. Они чаще достигают высокого уровня продуктивности и устойчивости внимания.

Мальчики, в свою очередь, продемонстрировали большую устойчивость и гибкость внимания, что позволяет им эффективно переключаться между различными задачами и дольше удерживать внимание на объекте. Они также проявляют большую стабильность на среднем уровне продуктивности и устойчивости.

В целом, результаты показывают, что девочки лучше справляются с заданиями, требующими концентрации и точности, в то время как мальчики более устойчивы и гибки в отношении внимания, что позволяет им эффективно переключаться между задачами и дольше удерживать внимание.

Для проверки выдвинутой гипотезы использовался критерий Манна-Уитни. Анализ показал следующее:

— у девочек наблюдается более высокая выраженность концентрации внимания по сравнению с мальчиками (p ≤ 0,01). Это может говорить о том, что девочки в данной выборке справляются с задачами, требующими концентрации внимания, лучше, чем мальчики;

— в выраженности устойчивости внимания мальчиков и девочек значимых различий не выявлено.

Таким образом, результаты исследования частично подтверждают гипотезу о гендерных особенностях внимания в младшем школьном возрасте. Девочки действительно продемонстрировали более высокую концентрацию внимания, что подтверждается данными корректурной пробы Бурдона и статистическим анализом с использованием критерия Манна-Уитни. Однако гипотеза о том, что у девочек также выше устойчивость внимания по сравнению с мальчиками, не нашла подтверждения. Напротив, мальчики показали лучшие результаты по устойчивости и переключаемости внимания, что указывает на их большую гибкость и способность удерживать внимание в течение длительного времени.

Литература:

  1. Бегиева, Б. М. Психологические особенности внимания младших школьников / Б. М. Бегиева, А. А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. — 2020. — № 26 (110). — С. 36–39.
  2. Бобаева, З. М. Педагогические особенности логического мышления младших школьников и пути его развития в процессе обучения / З. М. Бобаева // Экономика и социум. — 2023. — № 1–1 (104). — С. 183–191.
  3. Бурова Л. И., Капустина Е. Ю. Особенности социально-педагогической деятельности по формированию гендерных ролей у младших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. –2017. — № 1 (76).
  4. Курбатова Ю. В. Особенности формирования гендерных ориентаций младших школьников в образовательном процессе // ИСОМ. — 2015. — № 6–2.
  5. Низомитдинова, З. А. Теоретические основы гендерных исследований / З. А. Низомитдинова // Журнал «Инновации нового века». — 2023. — Т. 36. — №. 1. — С. 6–9.
  6. Фирсова Н. Г., Бокова А. З., Русанова Е. С. Гендерные особенности младших школьников и их учет в процессе усвоения знаний // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

развитие, гендерные особенности, младший школьный возраст, внимание как познавательный процесс

Похожие статьи

Задать вопрос