В статье рассматриваются гендерные особенности внимания детей младшего школьного возраста, подходы и учет гендерных особенностей ребенка в образовательном процессе.
Ключевые слова: внимание как познавательный процесс, развитие, гендерные особенности, младший школьный возраст.
Современная педагогическая наука не стоит на месте. Разрабатываются все новые и новые методики обучения, идет активный поиск новых способов передачи и усвоения знаний школьниками. Одной из актуальных проблем в современной педагогике является внедрение гендерного подхода в образовательном процессе, который педагоги Н. Г. Фирсова, А. З. Бокова и Е. С. Русанова в своей совместной статье определяют как учет гендерных особенностей школьников в процессе их обучения и воспитания [3]. Этот подход особенно актуален в начальной школе, когда личность ещё только начинает формироваться, когда ребенок впервые попадает в иную, более широкую социальную среду, нежели семья, и обладает характерной для младшего школьного возраста острой восприимчивостью к внешним влияниям.
Сравнение процесса развития взросления мальчиков и девочек отмечают в своей статье Н. Г. Фирсова, А. З. Бокова и Е. С. Русанова: «девочки развиваются быстрее мальчиков, и это вызывает некоторые комплексы у мальчиков» [3]. На ту же проблему указывает в своей работе и Ю. В. Курбатова: «в начальной школе мальчики младше девочек по своему биологическому возрасту на 1‒1,5 года», а потому у «мальчиков, у темпы созревания высших психических функций медленнее, чем у девочек» [4]. И в этом исследователь видит определенную проблему — «если у девочек отношение достаточно лояльное к формам и содержанию процесса обучения, то у мальчиков достаточно резко выражен имеющийся негативизм к обучению вообще» [4]. И это при том, что, как отмечает Ю. В. Курбатова, «принято считать возрастом школьной готовности семилетний возраст, независимо от половой принадлежности» [4].
Ю. В. Курбатова в своей статье приводит несколько примеров особенностей и различий в восприятии и усвоении школьной программы мальчиками и девочками. Например, исследователь утверждает, что «учителя математики свидетельствуют, что девочки младшего школьного возраста легче справляются с алгеброй (счет, манипуляция с цифрами и формулами), превосходят мальчиков по вербальным способностям, а мальчики — по пространственным способностям» [4]. Кроме того, как замечает Ю. В. Курбатова, «мальчики младшего школьного возраста на более качественном уровне выполняют весь спектр поисковой деятельности, лучше работают в процессе освоения новых заданий в ходе обучения, если нужно решить новую задачу.... Девочки обычно лучше выполняют задачи шаблонные» [4]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наблюдаются определенные различия в качестве восприятия информации того или иного рода у школьников в силу гендерных различий.
Мы предположили, чтосуществуют гендерные особенности внимания в младшем школьном возрасте, а именно: у девочек выраженность концентрации и устойчивости внимания выше по сравнению с мальчиками.
Для исследования особенностей внимания были использованы следующие методики: методика Р. С. Немова «Найди и вычеркни», «Корректурная проба» Б. Бурдона.
Анализ результатов исследования показал, что девочки проявили большую продуктивность, внимательность и точность при выполнении заданий, требующих концентрации. Они чаще достигают высокого уровня продуктивности и устойчивости внимания.
Мальчики, в свою очередь, продемонстрировали большую устойчивость и гибкость внимания, что позволяет им эффективно переключаться между различными задачами и дольше удерживать внимание на объекте. Они также проявляют большую стабильность на среднем уровне продуктивности и устойчивости.
В целом, результаты показывают, что девочки лучше справляются с заданиями, требующими концентрации и точности, в то время как мальчики более устойчивы и гибки в отношении внимания, что позволяет им эффективно переключаться между задачами и дольше удерживать внимание.
Для проверки выдвинутой гипотезы использовался критерий Манна-Уитни. Анализ показал следующее:
— у девочек наблюдается более высокая выраженность концентрации внимания по сравнению с мальчиками (p ≤ 0,01). Это может говорить о том, что девочки в данной выборке справляются с задачами, требующими концентрации внимания, лучше, чем мальчики;
— в выраженности устойчивости внимания мальчиков и девочек значимых различий не выявлено.
Таким образом, результаты исследования частично подтверждают гипотезу о гендерных особенностях внимания в младшем школьном возрасте. Девочки действительно продемонстрировали более высокую концентрацию внимания, что подтверждается данными корректурной пробы Бурдона и статистическим анализом с использованием критерия Манна-Уитни. Однако гипотеза о том, что у девочек также выше устойчивость внимания по сравнению с мальчиками, не нашла подтверждения. Напротив, мальчики показали лучшие результаты по устойчивости и переключаемости внимания, что указывает на их большую гибкость и способность удерживать внимание в течение длительного времени.
Литература:
- Бегиева, Б. М. Психологические особенности внимания младших школьников / Б. М. Бегиева, А. А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. — 2020. — № 26 (110). — С. 36–39.
- Бобаева, З. М. Педагогические особенности логического мышления младших школьников и пути его развития в процессе обучения / З. М. Бобаева // Экономика и социум. — 2023. — № 1–1 (104). — С. 183–191.
- Бурова Л. И., Капустина Е. Ю. Особенности социально-педагогической деятельности по формированию гендерных ролей у младших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. –2017. — № 1 (76).
- Курбатова Ю. В. Особенности формирования гендерных ориентаций младших школьников в образовательном процессе // ИСОМ. — 2015. — № 6–2.
- Низомитдинова, З. А. Теоретические основы гендерных исследований / З. А. Низомитдинова // Журнал «Инновации нового века». — 2023. — Т. 36. — №. 1. — С. 6–9.
- Фирсова Н. Г., Бокова А. З., Русанова Е. С. Гендерные особенности младших школьников и их учет в процессе усвоения знаний // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 3.