Социальное поведение у детей с нарушением в развитии является одним из главных моментов в процессе их адаптации в расширяющемся социуме. Мы используем термин «социальное поведение», говоря, что социальное поведение — это процесс присвоения и реализации ребенком социальных норм, правил поведения и принципов жизнедеятельности в условиях взаимодействия с окружающим социальным миром. Поведение индивида определяется, прежде всего, внешними мотивирующими факторами, которые воздействуют на человека, а также его опытом, различными особенностями нервно-психического реагирования, индивидуального физического и психологического развития. Кроме того, на социальное поведение человека влияет опыт социального взаимодействия, социальная структура общества.
Социальным называют поведение в социуме, обществе, среди людей. Социальное поведение является формой, внешней стороной человеческой деятельности. В исследованиях о социальной деятельности личности установлено, что эффективная социальная регуляция поведения доступна только личности определенного склада, представляющей собой саморегулирующуюся, саморазвивающуюся систему, способную преломлять внешние воздействия сквозь призму собственных требований в соответствии с самостоятельно поставленными целями и намерениями (И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. В. Лебединский, Ю. М. Орлов, С. Л. Рубинштейн, и др.).
Вследствие ограниченных возможностей здоровья у детей с расстройствами интеллекта отмечается ряд специфических особенностей развития социального поведения, проявляющихся в несвоевременности, фрагментарности развития, в обедненности коммуникативного опыта, эмоционального реагирования и недостаточной произвольности их поведения. Формирование социального поведения у детей с нарушением интеллекта позволяет предупреждать и при необходимости корригировать социально обусловленные трудности в поведении и влияет на результативность вхождения в общество.
Результаты исследований, проводимых отечественными и зарубежными педагогами и психологами показали, что управление своим поведением становится предметом осознания детей в норме в 5–6 летнем возрасте, то есть ребенок старшего дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знания нравственных норм и правил поведения, понимания их значения как средств регуляции собственного поведения, умения анализировать ситуации, заключающие в себе моральный смысл, а также предвосхищать последствия собственного поступка, означая новую ступень в развитии их самосознания (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. К. Котырло, В. В. Столин, И. Т. Димитров и др.). Ребенку с нарушением интеллекта нужна постоянная помощь для формирования способности регулировать свое поведение, и чем раньше она будет оказана, тем благоприятнее прогнозы его будущего социального развития, успешной интеграции в общество.
Изучение поведения детей с ОВЗ, прежде всего, показало, что оно значительно отличается от социального поведения нормально развивающихся сверстников как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Ограниченные возможности речевой коммуникации, часто характерные для детей данного контингента, сопровождаются снижением когнитивного, аффективного и волевого развития. Комплекс особенностей речевого, аффективно-волевого и когнитивного порядка заметно препятствует организации социального поведения ребенка с ОВЗ, затрудняет его контакты, способствует изоляции от коллектива сверстников. Ребенок в условиях ограниченного речевого развития испытывает значительные трудности в установлении смысловых связей между событиями. В этой связи можно говорить о недоразвитии социальной и познавательной направленности, недостаточном формировании образного мышления в целом. Это обусловливает задержку развития их самосознания, произвольности поведения, высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.
Целью работы каждого детского дома является формирование социально адаптированной личности и интеграция воспитанников в общество. Процесс социального развития связан с формированием у ребенка определённого уровня развития личности и навыков общественных действий, позволяющих ему быть независимым и участвовать в формах общественной жизни в соответствии с диагнозом. Следует учитывать и то, что воспитанники детских домов-интернатов развиваются в условиях деформированного процесса социализации, следствием которого является ограниченность социальных контактов и недостаточная сформированность адекватных представлений об окружающем.
Круг таких проблем оставляет свой след на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах жизни, создавая определенные «барьеры» на пути к адаптации и интеграции в общество.
Особенности интеграции, социализации ребенка-инвалида во многом определяются степенью его психического недоразвития и индивидуальных физических возможностей [3]. Применительно к ребенку с нарушениями интеллекта основными социально-адаптивными навыками являются: осознание себя как индивида, сформированность умений в сфере построения отношений с окружающими, способность ребенка самого себя обслужить, а также способность адекватно реагировать на окружающее и освоение им элементарных норм поведения.
Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей с нарушениями интеллекта, их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, включать cоциально-психолого-педагогическую реабилитацию, затрагивая все стороны жизни такого ребенка.
На первом этапе необходимо выявление исходного уровня сформированности навыков интеграции детей-инвалидов в социум для разработки в дальнейшем индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации ребенка. Мы определили следующие критерии сформированности навыков интеграции детей-инвалидов: деятельностный, коммуникативный, эмоциональный.
Под деятельностным критерием понимаются работоспособность и темп деятельности и их влияние на поведение ребенка в целом. К этому критерию мы также отнесли общее моторное развитие, т. е. произвольную двигательную активность, ловкость, гармоничность движений, темповые характеристики, от которых во многом зависят операциональные характеристики деятельности.
Коммуникативный критерий обусловливает целенаправленность поведения (регуляторная зрелость), то есть произвольная регуляция деятельности ребенка, которая во многом определяет коммуникативную активность и адекватность, сформированность межличностного общения.
В эмоциональный критерий вошли такие показатели, как эффективные и эмоциональные особенности ребенка (преобладающий эмоциональный фон, т. е. фон настроения, эмоциональная лабильность и т. д.), речевое развитие (речевая активность, объем словарного запаса, развернутость речевых высказываний, интонационные особенности), мы включили также в этот критерий самооценку и уровень притязаний детей-инвалидов.
Для разработки индивидуальной программы сопровождения проводится анализ развития личности и возможностей социальной реабилитации ребенка-инвалида каждого ребенка.
Для реализации индивидуальной программы комплексного сопровождения ребенка создана система (ре)абилитационной работы, основными задачами которой являются развитие у воспитанников механизмов приобретения социального опыта, расширение социального пространства и организация интегрированной среды. Содержание и направления работы педагогов по формированию социального поведения у детей с ОВЗ, заключаются в следующем:
– Систематическое развитие всех сторон речи, акцентирование внимания на ознакомлении детей с ОВЗ с окружающим социальным миром и взаимоотношениями людей в этом мире, а также разъяснение детям смысла, нравственной ценности и справедливости моральных правил на основе предвосхищения предполагаемых поступков.
– Воспитание у детей ориентира на эмоциональное состояние сверстника, учет его интересов при выборе конкретного поступка в реально складывающихся ситуациях на основе эмпатического отклика на его переживания.
– Развитие у детей с ОВЗ способности к волевым усилиям при выполнении правил социального поведения. Предъявление детям проблемных педагогических ситуаций, что способствует развитию у них коммуникации, произвольности поведения, помогает лучше осознать личностную значимость социальных норм.
– Взаимосвязь в работе воспитателей, психолога, других специалистов и родителей, создание атмосферы сотрудничества и доверия между взрослыми и детьми.
Традиционно работа по формированию различного рода базовых навыков социального поведения осуществляется преимущественно либо в непосредственно организованной деятельности, либо в совместной деятельности в структуре режимных моментов.
Коррекционный эффект формирования социального поведения достигается комплексным построением занятий, когда одно содержание социального характера выражается в нескольких модельных планах (чтении, игре, беседах по картинам, решении проблемных ситуаций). Используются такие технологии и методы, как метод «социальных историй», различного рода опоры, или подсказки для правильного выполнения действия или поведения и т. д.
Данная работа реализуется в нескольких направлениях.
В учреждении социального типа организована специальная деятельностная, стимулирующая среда, проводятся специальные побудительные мероприятия к формированию предпосылок к социальной адаптации у детей-инвалидов.
Данное направление работы включает самодеятельность детей: различного рода дежурства, шефство над младшими детьми, участие в различных развлекательных мероприятиях, труд и помощь взрослым, кружковая, студийная деятельность, участие детей в конкурсных программах и другие мероприятия путем обучения, вовлечения и стимуляции. Преимуществом данного направления является охват реабилитационным процессом почти всех воспитанников, включая детей с тяжелой умственной отсталостью. Целью социального развития данной категории детей является создание условий для максимально достижимой адаптации в условиях интерната, формирования элементарных жизненных компетенций.
Программа реабилитационных мероприятий предусматривает развитие правильной ориентировки в окружении, в том числе вне стен интерната. С этой целью, в воспитательной работе, в социальном учреждении, сделан упор на организацию различных экскурсий, участие в выездных мероприятиях: познавательных, культурно-досуговых, спортивных. Это экскурсии на предприятия и учреждения города, зоопарк, музеи, систематические посещения благотворительных мероприятий, кинотеатров, цирка, театра и прочее.
Так как общение имеет особую значимость в формировании жизненного опыта, то организация интегрированного общения детей с окружающими является еще одной составляющей в приобретении личного опыта детьми вне учреждения. В этом ключе нами проводится работа, способствующая повышению открытости социального учреждения и расширенного спектра включенности самих воспитанников в жизнь общества: интегрированное общение становиться возможным при обучении наших воспитанников в образовательных учреждениях (школе, детском саду), при дружеском взаимодействии с детскими творческими коллективами, при участии в различных спортивных мероприятиях района, округа, в непосредственном общении и взаимодействии с волонтёрами.
Следует отметить, что количество участников подобных мероприятий постоянно увеличивается, как среди воспитанников,проживающих в социальном учреждении,так и среди социального окружения, принимающего участие в интеграционном процессе.
Воспитанники дома-интерната, как и воспитанники других ДДИ, имеют возможность отдыхать летом в учреждениях санаторно-курортного типа. Выезд детей позволяет кардинально сменить социальную обстановку и расширить круг их общения. Наши дети живут рядом со здоровыми сверстниками, участвуют в жизни санатория или пансионата, общаются, дружат и чувствуют себя нужными, полезными и равными всем остальным.
Это деятельностная среда, в которую оказываются вовлечены дети с ограниченными возможностями здоровья, позволяет решить целый ряд задач социальной реабилитации:
– общефизическое оздоровление детей в природной среде;
– изменение социальной роли ребенка (переход из роли опекаемого — объекта воздействия — в роль активного субъекта взаимодействия);
– изменения степени негативного влияния заболевания или дефекта на уровень жизненных возможностей;
– повышение жизненного потенциала: приобретение нового жизненного опыта, освоение новых знаний и умений.
Работа в данном направлении нацелена формирование социально значимых критериев, на успешную интеграцию детей-инвалидов, повышение их физической и социальной активности.
Необходимо отметить, что отмечается явная положительная динамика уровня развития социально значимых навыков у воспитанников проживающих в социальном учреждении.
Рис. 1. Динамика уровня развития социально значимых навыков у воспитанников (в %)
Изучение уровня социальных навыков у детей и анализ системы работы позволяет судить о значимости и результативности выбранных направлений. Важным является то, что данные направления работы решают проблемы как социальной адаптации, так и комплексной реабилитации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Однако упомянутые изменения лишь частично облегчают проблемы интеграции воспитанников специализированных детских домов-интернатов. Не следует забывать о том, что социальная адаптация и интеграция детей-инвалидов — это двусторонний процесс, это формирование обоюдной активности — социальной среды и ребёнка, приложение совместных усилий.
Для определения эффективности проведенной нами работы были проведены анкетирование, контрольные срезы, целью которых явилось определение уровня сформированности навыков интеграции детей-инвалидов в социум.
Анализ данных свидетельствует об определенном росте уровня сформированности навыков интеграции детей-инвалидов: деятельностный от 15 % до 28, коммуникативный — от 18 % до 31 %, эмоциональный — от 12 % до 26 %.
Рис. 2. Динамика уровня сформированности навыков интеграции воспитанников (в %)
Таким образом, в результате реализации индивидуальной программы комплексного сопровождения у ребенка с нарушением интеллекта происходит изменение в восприятии своего собственного «Я«, окружающей действительности, формируется социально приемлемое поведение, что способствует успешной интеграции в изменяющийся социум.
Литература:
1. Аргунова Т. П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации // Наука и образование. 2009. № 1. С. 109–115.
2. Белух С. М., Лебедева С. С. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов. Учебное пособие /Под общ.ред. С. М. Белух. СПб., 2007.
3. Интеграция детей с особенностями развития в образовательное пространство. Сборник статей, методических материалов, нормативно-правовых документов /Под ред. Л. М. Шипицыной. М., 2006.
4. Конвенция о правах ребенка. Конвенция ООН. М., 2009.