Средства прокурорского реагирования на нарушения закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.

Дата публикации: 03.04.2025

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Скрипец, А. П. Средства прокурорского реагирования на нарушения закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях / А. П. Скрипец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 312-315. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123873/ (дата обращения: 25.04.2025).



В статье автором рассмотрены основные средства прокурорского реагирования на нарушения закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.

Ключевые слова: прокурорский надзор, учетно-регистрационная деятельность, представление, постановление, требование.

В рамках каждого направления прокурорского надзора используется свой собственный арсенал средств прокурорского реагирования на нарушения законодательства. В то же время при применении таких средств учитываются общие пределы, установленные действующим законодательством, в частности Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — ФЗ «О прокуратуре РФ») [1].

На сегодняшний день не выработан единый подход к пониманию сущности средств прокурорского реагирования или средств прокурорского надзора. Часть исследователей придерживается позиции, согласно которой такие средства есть не что иное, как полномочия прокурора. К примеру, по мнению В. К. Боброва, средства прокурорского надзора разделяются на два вида: полномочия по выявлению нарушений и полномочия по устранению таких нарушений. В. К. Бобров указывает, что прокурор реагирует на нарушение закона посредством соответствующего акта, именуемого актом прокурорского реагирования [2, с. 59].

Данный подход разделяется также А. Ф. Смирновым [3, с. 118].

Согласно позиции М. П. Полякова, средства прокурора (прокурорского надзора) и акты прокурорского реагирования выступают равнозначными категориями [4, с. 113].

В соответствии с позицией Н. П. Кирилловой, правовые средства делятся на две группы: средства выявления и средства прокурорского реагирования на нарушения. После выявления прокурором нарушений закона, виновных, причин и условий нарушений, он принимает меры к их устранению, а также к привлечению к ответственности лиц с помощью принятия предусмотренных законом актов прокурорского реагирования [5, с. 105].

Е. А. Миллеровой не дается комплексного определения правовых средств, однако о них упоминается в определении прокурорской проверки: это «одно из основных правовых средств выявления и пресечения преступлений» [6, с. 18].

При сравнении различных подходов к пониманию средств прокурорского надзора можно заметить, что они подразделяются на следующие группы:

— понимание таких средств в качестве форм реализации полномочия прокурора;

— отождествление средств прокурорского надзора и полномочий прокурора;

— рассмотрение такие средств как регламентируемых правом действий прокурора;

— их определение в качестве мер по борьбе с правонарушениями.

Представляется, что полномочия прокурора — это зафиксированные законом возможности, тогда как правовые средства — это урегулированные законом действия. Иными словами, средства прокурорского надзора не сводятся к полномочиям, однако эти понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ) [7] в статье 37 закрепляет полномочие прокурора по отмене незаконных постановлений органа дознания. При отмене постановления о возбуждении уголовного дела прокурор выносит специальное постановление, которое выступает средством прокурорского надзора.

Средства прокурорского надзора можно условно разделить на два вида:

— направленные на выявление нарушений закона, их причин и условий (например, проверка соблюдения учетно-регистрационной дисциплины);

— связанные с устранением таких нарушений, их причин и условий.

По общему правилу, средства прокурорского надзора, связанные с устранением нарушений, именуются актами прокурорского реагирования.

В рамках прокурорского надзора за приемом, регистрацией и разрешением сообщений и заявлений о преступлениях используют специфичные акты прокурорского реагирования. Определенные сложности в указанной области вызваны тем, что в ФЗ «О прокуратуре РФ» нет четкого перечня актов прокурорского реагирования, которые используются при данном направлении надзорной деятельности. Вместе с тем данные акты могут быть выявлены исходя из анализа положений Приказа Генпрокуратуры России от 23 октября 2023 г. № 730 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия» (далее — Приказ № 730) [8].

Важно учесть и то, что в рассматриваемой области, как правило, не используются традиционные акты прокурорского реагирования, такие как предостережение или протест, в силу связи с уголовным процессом. В то же время, к примеру, вместо представлений об устранении нарушений прокурором выносятся выступающие аналогом требования.

Принято выделять три акта прокурорского реагирования, которые характерны данному направлению прокурорской деятельности, а именно требование, постановление и представление. В то же время данное мнение поддерживается не всеми исследователями ввиду спорности правового режима того или иного акта.

При осуществлении прокурорского надзора над отношениями, связанными с возбуждением уголовного дела, принимается несколько видов постановлений. Например, постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, а также мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.

Специфика первого вида постановлений состоит непосредственном воздействии на нарушение, что несвойственно прокурорскому надзору. В большинстве случаев прокурор указывает на нарушение (рекомендует или требует принять меры), а не устраняет его. Необходимость наделения своего рода распорядительным полномочием обусловлена важностью обеспечиваемых общественных отношений.

Что касается мотивированных постановлений о направлении материалов, то их правовая природа спорна, в связи с чем они нередко рассматриваются не в качестве акта прокурорского реагирования (средства устранения нарушения), а в качестве меры побуждения уполномоченных органов к законной деятельности [9, с. 67]. Представляется, что данный вид постановлений реализуется не при осуществлении функции прокурорского надзора, а при реализации уголовного преследования, которое также выступает направлением деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Относительно требований прокурора необходимо пояснить, что, по нашему мнению, они являются именно актом прокурорского реагирования применительно к надзору за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Данный акт прокурорского реагирования оставлен без внимания в ФЗ «О прокуратуре РФ», и правовой режим требований прокурора определен в нем через содержательный аспект. В то же время анализ положений УПК РФ, а также прокурорская практика позволяют говорить о том, что в рамках уголовного процесса требования выступают актами прокурорского реагирования. Требование имеет письменную форму и выражается в материальном мире посредством создания соответствующего документа, подписанного прокурором.

Требование используется в том случае, если нарушение имеет правовой характер и является разовым. Если же нарушения имеют систематический характер, связаны с неисполнением организационно-распорядительных актов или же их устранение требует принятия организационных мер, включая привлечение к дисциплинарной ответственности, то прокурором вносится представление.

Представление может быть внесено должностным лицам, руководящим органами, уполномоченными на возбуждение уголовных дел (например, руководителю структурного подразделения Следственного комитета Российской Федерации). Данное решение обусловлено тем, что именно они вправе осуществлять организационное воздействие.

Представление как акт прокурорского реагирования имеет комплексный характер, это связано с тем, что в его содержании может находиться несколько требований (устранить нарушение, привлечь к ответственности).

Проведенное исследование способствовало определению сущности средств прокурорского реагирования на нарушения закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, а также выявлению их специфики. В рамках данного направления надзорной деятельности используются постановления, представления и требования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. № 47. Ст. 4472; 2024. № 41. Ст. 6059.
  2. Бобров В. К. Прокурорский надзор: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 191 с.
  3. Прокурорский надзор: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / под редакцией А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. Москва: Юрайт, 2017. 483 с.
  4. Прокурорский надзор: учебник и практикум для среднего профессионального образования / под общей редакцией М. П. Полякова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 367 с.
  5. Кириллова Н. П. Прокурорский надзор: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2018. 349 с.
  6. Миллерова Е. А. Прокурорский надзор: учебное пособие / под ред. Е. А. Миллерова. Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2017. 57 с.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 20.03.2025) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921; 2025. № 12. Ст. 1215.
  8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 23 октября 2023 г. № 730 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия» // Законность. 2023. № 12.
  9. Огородов А. Н. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: учебное пособие. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. 67 с.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

постановление, представление, прокурорский надзор, требование, учетно-регистрационная деятельность

Похожие статьи

Задать вопрос