Особенности профессионального выгорания педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.

Дата публикации: 04.04.2025

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Такшина, В. В. Особенности профессионального выгорания педагога / В. В. Такшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123874/ (дата обращения: 24.04.2025).



В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания в целом и профессионального выгорания педагога в частности. Представлено краткое освещение исследования проблемы эмоционального выгорания в науке и практике. Выделены причины эмоционального выгорания педагогов., особенности протекания и его последствия.

Ключевые слова: выгорание, эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, профессиональный стресс, профессиональная деформация, истощение, стадии выгорания, педагог, педагогическая деятельность.

Введение

Проблема профессионального выгорания педагогов не является новой, но несмотря на это, на сегодняшний день достаточно актуальна.

Феномен выгорания изучается учеными на протяжении многих десятилетий и представляет интерес с точки зрения психологии, философии, социологии, педагогики, менеджмента и других наук.

В той или иной степени рассматриваются вопросы определения самого понятия «выгорание» (Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченко), разработки моделей синдрома эмоционального выгорания (А. Пайнс, А. Аронсон, Д. Дирендонк, К. Маслач, С. Джексон), вопросы профессионального выгорания в среде педагогов (М. В. Борисова [1], Т. В. Форманюк [6],), структуры эмоционального выгорания и систематизации характеристик синдрома (К. Маслач, С. Джексон) и так далее.

Методы исследования. Теоретический анализ проблемы в научной психологической литературе показывает, что в трактовке самого понятия эмоционального выгорания нет единого подхода: эмоциональное выгорании рассматривается как следствии стресса (Г. Селье, Н. В. Самоукина); как кризис, вызванный особенностями профессиональной деятельности (накопившийся стресс, неудовлетворенность работой и др.) (М. Буриш, Т. В. Форманюк [6]); как отрицательное следствие межличностного взаимодействия (Б. Г. Ананьев); как истощение на физическом, умственном и эмоциональном уровне (К. Маслач, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченко [2]); как приобретенный стереотип эмоционального поведения (В. В. Бойко); как реакция на дезадаптацию в профессии (В. Е. Орел) и так далее.

Многие исследователи не разводят понятие «эмоционального» и «профессионального» выгорания, используя как тождественные. Возможно это объясняется тем, что эмоциональное выгорание приводит к деформации личности, а деформация как раз и возникает в процессе профессиональной деятельности, а именно в избытке коммуникаций.

Само понятие эмоционального выгорания было введено Гербертом Дж. Фрейденбергером — американским психологом немецкого происхождения в 1974 году. Изначально данное понятие трактовалось как истощение.

Интерес к феномену выгорания объясняется тем, что он является результатом проблем в профессиональной сфере человека, которая сегодня, пожалуй, занимает большую часть жизни.

Актуальность рассматриваемого нами вопроса заключается в том, что профессия педагога претерпевает значительные изменения. При снижении социального статуса педагога требования к его личностным и профессиональным качествам остаются высокими. Педагог априори находится в зоне «риска» эмоционального выгорания.

Во-первых, профессия учителя относится к системе человек-человек. Многие исследователи считают, что стресс, характерный для профессий этого типа, является основным фактором, способствующим развитию синдрома эмоционального выгорания. Постоянное взаимодействие с людьми приносит радость от общения, но также связано с рядом значительных трудностей. Отношение к некогда любимой, приносящей удовлетворение работе меняется — она воспринимается как тяжелая необходимость, вызывая тем самым усталость, раздражение и агрессию по отношению к коллегам, ученикам, администрации образовательного учреждения.

Во-вторых, к педагогу предъявляются высокие требования. С одной стороны, он должен руководствоваться традиционными установками в обучении и воспитании детей, с другой — его деятельность должна быть организована в соответствии с инновациями и нововведениями в системе образования, что называется идти в ногу со временем. Знания, однажды полученные при обучении педагогической профессии, быстро устаревают и существует актуальная необходимость в их постоянном обновлении. В результате педагог должен постоянно пополнять запас знаний, обновлять их, совершенствоваться.

В нашем обществе существует установка что учитель должен быть компетентным практически во всех вопросах. Педагог обязан рационально воспринимать окружающую действительность. Он должен контролировать свое поведение (оно должно быть безупречным) и поведение своих учеников.

Причиной профессионального стресса педагога является ситуация многозадачности, большой объём работы, повышенная ответственность, необходимость тотального самоконтроля, повышенный уровень бдительности и готовности, постоянное напряжение, что приводит к чувству крайней усталости и опустошения, депрессии.

Среди множества характеристик и сложностей педагогической деятельности можно выделить высокую психическую нагрузку. Умение чувствовать, сопереживать, рефлексировать считаются ключевыми профессиональными качествами учителя, что приводит к значительным эмоциональным затратам. Существует высокая вероятность того, что эмоциональное выгорание может привести к профессиональному выгоранию. Синдром профессионального выгорания является следствием неблагоприятной реакции на работу, отражаясь на состоянии психики, психофизиологическом проявлении дискомфорта и поведении. Психофизиологические последствия проявляются в психосоматических расстройствах (нарушение сна, мигрень, проявление симптомов различных заболеваний при явном их отсутствии и т. д.). Снижаются адаптационные возможности человеческого организма. Проявляются так называемые «болезни адаптации» (гипертония, язвенная болезнь желудка, астма и другое).

В поведении проявляется конфликтность, нежелании идти на компромисс, пренебрежение своими обязанностями, отчуждение от работы, уход в «болезнь», употребление алкоголя, либо средств, притупляющих чувство тоски, паталогической безысходности, формируется негативная установка на жизнь в целом.

Совокупность симптомов приводит к уменьшению эффективности работы педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности своей профессией приводит к снижению квалификации и способствует возникновению эмоционального выгорания. Изначально высокомотивированный, стремящийся к достижению успеха в профессиональной деятельности учитель теряет интерес к своему делу, он перестает эмоционально реагировать на происходящие вокруг события, как отрицательные, так и положительные. Происходит снижение самооценки, утрата веры в себя как в профессионала.

Кроме того, существует точка зрения, что синдрому эмоционального выгорания подвержены люди, имеющие к нему предрасположенность. Здесь выделяется несколько типов личности: педантичный тип, стремящийся всегда и все делать высококачественно, добросовестно, чрезмерно; демонстративный тип, стремящийся всегда быть на виду, преуспевать во всех начинаниях; эмотивный тип, для которого характерны противоестественная чувствительность и повышенная впечатлительность (С. В. Митина, С. А. Бабанов).

Результаты исследования. В профессиональном выгорании педагога выделяется несколько стадий:

  1. Начальная. Учитель может забывать выполнять какие-то функции. Страх ошибиться, что-то не выполнить приводит к повышенному самоконтролю и многократной проверке своих действий, что ведет к напряженности психики.
  2. Стадия снижения интереса к работе, потребности в коммуникациях, межличностном взаимодействии. Как следствие появляется повышенная раздражительность.
  3. Непосредственно стадия выгорания. Утрачивается интерес к профессиональной деятельности и к жизни в целом. Проявляется в безразличие, желании огородится ото всех, свести общение к минимуму [4].

Опасность профессионального выгорания заключается в том, что это не отдельно взятый момент, эпизод, случай, это результат.

Обсуждение результатов. В своей профессиональной практике педагоги наиболее подвержены риску деформации, что связано с постоянными стрессами и высокой эмоциональной напряженностью их работы.

В такой ситуации необходимо предпринимать меры для предотвращения синдрома выгорания либо минимизации его последствий. «…систематическая работа по актуализации личностных ресурсов и оптимизации организационных (средовых) условий труда процесс «затухания горения» может быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение» [2].

Заключение. Накоплен существенный объем диагностического инструментария, позволяющего определить наличие признаков синдрома выгорания [2]. Его использование позволит своевременно выявить и предотвратить, либо свести к минимуму проявление профессионального выгорания и предпринять необходимые меры для «выздоровления» и адекватного восприятия себя и сохранения интереса к педагогической профессии.

Литература:

  1. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С. 97–104.
  2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
  3. Стебловская, А. В. Теоретическое представление понятия «Синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе / А. В. Стебловская // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2017. — № 1. — С. 140–146.
  4. Сушенцова Л. В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика [Текст] / Л. В. Сушенцова // Инновационная сельская школа: от идеи к результату: сборник статей. — Йошкар-Ола: ГОУВПО «Мар. гос. ун-т», 2006. — С. 190–198.
  5. Третьякова В. С. Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде / В. С. Третьякова // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 71–85.
  6. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 57–64.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос