Что значит для детей музыкальная игра? Это, прежде всего, отражение национальных традиций, обычаев. Весь образ жизни ребёнок может увидеть в музыкальной игре. Народная игра — это не только забавы старшего поколения, наших бабушек и дедушек; это детство ребёнка, его размышление об окружающей действительности.
Огромное значение народных игр в том, что они являются незаменимым средством как художественного, так и патриотического и нравственного воспитания дошкольников.
Тысячелетиями народные игры были практически единственным средством нравственного и эстетического воспитания детей. Народ понимал огромную педагогическую ценность таких игр и из поколения в поколение передавал их, заботился об их сохранности.
Трудно переоценить и воспитательное значение игр. Вот почему каждый дошкольный педагог непременно должен уметь использовать их в учебном процессе. Ведь дети во время игры приобретают очень ценные и необходимые жизненные качества. Все правила и нормы дошкольного музыкального воспитания, которые веками выработала народная педагогика, проверены временем. В этих правилах и нормах заключена вся народная мудрость, вобравшая в себя богатейшие общечеловеческие ценности. Воспитание можно осуществлять различными способами и средствами. Мы рассмотрим музыкальное воспитание средствами народной игры.
Игра сопровождает ребёнка постоянно, на протяжении всего периода детства. Для ребёнка игра не просто развлечение, он живёт в игре. Можно сказать, что ребёнок в игре постигает жизнь.
Игра — это развлечение, забава и непременно соревнование, где каждый участник хочет выйти победителем. Народные игры всегда ярки и образны; они сопровождаются забавными потешками и припевками.
Практически все народные песни, музыкальные народные игры для дошкольников рассказывают о жизни и культуре русского народа в яркой, образной, а главное — доступной для детей форме. Такие игры способствуют формированию музыкальной культуры, делают детей более чувствительными и восприимчивыми к художественным образам, активизируют детское творческое мышление.
Музыкальные игры являются одним из наиболее доступных средств развития музыкального слуха у детей, совершенствования координации движений и способности к импровизации.
Главная примета игровых песен — это непременная взаимосвязь их текстов с игровыми или условными действиями исполнителей, потому как текст в отрыве от игры теряет свой смысл.
В народных играх всегда используются шутки, прибаутки, потешки; зарифмованные строки легко и с интересом разучиваются. Дети быстро запоминают потешки, которые легко ложатся на простые, незамысловатые мелодии. Это очень важно, так как малышам, исходя из их голосовых данных, легко и удобно исполнять эти песенки. Нельзя не отметить, что народные игры многофункциональны. Только в одной лишь игре ребёнок одновременно может петь, плясать или ритмично двигаться и выполнять какие-либо соревновательные движения.
Следует отметить такое огромное преимущество народной игры по сравнению с другими видами познавательной деятельности — игра никогда не утомляет, она естественным образом включает детей в познавательную деятельность. Также игровая ситуация является отличным средством, чтобы моделировать любой изучаемый дошкольниками процесс. Народная игра великолепно мобилизует эмоции детей, их внимание, способности и интеллект. Она же служит и двигательной разрядкой. Без преувеличения можно сказать, что игра — это подготовка к настоящей взрослой жизни.
В наше время вопрос воспитания детей средствами народной педагогики стоит необычайно остро, поскольку фольклор является ценнейшими материалом в эстетическом, а также патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Игра всегда создает на занятиях атмосферу эмоциональной отзывчивости и непринужденности. А это очень важно, поскольку именно в таких условиях наиболее полно и ярко раскрываются все творческие возможности детей.
В игровой деятельности складываются определенные формы общения и, поскольку игра требует от ребёнка таких качеств, как инициативность и общительность, ребёнок приобретает умение координировать свои действия с действиями других детей группы, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
В каждой группе есть дети, которые испытывают трудности в освоении какого-либо материала, дискомфорт в общении, эти дети стесняются проявить свою инициативу и самостоятельность в действиях. Участвуя в народных играх, каждый ребёнок чувствует себя частью большого детского коллектива. Это с одной стороны. С другой стороны — он имеет возможность проявить свои творческие способности, свою индивидуальность. В игре дошкольники учатся сочувствовать, сопереживать и помогать товарищам, самостоятельно принимать решения и исполнять их, находить выход из различных проблемных ситуаций.
Используемые атрибуты игр привлекают внимание дошкольников, вызывают их интерес. Расписные ложки, яркие платки и народные костюмы придают играм особый колорит. Такие игры производят неизгладимое впечатление, в них играют, их не забывают.
В русском языке понятие «игрища», «игра» существуют уже очень давно. Видов народной игры огромное множество: от свадебной или хороводной игры — до воспроизведения детьми или молодежью, а нередко и взрослыми бытовых сцен, сельскохозяйственных работ.
Самобытные и яркие черты культуры любого народа как нельзя лучше проявляются в созданных им играх. Столетиями русские народные игры были частью как повседневной жизни, так и частью любого праздника. Игры выступали в роли не только отличного способа весело и интересно провести время, но и являлись прекрасной психологической разгрузкой, они ненавязчиво обучали подрастающее поколение доброте, смелости, ловкости, храбрости, взаимовыручке, благородству, самопожертвованию во имя общего блага.
Русские народные игры отличались большим разнообразием. В них участвовали как дети, так и взрослые, которые иногда в праздничные дни могли себе позволить повеселиться.
Народная игра является воспитательным средством, так как она входит основным компонентом в народные традиции. Это даёт возможность взрослому целенаправленно, но вместе с тем ненавязчиво вводить детей в мир народной культуры, мир человеческих отношений.
Народные подвижные игры оказывают влияние на развитие сообразительности, быстроты реакции, воспитание воли и нравственных чувств, физически укрепляют детей.
На занятиях народные игры помогают успешно решать проблемы речевого развития дошкольников, способствует качественному воспитанию вокально-хоровых навыков, формируют социальный статус ребёнка.
Большинство народных игр не имеет чётких правил, поэтому детям предоставляется возможность в полной мере воплотить в игре все свои задумки и проявить свои творческие способности.
Как правило, каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка помогает выбрать ведущего и распределить роли честно, весело и без обид.
Народные песни, музыкальные народные игры для дошкольников рассказывают о культуре русского народа в образной и доступной для детей форме. Такие песни и игры развивают творческое мышление детей, способствуют формированию их музыкальной культуры и делают ребят более восприимчивыми к художественным образам.
Культурологи и социологи довольно часто твердят о том, что современное поколение не знает традиции своего народа, не интересуется его культурой.
Да и многие родители считают фольклор устаревшим и практически никак не используют его для занятий с детьми.
Нельзя не говорить о том, что произведения народного творчества не только отражают жизнь народа, его ценности, традиции и опыт, но и способствуют появлению у дошкольников чувства родства и общности со своим народом, такого своеобразного стержня для дальнейшего формирования всей личности ребёнка.
В настоящее время мы наблюдаем растущее внимание к национальной культуре и искусству. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения немыслимо без изучения фольклора, народных ремёсел и традиций. При использовании в играх народного фольклора, дети легко познакомятся с обычаями и традициями своих предков.
Неизменными спутниками народных игр всегда была песня. Огромный пласт игр основан на соединении песни и движения. Эти игры называются хороводными. Остановимся на них более подробно. Хороводы издревле любили на Руси. Ни один праздник не обходился без них. Несмотря на внешнюю незатейливость и простоту, значение хороводов неоценимо. Они развивают музыкальный слух и чувство ритма, способствуют совершенствованию двигательных навыков. Также хороводные игры облегчают процесс адаптации и социализации детей: располагают их друг к другу, раскрепощают их.
Хороводные игры и танцы известны с древних времён. Хоровод можно назвать древнейшим видом танца. Он сопровождал древних славян в самых разных жизненных ситуациях. Русский хоровод издавна был не просто танцем, это был образ жизни. В нашем современном мире хороводные игры в основном утратили своё былое значение, и ныне хороводы превратились в один из способов развития детей.
Популярность в работе с дошкольниками хороводные игры обрели не просто так. Хороводные игры — это целый комплекс игровых упражнений, где есть всё: музыка, пение, декламация стихов, пантомима, свободные движения. При этом решается целый комплекс взаимосвязанных задач: знакомство детей с древними обычаями и традициями, приобщение их к народной культуре; способствование совершенствованию двигательных, певческих и танцевальных навыков; развитие музыкального и эстетического вкуса; развитие чувства ритма, музыкального слуха и музыкальной памяти; воспитание творческой индивидуальности; развитие умения воплощать в роли игровые образы; облегчение процесса адаптации, так как хороводные игры всегда располагают детей друг к другу, раскрепощают их; приучение детей действовать вместе, сотрудничать; формирование у дошкольников коммуникативных качеств.
Хороводные игры всегда сопровождаются музыкой. Это помогает гармоничному развитию всех музыкальных способностей детей. Хороводные игры формируют доброжелательные отношения между детьми. Также хороводные игры удовлетворяют много важных потребностей детей: потребность в общении, выражении своих эмоций, потребность в физическом контакте. При этом дети учатся согласованным и слаженным совместным действиям.
Хороводные игры можно назвать прекрасным помощником в организации детей. Как только начинается такая игра — дети очень быстро сбегаются, забывая обо всех ссорах и обидах. Хороводные игры дают детям возможность проявить свои самые лучшие качества: доброту, отзывчивость, благородство, взаимовыручку и даже самопожертвование.
Хороводные игры в большинстве своём содержат в основе развлекательный компонент и стали в наше время детской забавой. При всей своей простоте и краткости хоровод развивает в детях музыкальность, ловкость, смекалку.
В хороводном кругу дети испытывают чувство единения и равенства, с удовольствием проявляют свои способности в пении и танце, раскрепощаются. Само построение хоровода — круг — воспитывает ребят. Такое построение создаёт ощущение равенства. При этом в хороводной цепочке каждый ребёнок понимает значимость движения в такт музыке соответственно с правилами. За целостность и красоту хоровода отвечают все, поэтому хороводная игра способствует организованности и слаженности группы.
Хороводные игры всегда являются музыкально-ритмическими. Дети в хороводе двигаются по кругу и совершают движения в такт звучащей музыке. В процессе этого у детей развивается звуковое восприятие и отрабатывается координация движений.
Хороводы замечательны тем, что их тексты необязательно специально заучивать. Они довольно быстро и легко заучиваются в процессе самой игры. Во время проведения хороводных игр необходимо напоминать ребятам о распевном, выразительном и ритмичном произнесении текста.
Хороводная игра содержит, как правило, малое количество правил, соблюдать которые детям совсем не трудно, это, в свою очередь, даёт возможность для свободного проявления индивидуального «Я».
Очень важно на подготовительном этапе работы над игрой-хороводом заинтересовать детей образами. На протяжении всей работы над игрой необходимо поддерживать в детях радость и эмоциональный подъём от совместного творческого процесса.
В хороводных играх движения сочетаются с песенным и музыкальным сопровождением. Содержание хороводных песен приобщает детей к народной культуре. В процессе игры дошкольники погружаются в певучесть и лиричность кантиленных мелодий, с удовольствием веселятся под песенки-потешки и песенки-прибаутки. Народные песни зарождают в детях такие нравственные качества, как стремление к добру, любовь к родному краю и живой природе.
Хоровод даёт почувствовать ребятам, что каждый из них является важной частью коллектива. Хороводы и хороводные игры могут и должны стать составной частью насыщенной и радостной повседневной жизни дошкольников и в детском саду, и дома.
Целью проведения хороводных игр в детском саду является гармоничное развитие детей через их приобщение к истокам народного творчества, к народным традициям. Обучение музыкальным играм строится по принципу «от простого — к сложному». В каждой возрастной группе хороводы организуются непременно с учётом особенностей ребят. В хороводе — игре с младшими дошкольниками участвуют взрослые. Именно при таком условии дети должны испытывать и испытывают положительные эмоции.
В нашем Центре развития ребёнка народные игры проводятся не только на музыкальных занятиях. Воспитатели широко используют их в повседневной жизни ребят — на физкультурных занятиях, на прогулке, в совместной деятельности на занятиях. В подборе таких игр принимают участие все специалисты ПДО, психолог, логопед, инструктор по физической культуре.
Музыкальная игра является формой организации музыкального воспитания детей, в условиях которой педагог может формировать личность ребёнка, применяя различные методы. Являясь развлечением и отдыхом, игра связана со всеми видами деятельности детей; она способна перерасти не только в обучение, но и в терапию, а в конечном итоге — в творчество.
Игровые песни связывают чувства детей и педагогов, объединяют их задачи, устремления и настроения; погружают взрослых и ребят в особый мир — мир мудрой народной музыкальной культуры. Эти музыкальные игры являются мостиком между сердцами детей и взрослых, между учениями и развлечениями; между прошлым, настоящим и будущим. Этим и определяется место игры, а точнее — музыкальной игры, в педагогическом процессе музыкального воспитания детей.
Использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, неповторимый колорит его обычаев, своеобразие родного языка; сформировать и укрепить интерес к русской народной культуре, её обычаям и традициям.
Возрождение народных праздников, развлечений с применением традиционных игр, приобщение к этому детей стало характерным явлением в нашей стране. Поэтому в нашем детском саду ведётся большая работа по этому направлению. У нас проводятся такие народные праздники и развлечения: «Осенняя ярмарка», «Приходила коляда», «Рождество Христово», «Как на Масленицу!», «Весенние посиделки», «Жаворонушки» (День птиц), «Праздник берёзки» (Троица) и другие.
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.