Аспекты эмоционального интеллекта как факторы жизнестойкости у старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 мая, печатный экземпляр отправим 14 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.

Дата публикации: 07.04.2025

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Леушина, А. В. Аспекты эмоционального интеллекта как факторы жизнестойкости у старшеклассников / А. В. Леушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123892/ (дата обращения: 26.04.2025).



В статье рассматривается проблематика аспектов эмоционального интеллекта как факторы жизнестойкости у старшеклассников. Приводится результат теоретического обзора проблемы жизнестойкости у учащихся на этапе завершения обучения в общеобразовательном учреждении, описываются концептуальные определения жизнестойкости и эмоционального интеллекта. Приводятся результаты диагностики показателей эмоционального интеллекта и жизнестойкости у старшеклассников, а также корреляционного анализа между рассматриваемыми явлениями с использованием коэффициента корреляции К. Пирсона.

Ключевые слова: жизнестойкость, эмоциональный интеллект, старшеклассники, жизнестойкость учащихся, факторы устойчивости.

В современное время, когда жизнь предъявляет многочисленные требования к личности человека, повышается актуальность изучения вопросов его жизнестойкости. Особую важность устойчивость к жизненным трудностям индивида приобретает в периоды смены деятельности, условий существования, когда выбирается дальнейший жизненный путь. Одним из таких периодов является старший школьный возраст у молодых людей, в котором повышается необходимость решения относительно выбора дальнейшего профессионального образования, которое во многом зависит от результатов предстоящих выпускных экзаменов. В свою очередь, это детерминирует высокий стрессогенный характер для личности молодых людей, что определяет актуальность изучения вопросов жизнестойкости в рассматриваемый жизненный этап.

Проблематикой личностных особенностей старшеклассников, определяющих их устойчивость к жизненным трудностям в данный период времени, занимались многие зарубежные и отечественные авторы: К. А. Абульханова-Славская (развитие личности в процессах общения и деятельности), И. С. Кон (изучение противоречий процесса развития личности молодых людей), Е. С. Легостаева (в рамках исследований детерминант личностной успешности в период старших классов), Ф. С. Шлехти (изучение самостоятельности в освоении знаний, преодоления трудностей) и другие [1; 7]. Однако проблема факторов, обеспечивающих становление и развитие жизнестойкости в период завершения общеобразовательного учреждения не имеет достаточной разработанности, т. к. наблюдаются трудности адаптации в высшем учебном заведении, дальнейшей самореализации и профессионального становления, сохраняются многочисленные конфликты в молодежной среде и многое другое, что обеспечивает важность изучений жизнестойкости и ее факторов у старшеклассников.

Жизнестойкость как феномен зарождается в трудах философского направления стоицизма, к представителям которого относятся М. Аврелий, Эпиктет. Идеи стоицизма отражали преодоление трудностей внешней среды и сохранения жизненной гармонии, поддержания стремлений к улучшению себя и общества для достижения общего благополучия. Позднее, взгляды на жизнестойкость личности обнаруживаются в трудах представителей экзистенциального направления в философии: А. Камю, С. Кьеркегор, А. Камю, Ж.-П. Сартр и др., чьи идеи отражали нахождение смыслов в любой возникающей ситуации и с этим учетом повышения сопротивляемости различным трудностям [6].

В научном мире проблема жизнестойкости начинает разрабатываться с появлением трудов психологов-основателей гуманистического направления В. Франкла, Э. Фромма. Авторы затрагивают вопросы противостояния человека трудным жизненным событиям, кризисным этапам посредством сохранения личностной активности, понимания собственных особенностей, контроля импульсов и реакций [10; 13].

Основополагающей в научном мире считается предложенная С. Коббейс и С. Мадди концепция, в которой суть жизнестойкости представлена степенью активации личности (уровень напряженности, оживленности при оуществлении жизнедеятельности и преодоления трудностей). Жизнестойкость в предлагаемой авторами концепции трактуется как сформированные убеждения и наличие способностей, на основе которых индивид преодолевает жизненные препятствия и сохраняет внутренний баланс. В данной концепции рассматриваемое явление представляется конструктом, который состоит из вовлеченности, контроля и принятия риска [4; 9].

Особенности протекания и проявления показателей жизнестойкости личности могут детерминироваться многочисленным факторами личности, но мы считаем, что наиболее важным из них является эмоциональный интеллект. Данные явление имеет существенную роль в дальнейшем становлении и реализации личности молодых людей, проявляясь в специфике их межличностного взаимодействия, отражая степень контроля собственного поведения и эмоций, понимания причин их детерминации.

Основанием для появления эмоционального интеллекта считаются труды американских ученых Д. Векслера, Ч. Спирмена, Э. Торндайка, а также отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. В общих чертах, в работах данных ученых выдвигались и описывались идеи о связи когнитивных и эмоциональных процессов, множественности форм интеллекта и способностей личности [5; 8; 12]. Позднее, эмоциональный интеллект как самостоятельный феномен определяется в трудах американских психологов Д. Карузо, Дж. Майера и П. Сэловея, которые трактуют его как сложным психическим конструктом, обеспечивающим способности к идентификации, регуляции и выражению эмоций, а также к обработке и использованию эмоциональной информации в практической деятельности [11].

В отечественной психологии эмоциональный интеллект подробно изучен Д. В. Люсиным. Автор предлагает рассматривать его как феномен, определяющий способности индивида к пониманию и управлению эмоциями как у себя, так и у окружающих людей. На основе предлагаемой трактовки Д. В. Люсин выделяет внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект [2].

В настоящее время существуют модели (Л. А.Александрвоа, Г. Б. Монина, Е. А. Сергиенко и др.), в которых эмоциональный интеллект выступает в качестве обуславливающего стрессоустойчивость фактора. Согласно данным концепциям, эмоциональный интеллект — способность к саморегуляции, к управлению собственными эмоциями; эмоциональная избирательность и умение формирования конструктивных реакций [3].

Целью нашей работы стало изучение внутриличностного и межличностного аспектов эмоционального интеллекта как факторов жизнестойкости у старшеклассников. Мы выдвинули предположение о том, что между жизнестойкостью и эмоциональным интеллектом у старшеклассников имеются значимые взаимосвязи, а именно чем выше внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект, тем выше жизнестойкость у старшеклассников. Для получения эмпирического материала применялись «Тест-опросник выявления степени выраженности эмоционального интеллекта», Д. В. Люсина; «Тест эмоционального интеллекта», М. А. Манойловой; «Тест жизнестойкости», С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьев. Для анализа взаимосвязи между рассматриваемыми явлениями был использован коэффициент корреляции К. Пирсона. Выборочную совокупность исследования составили 211 учащихся старших классов МБОУ СОШ 92 г. Новокузнецк и МБОУ СОШ № 99 г. Кемерово.

По результатам диагностики эмоционального интеллекта определено, что большинство исследуемых старшеклассников в выборке характеризуются средним межличностным эмоциональным интеллектом (53,08 %, среднее 6,40 ± 1,19), внутриличностным эмоциональным интеллектом (54,98 %, среднее 6,38 ± 1,22), пониманием эмоций (53,55 %, среднее 6,42 ± 1,23), и управлением эмоциями (50,71 %, среднее 6,50 ± 1,32) по методике Д. В. Люсина; а также средним осознанием собственных эмоций (59,24 %, 6,10 ± 1,30), управлением своими эмоциями (60,19 %, среднее 6,09 ± 1,25), средним осознанием эмоций других (60,19 %, среднее 6,10 ± 1,.33), управлением эмоциями других (63,98 %, среднее 5,97 ± 1,33) и средним общим показателем эмоционального интеллекта (61,14 %, среднее 24,27 ± 3,27) по методике М. А. Манойловой.

Результаты диагностики показателей жизнестойкости среди учащихся старших классов демонстрируют преобладание у респондентов средней вовлеченности (48,82 %, среднее 31,86 ± 9,00), контроля (55,45 %; среднее 28,86 ± 9,34), принятия риска (58,29 %, среднее 16,64 ± 4,85), и средней жизнестойкости (73,46 %, среднее 77,36 ± 15,96) по методике С. Мадди.

Диагностируемые показатели эмоционального интеллекта и жизнестойкости свидетельствует о снижении рассматриваемых явлений в выборке учащихся. Молодые люди могут совершать ошибки в интерпретации эмоций и причин, их обуславливающих при взаимодействии со сверстниками или взрослыми, в связи с чем могут вытраивать ошибочные поведенческие модели, выражать деструктивные и импульсивные действия, особенно в состоянии нервно-психического напряжения. Сниженная жизнестойкость выражается в виде избегания трудных ситуаций путем отвлечения, перекладывания ответственности, низкой самостоятельности у старшеклассников. Они не проявляют должной включенности в планирование и разрешение имеющихся и предстоящих трудностей, что затрудняет их преодоление и формирование психической устойчивости.

При корреляционном анализе аспектов эмоционального интеллекта и показателей жизнестойкости были обнаружены значимые взаимосвязи. Чем выше межличностный эмоциональный интеллект (r = 0,592; p ≤ 0,01), внутриличностный эмоциональный интеллект (r = 0,612; p ≤ 0,01), понимание эмоций (r = 0,569; p ≤ 0,01) и управление эмоциями (r = 0,573; p ≤ 0,01) по методике Д. В. Люсина, тем выше жизнестойкость у старшеклассников. А также чем выше осознание своих эмоций (r = 0,318; p ≤ 0,01), осознание эмоций других (r = 0,282; p ≤ 0,01), управление своими эмоциями (r = 0,262; p ≤ 0,01), управление эмоциями других (r = 0,285; p ≤ 0,01) и общий эмоциональный интеллект (r = 0,450; p ≤ 0,01), по методике М. А. Манойловой, тем выше жизнестойкость у старшеклассников. Развитые способности идентификации и контроля эмоциональных реакций могут детерминировать более эффективное совладание со стрессовыми воздействиями путем эффективного контроля собственных эмоций, сохранения позитивного настроя и функционального состояния.

Эмоциональный интеллект в период завершения обучения в общеобразовательной школе выполняет важную роль в установлении надежных социальных связей, поддержании эффективной саморегуляции, что выступает важными факторами и личностными ресурсами для обеспечения адаптации к актуальным трудностям за счет гибкости поведения и реагирования. Сознательный контроль степени выраженности эмоциональных реакций, установление их причин может определять открытость новому опыту, повышать вовлеченность и обеспечивать регуляцию собственных действий для подготовки к приближающимся экзаменам, повышения самостоятельности при решении трудностей поиска и адаптации к высшему учебному заведению.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что между жизнестойкостью и эмоциональным интеллектом у старшеклассников имеются значимые взаимосвязи, а именно чем выше внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект, тем выше жизнестойкость у старшеклассников, полностью подтвердилась. Такие аспекты эмоционального интеллекта, как межличностный и внутриличностный формы, определяющие понимание и контроль учащимися старших классов как собственных эмоций, так и эмоций других людей, могут выступать факторами их жизнестойкости. Полученный результат может детерминироваться обеспечением функционального состояния, расширением социальных связей и регуляцией степени выраженности тех или иных эмоций для поддержания открытости новому жизненному опыту, повышению включенности в актуальные события и регуляции и планирования своих действий для успешной адаптации к предстоящим трудностям. Практическое применение полученных результатов может обнаружить себя в формировании коррекционно-развивающих и просветительских мероприятий во время психологического сопровождения в образовательной среде, при разработке практических рекомендаций для повышения жизнестойкости учащихся старших классов.

Литература:

  1. Легостаева, Е. С. Жизнестойкость, самооценка и мотивация как личностные факторы успешности обучения старшеклассников / Е. С. Легостаева, Л. В. Оконечникова, Д. С. Денисова // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 8. — С. 149–156.
  2. Мачнев, В. Я. Социальный и эмоциональный интеллект: монография / В. Я. Мачнев, Е. И. Чердымова. — Самара: Издательство Самарского университета, 2022. — 148 с.
  3. Монина, Г. Б. Эмоциональный интеллект как фактор личностного и профессионального роста / Г. Б. Монина. — Текст: электронный // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. — 2011. — № 3. — С. 84–96.
  4. Никитина, Е. В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования / Е. В. Никитина // Academy. — 2017. — № 4 (19). — С. 100–103.
  5. Соколова, Е. Е. К проблеме единства «аффекта» и «интеллекта» в психологии деятельности (в продолжение дискуссии) / Е. Е. Соколова // Сибирский психологический журнал. — 2021. — № 82. — С. 20–36.
  6. Фоминова, А. Н. Жизнестойкость личности: монография / А. Н. Фоминова. — Москва: Издательство «Прометей», 2012. — 121 с.
  7. Чаусова, О. А. Развитие жизнестойкости старшеклассников в условиях современного образования / О. А. Чаусова // Симбирский научный вестник. — 2011. — № 3. — С. 85–89.
  8. Шнайдер, М. И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта / М. И. Шнайдер // Гуманизация образования. — 2016. — № 4. — С. 58–64.
  9. Ярощук, И. В. Психология жизнестойкости: обзор теоретических концепций, эмпирических исследований и методик диагностики / И. В. Ярощук // Ученые записки СПбГИПСР. — 2020. — № 33. — С. 50–60.
  10. Daly, L. M. Resilience: An Integrated Review / L. M. Daly // Nursing Science Quarterly. — 2020. — № 33. — P. 330–338.
  11. Kanesan, P. Models of emotional intelligence: a review / P. Kanesan, N. Fauzan // Journal of Social Sciences and Humanities. — 2019. — № 16. — Pp. 1–9. — URL: http://journalarticle.ukm.my/20058/1/34511–107724–1-SM.pdf (date of application: 22.03.2023).
  12. Mohammad, N. The moderating effect of age, gender and educational level on relationship between emotional intelligence and job satisfaction: An analysis of the banking sector of Pakistan / N. Mohhamad, S. Akhtar, M. K. U. Rahman, F. Haleem //Middle East Journal of Business. — 2018. — Т. 13. — № 3. — Pp. 4–12.
  13. Yavuz, K. Psychological Resilience in Children and Adolescents: The Power of Self-Recovery. Psikiyatride Güncel Yaklaşımlar / K. Yavuz. — Text: electronic // Current Approaches in Psychiatry. — 2023. –№ 15. — Pp. 112–131.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос