В статье представлен сравнительный анализ объемно-переставной и скользящей опалубки с целью выявления наиболее эффективного метода монолитного строительства. Рассматриваются основные технико-экономические показатели, включая затраты на материалы, монтаж, демонтаж, бетонирование, армирование, а также трудозатраты и скорость возведения конструкций.
Ключевые слова: монолитное строительство, опалубочные системы,объемно-переставная опалубка, скользящая опалубка.
Современные технологии монолитного строительства постоянно совершенствуются, стремясь повысить его скорость, снизить затраты и улучшить качество возводимых конструкций. Одним из ключевых факторов, определяющих эффективность строительного процесса, является выбор опалубочной системы, поскольку она оказывает непосредственное влияние на технико-экономические показатели строительства. Среди существующих опалубочных решений наибольший интерес представляют объемно-переставная и скользящая опалубки, широко применяемые при возведении монолитных сооружений благодаря высокой технологичности и экономической эффективности.
Целью данной статьи является проведение сравнительного анализа объемно-переставной и скользящей опалубки для выявления наиболее эффективного метода монолитного строительства. В рамках исследования особое внимание уделено оценке экономической эффективности, поскольку затраты на материалы, монтаж, демонтаж, бетонирование и армирование оказывают существенное влияние на выбор технологии строительства.
Для оценки затрат на применение различных опалубочных систем использовалась сметная программа АВС 2024.8. Анализ проводился с использованием данных ресурсной сметно-нормативной базы «РСНБ РК» применительно к строительным условиям Карагандинской области, г. Караганда, что позволяет учитывать региональные особенности ценообразования [1].
В таблице 1 представлен расчет стоимости строительства 1 м² с использованием объемно-переставной опалубки.
Таблица 1
Стоимость строительства 1 м² в объемно-переставной опалубке
Элемент конструкции |
Опалубка монтаж и демонтаж (тг/м²) |
Бетонирование (тг/м²) |
Армирование (тг/м²) |
Общая стоимость (тг/м²) |
Стены |
9 922 |
12 807 |
53 704 |
76 433 |
Перекрытия |
4 933 |
7 650 |
33 877 |
46 460 |
Итого |
122 893 |
Таким образом, стоимость строительства 1 м² в объемно-переставной опалубке составит 76 433 тг для стен и 46 460 тг для перекрытий. Итоговая стоимость одновременного бетонирования стен и перекрытий 122 893 тг за 1 м 2 .
В таблице 2 представлен расчет стоимости строительства 1 м² с использованием скользящей опалубки.
Таблица 2
Стоимость строительства 1 м² в скользящей опалубке
Элемент конструкции |
Монтаж опалубки (тг/м²) |
Демонтаж опалубки (тг/м²) |
Бетонирование (тг/м²) |
Армирование (тг/м²) |
Общая стоимость (тг/м²) |
Стены |
52 735 |
29 620 |
24 625 |
58 922 |
165 902 |
Итого |
165 902 |
Таким образом, стоимость строительства 1 м² в скользящей опалубке составит 165902 тг для стен.
Сравнительный анализ затрат показывает, что объемно-переставная (тоннельная) опалубка является более экономически выгодной для одновременного бетонирования стен и перекрытий с итоговой стоимостью около 122 893 тг/м², что значительно ниже по сравнению с затратами в 165 902 тг/м² для стен при использовании скользящей опалубки.
Следующим этапом сравнительного анализа в данной статье является оценка трудозатрат при использовании различных опалубочных систем. Для объемно-переставной опалубки были определены параметры технологических процессов: затраты труда рабочих, затраты времени машин и механизмов. Данные расчеты произведены на основании сметных норм и расценок на новые технологии в строительстве в таблице 3 [2].
Таблица 3
Монтаж и демонтаж объемно-переставной опалубки (измеритель: 1 м 2 конструкций)
Наименование элементов затрат |
Ед. изм. |
Норма расхода |
Перекрытия |
||
Затраты труда рабочих |
чел.-ч |
0,98 |
Затраты труда машинистов |
чел.-ч |
0,06 |
Машины и механизмы: |
||
Краны башенные максимальной грузоподъёмностью 8 т, высота подъема до 41,5 м |
маш.-ч |
0,018 |
Подъемники строительные грузопассажирские, грузоподъёмность до 0,8 т |
маш.-ч |
0,02 |
Краны на автомобильном ходу максимальной грузоподъёмностью 10 т |
маш.-ч |
0,022 |
Стены |
||
Затраты труда рабочих |
чел.-ч |
1,96 |
Затраты труда машинистов |
чел.-ч |
0,124 |
Машины и механизмы: |
||
Краны башенные максимальной грузоподъёмностью 8 т, высота подъема до 41,5 м |
маш.-ч |
0,04 |
Подъемники строительные грузопассажирские, грузоподъёмность до 0,8 т |
маш.-ч |
0,04 |
Краны на автомобильном ходу максимальной грузоподъёмностью 10 т |
маш.-ч |
0,044 |
Для скользящей опалубки были определены параметры технологических процессов: затраты труда рабочих, затраты времени машин и механизмов. Данные расчеты произведены на основании сметных норм и расценок на новые технологии в строительстве в таблице 4 [2].
Таблица 4
Монтаж и демонтаж скользящей опалубки (измеритель: 1 м осевой линии опалубки)
Наименование элементов затрат |
Ед. изм. |
Норма расхода |
Монтаж опалубки стен |
||
Затраты труда рабочих |
чел.-ч |
20,7 |
Затраты труда машинистов |
чел.-ч |
0,87 |
Машины и механизмы: |
||
Краны на автомобильном ходу максимальной грузоподъёмностью 16 т |
маш.-ч |
0,85 |
Автомобили бортовые грузоподъёмностью до 5 т |
маш.-ч |
0,02 |
Демонтаж опалубки стен |
||
Затраты труда рабочих |
чел.-ч |
17,6 |
Затраты труда машинистов |
чел.-ч |
0,2 |
Машины и механизмы: |
||
Краны башенные максимальной грузоподъёмностью 8 т, высота подъема до 41,5 м, максимальный вылет стрелы до 55 м |
маш.-ч |
0,2 |
Для того чтобы проанализировать технико-экономические показатели монтажа и демонтажа объемно-переставной опалубки были проведены расчеты объемов работ для условного 10-этажного жилого здания в таблице 5.
Таблица 5
Технико-экономические показатели для объемно-переставной (тоннельной) опалубки
Наименование технологического процесса |
Норма трудозатрат, чел-ч |
Объем работ |
Общие трудозатраты, чел-ч |
Опалубка перекрытий (монтаж и демонтаж) |
0,98 чел-ч за 1 м 2 |
3 000 м² |
2 940 чел-ч |
Опалубка стен (монтаж и демонтаж) |
1,96 чел-ч за 1 м 2 |
4 000 м² |
7 840 чел-ч |
Итого общие трудозатраты |
10 780 чел-ч |
Общие трудозатраты составляют около 10 780 чел-часов. Такая система характеризуется меньшей трудоемкостью за счёт модульной конструкции и стандартной техники, что снижает затраты на монтаж и демонтаж. Объемно-переставная система может положительно сказаться на экономической эффективности проекта при строительстве объектов средней этажности.
В таблице 6 представлен расчет технико-экономических показателей монтажа и демонтажа скользящей опалубки для условного 10-этажного жилого здания.
Таблица 6
Технико-экономические показатели для скользящей опалубки
Наименование технологического процесса |
Норма трудозатрат, чел-ч |
Объем работ |
Общие трудозатраты, чел-ч |
Монтаж скользящей опалубки |
20,7 чел-ч за 1 м осевой линии |
400 м |
8 280 чел-ч |
Демонтаж скользящей опалубки |
17,6 чел-ч за 1 м осевой линии |
400 м |
7 040 чел-ч |
Итого общие трудозатраты |
15 320 чел-ч |
Общие трудозатраты по монтажу и демонтажу составляют около 15 320 чел-часов. Несмотря на преимущества непрерывной заливки, система требует больше усилий для установки специализированной техники и более высокой квалификации персонала, что отражается на более высоких трудозатратах.
Таким образом, для рассматриваемого 10-этажного здания объемно-переставная опалубка демонстрирует более низкую трудоемкость и, соответственно, потенциально более выгодные технико-экономические показатели по монтажу и демонтажу опалубки по сравнению со скользящей системой.
На основании проведенного сравнительного анализа объемно-переставной и скользящей опалубки была определена наиболее экономически целесообразная и менее трудоемкая технология — объемно-переставная опалубка. Выбор данной системы обусловлен следующими факторами:
— Экономическая эффективность: Стоимость строительства 1 м² в объемно-переставной опалубке (около 122 893 тг для одновременного бетонирования стен и перекрытий) значительно ниже, чем при использовании скользящей системы (165 902 тг для стен).
— Низкая трудоемкость: При использовании объемно-переставной опалубки общие трудозатраты на монтаж и демонтаж значительно ниже по сравнению со скользящей системой. Например, для нашего условного проекта общие трудозатраты составляют около 10 780 чел-часов против 15 320 чел-часов при скользящей опалубке.
— Оптимальность для объектов средней высоты: Данная система отлично подходит для жилых зданий до 15–20 этажей, обеспечивая высокое качество заливки за счет одновременного бетонирования стен и перекрытий.
— Доказанная технология: Объемно-переставная опалубка демонстрирует стабильные показатели при применении в массовом строительстве, что делает её надежным выбором для дальнейшей реализации проектов.
Таким образом, результаты исследования подтверждают целесообразность внедрения объемно-переставной опалубки в современные строительные процессы, что позволит значительно повысить темпы строительства, снизить затраты и повысить качество возводимых объектов.
Литература:
1. Ресурсная сметно-нормативная база РК «РСНБ РК 2024».
2. Сборники элементных сметных норм расхода ресурсов на строительные работы и монтаж оборудования «ЭСН РК 8.04–01–2022».