В статье рассматриваются вопросы профилактики интернет-зависимости у подростков в образовательном пространстве средней школы. Высокая социальная активность подросткового возраста выражается в поиске новых знакомств, общения, онлайн-игр, при помощи услуг сети Интернет. Проведен анализ основных причин появления интернет-зависимости, форм ее проявления. Рассмотрена профилактика возникновения интернет-зависимости у подростков в образовательном пространстве средней школы.
Ключевые слова : интернет-зависимость, профилактика, первичная профилактика, вторичная профилактика.
The article discusses the issues of prevention of Internet addiction among adolescents in the educational space of secondary schools. High social activity of adolescence is expressed in the search for new acquaintances, communication, online games, using Internet services. The analysis of the main causes of Internet addiction and its forms of manifestation is carried out. The article considers the prevention of Internet addiction among adolescents in the educational space of secondary schools.
Keywords: Internet addiction, prevention, primary prevention, secondary prevention.
Введение
Актуальность исследования интернет-зависимости у подростков определяется несколькими факторами. Во-первых, постоянное увеличение числа подростков — пользователей интернета. Подростки — самые активные пользователи сети из всех возрастных категорий. Во-вторых, разрушительное воздействие чрезмерного пристрастия к интернету на ребёнка: оно вызывает отрицательное воздействие на психику. В-третьих, отсутствие глубоких исследований в этой области: феномен интернет-зависимости относительно новое, и до настоящего времени он практически не рассматривался в русскоязычной литературе. Также актуальность исследования связана с тем, что подростки во взаимодействии с интернетом представляют собой наиболее незащищённую аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать информацию, которая на них обрушивается из интернета.
Следовательно, актуальность исследования интернет-зависимости связана с необходимостью понимания причин и последствий этого явления, особенно в подростковой среде.
На сегодняшний день сложились предпосылки, позволяющие осуществить теоретическое и практическое осмысление проблемы интернет-зависимости у подростков в рамках педагогической науки. Это обусловлено стремительным распространением компьютерной зависимости в молодёжной среде, социальным запросом общества на содействие семье, личности в оказании специальной профилактической помощи и тем технологическим арсеналом, которым обладает современная педагогическая наука.
Профилактика интернет-зависимости у подростков направлена на создание условий медиабезопасности — это состояние защищённости, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью и физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Интернет-зависимость у подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах. Это обусловлено становлением личности, появлением новых социальных потребностей, склонностью искать простые решения психологических проблем
На основании вышеизложенного мы обозначили проблему исследования: каковы особенности и психолого-педагогические условия результативной педагогической профилактики интернет-зависимости у подростков в образовательном пространстве средней школы?
Основная часть
Термин «интернет-зависимость» впервые был предложен американским врачом Голдбергом в 90-х годах ХХ века.
В 1990 году, появился термин «компьютерная зависимость», который рассматривается как патологическая тяга человека к работе или проведению времени за компьютером. Развитие компьютерных технологий и программных средств не обошел и игровую индустрию. Что, в свою очередь, дало толчок для появления проблемы игровой зависимости. В общем смысле под игровой зависимостью рассматривают страсть к азартным играм. Но в настоящее время этот термин и более специфическое значение — это навязчивое увлечение компьютерными играми. Логично предположить, что распространение глобальной сети.
С начала XXI века усилился интерес исследователей к проблематике интернет-зависимости.
Сущностное содержание феномена интернет-зависимости определяется ее ключевыми психологическими паттернами, которые понимаются нами сквозь призму понятия «аддикция». Феномен психологической аддикции проявляется в компульсивное поведении человека с непреодолимым влечением; вся его сущность воспринимается аддикты и людьми, которые его окружают, как существование без контроля.
В процессе теоретического анализа работ Ю. Бабаевой, Н. Великолепной было выяснено, что интернет-зависимость проявляется тогда, когда пользователи Интернета имеют больше возможностей в доступе к безграничной сетевой информации и видов деятельности (общение в чатах, скачивание новых игр, программ).
Следовательно, интернет-зависимость — это состояние, находясь в котором человек не может контролировать проведенное в Сети время.
Причины интернет-зависимости могут быть различными — от низкой самооценки, до нереализованности. Рассмотрим наиболее распространенные причины, способствующие формированию интернет-зависимости:
- Семейные проблемы — сетевое общение и игры могут использоваться для снятия стресса и борьбы с тревожностью.
- Отсутствие друзей — имея комплексы и неуверенность в себе, такие люди могут испытывать серьезные трудности в реальном общении.
- Низкая самооценка — много подростков делают выбор в пользу виртуального мира в связи с чувством собственной неполноценности, неудовлетворенности собой, закомплексованности.
- Потребность в самореализации — эта причина интернет-зависимости больше характерна для подростков, которым легче найти свою нишу в сети и таким образом самоутвердиться.
- У подростков проблема интернет-зависимости может развиваться с подачи родителей. Порой, чтобы успокоить ребенка, взрослые могут давать ему смартфон или другое компьютерное устройство.
- Еще одним механизмом развития у подростков интернет-аддикции может выступать невероятная популярность IT-профессий.
Распознать аддикцию позволяют определенные симптомы интернет-зависимости:
— прогулкам, общению с друзьями и другим занятиям человек предпочитает нахождение в Интернете;
— теряет ощущение времени, когда пребывает в сети;
— подросток испытывает радость при каждом выходе в онлайн;
— регулярно отслеживает обновления на сайтах, проверяет электронную почту и соцсети;
— подросток забывает о своих обязанностях, важных делах;
— ребенок почти все время говорит только на сетевые темы даже с теми, кто подобным не интересуется;
— перестает следить за своим внешним видом;
— подвержен эмоциональной нестабильности, может демонстрировать агрессивность, раздражительность;
— имеет нарушения пищевого поведения;
Для снижения уровня интернет-зависимости следует проводить профилактику. Профилактика — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Профилактика включает в себя:
— формирование здорового образа жизни;
— предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний;
— их раннее выявление;
— выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний;
— устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Существуют эффективные методы работы с подростками:
- Повышение осведомленности (интервью, диспут, метод решения проблем, лекция, семинар).
- Организационная деятельность (метод убеждения, педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой деловой игры).
- Стимулирующая деятельность (метод поощрения, наказания, метод естественных последствий, метод «взрыва»).
- Оказание социально-психологической помощи (психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, самокоучинг).
Рекомендации по профилактике интернет-зависимости у подростков:
- Вовлекать ребёнка в семейные мероприятия и общественную жизнь. Цель — показать ему, что в жизни есть масса интересных занятий.
- Проанализировать собственный подход к воспитанию ребёнка. Важно, чтобы он способствовал реализации ребёнка в обществе.
- Делать акцент на важности интересов и увлечений подростка. Следует поощрять их и помогать в реализации.
- Быть честным со своим ребёнком. Дети на интуитивном уровне чувствуют ложь, это может подорвать доверие в отношениях.
- Отслеживать поведение ребёнка. Необходимо вовремя отслеживать любые изменения в его реакциях на жизненные события.
- Установить границы при чрезмерном увлечении компьютером. Для напоминания можно использовать таймер или будильник.
Важно помнить, что интернет-зависимость проще предотвратить, чем устранять её последствия в дальнейшем.
Заключение
Интернет-зависимость — это состояние, находясь в котором человек не может контролировать проведенное в Сети время. Сопровождается оно психофизиологическими, поведенческими и эмоциональными изменениями. Если по какой-то причине невозможно получить доступ к Интернету, человек испытывает серьезный дискомфорт. Мы определили причины, классификации, симптомы интернет-зависимости. Для снижения уровня интернет-зависимости следует проводить профилактику. Профилактика — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимости обычно проводится с подростками и состоит из первичной и вторичной профилактики. Первая направлена на изучение симптомов компьютерной зависимости и ее возможных последствий. Вторичная профилактика интернет-зависимости — это комплекс различных мероприятий, которые предупреждают развитие интернет-зависимости.
Литература:
- Бардиж А. С. Клиническая психология интернет-зависимости / А. С. Бардиж // Интеллектуальные ресурсы-региональному развитию. — 2019. — Т. 5. — №. 2. — С. 348–352.
- Граур Т. Причины интернет-зависимости у подростков: обзор психологических исследований / Т. Граур // Studia Universitatis Moldaviae (Seria Ştiinţe ale Educației). — 2018. — Т. 119. — №. 9. — С. 45–48.
- Евсеева И. Г. Социально-педагогические стратегии, модели и методы профилактики девиантного поведения подростков / И. Г. Евсеева, С. Н. Тихомиров // Башкатовские чтения: «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде». — 2019. — С. 133–139.
- Зарецкая О. В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме / О. В. Зарецкая // Психолого-педагогические исследования. — 2017. — Т. 9. — №. 2. — С. 145–165.
- Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов / Е. И. Изотова, Е. Никифорова. — Москва: Академия, 2018. — 288 с.
- Киселёва Т. Г. Индивидуальные особенности подростков, предрасположенных к интернет-зависимости / Т. Г. Киселёва // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2017. — Т. 23. — №. 3. — С. 46–50.
- Король Л. Г. Исследование личностных детерминант интернет-аддикции подростков / Л. Г. Король, И. В. Малимонов // Экономика и управление в современных условиях. — 2017. — С. 140–143.
- Купцова С. А. Профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях образовательных учреждений / С. А. Купцова // Концепт. — 2019. — №. 2. — С. 9–9.
- Шишкина К. И. Профилактика компьютерной зависимости у младших школьников и подростков: учебно-методическое пособие / К. И. Шишкина, М. В. Жукова, К. А. Кошурникова; Челябинск: Изд-во Южно-Уральского гос. гуманитарно-педагогического ун-та, 2022. — 244 с.