ИИ не заменит людей, но люди, использующие ИИ, заменят тех, кто его не использует.
Каи-Фу Ли (эксперт по ИИ)
В современном мире, когда темп жизни постоянно ускоряется, умение эффективно управлять своим временем становится критически важным навыком. Оптимизация времени — это не просто модное слово, а необходимость для тех, кто стремится достичь успеха в личной и профессиональной жизни. В условиях многозадачности и обязательств, которые требуют нашего внимания, важно научиться расставлять приоритеты, избегать отвлекающих факторов и использовать современные технологии для повышения продуктивности.
Именно поэтому искусственный интеллект (ИИ) становится все более значимым инструментом в сфере образования, предлагая учителям новые возможности для улучшения качества обучения и оптимизации рабочих процессов. В этой статье хотелось бы поделиться источниками, которыми я активно пользуюсь в своей повседневной работе.
Во-первых, важно понимать принцип работы любых нейросетей. Итак, чтобы получить тот тили иной результат, пользователь должен ввести «промт». Нужно учесть, что составление промта (запроса) для работы с ИИ — это критически важный этап, который может существенно повлиять на качество и точность полученных результатов. Следовательно, нужно четко формулировать запрос, избегать неоднозначных выражений. Также важно предоставить достаточно контекста, чтобы ИИ мог правильно интерпретировать ваш запрос. Более того, есть возможность указать ограничения, которые могут повлиять на результат.
Итак, как же современный учитель английского языка (и не только) может оптимизировать процесс своей работы с помощью ИИ?
Автоматизация рутинных задач
Одной из ключевых областей применения ИИ в образовании является автоматизация рутинных задач. Учителя часто сталкиваются с необходимостью выполнения большого объема административной работы, такой как составление отчетов, планирование уроков и проверка домашних заданий. Одной из задач, в выполнении которой может помочь ИИ — это автоматизация проверки работ. Например, ChatGPT может проанализировать текст, найти ошибки и даже дать рекомендации по улучшению навыков написания эссе. (Имеется ограничение по количеству бесплатных обращений.)
Использование ИИ для этих задач позволяет значительно сократить время, затрачиваемое на бумажную работу, и сосредоточиться на взаимодействии с учениками. Источники, которыми пользуюсь я: Deepseek.com и mistral.ai. К преимуществам этих ИИ можно отнести достаточно глубокое понимание контекста (умеет анализировать сложные описания и уточнять детали, что помогает точнее формулировать промпты), обработка запросов на русском языке (может даже помочь сформулировать промт), сервисы являются бесплатными.
Персонализированное обучение
ИИ способен анализировать данные об успеваемости учеников, что позволяет создавать персонализированные образовательные программы. Так, с помощью ИИ можно за считанное количество секунд создать разноуровневые (по сложности) упражнения на отработку той или иной темы с учетом индивидуальных способностей учащихся. Обучение должно быть не только эффективным, но и комфортным для учеников. Один из ключевых принципов успешного преподавания — соответствие заданий возможностям учащихся. Посильные задачи дадут ощущение достижимого успеха, что мотивирует двигаться дальше, помогут постепенно наращивать сложность, закрепляя каждый этап. Таким образом, посильные упражнения — это не упрощение программы, а разумный подход к обучению. Они помогают ученикам чувствовать себя уверенно, сохранять интерес к предмету и планомерно развивать свои навыки. Учитель, который учитывает возможности своих подопечных, добивается лучших результатов!
С задачей «создание разноуровневых упражнений» легко и качественно справятся вышеупомянутые ИИ.
Интерактивные учебные материалы
Современные технологии ИИ позволяют создавать интерактивные учебные материалы, такие как виртуальные лаборатории, симуляторы и интерактивные уроки. Эти инструменты делают процесс обучения более увлекательным и понятным для учеников. В своей практике я воспользовалась ИИ для создания презентаций. К преимуществам можно отнести экономию времени, визуальное оформление, индивидуальный подход. Однако, мне пришлось редактировать готовый продукт. Возможно, следовало более тщательно прописывать промт. Другой из причин может быть следующее: бесплатные сервисы иногда работают хуже платных.
Озвучивание текста.
Создание авторских учебных заданий — неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога, поскольку так можно учесть особенности конкретного класса или ребенка, подобрать упражнения в соответствии с целями урока, связать ранее изученную лексику с грамматическим материалом, уникальные формулировки снижают риск списывания, а также помогают создать «ситуацию успеха» для каждого. Разрабатывая собственные упражнения, учитель экономит время на долгую перспективу, создавая «банк собственных разработок».
Технология озвучивания текста при помощи ИИ позволяет преобразовывать письменный текст в речь, что может быть полезно для создания упражнений по аудированию, озвучивания видео, разработки голосовых инструкций (например, для людей с ограниченными возможностями).
К преимуществам этого функционала можно отнести многоязычность, выбор акцента, выбор нескольких собеседников для создания диалога, расстановку пауз (не во всех источниках), естественность речи, некоторые ИИ предлагают даже синтезировать эмоции. В своей работе я использовала freets.ru, а также телеграм-боты.
Создание изображений.
Современный образовательный процесс невозможно представить без визуализации материала. Навык создания презентаций стал must-have для каждого педагога поскольку способствует повышению эффективности обучения и саморазвития педагога. Визуальное сопровождение помогает учителю сфокусировать внимание класса на материале. В цифровую эпоху это уже не просто умение, а профессиональная необходимость.
При помощи технологий ИИ можно создавать как реалистичные изображения, так и иллюстрации. Этот инструмент крайне полезен, если перед учителем стоит задача создать изображение, которое бы отображало определенную лексику. Например, для тренировки говорения. Также можно визуализировать какой-то текст, который школьники могут использовать в качестве опоры для пересказа. Также с помощью сгенерированной картинки можно объяснить грамматические правила. Для создания изображений в своей работе я использовала телеграм-боты. К преимуществам можно отнести то, что не нужно устанавливать сторонние приложения, интерфейс всегда интуитивно понятен, возможность выбирать стилистику изображения. Из недостатков стоит упомянуть ограничения на количество запросов в бесплатных версиях (некоторые боты имеют такие ограничения в виде «генераций/сутки»). Некоторые телеграм-боты генерируют картинку мгновенно, в других случаях генерация ставится в очередь.
В заключение хотелось бы отметить, что искусственный интеллект открывает новые возможности для учителей, позволяя автоматизировать рутинные задачи, создавать персонализированные образовательные программы и использовать интерактивные учебные материалы. Внедрение ИИ в образовательный процесс требует подготовки и разработки эффективных стратегий, но при правильном подходе может значительно улучшить качество обучения.
Конечно же ИИ не является панацеей. Искусственный интеллект — это мощный инструмент, но он не идеален. Даже самые продвинутые нейросети могут допускать ошибки, искажать факты или выдавать шаблонные, неадаптированные под конкретную задачу тексты. Для того, чтобы минимизировать ошибки и получать наиболее точный результат, следует тщательно формулировать текстовый запрос, который пользователь вводит в систему искусственного интеллекта, чтобы получить желаемый результат (промт).
Написание эффективных промтов — это навык, который развивается с практикой. Экспериментируйте с разными формулировками, анализируйте полученные результаты, и постепенно Вы найдете наиболее эффективный подход.
Стоит отметить, что необходимо проводить тщательное редактирование и проверку результатов, сгенерированных при помощи ИИ. Тем не менее, сочетание мощных возможностей ИИ с человеческим опытом и вниманием к деталям позволяет достичь наилучших результатов.