Подростковый возраст — это этап формирования личности, подготавливающий человека к взрослой жизни. В этот период активно формируется мировоззрение человека, система взглядов на мир, самого себя и окружающих, совершенствуется самооценка.
Ведущей деятельностью младшего подросткового возраста является общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнёром, познание партнёра, самопознание. Такое общение помогает подросткам осваивать нормы поведения в социуме и морали [1].
Подростки стремятся к большей независимости от взрослых, и в их жизни на первый план выходят отношения с ровесниками. В это время особенно актуальна потребность в принадлежности к группе. Подростки начинают выбирать референтные группы — тех людей, чье мнение и статус имеют для них особое значение. С членами своей группы они могут обсуждать проблемы, которые понятны только сверстникам, делиться интересами и увлечениями, а также осваивать понятия верности, честности и преданности. Общение начинает углубляться на эмоциональном и интеллектуальном уровнях, формируя такие значимые отношения, как дружба и любовь.
В старшем подростковом возрасте взаимодействие со сверстниками превращается в самостоятельную деятельность. Проблемы в этой сфере зачастую становятся источником серьезного стресса для подростков. Иногда для того, чтобы привлечь внимание сверстников, они могут пойти на крайние меры, включая нарушение социальных норм и конфликты с взрослыми.
В подростковой группе активно устанавливаются отношения лидерства, где члены стремятся обратить на себя внимание лидера и ценят дружбу с ним. Подросткам также интересны друзья, с которыми они могут быть либо лидерами, либо равноправными партнерами [2].
Подростковый период включает в себя процесс полового созревания и гормональные изменения. Этот возраст отмечается нестабильностью в эмоциональной сфере. Подростки более склонны к импульсивным поступкам из-за своей чувствительности и недостатка устойчивости. Внешняя агрессия в их межличностных отношениях часто оказывается одним из наиболее эффективных способов взаимодействия со сверстниками. Агрессивное поведение может служить способом защиты и отстаивания собственных интересов, однако в то же время оно может развивать негативные черты характера [3].
Буллинг является систематическим проявлением агрессии подростка. Причины его возникновения могут быть разносторонними.
По мнению Д. Олвеуса, причинами проявления буллинга становятся: потребность во власти; чувство удовлетворения от причинения вреда другим людям; материальное вознаграждение (отбираемые вещи); психологическое вознаграждение (социальное признание) [4].
И. А. Галкина отмечает, что появлению буллинга способствуют зависть, желание мести, потребность в самоутверждении в группе, стремление привлекать к себе внимание и желание подавить соперника через унижение [5].
Н. А. Ларченко дополняет этот список, указывая на такие причины, как неприязнь, борьба за власть, стремление удивить или произвести впечатление, стремление разрядиться, а также желания унизить того, кто не приглянулся [6].
Существует несколько классификаций причин возникновения буллинга. Д. Н. Соловьёв выделяет две группы: 1) индивидуальные (личностные особенности подростков); 2) групповые (недостаточная сформированность ценностно-ориентационного единства коллектива, слабая сплоченность и отсутствие четкой самоидентификации индивидов в группе, неблагоприятная социально-психологическая обстановка) [7].
По мнению И. А. Галкиной, классификация причин буллинга более широкая и включает в себя четыре группы:
- педагогические (неблагоприятная социально-психологическая атмосфера в учебном заведении, слабая сплоченность класса, игнорирование учителями проблемы буллинга и недостаточная работа по его профилактике и коррекции в школе);
- психологические (низкая самооценка, отсутствие эмпатии, страх и неуверенность, моделирование поведения);
- социальные (различия в статусе, сексуальная принадлежность, культурные нормы);
- семейные (разные стили воспитания, эмоциональная незрелость родителей, нехватка внимания и необщительность в семье) [5].
Буллинг в образовательной среде — сложное явление, к изучению которого необходимо подходить комплексно.
Педагогические причины возникновения буллинга связаны в первую очередь с учреждениями образования и её работниками.
Недостаток профессиональной подготовки учителей — это важный фактор, способствующий возникновению и хроническому существованию буллинга в образовательных учреждениях. Учителя, не обладающие достаточной квалификацией в области психологии и управления классом, могут оказаться не готовыми к выявлению и предотвращению буллинга. Основные аспекты, характеризующие недостаток профессиональной подготовки преподавателей:
— низкая осведомленность о буллинге, его формах, последствиях. Отсутствие знаний создаёт предпосылки к тому, что учитель своевременно не распознает и не сможет эффективно реагировать на ситуации травли;
— отсутствие знаний о методах решения конфликтов. Без соответствующей подготовки учителя могут прибегать к неэффективным или даже усугубляющим ситуациям методам;
— отсутствие навыков работы с агрессивным поведением подростков. Педагоги могут не знать, как предотвратить или остановить травлю между учениками;
— низкий эмоциональный интеллект педагога. Развитый эмоциональный интеллект помогает понимать эмоциональные состояния учеников, что в свою очередь способствует своевременному выявлению случаев буллинга;
— неспособность создать безопасную атмосферу. Учителя без подготовки в области создания инклюзивной и поддерживающей учебной среды могут не понимать важности формирования культуры уважения и доверия в классе;
— отсутствие систематических обновлений знаний по вопросам буллинга. Недостаток знаний современной повестки буллинга негативно сказывается на способности педагогов эффективно ему противостоять [8].
Низкий уровень вовлеченности педагогов в процесс обучения и воспитания создаёт отсутствие контроля над группой и спонтанное построение отношений в ней. Недостаточный интерес к ученикам даёт возможность не заметить проявления агрессий в группе, что приведёт к невидимости проблемы.
Педагогическая вовлеченность способствует построению доверительных отношений с учениками, что способствует их открытости. В случае возникновения травли ученики имеют возможность сообщить педагогу о ситуациях либо о личных переживаниях. Активное участие педагогов в учебной жизни позволяет отслеживать минимальные изменения отношений в группах, что в свою очередь даёт возможность внедрения превентивных мер по предотвращению ситуаций буллинга и контроля над группами подростков.
Как следствие низкой вовлеченности педагогов, может сформироваться негативная культура в учебном заведении, где агрессия и травля будут восприниматься как норма. Культура, в которой взрослые не вовлечены, может сделать учащихся более безответственными в своих поступках. Учащиеся, которые испытывают скуку или недостаток поддержки, могут стремиться самоутвердиться за счет других, что может приводить к случаям буллинга.
Одной из педагогических причин возникновения буллинга может стать негативный стиль общения педагога. Если манера общения педагога с учениками угрюмая и критическая, это влечет создание напряженной атмосферы. Подростки в такой ситуации могут начать проявлять агрессию по отношению к окружающим с целью отвлечения внимания от собственных проблем [9].
Общение педагога в унизительной или критикующей форме может восприниматься подростками как норма, что формирует модель негативного поведения, способствует снижению самооценки и изоляции жертв травли. Как следствие, модель негативного поведения легализует агрессивное поведение между сверстниками, сниженная самооценка может провоцировать защитные реакции, выражающиеся в агрессивном поведении, а изолированные жертвы буллинга могут обрести страх обращаться за помощью к педагогам, опасаясь равнодушия и порицания с их стороны [9].
Негативный стиль общения педагогов также может стимулировать усугубление конфликтов, возникающих в группе, из-за невозможности создания конструктивного диалога. Он может приводить к тому, что агрессоры не боятся последствий своих действий, поскольку в группе не формируется уважительное и поддерживающее пространство [9].
Серьёзное влияние на поведение подростков оказывают культурные и социальные нормы, существующие в образовательных учреждениях. Например, может акцентироваться внимание на конкуренции, из-за чего учащиеся могут воспринимать своих сверстников как соперников. Подростки фокусируются на достижении собственного успеха, поэтому могут пренебрегать чувствами и потребностями других, что создает напряженность и враждебность в группе.
Когда в учебном заведении главными ценностями выступают успех и достижения, это приводит к давлению на учащихся соответствовать высоким ожиданиям. Такая культура может провоцировать учащихся прибегнуть к буллингу, чтобы утвердить свое положение в группе или привлечь внимание сверстников и педагогов.
Внутренний социальный и культурный строй учреждения образования не должен одобрять или игнорировать доминирование и агрессию, поддерживать нормы, основанные на стереотипах и предвзятости. Данные факторы одобряют агрессивное поведения.
Однако необходимо учитывать уникальные особенности, включая культурные и социальные аспекты, поддерживать открытость и честность в общении, как между сверстниками, так и между учащимися и педагогами. Данные нормы препятствуют выделению учащихся, которые могут отличаться какими-либо факторами от коллектива, и способствуют выявлениям ситуаций травли на начальных этапах соответственно.
Если в школе не установлены четкие правила, касающиеся поведения учащихся, то ученики могут не понимать, что является приемлемым, а что — нет. Отсутствие системы наказаний для агрессоров способствует созданию культуры безнаказанности, в которой травля становится распространенным явлением. При отсутствии системы поддержки в учреждении образования в случае буллинга, пострадавшие ученики могут не знать, куда обратиться, и как действовать.
Без регулярных разъясняющих мероприятий и тренингов о вреде буллинга и мерах, направленных на его предотвращение, учащиеся могут не осознавать серьезности проблемы. Отсутствие информации о случаях буллинга и недостаточная открытость в обсуждении этой темы могут приводить к тому, что проблема игнорируется.
Стереотипы и предвзятость в образовательной среде упрощают восприятие определенных групп учащихся (по этническому признаку, социальному статусу, особенностям развития), что может привести в оправдыванию агрессии, неэффективному разрешению конфликтов, изоляции некоторых личностей [6].
Вторая группа причин возникновения буллинга — психологические. В список основных входят:
- стремление к социальной принадлежности. Старшие подростки находятся на этапе активного поиска своей идентичности и стремления к принятию со стороны сверстников. В этом контексте буллинг может рассматриваться как способ утверждения своего статуса в группе. Подростки, испытывающие давление со стороны своих ровесников, могут прибегать к агрессии, чтобы показать свою силу или влияние;
- низкая самооценка. Буллинг может выступать как способ поднять свою значимость в глазах других. Агрессия в отношении сверстников может временно компенсировать их собственные комплексы, позволяя почувствовать временное удовлетворение от доминирования над другими;
- модели поведения из семейной среды. Подростки, которые стали свидетелями насилия или агрессии в семье, могут перенимать эти модели поведения и воспроизводить их в своей социальной среде [5];
- эмоциональные проблемы. Неспособность справляться с негативными эмоциями, такими как гнев или разочарование, может приводить к тому, что они начинают направлять эти чувства на других;
- низкий уровень эмпатии. Это может быть обусловлено как личностными особенностями, так и влиянием окружающей среды, которая формирует неуважительное отношение к индивидуальности и различиям;
- влияние группы. Если среди отдельных групп сверстников буллинг воспринимается как норма, подростки могут быть более склонны к участию в травле, исходя из желания соответствовать ожиданиям своих друзей;
- гендерные стереотипы. Подростки могут оказаться под давлением гендерных стереотипов, которые формируют представления о том, какое поведение считается приемлемым для мужчин и женщин. Мальчики могут демонстрировать физическую агрессию, тогда как девочки могут выражать её в социальном аспекте, например, через распространение слухов;
- стресс и тревога. Высокий уровень стресса из-за требований учёбы, ожиданий родителей и социума или проблем в личной жизни у старших подростков может побуждать их искать выход в агрессивном поведении, что приводит к буллингу как к способу компенсации своих стрессовых переживаний.
- влияние технологий. Современные подростки активно используют цифровые платформы, что создаёт новую среду для проявления агрессии. Кибербуллинг может возникать из-за анонимности интернет-пространства, позволяя агрессорам действовать без особых последствий, что делает травлю более распространенной [6].
Психологические причины возникновения буллинга у старших подростков могут взаимодействовать друг с другом, усугубляя ситуацию.
Социальные причины буллинга исходят из пропаганды и поощрения агрессивного доминирующего поведения в обществе — будь то на телевидении, в Интернете или в компьютерных играх. Т. С. Сулимова подчеркивает, что насилие, проявляемое подростками, является отражением агрессивных тенденций в обществе. При этом насилие в социальных условиях связано с политическими и социально-экономическими реалиями, а также культурами, традициями и ценностями общества. Важную роль здесь также играют законы государства и их соблюдение [10].
К социальным причинам можно отнести влияние гендерных стереотипов, неравенство в социально-экономическом плане и влияние средств массовой информации. В частности, буллинг среди подростков может быть спровоцирован внешним видом жертвы. Нетрадиционный внешний вид, воспринимаемый как признак нетрадиционной гендерной ориентации, использование символов, не соответствующих нормам, а также этнические отличия могут стать причиной ненависти в подростковом коллективе [11].
Семейные отношения оказывают влияние на формирование модели поведения подростка и его взаимодействия с окружающими. Подросток, принимающий на себя роль агрессора, скорее всего, стал свидетелем насилия в своей семье. Т. В. Ничишина подчеркивает, что жесткие семейные границы и изоляция от внешней среды могут быть причинами насилия в обществе. К буллингу могут приводить недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия в семье. Также важными аспектами являются либо недостаточный контроль, либо избыточное внимание со стороны родителей к детям [9].
Таким образом, к основным причинам буллинга среди старших подростков можно отнести следующие: педагогические, психологические, социальные и семейные. Учет этих причин и комплексный подход, включающий индивидуальные и групповые методы работы, сотрудничество с другими участниками образовательного процесса, на наш взгляд, служит основой эффективной профилактики буллинга, способствует улучшению психологического климата в учреждении образования и формированию у подростков навыков, необходимых для успешного взаимодействия в обществе.
Литература:
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии // Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
- Хилько, М. Е. Возрастная психология: конспект лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачёва. — М.: Юрайт, 2014. — 200 c.
- Долгова, В. И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков / В. И. Долгова, Л. В. Иванова, А. И. Банщикова // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015. — № Т31. — С.11–15.
- Olweus, D. Aggression in the schools. Bullies and whipping boys / D. Olweus. — Washington: Hemisphere Publishing Corporation, 1978. — 21 8p.
- Галкина, И. А. Школьный буллинг: причины, последствия, помощь / И. А. Галкина — URL: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/425-shkolnyj-bulling-prichiny-posledstviya-pomoshch (дата обращения: 03.03.2025).
- Ларченко, Н. А. Буллинг — причины, формы, профилактика: методический материал для педагогов, воспитателей / Н. А. Ларченко. — URL: http://skazka-ozersk.ru/2018–2019/bezopasnost/bulling-prichiny-formy-profilaktika.pdf (дата обращения: 03.03.2025).
- Соловьев, Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста / Д. Н. Соловьев // Интернет-журнал «Науковедение». — URL: https://naukovedenie.ru/PDF/121PVN314.pdf (дата обращения: 04.03.2025).
- Стратийчук, Е. В. Позиция учителя в школьном буллинге / Е. В. Стратийчук, Р. В. Чиркина // Электронный журнал «Современная зарубежная психология». — 2019. — Т. 8, № 3. — С. 45–52.
- Ничишина, Т. В. Профилактика девиантного поведения несовершеннослетних в школе и семье: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т. В. Ничишина. — Минск: НИО, 2018. — 248 с.
- Сулимова, Т. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов / Т. С. Сулимова. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 175 с.
- Агасиян, А. А. Обзор современных представлений о буллинге как социально-психологическом явлении и его гендерных особенностях / А. А. Агасиян // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. — 2021. — Т. 4, № 4. — С. 27–39.