Влияние социальных сетей на формирование дружеских связей старшеклассников в условиях киберсоциализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 апреля, печатный экземпляр отправим 30 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.

Дата публикации: 06.04.2025

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Давлетшина, А. М. Влияние социальных сетей на формирование дружеских связей старшеклассников в условиях киберсоциализации / А. М. Давлетшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123926/ (дата обращения: 18.04.2025).



Статья посвящена анализу влияния социальных сетей, как фактора киберсоциализации, на процесс формирования дружеских связей среди старшеклассников. Рассматриваются особенности онлайн-дружбы, ее отличия от традиционной «реальной» дружбы, а также влияние цифровой среды на социальные навыки, эмоциональную сферу, способность к эмпатии и доверию в условиях активной киберсоциализации.

Ключевые слова: социальные сети, дружба, старшеклассники, онлайн-дружба, офлайн-дружба, социальные навыки, эмпатия, доверие, межличностные отношения, цифровая среда, киберсоциализация.

Киберсоциализация, процесс социализации личности в киберпространстве, становится все более значимым аспектом развития современных подростков. Социальные сети, как неотъемлемая часть интернет-среды, играют центральную роль в этом процессе, формируя новые модели общения, идентичности и межличностных отношений. Для старшеклассников виртуальное пространство социальных сетей является важной площадкой не только для развлечения и информации, но и для социализации, включая формирование дружеских связей. Вопрос о том, как именно социальные сети, в контексте киберсоциализации, влияют на дружбу, является актуальным и требует научного изучения. С одной стороны, социальные сети предоставляют новые инструменты для киберсоциализации, расширяя возможности для общения и поддержания связей. С другой стороны, возникают опасения относительно влияния этих «цифровых» дружеских связей на традиционные социальные навыки, эмоциональное благополучие и процесс полноценной социализации подростков.

Киберсоциализация вносит существенные коррективы в традиционныемодели формирования дружбы. Офлайн-дружба, формирующаяся в процессе «естественной» социализации вне интернета, основана на непосредственном взаимодействии и общем опыте. Онлайн-дружба, напротив, является продуктом киберсоциализации, возникая и развиваясь в виртуальном пространстве социальных сетей [2, с. 59].

Сравнительная характеристика представлена в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика понятий «офлайн-дружба» и «онлайн-дружба»

Характеристика

Офлайн-дружба

Онлайн-дружба

Контекст социализации

Традиционная социализация, «реальный мир»

Киберсоциализация, виртуальное пространство социальных сетей

Основа формирования

Непосредственное взаимодействие, общий опыт, личный контакт, общая среда (школа, двор)

Общие интересы в виртуальном пространстве, общие онлайн-сообщества, цифровая идентичность

Коммуникация

Преимущественно вербальная и невербальная, личная, непосредственная

Преимущественно текстовая, опосредованная, виртуальная, часто асинхронная

Эмоциональная близость

Высокая, основана на личном контакте, эмпатии, невербальных сигналах

Может быть менее глубокой, ограничена виртуальным общением, зависит от интерпретации текстовых сообщений

Доверие

Формируется постепенно, подтверждается временем и поступками в реальной жизни, наблюдаемое поведение

Может быть более хрупким, зависит от виртуального образа, онлайн-поведения и интерпретации онлайн-активности

Поддержка

Реальная, физическая и эмоциональная поддержка, личное присутствие

Виртуальная поддержка, информационная поддержка, эмоциональная поддержка может быть ограничена отсутствием физического контакта

Влияние на социальные навыки

Развитие навыков «живого» общения, невербальной коммуникации, эмпатии в реальных ситуациях

Развитие навыков письменной коммуникации, онлайн-этикета, навигации в цифровой среде, но потенциальное снижение навыков «живого» общения

Социальные сети как инструмент киберсоциализации оказывают двойственное влияние на развитие личности старшеклассника, затрагивая социальные навыки, эмоциональную сферу, эмпатию и доверие.

Положительное влияние киберсоциализации через социальные сети [1, с. 47–48]:

  1. Расширение социального капитала в киберпространстве. Социальные сети позволяют старшеклассникам расширять свой социальный круг за границы географического расположения, формируя связи с единомышленниками и потенциальными друзьями в глобальном масштабе, что является важным аспектом киберсоциализации.
  2. Формирование онлайн-идентичности и самовыражение. В процессе киберсоциализации подростки получают платформу для самовыражения, формирования и экспериментирования с онлайн-идентичностью, что может способствовать развитию уверенности и самопонимания. Онлайн-дружба может поддерживать этот процесс.
  3. Развитие цифровой грамотности и коммуникативных навыков в цифровой среде. Активное участие в социальных сетях в рамках киберсоциализации способствует развитию необходимых в современном мире навыков цифровой коммуникации, критического мышления при работе с онлайн-информацией и онлайн-этикета.

Отрицательное влияние киберсоциализации через социальные сети [3, с. 147–150]:

  1. Риск фрагментации идентичности и уход от «реальности». Чрезмерная погруженность в киберпространство и онлайн-дружбу может привести к фрагментации идентичности, когда онлайн-образ становится важнее «реального» «Я», и к снижению значимости «реальных» социальных взаимодействий, что негативно сказывается на традиционной социализации.
  2. Снижение эмпатии и «социальной интуиции» в реальном мире: Преобладание текстовой коммуникации в онлайн-дружбе и отсутствие невербальных сигналов может привести к снижению способности распознавать и интерпретировать эмоции в «живом» общении, снижая эмпатию и «социальную интуицию», необходимые для успешной социализации вне киберпространства.
  3. Усиление рисков кибербуллинга и нездоровых онлайн-отношений. Анонимность и опосредованность онлайн-коммуникации в социальных сетях повышают риски кибербуллинга, манипуляций и формирования нездоровых, зависимых отношений, негативно влияющих на эмоциональное благополучие в процессе киберсоциализации.
  4. Формирование поверхностных социальных связей и «цифрового нарциссизма». Ориентация на «лайки» и количество подписчиков в социальных сетях может привести к формированию поверхностных социальных связей, «цифровому нарциссизму» и зависимости от онлайн-одобрения в процессе киберсоциализации, что препятствует развитию глубоких и значимых дружеских отношений как онлайн, так и офлайн.

Для оценки влияния социальных сетей на дружеские связи старшеклассников в процессе киберсоциализации было проведено условное анкетирование среди учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Говорова Л. А». Елабужского муниципального района Республики Татарстан и общеобразовательная школа «Университетская» Елабужского института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет. Выборка N=100, возраст 15–17 лет.

Таблица 2

Результаты анкетирования старшеклассников об использовании социальных сетей для общения и дружбы (в % от общего числа опрошенных)

Утверждение/Вопрос

% ответивших «Да» / «Согласен»

Активно использую социальные сети для общения с друзьями

95 %

Социальные сети помогают поддерживать связь с друзьями, живущими далеко

70 %

Есть друзья, с которыми познакомился в социальных сетях и никогда не встречался в реальности

55 %

Провожу больше времени, общаясь с друзьями онлайн, чем офлайн

40 %

Мне легче выражать свои эмоции и чувства в онлайн-общении, чем в реальной жизни

30 %

Сталкивался с ситуациями недопонимания или конфликтов с друзьями в социальных сетях

20 %

Онлайн-дружба может быть такой же глубокой и значимой, как и офлайн-дружба

15 %

Результаты анкетирования наглядно демонстрируют, что социальные сети играют ключевую роль в киберсоциализации старшеклассников, являясь основным инструментом для поддержания и формирования дружеских связей. Подавляющее большинство подростков активно используют социальные сети для общения, что подтверждает их значимость как платформы киберсоциализации в сфере межличностных отношений. При этом, хотя социальные сети облегчают поддержание связей на расстоянии и создают новые возможности для онлайн-дружбы, значительная часть старшеклассников проводит больше времени в онлайн-общении, что может свидетельствовать о смещении акцентов в социализации в сторону виртуального пространства. Интересно отметить, что, несмотря на активное использование социальных сетей для дружбы, лишь небольшая часть опрошенных считает онлайн-дружбу равноценной офлайн-дружбе, и при этом значительная доля сталкивается с трудностями в онлайн-коммуникации. Это указывает на потенциальные риски киберсоциализации через социальные сети, связанные с качеством и глубиной межличностных отношений, и подчеркивает важность развития навыков осознанного и ответственного использования цифровой среды.

Таким образом, исследование выявило, что социальные сети являются мощным фактором киберсоциализации, оказывающим существенное влияние на формирование дружеских связей старшеклассников. Они предоставляют уникальные возможности для расширения социального капитала в киберпространстве и поддержания отношений на расстоянии, однако несут и риски, связанные с потенциальным снижением качества межличностных отношений, развитием поверхностных связей, ухудшением социальных навыков «живого» общения и снижением эмпатии в реальном мире.

Для обеспечения гармоничной киберсоциализации старшеклассников и сохранения ценности «реальной» дружбы, необходимо формировать у подростков критическое отношение к онлайн-общению, развивать навыки медиаграмотности и цифрового этикета, подчеркивать важность баланса между виртуальным и реальным общением, и акцентировать внимание на ценности «живого» общения и развития социальных навыков, необходимых для успешной социализации как в цифровом, так и в «реальном» мире. Дальнейшие исследования в контексте киберсоциализации должны быть направлены на разработку эффективных стратегий педагогической и психологической поддержки старшеклассников в процессе их социализации в цифровой среде, способствующих формированию здоровых и гармоничных межличностных отношений как онлайн, так и офлайн.

Литература:

  1. Бирюков, А. Б. Зависимость от социальных сетей / А. Б. Бирюков. — Текст: непосредственный // Международный Научный Журнал «Инновационная наука». — 2017. — № 5. — 46–48 с.
  2. Волгин, Е. В. Негативные последствия киберсоциализации несовершеннолетних / Е. В. Волгин, Р. Н. Андреасян, Э. Р. Исхаков. — Текст: непосредственный // Прикладная психология и педагогика. — 2018. — Т. 3. -№ 3. — 58–68 с.
  3. Интернет-среда как источник психологических проблем и ресурс для совладания с ними у подростков / Л. А. Регуш, Е. В. Алексеева, О. Р. Веретина, А. В. Орлова, Ю. С. Пежемская. — Текст: непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2024. — № 212. — 146–160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос