В статье автор исследует технические возможности современных цифровых платформ для проведения опросов с целью исследования общественного мнения.
Ключевые слова: проведение опросов, цифровые платформы для проведения опросов, тепловая карта, технологии определения направления движение взгляда и курсора респондентов.
В арсенале средств исследования общественного мнения сегодня существует множество возможностей их организации и проведения. Проведение опросов самых разнообразных групп населения, например, в виде анкетирования, является достаточно распространенным инструментом социальных исследований, и, вместе с тем, очень ответственным процессом. Технология проведения опроса (анкетирования) может напрямую влиять на результаты всего исследования, использующего этот подход. Корректно выстроенный алгоритм создания и проведения опроса является инструментом, способным обеспечить подробный сбор данных об исследовании в опросе.
В наиболее простом варианте опросы, предоставляющие ограниченный в своих возможностях функционал — это сбор данных в формате «вопрос-ответ». Обычно вопрос имеет несколько вариантов ответа, либо же поле для развернутого ответа.
Современные версии опросников в виде специализированных веб-приложений позволяют использовать самые разнообразные средства анализа данных об испытуемом. Например, существует возможность отслеживания поведения курсора респондента. Данный функционал позволяет определить наиболее часто посещаемые курсором места на экране во время проведения опроса. Это требует некоторой обработки данных для того, чтобы составить тепловую карту — изображение, покрывающее полупрозрачным цветовым градиентом области, где бывал курсор указателя: от более холодных цветов к более теплым цветам соответственно частоте попадания в эту область [3, с. 34].
Отслеживание взгляда — принципиально другой уровень взаимодействия с респондентом. Зрение для человека — это основной источник знаний о мире и способ взаимодействия с ним. Знание о том, куда смотрит человек, имеет огромную ценность. Этот инструмент позволяет составить тепловую карту, основываясь на направлении движения взгляда человека. Детализация данных имеет более подробную и правдоподобную структуру. Если курсор может стоять на месте, пока респондент анализирует вопрос или изображение, то его взгляд точно не стоит на одном месте экрана. Сбор и анализ таких данных представляет наибольшую ценность как для бизнеса, так и для науки.
В современном цифровом пространстве уже существуют несколько решений, позволяющих технически реализовать проведение опросов общественного мнения с использованием технологий отслеживания взгляда и курсора респондента, среди них возможности таких продуктов, как «Яндекс Взгляд», «Google Forms», «Microsoft Forms».
«Яндекс Взгляд» — это отечественный сервис для создания опросов с целью проведения исследований для бизнеса, предоставляющий пользователю удобный конструктор для создания опросника с различными настройками [2]. Типы опросов, предлагаемые этим сервисом, представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Форма опросника платформы «Яндекс Взгляд»
«Google Forms» — это платформа для создания опросов, или форм, разработанная американской компанией Google [1]. Данное решение предоставляет удобный конструктор, представленный на рисунке 2, для быстрого создания простых опросов — с вариантом выбора ответа.
Рис. 2. Форма опросника платформы «Google Forms»
«Microsoft Forms» — это решение для создания и проведения опросов от еще одной американской компании — «Microsoft» [4]. На рисунке 3 представлен конструктор для создания простого опроса.
Рис. 3. Форма опросника платформы «Microsoft Forms»
По результатам анализа трех платформ для проведения опросов была составлена сводная таблица 1, представленная далее, с критериями и оценкой их удовлетворенности компаниям в формате «да» или «нет».
Таблица 1
Сравнение платформ для проведения опросов
Критерий |
«Яндекс Взгляд» |
«Google Forms» |
«Microsoft Forms» |
Удобный конструктор для создания опроса |
Да |
Да |
Да |
Вопросы с развернутым ответом |
Да |
Да |
Да |
Вопросы с выбором ответа |
Да |
Да |
Да |
Прикрепление изображений |
Да |
Да |
Да |
Прикрепление видеофайлов |
Да |
Да |
Да |
Отслеживание курсора |
Да |
Нет |
Нет |
Отслеживание взгляда |
Нет |
Нет |
Нет |
Построение тепловых карт |
Да |
Нет |
Нет |
Анализ ответов |
Да |
Да |
Да |
Выгрузка данных |
Да |
Да |
Да |
Подбор респондентов |
Да |
Нет |
Нет |
Важно отметить, что Таблица 1 была составлена таким образом, что критерии в действительности являются функциональными требованиями.
Таким образом, по результатам анализа аналогичных платформ для проведения опросов, можно увидеть, что на современном рынке недостаточно технологических решений, предоставляющих возможность определять направление движения взгляда и курсора респондента. Вместе с тем, расширение возможностей применения указанных выше технологий позволяет получить исследователю объективные данные об участниках исследования. Это позволяет утверждать, что назрела необходимость разработки цифровых продуктов нового поколения, отвечающих запросам современного рынка.
Литература:
- Быстро получайте информацию с помощью Google Forms. — Текст: электронный// Google Forms: [сайт]. — URL: https://www.google.ru/intx/ru/forms/about/ (дата обращения: 10.03.2025).
- Развивайте бизнес с исследованиями Яндекс Взгляда. — Текст: электронный// Яндекс Взгляд: [сайт]. — URL: https://surveys.yandex.ru/ (дата обращения: 10.03.2025).
- Якоб, Нильсен Веб-дизайн: анализ удобства использования веб-сайтов по движению глаз/ Нильсен Якоб, Перниче Кара. — Москва: ООО «И. Д. Вильямс», 2010. — 480 c. — Текст: непосредственный.
- Easily create custom surveys, polls, and quizzes. — Текст: электронный// Microsoft Forms: [сайт]. — URL: ttps://www.microsoft.com/en-us/microsoft-365/online-surveys-polls-quizzes (дата обращения: 10.03.2025).
- WebGazer: ScalableWebcam Eye Tracking Using User Interactions/ Papoutsaki Alexandra. — Текст: электронный// Computer Science: [сайт]. — URL: https://cs.brown.edu/people/apapouts/papers/ijcai2016webgazer.pdf (дата обращения: 10.03.2025).