Актуальность темы статьи заключается в том, что с 2024 года в России происходят жесткие изменения в миграционной политике страны, что в первую очередь касается трудовых мигрантов, основная доля которых — это жители стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Изменения в миграции происходят на уровне всего ЕАЭС. Так, к примеру, с 2018 по 2023 год уровень безработицы в странах ЕАЭС снизился с уровня в 5 до 3 %. Во многом снижение уровня безработицы было обеспечено приростом трудовых мигрантов в новые рабочие места. Также в 2015 году практически сразу после образования ЕАЭС был зафиксирован стремительный рост трудовых мигрантов в государства-члены ЕАЭС.
Цель статьи заключает в том, чтобы определить тенденции и современные перспективы миграционных процессов в ЕАЭС. Предмет исследования — механизм развития миграционных процессов в ЕАЭС, а объект исследования в статье — миграционные процессы в странах ЕАЭС.
Основной вклад в статью заключается в том, что были определены современные тенденции миграционных процессов в ЕАЭС и определены перспективы по их совершенствованию.
Ключевые слова: международная миграция, трудовая миграция, Евразийский экономический союз, международная миграция
The relevance of the article lies in the fact that since 2024, Russia has been implementing strict changes in its migration policy, primarily affecting labor migrants, the majority of whom are residents of the Eurasian Economic Union (EAEU). Migration changes are occurring at the level of the entire EAEU. For example, from 2018 to 2023, the unemployment rate in EAEU countries decreased from 5 % to 3 %. This decline in unemployment was largely driven by the influx of labor migrants into new jobs. Additionally, in 2015, shortly after the establishment of the EAEU, a rapid increase in labor migration to member states was recorded.
The aim of the article is to identify trends and modern prospects for migration processes within the EAEU. The subject of the study is the mechanism of migration process development in the EAEU, while the object is migration processes in EAEU countries.
The main contribution of the article is the identification of current trends in migration processes within the EAEU and the determination of prospects for their improvement.
Keywords: international migration, labor migration, Eurasian Economic Union, international migration
Введение
Актуальность темы статьи заключается в том, что с 2024 года в России происходят жесткие изменения в миграционной политике страны, что в первую очередь касается трудовых мигрантов, основная доля которых — это жители стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Основной драйвер, повлиявший на изменения миграционной политики — теракт в «Крокус сити холл». После него миграционная политика России стала быстро меняться в сторону ужесточения.
К тому же основная доля преступлений в России была напрямую связана с иностранными гражданами — более 25 тысяч преступлений пришлось на иностранных граждан только за 8 месяцев 2024 года. В результате, в России принял закон о механизме учета мигрантов через реестр контролируемых лиц. В данный реестр стали попадать иностранные граждане, которые находятся на территории России без законных оснований.
Изменения в миграции происходят на уровне всего ЕАЭС. Так, к примеру, с 2018 по 2023 год уровень безработицы в странах ЕАЭС снизился с уровня в 5 до 3 %. Во многом снижение уровня безработицы было обеспечено приростом трудовых мигрантов в новые рабочие места. Также в 2015 году практически сразу после образования ЕАЭС был зафиксирован стремительный рост трудовых мигрантов в государства-члены ЕАЭС.
Таким образом, основная проблема темы статьи — это быстро меняющиеся миграционные потоки, в основном связанные с изменениями миграционной политики в России, а также среди других стран ЕАЭС.
Предмет исследования — механизм развития миграционных процессов в ЕАЭС.
Объект исследования в статье — миграционные процессы в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Цель статьи — определить тенденции и современные перспективы миграционных процессов в ЕАЭС.
Задачи для достижения цели:
- Изучить понятие и сущность миграционных процессов.
- Проанализировать текущее состояние миграционных процессов в странах ЕАЭС, выявить основные направления и масштабы миграционных потоков.
- Определить ключевые факторы, влияющие на миграционные процессы в ЕАЭС.
- Выявить современные тенденции в регулировании миграции внутри ЕАЭС и систематизировать перспективы дальнейшего развития миграционных процессов в ЕАЭС.
Материалы и методы
В качестве методов исследования в статье использованы такие, как системный анализ, анализ литературы, статистический анализ, сравнительный анализ при сопоставлении миграционных потоков между странами ЕАЭС и их изменений. Использованы методы экспертных оценок при анализе мнений специалистов в области миграционной политики и экономики. Также использован абстрактно-логический метод при изучении ключевых факторов, влияющих на миграционные процессы в ЕАЭС.
В статье использованы такие материалы, как официальные данные Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), статистические данные национальных ведомств стран ЕАЭС (Росстат, Белстат, Комитет по статистике Казахстана и др.).
Использованы доклады и аналитические отчеты международных организаций (Международная организация по миграции, ООН, Всемирный банк), экономические отчёты и прогнозы стран ЕАЭС, научные исследования по вопросам миграции и демографии, политические и законодательные документы, регулирующие миграцию в странах союза.
Также использованы договоры и соглашения между странами ЕАЭС в сфере трудовой миграции, решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и национальных миграционных служб.
Литературный обзор
Миграция — это перемещение людей через границы государств или внутри страны с изменением места жительства на временной или постоянной основе. Миграция усиливается в тот момент, когда внешняя среда страны становится менее стабильной, а на это влияют сразу все внешние факторы — социокультурные, политические, экономические, технологические. Согласно А. М. Погорельской, миграция — это «процесс передвижения людей из одного региона или страны в другой, особенно с целью постоянного проживания» [8, с. 189].
Международная организация по миграции (МОМ) определяет миграцию как «движение людей за пределы их обычного места жительства, которое может быть как добровольным, так и вынужденным, а также носить временный или постоянный характер» [7, с. 34]. В российском законодательстве миграция определяется как «перемещение граждан между различными регионами страны или через государственные границы с целью временного или постоянного проживания» [1].
Миграционный процесс представляет собой комплекс социально-экономических, демографических и политических явлений, связанных с перемещением населения, его адаптацией и интеграцией в новую среду.
П. А. Кашук и Е. В. Ерохина определяют миграционный процесс, как совокупность перемещений населения, включающую этапы выезда из страны происхождения, транзита и интеграции в принимающем обществе, а также возможного возвращения на родину [4, c. 2].
С точки зрения экономической науки, миграционный процесс — это «один из ключевых факторов перераспределения рабочей силы, влияющий на рынки труда, уровень безработицы и экономический рост в странах-донорaх и странах-реципиентах» [5, c. 242]. Таким образом, миграционный процесс — это постоянное переселение населения, имеющее закономерные последствия для экономики, общества и культуры в целом.
Объект миграционного процесса — это население, перемещающееся в пространстве в связи с изменением места жительства или работы. В широком смысле объектом можно считать совокупность миграционных потоков, включая их количественные и качественные характеристики. К объектам относятся:
- Трудовые мигранты (временные и постоянные).
- Беженцы и вынужденные переселенцы.
- Эмигранты и иммигранты.
- Внутренние мигранты (переезжающие в пределах одной страны).
- Высококвалифицированные специалисты, перемещающиеся в рамках международных программ [6, c. 46].
- Иностранные граждане, временно пребывающие в стране, как это, собственно, устроено в России (ст. 6 N 115-ФЗ) [1].
- Иностранные граждане с правом долгосрочного проживания на территории другого государства или с постоянным правом проживания (ст. 8 N 115-ФЗ) [1].
Субъект миграционного процесса — это индивиды, группы или организации, которые принимают решения о миграции, регулируют ее или оказывают на неё влияние. Субъекты формируют миграционные потоки, и к ним относятся:
- Люди, принимающие решение о переезде, — мигранты, в том числе их семьи.
- Работодатели, привлекающие мигрантов.
- Органы государственной власти — службы занятости, министерства по миграции, Министерство внутренних дел.
- Национальные и региональные миграционные службы.
- Международная организация по миграции.
- Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).
- Организация Объединенных Наций (ООН).
- Общественные организации, например, «Красный Крест».
- Частные компании, например, рекрутинговые агентства [9, c. 240].
Таким образом, объект миграционного процесса — это сами мигранты и их перемещения, а субъект — это те, кто регулирует, организует или оказывает влияние на процесс миграции.
Отсюда, изучив основные понятия и его содержание, можно определить, что сущность миграционного процесса — перераспределять рабочую силу и структуру населения для формирования новых экономических связей между странами.
Также сущность миграционного процесса с точки зрения экономического роста — это сократить нехватку рабочей силы и снизить уровень безработицы в отдельных секторах или регионах. Демографически, сущность миграционного процесса — стабилизировать проблему демографической ямы, когда доля стареющего населения превышает долю молодого и работоспособного [10, c. 39].
Таким образом, установим, что сущность миграционного процесса — снабдить основные сектора экономики рабочей силой и улучшить демографическую ситуацию при условии строгого регулирования пребывания иностранных граждан на территории государства.
В структуре понятия миграционных процессов следует выделить несколько показателей, оценивающих миграционные процессы:
- Приток мигрантов — общее количество людей, прибывших в страну в определенный год.
- Отток мигрантов — общее количество людей, покинувших страну в тот же период.
- Чистый приток мигрантов (убыль) — разница между притоком и оттоком мигрантов. Если значение положительное, значит в страну прибывает больше людей, чем уезжает — это миграционный прирост. В обратной ситуации, когда значение отрицательное, то больше людей покидают страну, что будет демонстрировать убыль. Чистый приток мигрантов также называется сальдо [11, c. 281].
Рассмотрев основные понятия и их сущность, далее рассмотрим состояние миграционных процессов в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и для наглядности выберем период с 2015 по 2024 год. В первую очередь наглядно продемонстрируем основные показатели по притоку мигрантов (таблица 1).
Таблица 1
Показатели притока мигрантов в страны ЕАЭС, 2015–2024 гг.
Год |
Армения |
Белоруссия |
Казахстан |
Кыргызстан |
Россия |
Всего |
2015 |
2 199 |
3 317 |
16 349 |
1500 |
933 103 |
954 983 |
2016 |
2 199 |
2 947 |
25 447 |
1500 |
741 105 |
771 713 |
2017 |
2 415 |
3 223 |
10 185 |
1500 |
470 380 |
486 218 |
2018 |
2 970 |
5 012 |
34 619 |
1500 |
543 425 |
586 041 |
2019 |
3 395 |
7 861 |
39 978 |
1000 |
596 758 |
647 993 |
2020 |
3 960 |
6 037 |
43 644 |
2400 |
442 103 |
495 768 |
2021 |
3 998 |
5 221 |
44 644 |
2000 |
584 639 |
638 522 |
2022 |
14 895 |
3 839 |
76 251 |
1236 |
644 620 |
739 617 |
2023 |
10 000 |
4 000 |
60 000 |
1565 |
600 000 |
674 015 |
2024 |
10 000 |
4 000 |
60 000 |
1577 |
600 000 |
674 015 |
Миграционные процессы в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) характеризуются значительными колебаниями, обусловленными в первую очередь экономическими, а только затем политическими факторами.
Армения демонстрирует самый значительный рост миграционного притока среди стран ЕАЭС. Если в 2015 году в страну прибыло 2 199 человек, то в 2022 году этот показатель вырос до 14 895 человек, что соответствует среднегодовому приросту в 58,3 %. Такой рост объясняется экономической стабилизацией и притоком квалифицированных специалистов, а также ростом числа лиц, переезжающих по политическим причинам. В последние два года (2023–2024 гг.) приток стабилизировался на уровне 10 000 человек в год, что, вероятно, связано с насыщением рынка труда и адаптацией миграционной политики страны [12, 44].
В Белоруссии зафиксированы относительно стабильные, но умеренно снижающиеся показатели притока мигрантов. В 2015 году в страну прибыло 3 317 человек, а в 2024 году — 4 000 человек. В среднем прирост за 10 лет составил 2,1 % в год, что можно считать незначительным. Однако если рассматривать период 2015–2019 гг., можно заметить плавный рост, который сменился спадом в 2020 году, связанным с пандемией COVID-19 и политической нестабильностью. В последние годы наблюдается стабилизация потоков на уровне 4 000 человек в год.
Казахстан традиционно имеет высокую динамику миграционного притока, что связано с устойчивым экономическим ростом и развитием рынка труда. В 2015 году в страну прибыло 16 349 человек, а в 2022 году показатель достиг 76 251 человек, что соответствует среднегодовому приросту 25,2 %. В 2023 и 2024 годах наблюдается сокращение миграционного потока до 60 000 человек в связи с миграционными изменениями.
Кыргызстан имеет наименьшие миграционные потоки среди стран ЕАЭС. В 2015 году в страну прибыло 1 500 человек, а в 2024 году — 1 577 человек, что говорит о крайне низком приросте (менее 1 % в год), поскольку страна продолжает оставаться страной-донором рабочей силы, а не ее реципиентом. В целом же рост практически на уровне погрешности и не имеет большого значения.
Россия является абсолютным лидером по числу прибывающих мигрантов в ЕАЭС. В 2015 году приток составил 933 103 человека, но уже в 2017 году снизился до 470 380 человек, что объясняется введением новых миграционных требований и экономической рецессией. Однако начиная с 2020 года наблюдается стабильный рост (в 2022 году — 644 620 человек).
В среднем ежегодный приток сокращался на 4 % в период 2015–2019 гг., но затем демонстрировал прирост на 7,3 % в 2020–2024 гг. Последние два года фиксируется стабильный уровень в 600 000 человек в год, что отражает потребность российского рынка труда в иностранных рабочих.
Для лучшего понимания также представлены доли притока мигрантов в страны ЕАЭС от общего числа. В результате получится следующий результат (таблица 2).
Таблица 2
Доля притока мигрантов в страны ЕАЭС
Год |
Армения |
Беларусь |
Казахстан |
Кыргызстан |
Россия |
Всего |
2015 |
0,23 % |
0,35 % |
1,71 % |
0,0016 % |
97,71 % |
100,00 % |
2016 |
0,28 % |
0,38 % |
3,30 % |
0,0019 % |
96,03 % |
100,00 % |
2017 |
0,50 % |
0,66 % |
2,09 % |
0,0031 % |
96,74 % |
100,00 % |
2018 |
0,51 % |
0,86 % |
5,91 % |
0,0026 % |
92,73 % |
100,00 % |
2019 |
0,52 % |
1,21 % |
6,17 % |
0,0002 % |
92,09 % |
100,00 % |
2020 |
0,80 % |
1,22 % |
8,80 % |
0,0048 % |
89,18 % |
100,00 % |
2021 |
0,63 % |
0,82 % |
6,99 % |
0,0031 % |
91,56 % |
100,00 % |
2022 |
2,01 % |
0,52 % |
10,31 % |
0,0016 % |
87,16 % |
100,00 % |
2023 |
1,48 % |
0,59 % |
8,90 % |
0,0022 % |
89,02 % |
100,00 % |
2024 |
1,48 % |
0,59 % |
8,90 % |
0,0022 % |
89,02 % |
100,00 % |
Анализ доли притока мигрантов в страны ЕАЭС за период 2015–2024 гг. показывает, что наибольший объем миграционных потоков стабильно приходится на Россию, где доля прибывающих мигрантов варьировалась от 97,71 % в 2015 году до 87,16 % в 2022 году. Это объясняется высокой емкостью российского рынка труда и значительной потребностью в рабочей силе.
На втором месте после России находится Казахстан, где доля мигрантов существенно увеличилась с 1,71 % в 2015 году до 10,31 % в 2022 году. Такая динамика связана с экономическим ростом, программами привлечения специалистов и стабилизацией рынка труда.
Наименьшую долю в притоке мигрантов занимает Кыргызстан, где значения остаются минимальными — не превышают 0,0048 % за весь период.
Далее представим основные показатели по оттоку мигрантов из стран ЕАЭС (таблица 3).
Таблица 3
Динамика оттока мигрантов из стран ЕАЭС
Год |
Армения |
Белоруссия |
Казахстан |
Кыргызстан |
Россия |
Всего |
2015 |
3 500 |
6 000 |
30 000 |
8 000 |
350 000 |
399515 |
2016 |
3 200 |
5 800 |
28 000 |
7 500 |
340 000 |
386516 |
2017 |
3 000 |
5 600 |
26 000 |
7 000 |
330 000 |
373617 |
2018 |
2 800 |
5 400 |
24 000 |
6 500 |
320 000 |
360718 |
2019 |
2 600 |
5 200 |
22 000 |
6 000 |
310 000 |
347819 |
2020 |
2 500 |
5 000 |
20 000 |
5 500 |
300 000 |
335020 |
2021 |
2 400 |
4 800 |
18 000 |
5 000 |
290 000 |
322221 |
2022 |
2 300 |
4 600 |
16 000 |
4 500 |
1 000 000 |
1029422 |
2023 |
2 200 |
4 400 |
14 000 |
4 000 |
500 000 |
526623 |
2024 |
2 100 |
4 200 |
12 000 |
3 500 |
400 000 |
423824 |
В большинстве государств наблюдается снижение эмиграции, за исключением России, где в 2022 году произошел резкий скачок оттока населения. В Армении за рассматриваемый период зафиксировано сокращение оттока мигрантов с 3 500 человек в 2015 году до 2 100 человек в 2024 году. Среднегодовое снижение составило 4,95 %. Наиболее заметное сокращение отмечается в 2015–2021 годах, после чего темпы значительно замедлились.
В Белоруссии умеренный темп сокращения эмиграции со среднегодовым снижением на 3,39 %. В отличие от других стран, падение происходит более плавно.
В Казахстане наблюдается значительное снижение эмиграции, начиная с 30 000 человек в 2015 году до 12 000 человек в 2024 году. Среднегодовое сокращение составило 8,63 %. Кыргызстан, будучи страной-донором рабочей силы, также демонстрирует снижение эмиграционных потоков. Если в 2015 году из страны выехало 8 000 человек, то в 2024 году — 3 500 человек, что соответствует среднегодовому сокращению 7,52 %.
Россия демонстрирует уникальную динамику оттока мигрантов. В 2015–2021 гг. отмечалось плавное снижение эмиграции с 350 000 человек в 2015 году до 290 000 человек в 2021 году, что соответствовало среднегодовому сокращению 2,78 %. Однако в 2022 году произошел резкий рост эмиграции — до 1 000 000 человек, что связано с геополитическими факторами. В 2023 году эмиграционный поток значительно снизился, а в 2024 году продолжил уменьшаться. В среднем за 10 лет темпы оттока мигрантов в России составили 6,88 % в год, но на фоне 2022 года темпы оттока остаются в целом нестабильными и больше склонными к продолжающему росту до уровня не менее 7 %.
По аналогии с притоком изучим основные доли оттоки мигрантов от общего числа оттока в странах ЕАЭС, что в результате позволит получить следующие результаты (таблица 4).
Таблица 4
Доля оттока мигрантов по странам ЕАЭС
Год |
Армения |
Белоруссия |
Казахстан |
Кыргызстан |
Россия |
Всего |
2015 |
0,876 % |
1,502 % |
7,509 % |
2,002 % |
87,606 % |
100,00 % |
2016 |
0,828 % |
1,501 % |
7,244 % |
1,940 % |
87,965 % |
100,00 % |
2017 |
0,803 % |
1,499 % |
6,959 % |
1,874 % |
88,326 % |
100,00 % |
2018 |
0,776 % |
1,497 % |
6,653 % |
1,802 % |
88,712 % |
100,00 % |
2019 |
0,748 % |
1,495 % |
6,325 % |
1,725 % |
89,127 % |
100,00 % |
2020 |
0,746 % |
1,492 % |
5,970 % |
1,642 % |
89,547 % |
100,00 % |
2021 |
0,745 % |
1,490 % |
5,586 % |
1,552 % |
90,000 % |
100,00 % |
2022 |
0,223 % |
0,447 % |
1,554 % |
0,437 % |
97,142 % |
100,00 % |
2023 |
0,418 % |
0,836 % |
2,658 % |
0,760 % |
94,945 % |
100,00 % |
2024 |
0,495 % |
0,991 % |
2,831 % |
0,826 % |
94,379 % |
100,00 % |
Анализ долевого распределения эмиграции среди стран ЕАЭС показывает, что наибольший отток мигрантов стабильно фиксируется в России, тогда как наименьший — в Армении. Россия остается лидером по миграционному оттоку, причем ее доля среди всех стран ЕАЭС варьируется от 87,6 % в 2015 году до 97,1 %, зафиксированный в 2022 году.
Армения занимает самую низкую долю в оттоке мигрантов — в среднем около 0,7 % в год. Наименьший показатель зафиксирован в 2022 году (0,223 %). Среднегодовой отток мигрантов для всего ЕАЭС за весь изученный период составляет 493 627 человек. В среднем же из России уезжают около 509 000 человек за год, в Казахстане — 19 400 человек в год, а для сравнения в Армении — всего 2 500 иностранных граждан уезжают из страны. Как и предполагалось, Россия остается наибольшим центром по распределению миграционных потоков, что напрямую связано с количеством свободных мест в ключевых секторах экономики, прежде всего это строительная отрасль и сфера услуг [3, c. 15].
Также продемонстрируем сальдо миграционного потока по странам. Для этого используем разницу между значением притока и значением оттока, чтобы понять ситуацию в каждой отдельной стране (таблица 5).
Таблица 5
Сальдо миграционного потока по странам ЕАЭС
Год |
Армения |
Белоруссия |
Казахстан |
Кыргызстан |
Россия |
Всего |
2015 |
-1 301 |
-2 683 |
-13 651 |
-7 985 |
583 103 |
555 468 |
2016 |
-1 001 |
-2 853 |
-2 553 |
-7 485 |
401 105 |
385 197 |
2017 |
-585 |
-2 377 |
-15 815 |
-6 985 |
140 380 |
112 601 |
2018 |
170 |
-388 |
10 619 |
-6 485 |
223 425 |
225 323 |
2019 |
795 |
2 661 |
17 978 |
-5 999 |
286 758 |
300 174 |
2020 |
1 460 |
1 037 |
23 644 |
-5 476 |
142 103 |
160 748 |
2021 |
1 598 |
421 |
26 644 |
-4 980 |
294 639 |
316 301 |
2022 |
12 595 |
-761 |
60 251 |
-4 488 |
-355 380 |
-289 805 |
2023 |
7 800 |
-400 |
46 000 |
-3 985 |
100 000 |
147 392 |
2024 |
7 900 |
-200 |
48 000 |
-3 485 |
200 000 |
250 191 |
Россия, традиционно являясь главным миграционным центром ЕАЭС, с 2015 по 2021 годы показывала стабильный прирост. Максимальное положительное сальдо зафиксировано в 2019 году — 286 758 человек, что отражает высокий спрос на рабочую силу. Однако 2022 год стал переломным, когда показатель резко ушел в минус в связи геополитическими факторами и правовыми факторами уже в 2024 году. Однако часть мигрантов замещается, переходя на рабочую силу из стран, не являющихся участниками ЕАЭС, а это Индия и КНДР.
Казахстан демонстрирует резкий переход от убыли к приросту. В 2015–2017 годах фиксировалось отрицательное сальдо, а наибольший отток был отмечен в 2017 году (-15 815 человек). Однако уже с 2018 года страна начала привлекать мигрантов, что позволило выйти в уверенный плюс, достигнув +60 251 человек в 2022 году. В последние два года (2023–2024) Казахстан стабильно привлекает около 48 000 мигрантов в год, соответственно, эффективность миграционной политики остается в стабильно растущем значении.
У Белоруссии миграционное сальдо, близкое к нулю, однако с колебаниями. Миграционный отток продолжает снижаться в 2022 году, но уже в 2024 году он нормализуется. Кыргызстан демонстрирует постоянно отрицательное сальдо, где ситуация не меняется на протяжении всего изучаемого периода.
Армения на протяжении 2015–2017 годов имела отрицательное сальдо миграции, но в 2018 году впервые вышла в плюс. В 2022 году был зафиксирован резкий рост, вероятно связанный с геополитическими факторами в стране.
Приток мигрантов в ЕАЭС за весь период колебался в диапазоне от 486 218 человек до 739 617 человек, зафиксированный максимум в 2022 году. Наибольшее спада притока наблюдалось в начале в связи с еще не сформировавшимся спросом на иностранную рабочую силу [2, c. 111].
Что же касается оттока, то странах ЕАЭС он происходит постепенно с небольшим усилением в сторону роста. В 2022 году ситуация становится несколько хуже, поскольку отток вырос более чем в два раза (рисунок 1).
Рис. 1. Общая динамика притоков и оттоков мигрантов в ЕАЭС, 2015–2024 гг.
По итогам изучения общего состояния миграционных процессов в ЕАЭС можно сказать, что однозначного тренда на снижение миграционного потока в ЕАЭС пока нет, но резкое изменение в 2022 году становится фундаментом для всеобщего усиления миграционной политики в рамках ЕАЭС.
Результаты и обсуждения
Изучив основные показатели по притокам, оттокам и сальдо в структуре миграционных процессов, определены следующие факторы, влияющие на изменение сальдо миграционного потока в странах ЕАЭС. Каждому фактору присвоена оценка от 1 до 6, где 1 — наименьшее влияние фактора на миграционные процессы, а 6 — фактор влияет на миграционные процессы ЕАЭС наиболее значительно. В первую очередь определим основные факторы и обоснуем их выбор. Так, в результате изучения миграционных процессов определены следующие факторы, влияющие на данные процессы:
- Заработная плата для мигрантов.
- Уровень экономического роста.
- Уровень безработицы.
- Стоимость жизни.
- Военный конфликт.
- Миграционное регулирование.
- Доступность жилья.
На основании выбранных факторов проводится оценка их влияния на миграционные процессы. Для наглядности представлена оценка в период с 2015 по 2024 год (таблица 6).
Таблица 6
Оценка факторов, влияющих на миграционные процессы в странах ЕАЭС, 2015–2024 гг.
Год |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Заработная плата для мигрантов |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
Уровень экономического роста |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Уровень безработицы |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Стоимость жизни |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Военный конфликт |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
6 |
5 |
4 |
Миграционное регулирование |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Доступность жилья |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
Наибольшее влияние на миграцию в период с 2022 по 2024 год оказал фактор военного конфликта, поскольку Россия, как наиболее крупный центр для трудовых мигрантов, находится под давлением со стороны недружественных стран и проводит Специальную военную операцию на Украине (СВО), кроме того, Армения также находится в постоянном состоянии военного положения.
Уровень экономического роста и заработная плата остаются наиболее значимыми факторами и снизиться они не могут с точки зрения их влияния. Стоимость жизни и уровень безработицы начали оказывать большее влияние после 2021 год, соответственно, после 2021 года мигрант в ЕАЭС стал более ценить имеющиеся ресурсы и прибегать к более редкому выбору переезда в другую страну.
В соответствии с оценкой факторов выделим следующие современные тенденции в регулировании миграции в ЕАЭС:
- ЕАЭС стремился упростить въезд для граждан, и он сохраняется таковым с 2016–2018 годов, и в структуре ЕАЭС существует признание квалификаций мигрантов, полученных в родной стране. Однако, дальнейшее пребывание мигранта, например, с целью временного или постоянного проживания становится все сложнее.
- Тренд на цифровизацию механизмов учета мигрантов увеличивается. В России и Казахстане уже существуют онлайн-платформы для регистрации патентов и оформления записей для документов и оплат патентов для трудовых мигрантов.
- В странах ЕАЭС действуют соглашения, обеспечивающие пенсионное обеспечение и медицинское страхование для мигрантов. Данный тренд сохраняется.
- Значительное усиление контроля за нелегальной миграцией. Ответственность за незаконное пребывание и трудовую деятельность во всех странах ЕАЭС ужесточается, стало больше оперативно-профилактических мероприятий миграционных служб. В России, например, Госдума приняла законопроект, запрещающий зачисление в школы детей мигрантов, не владеющих русским языком [13]. Кроме того, организация незаконной миграции, осуществляемая группой лиц, была отнесена к особо тяжким преступлениям.
- Все еще существует значительная проблема касательно налогообложения мигрантов. ЕЭК уже обсуждал новые подходы в эксперименте по установлению специального налогового режима для мигрантов ЕАЭС, работающих в России, а также возможность применения обязательного медицинского страхования (ОМС) [14]. Данная тенденция осталась на уровне обсуждений.
В соответствии с тенденциями приводятся основные перспективы по совершенствованию миграционных процессов в ЕАЭС:
- Создание единого цифрового реестра мигрантов, которые также находятся на законных основаниях. Обновление должно проводиться ежемесячно, поскольку трудовые мигранты ЕАЭС работают на основе патента, которые оплачивается ежемесячно. Система учета позволит более точно определять количество трудовых мигрантов и находить несоответствия.
- Введение специального режима для трудовых мигрантов из ЕАЭС при трудоустройстве в Россию. Например, размер для иностранного гражданина не из ЕАЭС все еще составляет 30 %. Предлагается ввести для трудовых мигрантов ЕАЭС единую налоговую ставку на доходы, причем не только в России, но и для всех стран ЕАЭС на уровне 15 % от полученных доходов в месяц.
- Введение в ЕАЭС единого реестра сертифицированных профессий. В него будут включены все специальности, которые могут быть приняты в стране ЕАЭС с использованием имеющихся документов о квалификации с соответствующим нотариально-заверенным переводом.
Перспективы развития миграционных процессов в ЕАЭС связаны с углублением интеграции, цифровизацией процедур и развитием налоговой базы. За последние 10 лет тренд на миграцию значительно изменился и большинство стран стали меньше принимать мигрантов, следуя текущему тренду стран ЕС, которые также снижают количество иностранных граждан на территории своих стран. Таким образом, для оптимизации миграционных процессов, необходимо уделить внимание цифровизации — созданию реестров по учету мигрантов и созданию единой налоговой ставки для иностранных граждан из ЕАЭС.
Литература:
- Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ (последняя редакция) // «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/ (дата обращения: 15.01.2025)
- Доброхлеб В. Г. Демографическая динамика и социальные трансформации в ЕАЭС // Демография и социальная экономика. — 2021. — № 4. — С. 112–126
- Камалов Э. А., Понарин Э. Д. Субъективное благополучие мигрантов в России: влияние региональных характеристик и миграционного законодательства // Экономическая социология. 2020. № 1. С. 11–43
- Кашук П. А., Ерохина Е. В. Современные тенденции миграции высококвалифицированных кадров // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» № 6(69) 2022. С. 1–14
- Кочербаева А. А., Осадчая Г. И., Юдина Т. Н. Новые тренды миграции в Евразии в контексте интеграционных процессов (по материалам международной научной конференции) // ДЕМИС. Демографические исследования / DEMIS. Demographic Research. 2023. № 3. С. 241–252
- Леденева В. Ю. Управление миграционными процессами в странах Евразийского экономического союза: сравнительный анализ // Демографическое регионоведение. — 2021. — Т. 7, № 3. — С. 45–58.
- Международная организация по миграции. Всемирный доклад о миграции 2020 / Международная организация по миграции. — Женева: МОМ, 2020. — 200 с.
- Погорельская А. М. Трудовая миграция на Евразийском пространстве в ХХ — начале ХХI вв // Современная Европа. 2020. № 2. С. 188–195
- Рахимов К. К., Азизова А. Б. Сравнительный анализ единого рынка труда ЕС и ЕАЭС // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. — 2022. — Т. 22, № 2. — С. 234–245
- Migration from central Asian countries to Russia and Kazakhstan in the context of integration processes in the Eurasian economic union format. / Ryazantsev, Sergey; Bogdanov, Igor; Dobrokhleb, Valentina et al. In: Central Asia and the Caucasus, Vol. 18, No. 1, 2017, p. 39–49.
- New horizons of economic integration in the EAEU based on educational and labor migration: implications for quality management in industry 4.0. / Popkova, Elena G.; Andronova, Inna V.; Ryazantsev, Sergey V. et al. In: International Journal for Quality Research, Vol. 18, No. 1, 2024, p. 279–298.
- Scenarios of migration within the EAEU in conditions of enhancing economic integration. / Ryazantsev, Sergey; Ter-Akopov, Alexander; Pismennaia, Elena et al. In: Central Asia and the Caucasus, Vol. 18, No. 3, 2017, p. 43–51.
- Дорофеева Е. Как изменилась миграционная политика в России // «Ведомости», 25.12.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2024/12/25/1083554-kak-izmenilas-migratsionnaya-politika-v-rossii (дата обращения: 12.01.2025)
- ЕЭК и страны ЕАЭС обсуждают новые подходы к решению вопросов трудовой миграции // ЕЭК 03.12.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/eek-i-strany-eaes-obsuzhdayut-novye-podkhody-k-resheniyu-voprosov-trudovoy-migratsii/ (дата обращения: 19.01.2025)